на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Обучение информатике


обязательный общеобразовательный минимум по этому предмету, третий этап –

дифференцированное изучение информатики в рамках одного из профильных

курсов.

§2. Профильная дифференциация

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе

принято различать 2 основных типа дифференциации содержания обучения:

профильную и уровневую.

Коротко проанализируем сущность профильной дифференциации содержания

обучения.

Стремительный рост объема информации в современном мире делает

невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком, приводя к

необходимости его специализации в определенной сфере, а, следовательно, и

специализации его подготовки на основе общего образования. Профильная

дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.

В литературе сущность профильной дифференциации содержания образования

определяется в направленной специализации образования в области устойчивых

интересов, склонностей и способностей, обучаемых с целью максимального их

развития в избранном направлении.

Профильная дифференциация предусматривает объединение учащихся в

относительно стабильные группы, где идет обучению предмету пол особым

программам, которые различаются содержанием, требованиями к знаниям и

умениям школьников.

Анализируя практическую реализацию профильной дифференциации

содержания образования, большинство исследователей отмечает, что наиболее

благоприятный возраст для профильного обучения, исходя из возрастных

особенностей учащихся – 15 лет (10 класс), когда начинают формироваться

устойчивые познавательные интересы, профессиональные намерения.

Профильная дифференциация основана на добровольном выборе школьниками

профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей,

достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений. Она обращена

на реализацию индивидуального подхода по отношению к отдельным группам

учащихся. Процесс обучения в различных группах протекает по-разному:

отличается содержание образования, изменяется доминирующая роль тех или

иных методов обучения, их формы и пре мы, стиль взаимоотношений учащихся и

учителя.

В последние годы в российской школе наблюдается резкий рост интереса к

проблеме профильной дифференциации. Во многих школах страны созданы классы

с углубленным изучением отдельных предметов; организуются профильные

классы: гуманитарные, технические, естественнонаучные, физико-

математические и другие.

Рассмотрим специфику профильной дифференциации обучения информатике.

Рассмотренная выше структура обучения информатике, теоретически

обоснованная в ряде работ и уже складывающая в настоящее время в практике

школы, предусматривает продолжение образования в области информатики и

информационных технологий в рамках дифференцированного обучения в старших

классах.

Рассмотрим особенности информатики как образовательной области и как

учебного предмета общеобразовательной школы.

Начнем с анализа общеобразовательной значимости изучения информатики,

роли этого учебного предмета в решении основных задач школьного

образования.

В настоящее время под влиянием пресса информатизации складывается

новая общественная структура – информационное общество. Его развитие

существенным образом влияет на цели и содержание образования, стимулирует

изменение методов и организационных форм обучения.

Оценивая проникновение информатики и компьютеров в различные сферы

деятельности человека, их влияние на развитие общества, многие

исследователи характеризуют этот процесс как новую научно-техническую

революцию. По их мнению, развитие компьютеров и информационных технологий

приведет к тому, что к 2000 году большая часть (около 90%) населения

развитых стран мира будет занято в сферах деятельности, связанных с

информационной индустрией.

Как известно, общеобразовательное значение учебного предмета,

педагогические функции образовательной области определяется ее вкладом в

решение основных задач общего образования человека:

1) формирование современного научного мировоззрения школьников;

2) развитие мышления учащихся;

3) подготовка выпускников школы к практической деятельности,

продолжению образования, труду в информационном обществе.

Велика роль изучения информатики для развития мышления школьников,

формирования черт личности, отвечающих требованиям современного

производства.

Изучение информатики связано также с формированием целого ряда

важнейших обще учебных, интеллектуальных умений (например, формулирование

цели, выделение и координация подцелей, анализ исходных условий и средств,

формализация содержания задачи, построение модели и т.д.).

Общеобразовательная функция информатики связана также с решением

задачи подготовки школьников к труду, продолжению образования в условиях

информатизации народного хозяйства, реализацией задач политехнического

образования и профессионального самоопределения молодежи.

Роль изучения информатики в этой области определяется тем, что методы,

и средства информатики используются в настоящее время уже практически во

всех областях человеческой деятельности.

Учитывая, что одной из основных задач дифференциации содержания

обучения в школе является предпрофессиональная подготовка школьников в

области выбранной специализации, а также подготовке к продолжению

образования в этой области, можно предположить, что информатика,

информационные технологии должны стать одним из обязательных компонентов

содержания профильного обучения в любом из направлений специализации школы.

