на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Общая и производственная педагогика


слушателями - это верный путь выявить структуру их интересов и в

соответствии с ней организовать занятия. Ищите области, где интересы

совпадают. Старайтесь вести диалог со слушателями в терминах их интересов.

Существенным мотивом, побуждающим человека к совершению того или

иного поступка, являются его убеждения, которые психология рассматривает

как систему осознанных потребностей личности. В процессе обучения каждый

человек воспринимает информацию на основе сформировавшейся системы

убеждений. Система убеждений представляет собой совокупность знаний об

окружающем мире, идей, духовных ценностей, идеалов. Если эта система имеет

упорядоченную и внутренне организованную структуру, то она рассматривается

как мировоззрение человека.

Нужно вовремя занять четкую, обдуманную позицию по главным жизненным

проблемам и ценностям. Сходная позиция и ориентация преподавателя и группы

относительно общественных ценностей или предмета обсуждения создают

благоприятные условия и усиливают познавательную способность группы. При

доверительном и уважительном отношении к личности преподавателя

обеспечивается эффективность восприятия.

В процессе обучения преподавателю необходимо учитывать и элементы

обыденного сознания, которые предстают перед нами в виде стереотипов.

Стереотип- это закрепленный в сознании способ восприятия и перестройки

существующей действительности. Стереотипы могут быть положительными и

ложными. Использование положительных стереотипов дает упрощенное,

схематическое, иногда близкое к истинному, знание или представление о

предмете. Любая схема, какой бы подробной она ни была, не может дать

исчерпывающей информации о предмете и в известной степени может

рассматриваться как стереотип. Вместе с тем схематизм позволяет выделить

наиболее существенные моменты рассматриваемого явления и способствует

лучшему восприятию учебного материала. В этом смысле он является составной

частью процесса обучения.

Ложный стереотип искажает действительность и затрудняет восприятие

материала, особенно если он отличается новизной. Наличие ложных стереотипов

зависит в первую очередь от уровня образования человека, его

профессиональной деятельности, немаловажную роль играет Эдесь и .возраст.

Для успешной реализации задач производственно-экономического обучения

разрушение ложного стереотипа является необходимым условием. Однако при

этом необходимо учитывать прочность данных установок личности и не ждать

быстрого освобождения человека от старых ложных стереотипов. Лучшим путем

разрушения стереотипов является сама жизнь, конкретная практика. Вместе с

тем человек очень трудно расстается с определенными представлениями,

которые ему навязывались в течение десятилетий.

Учитывайте, что иногда человеку легче воспринять новое, чем

отказаться от старых представлений. Чтобы эффективно вести процесс

обучения, преподаватель прежде всего должен представлять, как происходит

познавательный процесс. Этот процесс осуществляется посредством ощущения,

восприятия и мышления.

Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий в отражении

отдельных свойств предметов и явлений материальной жизни. Этот процесс

происходит через органы наших чувств, которые получают, отбирают,

накапливают информацию и передают ее в мозг.

Следующим этапом познания является восприятие, т. е. отражение в

сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии

на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение

отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Поведение человека

во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которой

находится. Поэтому восприятие является важным источником объяснения

поведения человека. Однако изменяя восприятие той жизненной ситуации, в

которой находится человек, можно изменить поведение этого человека. Так,

формирование у слушателей современного экономического мышления разрушает

старые стереотипы отчужденности работника от результатов своего труда и

таким образом формирует совершенно иной тип его поведения в процессе

производства, который отличается инициативностью и заинтересованностью в

качественном труде.

Многочисленные примеры аренды в сельском хозяйстве наглядно

демонстрируют, как новые условия хозяйствования меняют сознание и

психологию людей. Появление у человека чувства хозяина резко повышает его

ответственность за дело, заставляет искать и находить нестандартные и

оригинальные решения иногда в таких сложных хозяйственных ситуациях,

которые при традиционных формах ведения хозяйства считались бы

“объективными причинами” невозможности выполнения плановых заданий.

Восприятие зависит от прошлого опыта человека. Преподавателю надо

помнить, что на содержание восприятия оказывает также большое влияние

установка личности. Дело в том, что большинство слушателей производственно-

экономической учебы-люди, обладающие достаточно широким жизненным и

трудовым опытом. С одной стороны, это способствует успешности обучения, а с

другой - осложняет этот процесс. Дело в том, что как жизненный, так и

производственный опыт имеет свои негативные и позитивные стороны. На

занятиях это обстоятельство необходимо учитывать. Ведь основная масса

обучаемых формировалась как специалисты и как личности в период застоя и

несут на себе отпечаток данного периода. Это выражается в сложившихся

стереотипах общественного поведения, пассивности общественной деятельности.

