на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности подготовки и проведения праздников в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха


не просто указание на определенное, раз и навсегда установленное, время

музыкального молчания. Паузы здесь учат ребенка вслушиваться, ждать музыку,

следить за ее началом и окончанием. Они помогают ощутить форму

произведения, отдельные его элементы: части, фразы и т.д. /21, с. 11/

Исходя из этих особенностей восприятия музыки детьми с нарушенным

слухом, музыкальный руководитель отбирает музыкальный материал для

использования его на празднике.

Работу по постановке танца начинает сурдопедагог. Он объясняет

тематику и содержание танца, знакомит детей с его персонажами и их

основными действиями.

Непосредственно при постановке танца обучение детей с нарушенным

слухом движению под музыку ведется также, как и в массовых детских садах,

но имеет некоторые отличия. За основу танца берутся естественные движения и

движения, которыми дети овладели на занятиях физкультурой, т.к. овладение

новыми движениями, необходимыми для постановки какого-либо конкретного

танца, практически невозможно. Это связано с тем, что наибольшие отклонения

в физическом развитии детей с нарушенным слухом наблюдаются в двигательной

сфере ребенка. Особенно страдают такие качества, как точность, равновесие,

координация движений, скоростно-силовые качества. Снижение или потеря слуха

приводит к нарушению деятельности вестибулярного аппарата, обеспечивающего

статическое и динамическое равновесие. Это приводит к затруднениям

дифференциации двгательных ощущений. Сурдопедагогами называются такие

особенности моторики глухих, как: неуверенная шаркающая походка (В. И.

Флери), неуверенность и нескоординированность движений (Н. А. Рау), малая

подвижность (З. И. Пунина, И. Н. Мусатов), замедленность движений (А. О.

Костанян). /15, с. 6/

Как следствие этого, обучение каждому новому движению занимает очень

длительный период времени, который зачастую может быть несопоставим с

периодом подготовки к празднику.

Готовясь к разучиванию танца, дети сначала слушают музыку, стараются

запомнить ее ритмическую структуру, отхлопывают ее. После этого музыкальный

руководитель, напевая мелодию, показывает последовательность танцевальных

движений.

Двигаться под музыку и одновременно воспринимать ее звучание детям с

нарушенным слухом трудно. Музыкальная вибрация, проникающая к ним, через

пол сливается с движениями ног. Поэтому рекомендуется заканчивать

перемещения на заранее установленном месте. Например, дети стоят в кругу,

каждый запоминает свое место. Одновременно с началом музыки они бегут

вперед по кругу и, остановившись на своем первоначальном месте, продолжают

двигаться до окончания музыки. /21, с. 14/

Воспитатель, присутствующий на репетиции, “суфлирует” детям –

показывает необходимые движения, время начала и завершения их выполнения.

Целесообразно иногда в процессе постановки танца пытаться заменять

зрительный вид контроля на слуховой. И уже начиная со старшей группы

необходимо предпринимать попытки исполнения танца с опорой только на

слуховое восприятие.

Отличительной чертой песен является то, что они построены с учетом

особенностей восприятия музыки дошкольниками с нарушенным слухом: мелодия

строится на чередовании громких аккордов; музыкальные фразы небольшие,

чередующиеся паузами, так как дыхание у детей короткое, речь замедленная;

содержание песен должно быть доступно и известно детям.

Слова, используемые в песне, в начале прорабатываются на занятиях с

сурдопедагогом.

Дети с нарушенным слухом во время пения не слышат друг друга, но,

видя как стоящие рядом произносят слова и действуют под музыку, более

активно включаются в пение. /21, с. 19/ Также, во время пения, они не

слышат и музыку, поэтому при исполнении песен применяется дирижирование.

Разучивание песни, также как и танца, начинается с прослушивания

мелодии и вычленения ее ритмической основы, на которую потом накладывается

речь.

В начальный период обучения все песни игровые. Одновременно дети

выполняют движения, соответствующие содержанию песни. Эти движения не

только помогают детям понять содержание песни, но и служат вспомогательным

средством для развития певческих навыков. Поэтому при отборе песен к

празднику тщательно продумываются движения, чтобы они способствовали

речевому дыханию, соответствовали смысловому содержанию и были эмоционально

окрашены. /21, с. 19/

Вообще образование певческих навыков не является самоцелью. У детей с

нарушенным слухом они приобретают особое значение, так как прямо служат

развитию и улучшению их звуковой речи. У них нет непосредственного

жизненного слухового опыта. Поэтому благодаря музыке, специально

адаптированной и доступной восприятию, дети с нарушенным слухом могут

получить представление о ритмичности, слитности, чередовании ударных и

безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь.