Таким образом, анализ значения информатики для решения основных задач

школьного образования , формирования ряда важнейших компонентов личности

учащихся, ее вклада в подготовку молодежи к труду, последующему

профессиональному образованию убедительно показывает необходимость

обязательного продолжения обучения этому предмету в рамках дифференциации

образования на старшей ступени школы независимо от выбранного профиля

специализации.

Это обстоятельство ставит информатику в уникальное положение в учебном

плане школы, определяет ее главную особенность с точки зрения

дифференциации образования. Обоснование обязательности продолжения обучения

информатике в старших классах в форме одного из профильных курсов в рамках

дифференциации обучения становится одним из важнейших принципов построения

многоэтапной структуры обучения информатике в школе.

С учетом выделенных особенностей информатики, проанализируем подходы к

дифференциации содержания обучения информатике, выдвинутые различными

авторами.

Н.В.Апатовой предлагается в 10-11 классах изучать объективно-

ориентированное программирование на языке Паскаль; логическое

программирование на Прологе или Лиспе; деревья, сети, фреймы; операционные

системы, базы данных, информационные и экспертные системы.

Однако при этом она отмечает, что содержание может быть заменено

курсами, в которых изучается прикладная информатика, например:

- "Информатика для математиков" – для учащихся, занимающихся в

математических классах, – содержит вопросы разработки и реализации на

компьютере различных численных методов; моделирование различных

пространств и множеств; изображение геометрических тел, их сечений,

движение тел и фигур и другое.

- "Информатика для филологов" – анализ и генерация текстов, работа с

различными словарями и другое.

- "Информатика для биологов" – разработка и использование готовых

классификаторов, моделирование поведения различных существ и их групп в

различных условиях и т.д.

- "Информатика для экономистов" – анализ деятельности предприятия,

разработка и испытание модели, информационные системы и базы данных.

Как видно, здесь предлагается некоторый "смешанный" подход: с одной

стороны, углубленное изучение информатики, а с другой, - специализация

содержания по предметным областям и задачам других школьных учебных

дисциплин.

В программе непрерывного курса информатики для средней школы (14),

А.Л.Семенов и Н.Д.Угринович предлагают 7 профильных курсов для углубленного

изучения информатики в старшем звене школы (10-11 классы):

1) Архитектура компьютера и операционная система;

2) Арифметические и логические основы компьютера;

3) Алгоритмизация и языки программирования;

4) Решение задач на компьютере;

5) Обработка текстов и издательская деятельность на компьютере;

6) Основы технологии мультимедиа;

7) Компьютерные телекоммуникационные сети.

Отметим положительный момент выделения широкого спектра профильных

курсов. Подчеркнем также, что ориентация на углубленное изучение не всегда

оправдана в определении содержания профильной дифференциации обучения.

Кроме того, предложенные здесь критерии выделения профилей носят различный

характер, недостаточно систематизированы.

В.Г.Мануйлов (9) разработал программу курса "Основы информационных

технологий", ориентированную на подготовку школьников, обучающихся в

классах с экономической ориентацией. Курс разбит на 2 части: "Введение в

информационные технологии" и "Информационные технологии для экономистов".

И.Ю.Степанова (20) предлагает программу спецкурса "Элементы языка

Пролог", для успешного изучения которого учащиеся должны обладать

математическими навыками оперирования с алгебраическими объектами и знать

аксиоматику школьного курса геометрии.

В профильной дифференциации обучения информатике важнейшее значение

имеют 2 принципа:

-принцип "бинарного вхождения" образовательной области в содержание

общего среднего образования, обоснованной В.С.Ледневым;

-принцип дифференциации содержания образования по его ведущей

педагогической функции.

В соответствии с принципом "двойного вхождения" образовательной

области в содержание общего среднего образования, образовательная область

отражается в содержании образования, с одной стороны, как объект изучения,

с другой стороны, как некоторый аспект изучения всей окружающей

действительности. К примеру, информатика представлена в содержании

школьного образования, как учебный предмет, и отражена, как принцип

"информатизации образования".

Следуя этой позиции, можно выделить принцип дифференциации по

критерию "фундаментальных" и "прикладных" (для информатики –

"пользовательских") профильных курсов.

К такому же делению мы приходим, если попытаемся дифференцировать их

по другому критерию – ведущей педагогической функции. Тогда для

"фундаментальных" курсов в качестве ведущей функции следует назвать

формирование научного мировоззрения или, как принято говорить, "научной

картины мира", а для "прикладных" – подготовку к практической деятельности,

труду.

Как же "профилируются" (дифференцируются по содержанию) профильные

курсы информатики "фундаментального" направления?