Хотя в настоящее время даны широкие права трудовому коллективу и его

совету, тем не менее ни для кого не секрет, что эти права используются

далеко не полностью. Многие работники еще не верят в возможность реального

влияния на действия администрации. Аналогичная картина складывается при

переходе предприятий на полный хозрасчет. Часть работающих не стремится

повысить производительность своего труда, опасаясь пересмотра действующих

норм. Именно этот отрицательный опыт прошлого значительно тормозит

экономическое развитие нашей страны.

Использование восприятия в процессе обучения преподавателем может

происходить как в ходе всего занятия, так и на отдельных его этапах. Так,

чтобы обеспечить успешное восприятие нового учебного материала, обучающий

должен подготовить слушателей, помочь связать их опыт с новым материалом.

Большое значение в восприятии учебного материала имеют наглядные

средства обучения: пособия, схемы, оборудование, демонстрационные опыты.

Однако наличие наглядных пособий и развешивание в аудитории различных схем

само по себе дает небольшой эффект и даже отвлекает слушателей от общего

хода учебного процесса. Использование этих средств обучения должно

осуществляться в сочетании с объяснением преподавателя. Только тогда они

помогают формированию у слушателей образа учебного материала в соответствии

с задачами программы. Важное значение здесь имеет динамика предъявления

наглядных пособий слушателям, последовательность их использования и даже их

расположение. Так, наиболее важный для запоминания материал следует

располагать в верхнем правом углу плоскости. Именно в этой части обзора

должно находиться все, что предназначается для обязательного запоминания с

точки зрения важности материала.

Большое значение имеет яркость, красочность. Данные признаки имеют

ценность не сами по себе как таковые, а лишь в том случае, если они служат

для выделения наиболее сущностных деталей сообщаемой информации. При этом

необходимо помнить, что различный цвет оказывает неодинаковое воздействие

на психоэмоциональное состояние человека. Психологи определили, что красный

цвет возбуждающе действует на психику человека; оранжевый-способствует

концентрации внимания; желтый-может вызывать тревожность, беспокойство;

коричневый-угнетает; розовый - создает ощущение легкости. Причем в

зависимости от расположения окрашиваемых плоскостей это воздействие может

усиливаться или ослабляться.

Процесс восприятия и усвоения информации связан с психическим

явлением запоминания. Психология различает три вида памяти: оперативную,

кратковременную и долговременную.

Информация, полученная оперативной памятью, хранится в ней от

нескольких секунд до нескольких десятков минут. Этот вид памяти обслуживает

процесс восприятия словесной информации. В ходе этого процесса человек не

просто следит за словами, а постепенно накапливает поступающую из речи

информацию, компонует ее и преобразует в такую форму, которая

воспринимается лучше всего.

Прогресс науки и техники влечет за собой колоссальную информационную

нагрузку основных каналов связи человека с внешней средой-зрительного и

слухового. Поэтому каждый преподаватель должен иметь логически четкую

структуру своей речи, не перегружать ее второстепенными деталями, следить

за ее темпом и своей дикцией '

Помните, что оптимальный темп речи- 120 слов в минуту. Используйте

нумерацию своей информации: “Во-первых...” и т. д. Стремитесь ограничить

информацию до объема необходимого и возможного для усвоения слушателями.

Не спешите! Лучше потерять часть информации, но обеспечить

эффективное восприятие всего учебного материала. Не стремитесь ошеломить

слушателей всей имеющейся у вас информацией. Ваш запас информации ведь тоже

ограничен. Мысли, необходимые для фиксации и запоминания, предваряйте

словами: “Итак...”, “Иначе говоря...”, “Теперь подведем итог...”. Снижение

темпа речи может рассматриваться как сигнал к письменной фиксации.

Кратковременная память хранит информацию в течение 1-2 суток.

Учитывая это, задачей преподавателя является выбор таких заданий

слушателям, которые позволили бы им зафиксировать полученную информацию на

бумаге, либо более детально ее обдумать. В результате этого часть

информации может закрепиться в долговременной памяти, которая обеспечивает

ее длительное хранение и накопление.

Именно долговременная память дает возможность знаний, формирует

убеждения и установки личности, развивает умения и навыки. В долговременной

памяти 40 % полученной информации хранится всю жизнь.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия, за

которыми следует осмысление или мышление. Весь свой материал мыслительная

деятельность получает из одного источника-чувственного познания, т. е. из

ощущений и восприятия. Это еще раз напоминает преподавателю о необходимости

учитывать в своей педагогической деятельности все предшествующие мышлению

этапы. Человеческое мышление - в каких бы формах оно ни осуществлялось - не

существует вне языка. Поэтому современный процесс обучения, как процесс

человеческого общения, можно рассматривать не только и не столько как

простое изменение организации самого учебного процесса, а как эффективное

средство развития мышления слушателей.

