на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности работы социального педагога - реабилитатора с трудными подростками


Если ее цель - лишь получение каких то сведений - это интервью. Один

спрашивает, другой отвечает и только. Но такого рода беседам в

педагогической практике надо относиться очень осторожно. Никто, и особенно

подросток, не хочет чувствовать себя объектом изучения и воздействия.

Подлинная беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их

взаимное влияние друг на друга.

Беседой как методом изучения учащихся и индивидуального воздействия

на них, мы подразумеваем специально подготовленный, а иногда и случайно

возникший, но целесообразно построенный разговор между педагогом и

подростком.

Желательно, чтобы уже при первом знакомстве с учащимся беседа была

активно воздействующей на него. Известно, что не со всяким учащимся легко

установить желательный контакт. И это зависит не только и не столько от

учащегося, сколько от опыта и умения будущего и ним взрослого человека.

Пять главных условий определяют успех беседы:

1. Четкая постановка цели.

2. Правильный выбор места и времени беседы.

3. Искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся.

4. Умение не только говорить, но и слушать.

5. Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей

учащегося.

Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных

условиях его деятельности и поведения. Основные условия эффективности

наблюдения как метода изучения учащегося:

1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли

наблюдение сплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его

действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких - то отдельных

сторон личности.

2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся

находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его

поведение недопустимо.

3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка,

размышление над фактами, сравнение и сопоставление их.

В этом отношении большое значение имеет ведение педагогического

дневника.

Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности -

официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей

и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских, продуктов

технического творчества, разных поделок, результатов художественного

творчества - рисунков, картин, стихов и др.

При изучении коллектива учащихся, позиция каждого из них полезные

сведения может дать так называемый метод социометрии. Существуют

экспериментальные методики изучения учащихся. Социометрия - один из них.

Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы лишь выявляют

какую - то особенность отдельного учащегося или коллектива, но не играют

активной педагогической роли.

Глубокое и разностороннее изучение учащихся, использование различных

методов этого, сопоставление полученных с их помощью результатов позволит

наиболее правильно понять подростка и выбрать в отношении него наиболее

действенные формы и методы индивидуального подхода.

1.4 Трудности общения с педагогически запущенными подростками.

Наибольшие трудности в общении учителя испытывают с педагогически

запущенными подростками. Рассмотрим некоторые вопросы коррекции личности

этих подростков, а также несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в

специальных школах.

Основным психологическим вопросом исправления и перевоспитания

несовершеннолетних правонарушителей является создание психологически

обоснованной системы воздействия на личность с целью изменения ее

направленности, искоренения антиобщественных установок, вредных привычек, с

целью приобретения новых знаний, умений, навыков, привычек, мобилизации

резервов в перспективном плане реальной жизнедеятельности. Эту систему

целенаправленного психического воздействия условно мы разделяем на три

этапа: подготовительный, реконструктивный и поддерживающий

(реабилитирующий).

На первом, подготовительном этапе, который может охватить период от

нескольких дней до месяца, проводится изучение личности методом обобщения

независимых характеристик, а также биографическим и экспериментально-

психологическим методами; устанавливаются стадии педагогической

запущенности; выясняется биологическая «почва», особенности микросреды, в

которой формировалась личность, реальные межличностные отношения,

референтные группы и лица. Выясняются уровни сложившихся отношений у

конкретного воспитанника и механизмы отклоняющего поведения: по типу

компенсации или гиперкомпенсации слабых функциональных систем личности,

оппозиции, проявления эмансипации, отрицательного или положительного

подражания, соперничества, стремления к лидерству и т. д.; уточняется,

какое отражение нашли в поведении подростка групповые интересы, традиции,

убежденность и какую роль он играет в малой неформальной группе.

После сбора сведений о воспитаннике проводится тщательный анализ

информации: уточняются особенности влечений, интересов, склонностей,

стремлений, идеалов, убеждений, сложившейся системы отношений, доминирующих

потребностей и мотивов поведения, привычек, а также то, какие положительные

свойства личности' угасли и какие из них еще остались, какие социальные

роли он исполнял и хотел бы исполнить.

