на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников (на материале трудового обучения)


логического мышления учащихся. В начальных классах важно научить ребенка в

ответе излагать все содержание мысли. Задача учителя при любой форме ответа

состоит в том, чтобы получить информацию от учеников на заданный вопрос и

понять, правильно ли он мыслит. Ответ ученика может не совпадать полностью

с содержанием его мысли. Иногда ученик неглубоко понимает учебный материал

и не может сформировать ответ, в других случаях не умеет правильно словесно

сформулировать ответ, хотя учебный материал понимает. И конечно, бывают

случаи, когда ученик, особенно младший школьник, мало задумывается о

сущности изучаемых понятий и положений, а старается угадать, какой нужен

ответ на заданный вопрос. Преимущество беседы как метода обучения в том,

что в каждом ответе учитель получает информацию о знаниях ученика.

Дополнительными вопросами уточняет ход мысли ученика и тем самым получает

хорошие возможности управления познавательной деятельностью учащихся.

Работа над учебником.

Наряду с устным изложением знаний учителем значительное место в

процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по

восприятию и осмыслению нового учебного материала. Дидактическое значение

самостоятельной учебной работы обусловливается тем, что в ее основе лежит

активная познавательная деятельность каждого школьника по овладению

знаниями. К.Д.Ушинский считал, например, что только самостоятельная работа

учащегося создает условия для глубокого овладения знаниями. П.Ф.Каптерев

утверждал, что каждый новый шаг в усовершенствовании школы был применением

начал самообразования к школьному образованию юношества.

Сущность метода работы над учебником и учебной литературой состоит в

том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым

учеником путем вдумчивого чтения изучаемого материала по учебнику и

осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них

теоретических обобщений(правил, выводов, законов и т.д.), при этом

одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умения работать с

книгой. Данное определение дает достаточно четкое представление о характере

этого метода и подчеркивает в нем две важные взаимосвязанные стороны:

самостоятельное овладение учащимися изучаемым материалом и формирование

умения работать над учебной литературой.

Подобный подход к работе с учебником постепенно проникал в

дидактику и частные методики. Например, в пособии ,,Педагогика( под

редакцией И. А. Каирова затрагивалась лишь некоторые формы использования

учебника на уроке. В нем, в частности, говорилось, что если ,,материал в

учебнике является особенно трудным для понимания, учитель разбирает с

учащимися план данного параграфа(, ,,проводится работа над отдельными,

трудно усваиваемыми местами текста( . Вот, собственно, и все формы

применения учебника на уроке, как они трактовались в педагогике.

Дидактическая эффективность работы учащихся над учебником по

самостоятельному усвоению новых знаний в решающей мере зависит от

правильной ее организации. Проводя занятия, учитель обязан в каждом

конкретном случае определять, как целесообразнее применить учебник на

уроке, чтобы он стимулировал мыслительную длительность ребят и не вел к

зубрежке и формальному запоминанию изучаемого материала. В этой связи

необходимо коснуться некоторых обще дидактических требований к организации

работы над учебником в процессе урочных занятий.

Существенное значение прежде всего имеет правильный выбор материала

(темы) для самостоятельного изучения школьниками на уроке. Всякой работе с

учебником и учебной литературой должна предшествовать обстоятельная

вступительная беседа учителя. В процессе занятий учителю нужно наблюдать за

самостоятельной работой учащихся, спрашивать отдельных из них , как они

понимают изучаемые вопросы. Если некоторые ученики будут испытывать

затруднения, учителю необходимо оказывать им помощь.

Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее

нужно сочетать с другими формами и методами обучения. Так. После работы с

учебником обязательно нужно проверять качества усвоения изученного

материала, проводить практические упражнения, связанные с выработкой умений

и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся. Серьезное внимание

нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать

и усваивать новый материал по учебнику. Важное значение в этом отношении

имеет соблюдение преемственности. Б.П.Есипов отмечал, что в младших классах

такая работа начинается с самостоятельного чтения небольших художественных

рассказов, а потом и научно-популярных статей с последующим их пересказом

или ответами на вопросы учителя. Подобные приемы должны применяться первое

время и при переходе учащихся в средние классы. Затем следует добиваться,

чтобы школьники при работе с учебником могли самостоятельно выделять

основные вопросы, составлять вопросы, составлять план прочитанного в виде

вопросов и тезисов, умели аргументировать наиболее важные положения, делать

выписки, пользоваться при чтении словарем, анализировать помещенные в книге

иллюстрации и т.д.

