на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр


дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования

словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В

подготовительной и школе группе начинает складываться знание норм

словообразования.

Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных

способов словообразования. Так как благодаря динамичности, эмоциональности

проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз

упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут

проводится как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного

материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях

играющих.

В каждой дидактической игре четко определяются программное содержание.

Например, в игре «Кто ушел, кто пришел» закрепляется правильное

употребление наименование животных и их детенышей в именительном падеже

единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической

задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно

легко проводить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую

форму.

Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком

детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль.

Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет

названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними

совершить.

Для самостоятельного словообразования важно чтобы дети хорошо понимать

услышанное, поэтому необходим о развивать речевой слух, обогащать детей

знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем,

прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также

словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических

средств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов

малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им

пользоваться.

Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи

суффиксов (учитель - учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал -

выехал); сформулировать навыки образования слов по аналогии. На первом

этапе обучения дети усваивают способы словообразования существительных с

суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы

образования глаголов с приставками. Рассматривая, например, парные картинки

(кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель

учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок,

-ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется

котенок, у мышки – мышонок, у утки – утенок, у медведицы – медвежонок, у

лисы – лисенок.

Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель показывает картинку и

говорит «У меня котенок. А у тебя кто?». Ребенок отвечает: «А у меня

котята».

В игре «Кто пришел» детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные

названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и

множественном числе.

В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа - ежата) детей учат

употреблять названия животных и их детенышей в именительном единственного и

множительного числа, в игре «Кого не стало» - употреблять названия

животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не

стало ежат, лисят, цыплят).

Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится в

дидактических играх (сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.).

На первом этапе детей также учат образованию глаголов разными

способами.

Образование глаголов от звукоподражательных слов:

-кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!

-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!

-хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!

Образование глаголов при помощи приставок:

Ходить – заходить – уходить – приходить;

Вошел – вышел, пришел – ушел.

Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в

дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что

делает?», «добавь слово»).

В употреблении частей речи у детей с интеллектуальной

недостаточностью можно отметить целый ряд особенностей:

- неправильное употребление рода существительных (один яблок);

- дети рано усваивают число существительных, различают

существительные по числу, поэтому от существительных, имеющих

только единственное число, они образуют множественное число

(много карандашов, много ежов).

Это происходит потому, что собирательные и вещественные

существительные осознаются детьми как нечто, состоящее из отдельных

предметов (ежи – определенное количество животных).

- умственно отсталые дети часто делают ошибки, образуя форму

множественного числа (теленки, поросенки, цыпленки, ягненки,

числы и др.).

- много ошибок делают в образовании родительного падежа и

винительного падежа множественного числа существительных (без

обоих глазов, много мышов, книгов, куклов).

- Дети легко вычленяют значимые части слова (приставку, суффикс,

корень), но, не зная еще закономерностей словообразования,

неправильно образуют с ними слова. Особенно много ошибок с

суффиксами (собачата, светлота, деревище).

А. Н. Гвоздев замечает, что самый интенсивный процесс словотворчества

– от 2 до 5 лет.

Так как словарный запас ребенка невелик и, не находя нужного слова, он

придумывает его сам. Ребенок играет со словами как с кубиками, создавая

различные причудливые конструкции.

Вопросом об особенностях словообразования занимался и В. К. Лотарев.

Он считает, что воспитатель должен направлять ребенка на путь интуитивного

понимания форм словообразования речи. Иначе умственно отсталый ребенок

вообще не будет усваивать грамматические нормы языка, ее смысла и

назначения.

Дети, как правило, не используют причастия и деепричастия в своей

речи, так как редко слышат их в речи взрослых. Взрослые же, в свою очередь,

не употребляют их в разговоре с детьми, боясь, что дети их не поймут [7, с.

76-79].

Итак, мы выявили, в исследованиях авторов много общего:

- оба они говорят о словообразовании и словотворчестве по

аналогии;

- оба детально исследуют схемы детского словотворчества;

- как и в работе Гвоздева, так и в работе Лотарева есть

теоретическое обоснование приема, добытые ценой длительных

наблюдений.