Умственное развитие человека совершается в процессе усвоения знаний,

выработанных человечеством в ходе общественно-экономического развития.

Мыслительная деятельность - это, с одной стороны, основа для усвоения

знаний, а с другой - возможность получения новых знаний.

Человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими науками -

психологией и логикой. К логическим формам мышления относятся понятия,

суждения, умозаключения. * понятии отражаются общие, существенные и

отличительные признаки предметов и явлений реальной жизни. Каждый слушатель

производственно-экономического обучения обладает определенной совокупностью

понятий по проблемам изучаемой программы, и одной из задач, стоящих перед

преподавателем или пропагандистом, является выяснение существующих у

слушателей понятий. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждения

всегда выражаются в словесной форме и отражают связь между предметами и

явлениями или между их свойствами. Суждения могут быть выражены как устно,

так и письменно. Последнее обстоятельство важно учитывать при составлении

заданий слушателям в зависимости от их личностных черт.

В ходе суждения человек сталкивается с взаимосвязями процессов и

явлений. В результате одного или нескольких суждений можно получить другое,

рожденное исходными. Такая связь между понятиями, суждениями называется

умозаключением.

Процесс мышления имеет познавательный результат, в качестве которого

можно считать либо степень усвоения слушателем определенных знаний или

приобретение навыков и умения, либо выполнение слушателем задания, либо

наличие у него плана решения какой-то проблемы и т. д.

Процесс обучения - это всегда процесс общения. Для того чтобы процесс

обучения был эффективен, недостаточно обладать профессиональными знаниями,

необходимо уметь организовать этот процесс. Для этого преподаватель должен

научиться управлять учебной группой, побуждать каждого члена группы

участвовать в учебном процессе, постоянно владеть вниманием аудитории.

Внимание - это реакция психики человека на определенные объекты,

имеющие для личности устойчивую значимость. В нашем случае таким объектом

является познавательная деятельность. Концентрация внимания направляет,

усиливает восприятие, запоминание и мышление. В то же время отсутствие

внимания приводит к обратному действию.

Внимание всегда сосредоточено на чем-то определенном. В ходе процесса

обучения внимание слушателя направлено на учебный материал, который дает

преподаватель. Степень концентрации внимания довольно легко установить по

тому, что в данный момент учебного процесса делают слушатели: внимательно

следят за содержанием учебного материала или читают газету, смотрят в окно.

Каждый преподаватель, имеющий даже небольшую педагогическую практику,

убедился насколько сложно постоянно владеть вниманием аудитории.

Социологические исследования показывают, что в каждый момент обучения

говорящего слушает всего несколько человек. Если брать средний размер

учебной группы 20-40 человек, то преподавателя слушают всего от 2 до 7

человек. Конечно, если преподаватель представляет собой яркую личность,

обладает высоким профессиональным уровнем, то эта цифра может значительно

возрасти.

Внимание может быть произвольным, непроизвольным и послепроизвольным.

Произвольное внимание зависит от собственной воли человека, определяется

его собственными интересами, убеждениями, сознанием долга.

Любой процесс обучения предполагает наличие произвольного внимания.

Согласимся, что преподаватели, как и все люди, бывают разные и не всякий

может полностью удовлетворить аудиторию. Тем не менее каждый слушатель

должен получить необходимый объем знаний. В силу этого он включает

произвольное внимание с тем, чтобы узнать и зафиксировать необходимую

информацию.

Следует отметить, что чем больше соответствие информации

преподавателя или пропагандиста интересам и целевым установкам слушателей,

тем выше степень произвольного внимания.

Непроизвольное внимание не требует волевого усилия слушателя, а

скорее зависит от мастерства и умения преподавателя. В большей степени это

внимание определяется формой изложения материала.

Послепроизвольное внимание - это своеобразная трансформация

произвольного внимания, при котором слушатель настолько захвачен

происходящим действием, что от него не требуется волевых усилий.

Безусловно, знание видов внимания само по себе ничего не дает.

Главное для преподавателя знать, каким образом он может удержать внимание

аудитории.

Многие не раз наблюдали картину, когда в большой аудитории слушатели

захвачены мастерством лектора. Но вот скрипнула входная дверь и почти все

повернули голову. Действительно, достаточно кому-то заглянуть в аудиторию

или уронить ручку, как от только что напряженного внимания не остается и

следа. Дело не в преподавателе, а в свойствах человеческой психики.

В процессе обучения преподаватель довольно часто сталкивается со

случаем потери произвольного внимания слушателей. Для его возвращения

необходимо вызвать сначала непроизвольную форму внимания. Для привлечения

непроизвольного внимания используются голосовые приемы, пауза, жест,

движение.