Активное участие в процессе подготовки и проведения праздника

принимают музыкальный руководитель, воспитатели, сурдопедагог. Тесный

контакт между ними, согласованность действий, единство требований,

предъявляемых детям, - необходимые условия для успешной подготовки

праздника в детском саду для детей с нарушенным слухом. Ничто так не мешает

достижению поставленной цели, как противоречивые требования педагогов, и

это вредно в любом воспитательном процессе.

2.2.3. Изобразительная деятельность.

В процессе подготовки праздника, для оформления зала, изготовления

каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм, широко используются

различные виды изобразительной деятельности. Это аппликация, оригами,

рисование.

В ходе занятий по изобразительной деятельности дети с нарушенным

слухом глубже познают окружающий мир и учатся передавать свои впечатления и

представления.

Умение правильно видеть, воспринимать окружающий мир приходит к

ребенку с нарушениями слуха не сразу. Наблюдения показывают, что маленькие

глухие и слабослышащие дети, поступающие в детский сад, не проявляют

интереса к окружающему. Отсутствие слуха и речи ограничивает возможности

детей в восприятии действительности и тем обедняет их эстетические чувства.

А одним из главных средств эстетического воспитания глухих и слабослышащих

детей является изобразительная деятельность. /1, с. 110/

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать

окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному

восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы – осязание,

двигательная чувствительность. То, что ребенок воспринял, сочетается со

словом, которое дается в доступной для ребенка форме. На основе сочетания

чувственного образа со словом формируются представления, которые могут быть

затем вызваны, актуализированы по слову. Таким образом, изобразительная

деятельность становится средством формирования у детей с нарушенным слухом

полноценной речи. /2, с. 4/

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной

деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое

расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и

наклеивания. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать

знание о цвете, строении предметов, их влияние, плоскостной форме и

композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы,

сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет усваивать

композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и

декоративных аппликаций, но и для рисования.

В процессе подготовки к празднику элементы аппликации можно

использовать для украшения зала, группы, изготовления подарков родителям,

оформления костюмов для выступлений.

При работе с младшими детьми воспитатель заранее готовит вырезанные

из бумаги фигуры, показывает детям как их надо наклеить, чтобы получилось

красиво и аккуратно. Старшим детям можно предложить самостоятельно вырезать

несложные фигуры по заранее нарисованным на бумаге контурам.

Украсить зал к празднику можно также рисунками детей, соответствующих

тематике праздника. Но на наш взгляд, выгоднее использовать рисование как

подведение итогов. После итоговой беседы можно предложить детям отобразить

полученные впечатления в рисунке. Для этого необходимо использовать как

предметное, так и сюжетное рисование. В связи с тем, что сюжетное рисование

вызывает у детей с нарушениями слуха большие трудности, в младших группах

можно предложить раскрасить рисунки, заготовленные воспитателем. В старших

группах целесообразно обсудить наиболее понравившиеся моменты и помочь им

самостоятельно нарисовать то, что больше всего запомнилось. После, по

рисункам детей можно попробовать составить рассказ про праздник.

Возможно, что детям будет интересно нарисовать кого-то из героев

праздника (предметное рисование). Для этого учитель должен показать им

готовые рисунки с изображением того или иного персонажа.

Прекрасно смотрятся в праздничном зале украшения, выполненные в

технике оригами. У детей вызывает большой интерес складывание из бумаги

игрушек, которыми можно нарядить елку. Оригами можно также использовать в

изготовлении подарков родителям. В этом случае обычно используют оригами в

сочетании с аппликацией. Поскольку эта работа сложная и трудоемкая, на

изготовление подарка обычно отводят несколько занятий: сначала дети

складывают фигуры (цветы, птички, бабочки, лодочки и др.), затем наклеивают

на заготовленный фон. При этом воспитатель показывает детям как лучше

оформить композицию на бумаге.

Поскольку изготовление оригами, особенно в начальный период обучения,

вызывает у детей сложности, то для изготовления украшений, подарков нужно

использовать наиболее простые фигуры, которые дети смогут сложить

самостоятельно. Сложные фигуры дети могут сложить из заготовок, на которых

хорошо видны линии сгибов. Целесообразно по мере накопления детьми навыков

постепенно усложнять фигуры.

2.3. Особенности проведения праздников в детском саду для детей

с нарушенным слухом.

Удачное проведение праздника в детских садах для детей с нарушенным

слухом определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть

в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Праздник обычно длится не более

35-45 минут в старшей и подготовительной группах и 25-30 в младших.

Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей

заторможенность. Поэтому зал заранее подготавливается и украшается, чтобы

дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем

лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли

движения, чтобы дети привыкли к ним.

В выступлениях участвуют все дети. Это достигается прежде всего тем,

что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого,

каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей.

Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость,

развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность педагогов на празднике. Самой ответственной

является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение

непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп

ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и

уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Воспитатели и сурдопедагоги, не выступающие в каких-либо ролях,

находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают

ребята то или иное выступление, поясняют по ходу действия не понятые детьми

моменты, обращают внимание на вновь появляющиеся персонажи, коротко

обсуждают, кто это, акцентируют внимание детей на речи этого персонажа.

Также они подготавливают атрибуты и детали костюмов, переодевают детей,

подсказывают движения в танце, дирижируют при исполнении песен и помогают

при необходимости проведению игры.

В связи с тем, что внимание детей с нарушенным слухом неустойчиво

(особенно в младших группах), постоянно используются какие-либо сюрпризные

моменты, костюмы персонажей делаются по возможности яркими и

запоминающимися.

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления

педагогов. Они могут показать различные танцы или исполнить роль какого-

либо персонажа.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов

деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют

детям расслабиться и подвигаться. На праздниках в детском саду для детей с

нарушенным слухом всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в

которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому

воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ

действий играющего на празднике может занять очень много времени. А

праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и

растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей,

расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической

нагрузки.

Таким образом, мы рассмотрели этапы организации и проведения

праздников в д/с для детей с нарушенным слухом, выделили особенности

подготовки и проведения праздников с точки зрения использования в нем

различных видов деятельности дошкольников.

ГЛАВА 3. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКИХ САДОВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ

ПРАЗДНИКОВ.

3.1. Сравнительный анализ организации праздников в детских садах

№1 для глухих детей и №60 для слабослышащих.

Особенности подготовки и проведения праздников для дошкольников с

нарушениями слуха мы рассматриваем на основе изученного нами опыта работы

детского сада № 1 для глухих детей и детского сада № 60 для слабослышащих

детей.

Следует отметить, что праздники, проводимые в этих садах очень

отличаются друг от друга. На наш взгляд, это объясняется тем, что

педагогический коллектив детских садов по-разному представляет себе

основные цели и задачи праздника. В детском саду № 1 на первый план выходит

эмоциональное общение, тогда как в детском саду № 60 первоочередными

являются задачи обучения и развития. Поэтому первое различие, на котором

останавливается внимание – это зрелищность праздника в детском саду № 1 и

разнообразие используемых видов деятельности на празднике в детском саду №

60.

Проанализируем деятельность детей того и другого детских садов на

праздниках, посвященных дню Восьмое Марта и проводившихся в 1998 и в 1999

годах.

| |№ 1 |№ 60 |

|Детский сад | | |

|Выступления | | |

|ПЕСНИ |– |6% |

|СТИХИ |– |44% |

|ТАНЦЫ |80% |31% |

|ИГРЫ |20% |19% |

Из приведенной таблицы видно, что на празднике в детском саду № 1 не

используется пение детей и чтение стихотворений, тогда как в детском саду №

60 6% выступлений детей – это песни, причем поют дети голосом, а не

жестами, и 44% выступлений – чтение стихов. Таким образом, речевая

деятельность детей на празднике в детском саду № 60 используется в 50%

выступлений. Эту разницу можно объяснить различным состоянием слуха и речи

детей в детских садах № 1 и № 60.

В детском саду № 1 80% выступлений составляют танцы, а в детском саду

№ 60 танцев всего 31%. Следует отметить, что танцы детей в детском саду № 1

выглядят намного ярче и красочней, так как большое значение здесь придается

костюмам детей. Например, костюмы для “Танца маленьких утят” очень удачно,

на наш взгляд, имитируют головы этих утят. Для танца зверей используются

шапочки-маски волка, лисы, пингвина, зайца и др. Вообще практически для

каждого выступления используются свои костюмы. В детском саду № 60 костюмы

менее интересны. Например, для “танца кукол” используются только большие

банты для девочек и “бабочки” для мальчиков, сделанные из цветной

папиросной бумаги. На наш взгляд, это связано и с материальными

возможностями и с умением вовлечь родителей в процесс подготовки праздника.

Игры на праздниках занимают примерно одинаковый объем от общего числа

выступлений. Это 20% в детском саду № 1 и 19% в детском саду № 60. Но в

детском саду № 1 они распределены по ходу действия, а в детском саду № 60 –

игры используются как элемент, завершающий праздник.

Рассмотрим основную отличительную особенность этих двух праздников.

