на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста


| | | | |понравилось, |

| | | | |как |

| | | | |появля-ется |

| | | | |солнце. |

| |Зайчика |Я не помню. Но|Самый сме-лый |Мне очень |

|Ира А. |оби-дела лиса.|думаю, что, |– петух. Он |понравилась |

| |Она очень |наверное, |один прог-нал |заюшкина |

| |хитрая и |звучала |лису и |избушка. Она |

| |всегда |мед-ленная |освободил |очень крепкая,|

| |обманывает |музы-ка. |до-мик заюшки.|не тает. |

| |других. | | | |

Выделяя выразительные средства спектакля (музыкальное сопровождение,

шумовые эффекты, интонации персонажей, декорация), дети остановили внимание

на то, что произвело на них наибольшее впечатление – плач заюшки.

Анализ рисунков по сюжетам спектакля "Заюшкина избушка" (приложение 3)

говорит о том, что большинство детей используют воздушную перспективу

изображения (71,4%), раскрашивают интенсивным цветом в основном

положительных героев (71,4%), отрицательных героев (57,7%). Но некоторые

дети в своем изображении не выделяют отрицательных героев. Пропорции

изображаемых фигур у детей в основном соответствуют реальности. Дети

нарушают пропорции. Например, Саша В. нарисовал заюшку с увеличенными

глазами и ртом: "Заюшка радуется, что вернулся в свой дом. Поэтому у него

большие глаза и улыбающийся рот". Афоня Н. объясняет: "У медведя толстые

ноги, потому что он ходит тяжело". Ритм наблюдается, в большинстве рисунков

(185,7%) – это трава, растущие деревья, орнамент деталей (крыша, наличники)

избушек. Динамику движений изображают только 42,8% детей. Возможно, это

объясняется с недостаточным развитием графических способностей детей. Все

дети использовали горизонтальное расположение листа. Причина этого кроется,

по словам воспитателей, в том, что вертикальное расположение в основном

используется при предметном рисовании (цветок, посуда, игрушка и т.д.). Мы

полагаем, что педагогами в сюжетном рисовании навязан шаблон, что

препятствует развитию творческих способностей детей.

При рисовании после просмотра кукольного спектакля "Заюшкина избушка"

мы отмечаем, что все дети имели замысел, т.е. знали, что они будут

рисовать. Однако некоторые затруднялись в определении путей его реализации.

На вопрос "Как ты будешь рисовать лису и зайца, живущих в разных избушках?"

Айаал С. не мог ответить. В рисунке он пытался изобразить их в окнах

домиков, но не выразительно. Он сперва раскрасил весь домик в один цвет, а

потом простым карандашом нарисовал окна и головы героев, не выделив их

разным цветом.

Таким образом, мы констатируем, что дети находятся на среднем уровне

владения средствами композиции (49,9%). Отмечаются проявления

индивидуальных различий. Например, Валя Т. дополнила свой рисунок лошадью и

сэргэ возле дома. Такого момента в рассказе нет.

Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения у

большинства детей яркое. Однако, у некоторых оно отмечалось слабо. Так,

Сеня Н. долго не мог реализовать свой замысел. В ходе выполнения его работы

требовалась помощь педагога, которая заключалась в совместном выборе сюжета

рисунка.

Рисунки показали недостаточное развитие образного творчества,

характерное одинаковое горизонтальное расположение листа. Представление

детей ограничено введением воспитателями шаблона в процессе рисования. Мы

полагаем, что воспитатели с младших групп часто использовали показ детям

готового образца. В результате чего у детей произошло торможение развития

комбинаторских способностей воображении. Также дети затрудняются в передаче

динамики движения изображаемого, что свидетельствует о недостаточном

развитии графических способностей детей на занятиях по изобразительной

деятельности. Слабое владение графическими навыками не позволило некоторым

детям отразить в рисунке свои впечатления.

2.2 Система и методика проведения интегрированных занятий.

Анализируя процесс создания детьми изображения по замыслу, готовые

продукты их деятельности и сопоставляя их с анализом творчества художника

(М.И.Богачева, Л.С.Выготский, В.Г.Злотников, П.П.Чистяков и др.), мы

выделили следующие этапы формирования и воплощения замысла в рисовании

старших дошкольников (которые, впрочем, характерны и для других видов

изобразительной деятельности):

1. Накопление и уточнение представлений об окружающей жизни путем

организации просмотра кукольного театра и игры в нем, рассматривания

репродукций картин художников и иллюстраций книг.