После психологического анализа намечаются перспективы

жизнедеятельности воспитанника, пути его самоутверждения, строится наиболее

оптимальный план коррекции или перестройки личности. Построение этого плана

исходит из положительного фонда личности и закономерностей распада

отрицательных ее свойств, а также последующего формирования положительных

качеств. Как показывают наблюдения, быстрее восстанавливаются дисциплина,

выполнение учебных занятий, дольше задерживаются вредные привычки, жаргон,

лживость и т. д., что и учитывается при составлении плана, Трудность

начального этапа обусловлена рядом объективных причин. Это, во-первых,

ломка привычного образа жизни, изоляция от привычной группы, жесткий режим

— все это вызывает отрицательные эмоции, чувство настороженности и

недоверия к воспитателям. Формальный психологический контакт и отношения

зависимости и подчинения, как известно, недостаточны для глубокой коррекции

и тем более для изменения направленности личности. Поэтому даже отношение к

режиму и его шаблонности как к осознанной необходимости вызывает уныние,

пассивность у педагогически запущенного подростка.

Директивность в учебно-воспитательном процессе вызывает сознательное

или неосознанное сопротивление, негативную реакцию, что приводит к

приспособленчеству, лицемерию; воспитанники начинают жить двойной жизнью.

Дефицит положительных эмоций они продолжают заполнять негласно, воскрешая

те вредные привычки и отношения, которые сложились, раньше, лелея мечту о

выходе «на свободу», расценивая пребывание в спецшколе как временный этап.

Поэтому необходим психологически обоснованный режим, который способствовал

бы быстрейшему изменению антиобщественной направленности правонарушителей,

распаду отрицательного опыта, а также создавал бы условия для действенной

саморегуляции эмоций и интеллектуального прогнозирования своего поведения,

приобретения нравственного опыта, развития интересов и стремлений,

формирования социально положительного идеала, мировоззрения и убеждений,

стимулировал бы активность и воспитание высших чувств.

У многих подростков, особенно впервые оказавшихся в изоляции от

общества, возникает стрессовое состояние, чувство растерянности, угнетения,

повышенная восприимчивость к сочувствию и внушению. Эта личностная

катастрофа правонарушителя обычно весьма благоприятна и для психолого-

педагогического воздействия. В частности, для полноценного контакта важна

эмоциональная поддержка. К сожалению, особенности психического состояния

правонарушителей в этот период в плане налаживания психологического

контакта и более эффективного последующего воздействия на. них далеко еще

не используются. В этот период важно установить психологический контакт и

четко разграничить психологическую совместимость (несовместимость)

подростков по степени социально-педагогической запущенности при

формировании групп воспитанников.

Второй этап, реконструктивный, занимает от нескольких недель до

нескольких месяцев. Он включает систему психолого-педагогического

воздействия, комплекс различных приемов и методов: беседы, внушение,

организация режима, формирование групп и коллективов, использование

поощрений и наказаний, принуждение, подача целенаправленной информации

(примеры, письма и встречи с бывшими воспитанниками, музыка, книги и т.

д.).

Стратегической задачей этого этапа является перестройка неправильной

системы отношений личности правонарушителя и формирование общественной

направленности, отвечающей принципам коммунистической морали. Тактика

применения педагогических приемов и методов строго индивидуализирована и

основана на использовании в определенный момент собственной активности

воспитанника.

Начинается этот этап с разъяснения воспитаннику особенностей его

личности, взаимоотношений с окружающими и психологической сущности его

правонарушений. Совместный анализ преследует цель осознания подростком

своих сильных и слабых сторон, причин аномального поведения, привычек, его

вину перед обществом. Это важный этап, так как отсутствие осознания своей

вины в разных группах воспитанников спецшколы отмечается от 14 до 52% всех

случаев.

Каждый воспитанник должен осознать, почему терпит ущерб общество и

его личность и какими путями можно найти выход из сложившейся ситуации.

Затем совместно с каждым воспитанником намечаются пути исправления и

перевоспитания. Время и глубина разъяснения, совместное обсуждение

определяются психическим состоянием воспитанника, его характерологическими

особенностями и интеллектуальными возможностями. В практике воспитательной

работы нередко приходится наблюдать, когда воспитатель слишком

интеллектуализирует доказательства либо, напротив, примитивизирует их. В

первом случае воспитанники не понимают многого из объяснения и только

пассивно соглашаются, но не выполняют последующих требований; во втором

случае внешне они соглашаются с доказательствами, а внутренне возражают,

относятся к ним с иронией. Вот почему важно правильно диагностировать

уровень интеллектуального развития, характерологических особенностей,

необходимый эмоциональный фон. Линия исправления и перевоспитания должна

быть согласована между воспитателем и воспитанником.

Подавляющее большинство воспитанников довольно свободно и объективно

объясняют, что непосредственно побудило их совершить то или иное

правонарушение, но, как правило, не отвечают, зачем это сделали. Этот

логический разрыв должен быть использован в системе доказательств и

изменения отношения к своим аморальным поступкам и правонарушениям в

системе исправления.