Внимание привлекает не только повышение тона речи, но и внезапный

переход на тихую речь. Для возвращения внимания используйте вопросы к

аудитории: “Как вы думаете, что произойдет если...”, “Каким же образом

происходит данный процесс?” и т. п. Можно прервать начатую фразу и привлечь

внимание небольшим отступлением: “Да, чуть было не забыл...”, “Кстати,...”

и т. п.

Обращение к наглядным средствам обучения, поднятие руки или пальца

вверх, любые незапланированные жесты и движения возвращают внимание

аудитории. Если вы часто возвращаете внимание слушателей, ищите причину в

содержании учебного материала. Идеальным средством возвращения внимания

является шутка.

Обучение всегда предполагает объединение обучающихся в учебную, т. е.

организованную, группу. Учеба слушателей производственно-экономического

обучения строится по производственному принципу, а учебные группы

комплектуются из числа рабочих одной бригады, смены и т. д. По сути дела,

учебная группа объединяет тот коллектив, который совместно решает

производственные задачи. Нормальный человеческий коллектив, обладающий

наибольшими производственными, образовательными и воспитательными

возможностями,- это разновозрастный коллектив. Этот коллектив объединяет

различных по квалификации и жизненному опыту работников.

Долгое время считалось, что наиболее благоприятным для обучения

является коллектив примерно одной возрастной группы слушателей. В рамках

традиционного подхода к процессу обучения это облегчало взаимодействие

преподавателя со слушателями. Однако взаимодействие и сотрудничество

обучаемых одного и того же возраста, как правило, оказывается небогатым по

содержанию. Ведь люди одной возрастной группы обладают примерно одинаковыми

знаниями, и таким образом, взаимообучение будет сравнительно бедным. Если

же говорить о воспитательной функции процесса обучения, то разновозрастной

коллектив приносит гораздо больший воспитательный эффект.

Даже не обладая достаточными знаниями в области психологии, можно

заметить, что учебная группа состоит из совершенно различных не только по

возрасту, но и по характеру, темпераменту людей. Неповторимое сочетание

психологических особенностей человека является характерной стороной

личности. Личность - это прежде всего живой, конкретный человек, со своими

достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, порожденными

его активным участием в жизни общества, воспитанием, обучением.

Психологический склад личности, сочетание его психологических

особенностей, несмотря на различия в его поведении в разных жизненных

ситуациях и в различных социальных группах, при изменениях, связанных с

возрастным развитием, остается в какой-то мере постоянным. Наиболее

устойчивыми и присущими от рождения человеку психическими свойствами

являются свойства темперамента. Психология традиционно выделяет четыре типа

темпераментов: сангвиника-холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвиник - в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип

нервной системы. Этот тип весьма практичен, легко и быстро адаптируется.

Покладист и оптимистичен. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит

точность, основательность и объективность. К порученному делу относится

ответственно.

В группе слушателей личность, обладающая таким типом темперамента,

пользуется большим авторитетом и часто бывает неформальным лидером. Его

мнением дорожат товарищи. Если преподаватель или пропагандист сумеет

построить устойчивые и доброжелательные отношения с таким человеком и

заслужить его доверие, то его поддержкой можно резко повысить эффективность

процесса обучения. Не сумев найти правильной формы отношений с данным типом

личности, преподаватель рискует потерять покой на занятиях, будучи вовлечен

в затяжные, а порой и весьма трудные дискуссии.

Такому слушателю необходимо всегда отводить активную роль на занятиях

- он в них просто незаменим. Если же преподавателю или пропагандисту

удастся сделать его единомышленником, то группа может обрести своеобразного

преподавателя-дублера.

Флегматик - в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип

нервной системы. Наиболее заметной чертой этого характера является скорее

всего его сдержанность и, как следствие, исключительное спокойствие.

Флегматик относится к тем людям, чье приветствие всегда степенно,

прохладно и лишено эмоций. Он не склонен к товариществу и предпочитает

одиночество. Не разговорчив и сводит беседу к выяснению главного. Иногда

позволяет себе бесстрастно пошутить. В работе любит порядок и выполняет ее

спокойно и методично. Его любовь к чистоте может стать настоящей манией и

превратиться в педантизм. Ум его работает медленно, но надежно, потому что

эта медлительность объясняется желанием знать причины происходящего.

Флегматика можно убедить только доводами.

Как слушатель, такой тип характера просто незаменим в обсуждении

сложных спорных вопросов. Как правило, его аргументация отличается

убедительностью и продуманностью, и если он заранее получил от

преподавателя соответствующую установку и согласен с ней, можно не

беспокоиться за серьезную поддержку на занятиях.

Холерик - в основе лежит сильный неуравновешенный, возбудимый тип

нервной системы. Наиболее заметной чертой этого типа является сильная и

беспорядочная эмоциональность. Он неустойчив, склонен к жестокости и

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.