2. Определение темы рисунка.

3. Осознание содержания будущего рисунка, определение входящих в него

изображений, композиции рисунка.

4. Выбор материалов для рисования с точки зрения предпочтений ребенка,

их наибольшей выразительности для решения темы, выбор и уточнение

способов создания изображений.

5. Уточнение представлений о предметах, явлениях (сюжет, персонажи

кукольного театра), которые будут изображаться перед началом

рисования.

6. Планирование выполнения замысла. Определение последовательности

создания изображения.

7. Уточнение представлений об изображаемых предметах в случае

необходимости, в ходе реализации замысла путем дополнительного

рассматривания куклы, иллюстраций, дополнительное объяснение,

напоминание.

8. Активизация применения разнообразных способов создания изображения,

выразительных средств.

9. Оценка получившегося продукта с точки зрения полноты осуществления

замысла (контроль по результату), примененных способов изображения и

выразительности.

10. Обогащение, дополнение рисунка на основе оценки.

11. Анализ готового рисунка, выделение интересного, выразительного

решения образов.

Эти этапы исходят их классификации методов и приемов обучения

изобразительной деятельности, разработанной Лернер И.Я. ( (, включающей

следующие методы:

1. Информационно-рецептивный (наблюдения, обследования игрушек,

рассматривание картин и иллюстраций);

2. Репродуктивный (упражнения на закрепление знаний, выработка навыков

и умений);

3. Исследовательский;

4. Эвристический (поэлементное обучение чертам творческой

деятельности).

Цель формирующего этапа:

Повышение композиционных особенностей детского рисунка под влиянием

кукольного театра.

Задачи:

1. знакомство и упражнения детей с элементами актерского воплощения,

с постановкой речи актера – кукольника.

2. систематизировать содержание, формы и методы работы с детьми по

изобразительной деятельности по отражению сюжетов спектаклей

кукольного театра;

Таблица 3

Содержание, формы и методы работы по изобразительной деятельности по

отражению сюжетов спектаклей кукольного театра.

|Задачи |Содержание, формы и методы работы |

|Развитие |Используя куклы и игрушки кукольного театра, развивать|

|вос-приятия детей|у детей восприятие предмета. Знакомить детей с формой |

| |кукол, игрушек, обводя их по контуру, форме пальцем, |

| |рукой, выделяя и называя их форму. строение, величину |

| |частей, цвет |

|Развивать |Вместе с детьми наблюдать движения кукол, выполняющих |

|спо-собность, |актером-кукольником, и замечать изменение положения |

|вос-принимать, |при движении и разных позах. |

|наб-людать, | |

|фикси-руя | |

|движения игрушек,| |

|кукол. | |

|Развивать |После просмотра спектакля обращать внимание на |

|эсте-тическое |эстетические свойства декорации (домик заюшки, дворец,|

|вос-приятие |деревья, цветы и т.д.) |

|куколь-ного | |

|театра | |

|Развивать |После просмотра спектакля дети рисуют сюжеты, наиболее|

|дет-ское |запомнившиеся им (понравившиеся). Предложить |

|творчество |нарисовать, составить композицию |

| |Необходимо как можно больше разнообразие материалов, |

| |стимулирование использования детьми различных способов|

| |изображения, развивать графические умения и навыки. |

|Учить детей |Подобрать иллюстрации сказок, рассказов, в детских |

|рассказывать о |книгах разных художников, по которым поставлены |

|сюжетах |спектакли. |

|спек-такля и их |Обратить внимание детей на разнообразие образного |

|изображении в |решения изображения. Выделить с детьми разнообразные |

|рисунках |приемы создания изображения. В доступной форме |

| |выделить и охарактеризовать манеру и отдельные |

| |средства выразительности рисунков разных художников. |

| |Задание детям рассказать о том, что интересного из |

| |спектакля запомнил и что нарисовал, придумать конец |

| |сказки |

Для формирования композиционных умений и навыков в рисовании старших

дошкольников были использованы следующие спектакли:

1. "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина – настольный, картонажный

театр. (18/I-99 г.)

2. "Куобах кутуруга суох буолбута" Н.Якутского – настольный театр

мягких игрушек. (25/I-99 г.)

3. "Красная шапочка" Ш.Перро – театр петрушек (3/III-99 г.)