Успех словесных методов обучения используемый в учебном процессе

начальной школы зависит от умения учителя правильно построить словесное

объяснение и от умения ученика понимать содержание материала в словесном

изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода обучения от других

методов и гиперболизации их значения. Данный метод является стержневым, в

учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.

Глава II. Опытно – педагогическая работа на уроках трудового обучения

с использованием словесных методов в 3 классе (на примере работы бумаги с

картоном)

II.1. Уроки труда, их содержание и методы обучения

Государственный стандарт начального образования общеобразовательной

школы Республики Казахстан и учебных программ, разработанных на его основе

решением Коллегии Министерства образовании от 26.06.95г., №3/2 был одобрен

как проект и после всеобщего обсуждения, рекомендован решением коллегии от

18.07.96г., №8/1/5 к последовательному внедрению в школы начиная с 1998/99

учебного года.

Стандарт вместе с учебными программами и учебниками, учебно-

методическими комплексами внедряется в 1-4 классы школ 1998 года.

Демократизация всей сферы жизни в том числе и сферы образования

условиях суверенного государства является мощным импульсом для выхода школ

из кризисного состояние. Принятие Конституции Республики Казахстан, Закон

,,Об образовании( -гарантия этого.

Предлагаемую же ,,Концепцию содержания образования начальной ступени

общеобразовательной школы( целесообразно принять как одно из тактический

решений непосредственной реализации стратегического направления

реформирования начальной ступени системы непрерывного образования.

Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования

определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования

но и,

в первую очередь, непреходящий, неповторимой ценностью этой ступени в

становлении и развитии личности ребенка.

В связи с этим основной функцией начальной ступени является

формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной

готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим

миром.

Трудовое обучение- обязательное условие и составная часть обучения,

воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной

школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной

деятельности учащихся.

Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе

формирования трудовой деятельности.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

- развитие сенсорных и умственных способностей, нравственное,

эстетическое, экономическое и экологическое воспитание;

- формирование склонностей и интересов, воспитания поведения учащихся;

- формирование у учащихся практических навыков художественной обработки

различных материалов, конструирования и моделирования, обращение с

простейшими орудиями труда; развитие творческой самодеятельности, элементов

технического мышления;

- целенаправленного и систематического формирования умений, навыков

планирования трудовых действий, самостоятельного и взаимного контроля

оценки своего и чужого труда, самообслуживания и др.

Все эти цели и задачи осуществляются на основе национальной

традиции, декоративно-прикладного ремесла казахского народа. Изучив выше

сказанные блоки для примера мы взяли вид: Работа с бумагой и картоном.

Так, работа с бумагой и картоном, где предусмотрено (20 часов)

учитывает соблюдение правил безопасности труда с учеником техники работы с

доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой.

Организация рабочего места и выполнение требований личной гигиены; Для

примера рассмотрим несколько фрагментов урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

В 3 классе (1-4)

Тема урока: Работа с бумагой и картоном.

Аппликация казахского орнамента.

Цель: Закрепление, расширение, обобщение знаний

и умений

обработка бумаги и тонкого картона.

развитие творческой фантазии детей.

воспитание у детей умения работать, в

коллективе, личной ответственности за труд

в коллективе.

Формирование представлений о правильных

и безопасных способах трудовых действий

Материал и цветной картон, цветная бархатная бумага,

инструменты: клей, ножницы, карандаш, линейка, кисть

для клея.

ПЛАН УРОКА:

1. Организация детского коллектива.

2. Повторение пройденного.

3. Сообщение темы урока.

4. Анализ объекта труда и планирование деятельности.

5. Практическая деятельность детей.

6. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских работ.

7. Уборка рабочего места.

ХОД УРОКА:

Учитель:

Ученики:

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь!

Сегодня, на уроке ручного труда мы будем

заниматься аппликацией.

Вы уже знаете, что аппликация-это вид

изобразительной техники, который

основана наложении, приклеивании

различных деталей на материал, принятом

за фон.

Ребята, что такое ,,аппликация?( Это наклеива

ние различных

деталей на

какой-то фон.