На этом этапе очень важным является создание актива, через который

можно воздействовать на группу, индивида, вовремя разрушая ложное

товарищество, круговую поруку, не допуская скрытого конфликта, запретного

общения и реализации условных традиций.

Исходным в плане перевоспитания должен быть всегда цельный конкретный

человек, а не отдельные его психические процессы, состояния или свойства

личности. Наряду с обращением к его сознанию и волевой функции,

воспитательный процесс немыслим без воздействия на «бессознательную» сферу

воспитанника. Созданный режим, вся атмосфера внешней обстановки, учебно-

трудовой процесс, свободное время, спортивные игры, состязания, кружковая

работа должны косвенно воспитывать нужные установки, привычки и тормозить

вредные (например, штрафование во время спортивных игр за употребление

жаргона), вырабатывать дифференцированное эмоциональное отношение —

положительное к труду и отрицательное к аморальным поступкам, вредным

привычкам. В этом сложном процессе коррекции и перевоспитания учитываются и

возрастные особенности воспитанника, и разнообразные психосоматические

отношения, которые требуют специального психотерапевтического и

психофармакологического воздействия, а также разработки специфических

приемов и методов. Так, например, мы наблюдали в ряде случаев положительный

корригирующий эффект от обсуждения записей ссор между воспитанниками, от

применения штрафов за использование жаргона в спортивных играх и т. д.

Третий этап — поддерживающий (реабилитирующий). Основной задачей на

данном этапе является закрепление всего ценного, что было достигнуто на

реконструктивном этапе и дальнейшее развитие положительной социально-

трудовой направленности личности. Важное место отводится предупреждению

рецидивов, отрицательных эмоциональных состояний, невротических симптомов,

коррекции отрицательных черт характера, выработке иммунитета к

неблагоприятным воздействиям извне и ускорению реадаптации к условиям жизни

после выхода из спецшколы.

Основным приемом самовоспитания остается саморегуляция, а также

письменная связь с воспитателем. Значительную роль в реадаптации играет тот

коллектив, в котором протекает деятельность воспитанников. Целенаправленная

деятельность и коллективные отношения создают единый субъективно-

психологический и социально-психологический эффект, который успешно

блокирует рецидивы.

Психологические трудности на завершающем этапе обусловлены рядом

факторов: уходом воспитанников из-под привычного контроля; возвращением в

прежнюю неблагоприятную среду; нeдоверчивостью и подозрительностью

окружающих к бывшему правонарушителю и др. Вот почему так важно заранее

выработать у воспитанника психологические меры защиты, чтобы реадаптация

проходила более успешно и без срывов.

§ 2. Организация работы с педагогически запущенными детьми.

2.1. Внеклассная учебно-воспитательная работа с педагогическими запущенными

учащимися.

Когда говорят о необходимости организации досуга педагогически

запущенных учащихся, часто обращают внимание на то, что это отвлекает их от

бесцельного времяпровождения, а потому препятствует совершению

непродуманных поступков, а то и общественно опасных действий. Это

правильно. Но гораздо более важная роль досуга заключается в ином - в

умственном воспитании подростков, в формировании у них здоровых, духовных

потребностей. Такие потребности и обусловленные ими интересы развиты у

педагогически запущенных подростков слабо.

В учебно-воспитательной работе с педагогически запущенными учащимися

трудно переоценить значение эстетического воспитания. Эстетическое

воспитание педагогически запущенных подростков особенно необходимо потому,

что оно направляет развитие их чувств по нравственно верному пути,

решительно расширяет круг их духовных потребностей и углубляет их,

наполняет разумным содержанием досуг, делает ребят добрее, помогает найти

им себя и свое место в коллективе, а тем самым приводит к общественному

признанию в глазах ровесников и сверстников.

В работе с такими учащимися не нужно искать каких - то особых форм и

методов или создавать какие-то специальные группы «трудных», педагогическую

нецелесообразность чего едва ли нужно оспаривать. Важно иное - выявить

способности, наклонности, интересы, возможности педагогически запущенного

подростка, чтобы направить его развитие по правильному пути.

Таким образом, возможности перевоспитания педагогически запущенных

учащихся средствами эстетического воздействия чрезвычайно широки. Главное

условие их эффективности - соответствие избранных средств тем

индивидуальным особенностям личности, которые надо воспитать и преодолеть.

Хорошо известно значение для формирования личности подростка и

укрепление его здоровья систематических занятий физической культурой и

спортом. Уже одно это подчеркивает важную роль физической культуры и спорта

в перевоспитании педагогически запущенных учащихся. Между тем физкультура и

спорт все еще не достаточно используется в работе с ними.

Вот несколько приемов приобщения педагогически запущенных подростков

к спорту, способствующие успешному перевоспитанию.