Направления их профилизации определяются применительно к предметным

областям, являющимися ведущими для каждого конкретного направления

специализации обучения в школе (классе).

Иначе говоря, если взять основные направления специализации школы по

предметным областям: математика, информатика, естествознание, история и

социальные науки, языки, то для каждого из них необходим свой профильный

курс информатики. В каждом из таких курсов углубленно изучается тот раздел

информатики, предмет которого пересекается с предметом науки, являющейся

ведущей, определяющей направленность специализации образования в данной

школе (классе).

Например, в классах математической специализации может быть предложен

курс "Вычислительная математика (численные методы) и программирование"

(С.А.Жданов, Э.И.Кузнецов, М.П.Лапчик и др.). Для школ и классов

естественнонаучной специализации – курс "Информационное моделирование"

(В.К.Белошапка), "Компьютерные методы обработки данных научных

экспериментов" и т.д. При гуманитарной специализации это может быть курс

"Информатика и информационные технологии" (С.Л.Бешенков и др.).

Основная задача курсов такого типа – развитие научных представлений,

формирование научного мировоззрения, обогащение изучения основ других

фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или

развитыми информатикой.

Профильные курсы информатики другого типа – прикладные (или

"пользовательские") дифференцируются не по предметным областям, а по

критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов

– формирование (развитие) навыков использования методов и средств НИТ в

разных областях.

Глава II. Прикладной профильный курс «Новые информационные технологии»

В предыдущей главе были рассмотрены принципы дифференциации

содержания обучения информатике на старшей ступени школы. Были обоснованы

два основных принципа дифференциации, в соответствии с которыми выделены

профильные курсы фундаментальной и прикладной направленности.

Профильный курс в 10-11 классах – продолжение подготовки по

информатике и смежным областям, где требуются более специальные знания. Он

отмечается значительной широтой, максимальным использованием меж предметных

связей информатики. Учащиеся приобщаются к вычислительной технике, у них

вырабатываются навыки систематического использования вычислительной техники

в повседневной деятельности. Компьютер из объекта познания переходит в

раздел инструментов познания, инструмент для самореализации учащихся.

Во второй главе рассмотрим подход к разработке содержания прикладного

профильного курса «Новые информационные технологии».

§1. Курс «Новые информационные технологии» для

специализированных классов

Потребность в математических расчетах по-прежнему велика в нашем

обществе, идущем сквозь тернии к рыночной экономике. Миллионам людей

приходится вести математические расчеты. Не говоря уж об учебе, ни одна

серьезная разработка в любой отрасли науки и производства не обходится без

трудоемких математических расчетов. Для облегчения таких расчетов были

созданы мощные, универсальные интегрированные системы (пакеты прикладных

программ). Под пакетом прикладных программ следует понимать комплекс

взаимосвязанных прикладных программ и системных средств, позволяющих решать

некоторый класс задач. Такое понимание пакета позволяет охватить достаточно

широкий круг программных разработок, имеющих своей целью повышение уровня

прикладной квалификации вычислительной машины путем совместного

использования прикладных и системных программ.

В настоящее время существует немалое количество математических

пакетов. Наиболее распространенные из них – это Mathcad, Matlab, Derive,

Eureka, Mathematika, Maple. Данные пакеты многофункциональны.

Например, интегрированная система автоматизации математических,

физических, химических, электро- и радиохимических и прочих научно-

технических расчетов «Eureka» позволяет:

- выполнить типовые математические и экономические расчеты;

- вычислять производные и интегралы;

- решать системы уравнений;

- искать экстремумы;

- выводить данные в табличной форме;

- строить по выбору график одной из функций;

- работать с комплексными числами.

«Eureka» также интегрирует в одной системе редактор для подготовки файлов,

вычислитель, верификатор, проверяющий правильность вычислений, генератор

отчетов, простой графопостроитель. Данный пакет работает в многооконной

оболочке, позволяющей одновременно наблюдать описание решаемой задачи,

результаты вычислений и их проверки, готовить отчет о работе и график

выбранной функции.

Математический пакет «Derive» является системой символьной

математики, т.е. позволяет производить символьные вычисления. Пакет

обладает богатыми графическими возможностями. Задания и результаты

вычислений представлены на экране в привычной математической записи.

Интерфейс системы прост, но исключительно удобен для пользователя. Пакет

можно эффективно использовать при решении широкого круга математических

задач от планиметрии до теории вероятностей и статистики, а также

производить финансовые расчеты.