Правильно!

Аппликация относится к широко

распространенному художественному

творчеству- декоративно-прикладному

искусству.

Еще с давних времен человек стремился

сделать свое жилище, одежду не только

удобными, но и красивыми. Каждому

народу присущ свой орнамент. Так как

люди жили и живут в разных условиях

и их окружает различный удивительный

мир природы. А увиденное помогает

человеку в создании своих местных,

национальных орнаментов для украше-

ния всевозможных изделий.

- Ребята, как вы думаете, что повлияло

на создание орнамента у казахского

народа, где жили казахи? В

степях.

Верно. И в бескрайних казахстанских

степях паслись огромные стада жи-

вотных. А кто знает, какие животные Бараны, ло-

пасутся в степях? шади,

верблюды

Правильно! И мотивом для составления

узоров послужили ветвистые рога

баранов. А многочисленные стада

верблюдов оставляли на земле свои

следы и казахский народ воплотил

из национальный орнамент - туш-

табан (верблюжий след). Им

украшались различные изделия

народных ремесел. Его использовали

в резьбе по дереву, вышивке, в художест-

венной обработке войлочных изделий.

Испытывая потребность в водопоях,

ведя скотоводческое хозяйство

казахский народ создал орнамент

,,родничок - кайнар (.

В казахском орнаменте присутствуют

сочные тона, такие как красный, ко-

ричневый, бордовый, синий, черный.

Используя их и элементы казахского

орнамента, мы составили свой

орнамент.

Сегодня мы будем составлять орна-

мент из геометрических фигур.

- Какие вы знаете геометрические Квадрат, прямо-

фигуры?

угольник, тре-

угольник.

Правильно! Вот трегольники мы

и применим в своем орнаменте.

Для работы нам нужны:

клей, ножницы, лист цветной

бумаги -фон и лист другого

цвета для треугольников, каран-

даши, угольник.

Проверьте все ли у вас на месте. Все.

Хорошо. Посмотрите, на доске висят

несколько орнаментов народа

Казахстана. Вы выберите себе один

из них. Выбрали? Хорошо. Да.

Перед тем как начнете работать

давайте вспомним технику безо-

пасности работы с ножницами, и

клеем (ребята называют правила

работы с ножницами и клеем).

Хорошо, молодцы, вы все помните.

А теперь можете начать работу.

Будьте внимательны и аккуратно

обращайтесь с клеем, чтобы не

намазать.

(ребята самостоятельно работают

25-30 мин ).

Хожу по классу и слежу за работой Я закончил.

учащихся.(После работы с ножница- Я выполнил.

ми - физминутка.)

Я вижу, что почти все закончили.

Серик и Наташа тоже уже закан-

чивают.

Молодцы, ребята! У всех получи-

лись красивые орнаменты. Я ду-

маю нашим бабушкам бы пон-

равились эти оригинальные аппли-

кации.

Вот посмотрите как аккуратно

выполнила Раушан. Молодец!

Эту работу я возьму на выставку.

(Выставление оценок).

Ребята какой орнамент мы сегодня Орнамент

выполнили?

казахского

народа.

Правильно! А в какой форме? В форме

Хорошо. А теперь каждый

аппликации.

Уберите свои рабочие места а

дежурные пройдите и соберите

рабочие папки и клей.

Все готово? Молодцы!

Сегодня все отлично поработали.

Урок окончен.

Встали.

Можете идти на перемену.

Методы обучения, определяемые по источникам информации, включают в себя

три основных вида: словесные, демонстрационные и практические методы.

Устные словесные методы. Наибольшее распространение в практике

трудового обучения получили такие устные словесные методы, как объяснение,

рассказ, беседа, инструктаж.

Объяснение характеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При

подготовке работе учитель объясняет, как рационально организовать рабочее

место; при планировании - как составить чертеж и определить

последовательность работы; в процесс объяснения учитель знакомит детей со

свойствами материалов и назначением инструментов, рациональными трудовыми

действиями, приемами и операциями, новыми техническими терминами.