V Предоставление подросткам возможности испытать свои силы в избранном

виде спорта без предварительной подготовки, чтобы заинтересовать их и

задержать в соответствующей секции;

V Трудовое самообслуживание (санитарные дни, ремонт спортплощадок, зала,

оборудование стендов и т.п.)

V Помощь в преодолении вредных привычек - курения, употребления

алкоголя, наркомании;

V Личная забота тренера о подростке, что способствует воспитанию

правильного отношения к людям;

V Оказание во время занятий полное доверие подростку;

V Проведение занятий, товарищеских встреч в неблагоприятных погодных

условиях для воспитания мужества, стойкости, выносливости, важных

морально - волевых качеств;

V Включение подростков в общественную деятельность; Привлечение к

участию в различных мероприятиях учебного заведения;

V Взаимосвязь тренера с родителями, с учебным заведением, инспектором

милиции, социальным педагогом по месту жительства;

V Систематическое изучение подростков и выявление отрицательно

воздействующих на них обстоятельств.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом -обязательный

компонент работы по перевоспитанию трудных учащихся и важнейшее условие ее

эффективности. Что касается форм и методов, то они весьма разнообразны.

2.2. Индивидуальная работа с педагогически запущенными учащимися.

Уже в начальной школе у отдельных учащихся обнаруживаются

отрицательные проявления в духовном мире, но они еще не определяют

поведение ребенка, не вызывают длительных конфликтных отношений с

окружающими.

В сущности, отрицательное своеобразие наиболее ярко проявляется в

подростковом и старшем школьном возрасте, когда на основе образовавшейся в

начальной школе недостатков поведения, ошибок в семейном и школьном

воспитании, начинают закрепляться отрицательные качества.

В этом возрасте школьник сопротивляется обычным педагогическим мерам

и требованиям, уходит из - под педагогического контроля.

Основные особенности педагогически запущенных учащихся - совокупность

личностных недостатков при ярко выраженном проявлении одного из них - лени,

эгоизма, недисциплинированности, нечестности. Эти недостатки формируются

под влиянием отчужденности ученика в классном коллективе, неблагополучной

обстановке в семье, отрицательного примера взрослых, конфликтных отношений

с окружающими. Усиленное развитие недостатков обусловлено постоянным

конфликтным состоянием подростка. Конфликт проявляется по разному в каждом

конкретном случае, но прочти всегда служит основной причиной отрицательного

поведения.

Конфликтное состояние в связи с неблагоприятной семейной обстановкой

неизбежно проявляется в недисциплинированности, грубости, озлобленности,

жестокости. Нередко развивается негативизм как следствие неуважения старших

и потеря авторитета родителей.

Низкий статус педагогически запущенного ученика в коллективе,

отсутствие возможности положительно проявить себя - основная причина

конфликтов с педагогами и сверстниками. Неумение педагога помочь

воспитаннику утвердиться в коллективе достойным образом, а в некоторых

случаях постоянное подчеркивание его отрицательных особенностей приводит к

изоляции подростка в системе коллективных отношений.

Помимо того, его положение в коллективе, а, следовательно, и влияние

на него микросреды во многом зависит от его личностных качеств.

Сложившиеся, таким образом, отношения вызывают у педагогически запущенного

ученика отрицательные психические состояния, создают своеобразный

психологический барьер между ним и коллективом. И тогда коллектив теряет

свою воспитательную силу, так как подросток не воспринимает требование

товарищей как справедливые. И чем дальше он отходит от коллектива, тем

заметнее, как рациональные способы регуляции поведения уступают место

эмоциональным.

Такое положение ребенка в коллективе вызывает изменения его

психического состояния: усиливается негативная эмоциональность восприятия

того, что его окружает, которая проявляется либо в аффектных вспышках,

ведущих к прямому конфликту с одноклассниками, либо в уходе от коллектива в

группу подобных себе. Ослабевает также критическое отношение к себе как

компенсация недостающих положительных оценок со стороны коллектива. Иногда

подросток теряет чувство ответственности за свое поведение в силу

разорвавшихся связей с коллективом.

Зная причины, усугубляющие личностные недостатки педагогически

запущенного ученика, можно наметить специальную программу изучения его

личности и перевоспитания:

V уровень направленности ученика, ее основное содержание

(коллективистская, групповая, деловая, эгоистическая), ведущие

интересы, ценностные ориентации (что нравится делать, что нет; почему,

как учиться, трудиться; почему стремиться побеждать в игре, спорте);

V причина возникновения трудновоспитуемости, ранее оказывавшие влияние

на подростка и действующие поныне;

V основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в

поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы,

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.