«Derive» имеет несколько десятков встроенных функций:

- элементарные и специальные функции;

- действия с комплексными числами;

- решение задач математического анализа: отыскание пределов функций,

производных, определенных и неопределенных интегралов, конечных сумм и

сумм числовых рядов, бесконечных произведений;

- операции векторной алгебры;

- действия с матрицами, вычисление обратной матрицы, собственных значений

матрицы.

«Derive» имеет библиотеку функций-утилит, предназначенных для решения

специальных задач, есть возможность пополнения библиотеки функциями

пользователя.

«Matlab» является одной из старейших и проработавших систем

автоматизации автоматических расчетов. Она была разработана С.В.Молером и с

конца 70-х годов широко использовалась на больших ЭВМ. Система Matlab

оказала большое внимание на разработку ряда пакетов для выполнения

матричных операций, расчета систем управления, в свою очередь, вобрав в

себя лучшие из средств, накопленных за более чем 30-летнюю историю развития

матричных методов вычислений на ЭВМ.

«Matlab» - расширяемая система, и ее можно легко приспособить к

решению нужных классов задач. Возможности ее весьма обширны, по скорости

выполнения задач система не уступает многим другим подобным системам.

Своим названием (MATrixLABoratory – «матричная лаборатория») система

«Matlab» обязана ориентации на матричные и векторные вычисления. Она

выполняет операции над векторами и матрицами даже в режиме простых

вычислений без какого-либо программирования.

Система содержит средства, особенно удобные для электро- и радиотехнических

расчетов (операции с комплексными числами, полиномами, обработка данных,

анализ сигналов и цифровая фильтрация). «Matlab» содержит также операторы

построения графиков в декартовой и полярной системах координат, трехмерных

поверхностей. На одном графике данная система может представить множество

кривых, различающихся цветом и отличительными символами. Графики «Matlab»

выводит в одном или несколько окон.

Будучи ориентированной, на работу с реальными данными, эта система

выполняет все вычисления в арифметике с плавающей точкой. Система также

поддерживает выполнение операций с массивами данных, регулирует сингулярное

и спектральное разложения, вычисление ранга и чисел обусловленности матриц,

поддерживает работу с алгебраическими полиномами, решение нелинейных

уравнений и задач оптимизации, интегрирование в квадратурах, решение

дифференциальных и разностных уравнений. В системе реализована удобная

операционная среда, которая позволяет формулировать проблемы и получать

решения в привычной математической форме, не прибегая к рутинному

программированию.

Каждая из вышеописанных систем имеет свои достоинства и недостатки.

Одни из них чрезвычайно сложны для освоения, требуют основательной

математической подготовки и предназначены в первую очередь для

профессионалов, имеют встроенные языки программирования математических

действий и дополнительные библиотеки электронных справочников, другие,

простые в освоении, обладают ограниченными возможностями и неудобным

интерфейсом пользователя.

Особое же место среди систем автоматизации математических расчетов

занимает пакет «Mathcad» . Это наиболее мощная интегрированная система

автоматизации математических расчетов, широко распространенная в России.

Отличительная черта этой системы – входной язык, максимально приближенный к

математическому языку или языку научных статей и книг. Объединение в этой

системе текстового редактора с возможностью использования общепринятого

языка позволяет пользователю получить готовый итоговый документ.

«Mathcad» столь же гибок, как самые мощные электронные таблицы и

языки программирования, но легок в освоении и приятен в использовании.

Система «Mathcad» содержит текстовый редактор, мощный графопостроитель и

графический процессор.

Текстовый редактор служит для ввода и редактирования текстов. Текст

может состоять из слов, математических выражений и формул, спецзнаков.

Вычислитель обладает уникальными возможностями:

- обеспечивает вычисления по сложным математическим формулам;

- имеет большой набор встроенных математических функций;

- позволяет вычислять ряды, суммы и произведения, определенные интегралы и

производные;

- работать с комплексными числами;

- решать линейные и нелинейные уравнения;

- выполнять векторные и матричные операции.

В вычислитель входят и такие мощные средства как линейная и сплайн-

интерполяция, регрессия, прямое и обратное быстрое преобразование Фурье.

Легко можно менять разрядность чисел и погрешность итерационных методов.

«Mathcad» позволяет записывать на экране компьютера формулы в их

привычном виде. Но формулы в «Mathcad» могут значительно больше, чем просто

хорошо выглядеть. С их помощью можно решить почти любую мыслимую

математическую задачу символьно либо численно. Можно реализовать текст в

любых местах вокруг уравнений, чтобы документировать процесс решения.

Графический процессор служит для создания графиков. Графический

процессор сочетает чрезвычайную простоту общения с пользователем с самыми

изысканными возможностями графических средств. Простые графики нескольких

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.