Инструктаж можно рассматривать и как метод обучения, и как совокупность

словесных методов, применяемых на уроке. Под инструктажем как метод

обучения понимается объяснение способ трудовых действий, на корректировку

практической деятельности учащихся. Различают вводный, текущий и

заключительный инструктаж. Вводный инструктаж включает в себя постановки

конкретной трудовой задачи, характеристику операций, объяснение правил

выполнения трудовых приемов и проведения самоконтроля. Текущий инструктаж

включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин неправильной

работы и объяснение правильных приемов. Заключительный инструктаж включает

в себя анализ хороших работ, характеристику допущенных в работе ошибок и

оценку работы учащихся.

Рассказ применяется учителем в основном для сообщения новых знаний. Он

должен быть четким,

лаконичным и сочетать в себе точные

технические сведения с ярким живым повествованием. Рассказ может быть

построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом

случае учитель знакомит детей с конкретными объектами техники и

производства и постепенно переходит к обобщениям; во втором- знакомит

учащихся с общими понятиями, а затем иллюстрирует их конкретными примерами;

в третьем - подводит школьников к пониманию объектов, показывая историю их

возникновения. Восприятие рассказа обостряется, когда учитель вводит в него

элементы проблемности, показывает противоречия в развитии науки с

построением гипотез и способов их подтверждения. Рассказ учителем в

начальных классах, как правило, опирается на ранее приобретенные учащимися

знания, систематизирует представления и понятия детей об известных

объектах, учит их применению знаний на практике. На рассказ учителя на

уроке труда отводится очень мало времени; поэтому его содержание должно

быть предельно кратким, строго соответствовать цели урока и практической

трудовой задаче. Обычно рассказ учителя сопровождается демонстрацией

материалов, инструментов, оборудования, графических пособий. При

употреблении новых терминов учитель должен четко произносить их и

записывать на доске. Рассказ должен удовлетворять следующим дидактическим

требованиям: быть достоверным, логически последовательным, четким,

доказательным, эмоциональным, доступным для понимания учащихся начальных

классов. На уроках трудового обучения рассказ часто переходит беседу.

Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем

устного обмена мнениями учителя и учащихся. Она способствует активизации

детского мышления: под руководством учителя дети осмысляют учебный

материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом

и практикой. Беседа может использоваться на различных этапах урока.

Проводимая в начале урока беседа помогает детям устанавливать связи с

предшествующими занятиями, определять материалы и инструменты, необходимые

для работы, представлять последовательность трудового процесса. Особенно

ценной следует считать эвристическую беседу, которая позволяет максимально

активизировать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельно находить

решение посильных учебных задач. Как и рассказ, беседа бывает более

убедительной в том случае, когда она сопровождается демонстрацией

натуральных предметов и их изображений. В ходе практической работы может

возникнуть необходимость проведения текущей беседы. В которой путем

постановки конкретных вопросов и ответов на них учитель передает

дополнительную информацию о трудовом процессе. После окончания практической

работы часто проводится итоговая беседа, основная цель которой -

привлечение самих учащихся к обсуждению работ, обучению их критическому

отношению к результатам своего труда. Большое образовательно-воспитательное

значение имеют беседы, проводимые после экскурсии на производство.

Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения,

обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их

образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные

процессы ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала. Как отмечалось

имеющиеся в распоряжении учителя демонстрационные пособия можно разделить

на две группы: натуральные и изобразительные. К натуральным пособиям

относят материалы, инструменты, образцы готовых изделий и т.п.; к

изобразительным - макеты, модели таблицы, картины, фотографии, чертежи,

диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном

случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные пособия.

Примерный перечень использования демонстрационных пособий

| Виды работ по программе |Пособия |

|1. Знакомство детей с материа- |Демонстрационные коллек- |

| лами: бумагой, картоном, |ции. Раздаточные наборы |

|тканью, разными материала- |образцов материалов |

|лами, семенами | |

| | |

|2. Сообщение детям сведений |Технологические коллек- |

|о производстве промышлен- |ции. Диафильмы. Кино- |

|ных материалов, добыче и |фильмы. Картины |

|применении природных мате- | |

|риалов | |

| | |

|3. Изучение в процессе опытов |Таблицы - коллекции |

|свойств материалов | |

| | |

|4. Изучение приемов обработки |Инструменты и приспо- |

|материалов: знакомство с инст- |бления. Технологичес- |

|рументами, приспособлениями, |ие таблицы. Таблицы |

|приемами работы. Изготовление |по культуре труда. |

|предусмотренных программой |Образцы полуфабрика- |

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.