Проанализировав выше изложенное, мы видим, что основной особенностью

умственно отсталых дошкольников первого года обучения является большое

количество ошибок в употреблении суффиксов, окончаний и приставок. Процесс

развития словообразования для таких детей очень сложен.

Осветив особенности усвоения детьми с нарушениями интеллекта первого

года обучения словообразовательных норм русского языка, определив их в

качестве предмета исследования, мы посчитали необходимым конкретизировать

данный аспект. В современном словообразовании господствующее положение

занимает морфологический способ словообразования, имеющий несколько

разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем

(кричать – крик, путь – путник, под одеялом - пододеяльник).

Умственно отсталые дошкольники, в основном, используют этот способ и

он же порождает большинство грамматических ошибок в речи детей. Для

использования в речи морфологического способа словообразования, умственно

отсталые дети первого года обучения осваивают словообразование модели,

лексическое значение слов, смысл значимых частей слова (приставка, корень,

суффикс, окончание).

В психологической и психолингвистической литературе словообразование

складывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование,

словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом

овладения ребенком языковой действительности». Явление словоизменение и

словообразование – одно-порядковые. По существу они представляют собой

результат той работы, которую проводит ребенок по овладению языком как

реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, входе

которой проходит это отражение.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что овладение

морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через

словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов.

В этой главе мы разобрали понятие «грамматического строя речи» и его

основные периоды формирования. В процессе изучения вопроса акцент был

сделан на особенности овладения детьми с нарушениями интеллекта

словообразовательными нормами русского языка, на типичные грамматические

ошибки умственно отсталых детей и область их появления.

Далее мы более углубимся в предмет исследования, а именно разберем

какую же роль оказывает дидактическая игра в формировании способа

словообразования.

| |1.3 дидактическая игра, ее роль в |

| |развитии и совершенствовании |

| |словообразовательных умений |

| |дошкольников с нарушениями |

| |интеллекта первого года обучения. |

| | |

Дидактические игры – эффективное средство закрепления

грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности

проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз

упражнять ребенка имеющего интеллектуальные недостатки в повторении нужных

словоформ. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами

и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр,

построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание.

Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное

употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже

единственного числа и множительного числа. В соответствии с дидактической

задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно

легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую

форму.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление. Она является и игровым методом и формой обучения

умственно отсталых детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения. С помощью игровых

занятий воспитатель передает определенные знания, формирует представления,

учит умственно отсталых детей играть. Дидактическая игра используется для

обучения детей математики, родному языку, ознакомления с природой и

окружающим миром, развития сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:

1. учебное (познавательное);

2. игровое (занимательное).

Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он

учит и играет, а дети, играя, учатся.

Возможность обучать умственно отсталых детей на первом году обучения

посредством активной интенсивной для них деятельности – отличительная

особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и

умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом

деятельности, поскольку главный интерес для детей первого года обучения

представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), игровые

действия. [16, с. 332].

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана

на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если

дети с нарушениям интеллекта проявляют интерес к игре, ее правилам и

действиям, если эти правила ими усвоены.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития

личности ребенка:

1. Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует

у детей правильное отношение к явлениям жизни, к природе,

предметам окружающего мира; систематизируют и углубляют знания

о Родине, людях разных профессий и национальностей,

представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических

игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить,

использовать полученные знания в разных условиях в

соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми

задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных

операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего

мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным

признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы

ощущения и восприятия лежат в основе познания умственно отсталым ребенком

окружающего мира. Ознакомление умственно отсталых дошкольников с формой,

цветом, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и

упражнений по сенсорному воспитанию.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется

словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная

речь и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр

составлены так, чтобы научить умственно отсталых детей самостоятельно

составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей

активного использования родовых и видовых понятий. Нахождение синонимов,

антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр.

У умственно отсталых дошкольников формируются нравственные

представления о бережном отношении к окружающим их предметам как к

продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со

сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах

личности.

2. Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у

детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к

труду, желание помочь взрослым в труде и трудиться

самостоятельно. Некоторые трудовые навыки дети приобретают при

изготовлении материала для дидактических игр. Это воспитывает

первоначальное трудолюбие, бережное отношение к продуктам

труда.

3. Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен

соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям.

Хранится он в группе в определенном месте, доступном для

детей.

4. Физическое воспитание. Игра создает положительный

эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, но и

требует определенного направления нервной системы.

Двигательная активность детей во время игры развивает мозг

ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в

процессе которых укрепляется мелкая моторика рук, что также

благополучно сказывается на умственном развитии детей, на

подготовленности руки к рисованию.

Многие дидактические игры формируют культурно-гигиенические навыки.

С помощью дидактических игр выявляются индивидуальные особенности

умственно отсталых детей. Посредством этих игр педагог устраняет

нежелательные проявления в характерах своих воспитанников.

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических

игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

1. Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам,

содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов

используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда,

произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы

(овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность

решать различные воспитательно-образовательные задачи.

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за

ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. В

таких играх воспитывается осторожность, терпение, настойчивость,

сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

2.Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам,

оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об

окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых

лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Также широко используются

игры – лото, домино, игры типа «Лабиринт». Распространены настольно-

печатные игры, устроенных по типу разрезных картинок, складных кубиков, на

которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти

игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности,

внимания.

3. Словесные игры отличаются там, что процесс решения обучающей задачи

осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без

опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных

потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых

доступна и младшему дошкольному возрасту в силу образности речевого

оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому

опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с

помощью словесных игр создается эмоциональный настрой,

совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота

реакции, умение понимать юмор. [16, с. 337].

Игра используемая для обучения, должна иметь обучающую задачу,

обязательные правила. Рассмотрим компоненты подробнее.

I. Дидактическая задача. Она решается в игровой форме.

Игра удалась, если решена дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний детей, т. к.

в игре он опирается на имеющиеся знания, умения и навыки. Иначе говоря,

определяя дидактическую задачу, нужно знать:

1. какие знания, умения и навыки имеют дети;

2. какие знания, умения и навыки нужно закрепить;

3. какие умственные операции развиваются;

4. какие качества личности формируются.

В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, что

отличает одну игру от другой.

II. Игровая задача. Это задача для ребенка, она

побуждает ребенка включится в игру и достичь

результата. Игровая задача и познавательная

направленность игрового действия иногда заложены в

названии.

III. Игровое действие. Чем разнообразнее и содержательнее

игровые действия, тем интереснее для детей сама

игра. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при

этом условии игра приобретает обучающий характер и

становится содержательной. В игровых действиях

проявляется мотив игровой деятельности, активное

желание решить игровую задачу. Игровые действия –

сложные умственные операции, выраженные в процессах

мышления. В играх, где участвуют все дети и

выполняют одинаковые роли, игровые действия едины

для всех. Иногда они не видны, т. к. идут в уме.

Игровые действия взаимодействуют друг с другом,

подкрепляют друг друга при условии познавательного

содержания.

IV. Игровые правила. Они организуют и направляют игровое

поведение детей. Без выполнения правил не

выполняется дидактическая задача. Правила

дисциплинируют детей в игре. Правила могут

запрещать, предписывать, разрешать действия. Правила

содержат нравственные требования к взаимоотношениям

детей, выполнение ими норм поведения. Правила

определяют порядок игровых действий и должны быть

направлены на воспитание положительных игровых

отношений. В этом их воспитывающее значение. [9, с.

12-15].

V. Результат игры. Дидактические игры почти все на

победителя. Это тоже повышает интерес детей.

«Чем правила жестче, тем острее игра и динамичнее, ярче окончание

игры… Факт создания мнимой ситуации ведет к развитию отвлеченного

мышления».

Облегчают подведение итогов фишки и жетоны.

Выше приведенные сведения еще раз доказывают уникальность

дидактической игры, ее эффективность в обучении.

«Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой

переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают».

(А. Н. Леонтьев) [16, с. 331].

Такая игра не дает способы ориентировки в готовом виде, а вызывают

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.