4. Русская народная сказка "Колобок" – настольный, картонажный театр

(3/III-99 г.)

Обучение изображению сюжетов посредством кукольного спектакля

проводилось следующим образом:

Таблица 4

|№ |Название |Исполнители ролей|Методы обучения сюжетному |

| |спектакля | |рисунку |

|1 |"Сказка о рыбаке |воспитатели |Чтение сказки. Показ |

| |и рыбке" | |спектакля. Беседа с детьми о |

| | | |персонажах сказки. |

| | | |При-думывание собственного |

| | | |продолжения сказки. |

| | | |Расс-матривание иллюстраций |

| | | |В.Конашевича к этой сказ-ке. |

| | | |Рисование иллюстраций |

|2 |"Куобах кутуруга |дети |Чтение сказки. Распределе-ние|

| |суох буолбута" | |ролей. Обучение актер-скому |

| | | |исполнительству. |

| | | |Беседа с детьми о персо-нажах|

| | | |сказки. Рассматрива-ние |

| | | |иллюстраций художни-ков |

| | | |Ю.Васнецова, Е.Чару-шина. |

| | | |Рисование сказки |

|3 |"Красная шапочка"|дети |Распределение ролей. |

| | | |Обу-чение актерскому |

| | | |исполни-тельству. Беседа с |

| | | |детьми о персонажах сказки. |

| | | |Иссле-дование руками игрушек.|

|4 |"Колобок" |дети |Изготовление игрушек вместе с|

| | | |детьми. Распреде-ление ролей.|

| | | |Подготовка. Показ спектакля. |

| | | |Беседа с детьми о композиции |

| | | |ри-сунка, выборе цвета и т. |

| | | |д. |

Остановимся на ход методической работы по каждому спектаклю.

Произведение А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" выбрано неслучайно.

В связи с 200-летним юбилеем великого русского поэта весь учебный год

проводились различные мероприятия (конкурс на лучшее чтение стихов,

пушкинский бал, конкурс рисунков по произведениям, книжная выставка и

т.д.). По нашему мнению, эта сказка более близка к восприятию ребенком:

старик три раза приходит к морю. И каждый раз оно разное: в первом случае-

спокойное, во втором – волнующее, в третьем – беспокойное. Старуха с каждым

разом становится гневной, сварливей. эти контрастные решения характера

сказки оставляют в сознании каждого ребенка неизглазимое впечатление и

помогают в выборе сюжета.

После показа в беседе с детьми мы пытались выяснить, настолько они

поняли ход сказки, различия между персонажами (стариком и старухой), а

также предлагали сами придумать собственный финал сказки.

Вопросы беседы:

1. Каким было море в первый раз, когда к нему пришел старик?

2. Каким было оно во второй раз?

3. В третий?

4. Пожалел ли ты старика?

5. Жалко ли старуху?

6. Как, по твоему мнению, может завершиться эта сказка?

7. Что бы ты попросил у золотой рыбки?

Наиболее характерные ответы приводим в таблице 5.

Таблица 5

|№ | |

|вопро-со|Ответы |

|в | |

|1 |Море было спокойным. Летали чайки. Светило солнце. |

|2 |Море взволновалось. Чайки кричали. Подул ветер. |

|3 |Море бурлило. Дул сильный ветер. Солнце спряталось за огромную|

| |темную тучу. |

|4 |Старика очень жалко. Ведь он старается, чтобы дом у них был |

| |красивый и вся посуда была новой. Ведь у них корыто старое, и |

| |, наверно, посуда вся старая |

|5 |Старуху я не жалею. Она всегда ругает старика. |

| |Старуху жалко. Она тоже хочет красиво жить. |

|6 |Эта сказка может завершиться хорошо. Например, пришла |

| |волшебница, заколдовала старуху. Старуха стала доброй, |

| |красивой. И они стали жить в красивом дворце. |

|7 |Компьютер, красивую большую куклу, много-много шоколадок, |

| |конфет, косметику для мамы, игрушечную машинку-джип. |

Анализируя ответы, мы заключаем, что дети остро воспринимают

контрастные состояния моря. Они жалеют не только старика, но и старуху из-

за того, что у неё не исполнились желания. Некоторые дети пытались

придумать собственное завершение сказки при помощи доброй феи, которая

улучшила бы жизнь стариков. Почти все дети хотели бы встретить золотую

рыбку, которая сможет исполнить их желания.