Праздник в детском саду № 1 устраивается педагогическим коллективом для

детей и их родителей. А в детском саду № 60 праздник устраивают сами дети,

конечно же, при помощи педагогов, но только для родителей. Его даже скорее

можно назвать праздничным концертом, на котором дети показывают все то,

чему они научились в детском саду за последнее время. Например, Петя И. и

Варя Д. читают стихотворения, что является для них большим достижением.

Даже может создаться ошибочное впечатление, что дети просто повторяют

заученный материал, но надо видеть лица этих детей, чтобы понять, какое

удовлетворение они получают от выступлений, как они стараются и как

сознательно идут к намеченной цели – порадовать своих мам и бабушек. А в

детском саду № 1 все происходящее вызывает живой интерес как у родителей,

так и у детей. Праздник изобилует сюрпризными моментами. Настоящий, живой

Карлсон вызывает у всех “бурю эмоций”. Он вступает в живой и

непосредственный контакт с залом, вовлекает в действие всех присутствующих,

используя для этого свой “волшебный” цветок. Очень интересным и приятным

сюрпризом для всех присутствующих становятся совместные игры и танцы детей

и их мам. (Игра “Мама ищет своего ребенка” и совместный танец маленьких

утят.)

На празднике в детском саду № 60 отсутствие сюрпризных моментов

обусловлено тем, что педагогический коллектив и дети выступают как единое

целое, как одна команда, у которой не может быть тайн друг от друга (пусть

даже и очень приятных). Они делают одно общее дело – устраивают сюрприз для

своих мам и бабушек. Таким образом, вся деятельность детей на празднике

происходит осознанно, дети понимают, для чего они все это делают, они идут

к поставленной им на начальном этапе подготовки к празднику цели. И

основной вид внимания у ребят на празднике – произвольное внимание. А в

детском саду № 1 вся деятельность детей и их внимание основываются, в

основном, на интересе, на ярких сюрпризных моментах.

Танцы в детском саду № 1 чередуются с играми. Это позволяет детям

расслабиться, почувствовать себя более непринужденно. Также это является

постоянной сменой видов деятельности, что позволяет постоянно использовать

непроизвольное внимание детей. Вообще структура праздника в этом детском

саду очень продумана. В начале ведущая поздравляет присутствующих с

праздником и дети исполняют три танца (танец – песня цветов, танец с

платочками и танец цветов с обручами). При этом внимание зрителей довольно

устойчивое. Как только оно начинает снижаться – появляется главный

сюрпризный момент праздника – Карлсон. Все в восторге, внимание

восстановлено. Младшая группа исполняет танец “Поссорились” и снова

меняется вид деятельности – начинается подвижная игра. После игры – танец с

балалайками – и снова игра, в которую уже привлекаются и мамы. После игры –

два танца и снова привлекаются зрители. Мамы танцуют с детьми. Этот танец

включает в себя и игровые моменты. Таким образом, на всем протяжении

праздника за счет смен видов деятельности постоянно поддерживается

непроизвольное внимание зрителей, как детей, так и их родителей.

В детском саду № 60 игры были сведены в один блок, завершающий

праздник. Это, на наш взгляд, сделано для того, чтобы дети не

растормаживались, не отвлекались от основной цели действия. Но следует

заметить, что им было трудно удерживать свое внимание такой продолжительный

период времени. И возможно, было бы неплохо равномерно распределить игры по

ходу праздника. Хотя, может быть, это и разрушило бы его целостность как

действия.

На празднике в детском саду № 60 50% выступлений детей –

разнообразная речевая деятельность. Каждый ребенок средней группы

самостоятельно читает стихотворение, дети Илья Б., Никита Т., Яна П. и

Руслан Н. читают небольшие стихотворения (одно четверостишие), посвященные

маме, Петя И. – бабушке, Нелля Н. рассказывает стихотворение про весеннее

солнышко, Варя Д. про пирожок. Все дети хором поют песню. А в детском саду

№ 1 устная речь детей используется всего один раз: в песне-танце, где дети

средней группы подпевают в припеве “ля-ля-ля”. Конечно, это обусловлено

только уровнем речевого развития. В детском саду № 60 дети в общении с

педагогами и между собой используют как жестовую речь, дактилологию, так и

устную речь. Именно это позволяет использовать устную речь детей для

выступлений на празднике. А в детском саду № 1 дети при общении между собой

используют только жесты. Низкий уровень речевого развития, на наш взгляд,

связан с тем, что подавляющее большинство детей кроме нарушенного слуха

имеют еще сопутствующие заболевания. Например, в младшей группе у Кати П.,

Кенана А., Ани Н. страдает зрение, у Павлика Т., Кенана А., Эрика К. –

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.