Рассматривание иллюстраций к книге "Стихи и сказки" А.С.Пушкина (

( художника В. Конашевича помогло детям в выборе сюжетов своих рисунков.

По этому спектаклю рисовало 10 детей (смотри приложение 4). Воздушную

перспективу использовали 90% детей, яркостью цвета положительных персонажей

выделили все дети, отрицательных персонажей – 60%. Увеличенное изображение

главных героев встречается у 60% детей, а миниатюрное – у 10% детей. Ритм,

как выразительное средство, использовали 80%, динамику движения героев

передало 80% детей. Умение строить композицию по всему листу показали все

дети (100%).

Спектакль по сказке Н. Якутского "Куобах кутуруга суох буолбута"

ставился с участием детей. Для этого были проведены следующие этапы работы:

1. Рассказывание сказки.

2. Показ сказки экспериментатором

3. Распределение ролей между детьми.

4. Показ детьми данного спектакля.

5. Рисование

В данном спектакле были использованы мягкие игрушки: зайчик, мишка,

плоскостные домик и сарайчик.

Распределение ролей происходило по желанию детей под руководством

воспитателя.

Для этого мы применили метод беседы с детьми с целью выявления

отношения детей к театрализованной деятельности, план и ответы которых

приводим в следующей таблице.

Таблица 6

| | |Что выявляет | | | |

| |План беседы |вопрос |Лиза Н. |Саша В. |Сеня Н. |

| | |беседы? | | | |

| | |(Цель) | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|1 |Хотел бы ты |Общее |Да |Нет |Да |

| |принять |поло-жительно| | | |

| |учас-тие в |е и | | | |

| |поста-новке |отрицательное| | | |

| |сказки "Как |отношение к | | | |

| |зайчик |постановке | | | |

| |остался без |сказки | | | |

| |хвоста?" | | | | |

|2 |Почему (по |Осознавае-мые|(пожимает |Хочу |Люблю играть|

| |какой |мотивы, |плечами) |побольше |игрушками |

| |при-чине) ты |желание или | |играть |кукольного |

| |хо-тел (не |нежелание | |кубиками |театра |

| |хотел) |участвовать в| | | |

| |участвовать в|постановке | | | |

| |постановке |сказки. | | | |

| |сказки? | | | | |

|3 |Ты уже |Наличие опыта|Да.Я |Да, |Нет |

| |учас-твовал в|ребенка |испол-няла |участво-вал.| |

| |та-ких | |роль |Но не помню | |

| |постанов-ка? | |незнайки, |кого я | |

| | | |который не |играл. | |

| | | |знал правил | | |

| | | |дорожного | | |

| | | |движения | | |

|4 |Какую бы роль|Наличие |Роль зайчика|Роль |Роль медведя|

| |ты хотел |привлекательн| |Бэтмана, | |

| |сыграть? |ости | |если будет | |

| | |отдель-ных | |такая сказка| |

| | |ролей. | | | |

|5 |Если бы не |Наличие |Рисовала |Играл |Не знаю. |

| |участвовал в |интересов в | | |Наверно, |

| |постановке |ситуации | | |лепил бы |

| |этой сказки, |свободного | | | |

| |то чем бы ты |выбора. | | | |

| |занялся? | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|6 |Если бы тебе |Наличие |Да, Мне |- |Взял бы роль|

| |не дали |ус-тойчивого |нравится | |Зайчи-ка |

| |желаемой |ин-тереса к |роль Мишки | | |

| |роли, то взял|теа-трализова| | | |

| |бы ты другую?|н-ной | | | |

| | |деятель-ности| | | |

| |Какие роли |вооб-ще. | | | |

| |тебе еще |Элементы | | | |

| |нравятся? |театрализован| | | |

| | |ной | | | |

| | |деятель-ности| | | |

| | |–прив-лекател| | | |

| | |ьные для | | | |

| | |ребенка. | | | |

|7 |Много ли |Наличие |Да. |Кажется, |Много. |

| |ребят вашей |интересов в |Напри-мер:Да|дети любят | |

| |группы любят |условиях |ша А хочет |ставить | |

| |ставить |проективного |иг-рать |спектакли | |

| |спектакли? |вопроса. |Крас-ную | | |

| | | |Ша-почку | | |

При анализе беседы мы обратили внимание на следующее:

а) Получилась ли беседа, если нет, то почему?

б) Особенности поведения ребенка, его мимика, посты, интонация речи,

оговорки и др.

в) На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.