на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями


нарушения двигательной функции у детей, страдающих различными формами

детского церебрального паралича, и указывает на то, что эти нарушения

специфичны для той или иной формы.

Однако познавательная деятельность детей с ДЦП нарушается и в связи с

особенностями их психического развития. Многие авторы (М. Б. Эйдинова; К.

А. Семенова; Р. Я. Абрамович-Лехтман; Е. И. Кириченко; И. Ю. Левченко)

относят нарушения психического развития у детей с ДЦП к аномальному

психическому развитию и утверждают, что эти нарушения в значительной

степени зависят от локализации и времени поражения головного мозга.

Согласно теориям, связанным с именами Л. С. Выготского, С. Л,

Рубинштейна, А. И. Леонтьева, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, А. Г. Лурия,

А. В. Запорожца и других авторов, на основе движения, определенных видов

практической деятельности формируются процессы восприятия, которые имеют

активный характер и являются познавательными. Постепенно с их развитием

появляются психологические предпосылки для освоения более сложных видов

практической деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию более

высокой ступени восприятия.

Отечественная психология рассматривает восприятие как своеобразное

«ориентировочно-исследовательское действие» (Венгер А. А. , Запорожец В.

А.)

У ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности формирование всех

видов восприятия может быть нарушено на самых ранних этапах его развития.

Причиной являются такие факторы, как нарушение моторного аппарата глаз,

недоразвитие статокинетических рефлексов, способствующее ограничению полей

зрения у таких детей. Известно, что развитие полей зрения тесно связано с

формированием произвольного внимания и всех видов восприятия, том числе и

пространственного

У детей с ДЦП при недостаточности предметных действии недостаточно

развито предметного восприятие, а предметные действия невозможны без

развития и совершенствования общей моторики. В результате предметной

деятельности происходит развитие осязания.

Кроме того, двигательная недостаточность препятствует не только

нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, но и

мешает формированию интерсенсорных условий связей, особенно зрительно-

моторных.

Известно, что движение, а также практическая деятельность имеет

огромное значение в развитии ряда высших корковых функций, особенно

пространственных. Этим объясняются часто наблюдаемые пространственные

нарушения у детей с церебральными параличами

Многие дети с церебральными параличами испытывают затруднения в

восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин

(А. Л. Добронравова, 1967).

Часто ребенок с церебральным параличом не ориентируется в частях

собственного тела; развитие схемы тела тесно связано с формированием

пространственного восприятия. У больных нарушения пространственного

восприятия могут проявляться в сочетании. У них трудно формируются понятия

«лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в

усвоении письма, чтения, счета. Наряду со зрительным и кинестетическим

восприятием в развитии пространственного представления имеет значение

деятельность слухового анализатора.

У ребенка с церебральным параличом в силу недостаточности слухового

восприятия, недоразвития общей моторики может иметь место недостаточность

пространственно-различительной деятельности слухового анализатора, что тоже

затрудняет развитие пространственного представления.

Все сказанное выше указывает на специфические условия интеллектуального

развития детей, страдающих церебральным параличом. Больной ребенок часто не

способен различить, обозначить и дифференцировать свои пальцы, не замечая

при этом своей несостоятельности. Пальцевая агнозия иногда сочетается с

невозможностью обозначения элементов лица. Эти больные не могут нарисовать

человека, особенно его лицо и руки.

Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особенностью

этого письма может быть его зеркальность.

Кроме того, у тех, же больных может отмечаться синдром конструктивной

апраксии. В речи могут выявляться нарушения по типу моторной алалии, легкие

анамнестические нарушения и недоразвитие семантической стороны речи.

Известно, что более выраженными и стойкими перечисленные выше

нарушения бывают при определенных формах ДЦП, а именно: правостороннем

гемипарезе, спастической диплегии при минимальном поражении рук (синдром

Литтля). По мере проведения лечебно-педагогических мероприятий эти процессы

могут быть обратимыми.

Итак, патология двигательной функциональной системы у детей, страдающих

церебральными параличами, является одним из важных факторов, замедляющих и

искажающих психическое развитие. Патология зрительного и слухового

восприятия в результате поражения рецепторных систем также может привести к

недоразвитию познавательной деятельности, речи и интеллекта в целом. Кроме

того, частые явления при этом заболевании -недостатки в развитии речи, что

нарушает коммуникативность, обобщающие и регулирующие функции речи.

Условия воспитания больного ребенка играют важнейшую роль в патогенезе

психических нарушений, а именно - недостаточность коммуникативных связей с

окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения. Реакция

на свое инвалидизирующее хроническое заболевание, неправильное поведение

родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот чересчур требовательных к

своему больному ребенку, могут развить в одних случаях пассивность,

неумение преодолеть трудности, в других - реакцию протеста, негативизм,

упрямство.

Однако среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике

в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного

коррекционного воздействия. У группы детей, прогностически благоприятных,

нарушения психического развития носят обратимый характер при активном и

комплексном воздействии на основные компоненты дефекта развития.

1.2 Основные направления коррекционно-развивающего обучения старших

дошкольников с ДЦП при подготовке к школе.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям

медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной

помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и

профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к

жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-

педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью,

преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа

должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного

воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального

паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа,

лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические

процедуры.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы

предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых,

психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон

психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того,

на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

При коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для

данного возраста вид деятельности.

При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных

связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-

кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на

несколько анализаторов. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм

коррекционно-педагогической работы.

Родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с

ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей,

сформированные специалистами. Это ускорит процесс восстановления нарушенных

функций.

Коррекционно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов.

Каждый этап имеет свои направления в работе.

В процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе выделяются следующие

направления коррекционно-развивающего обучения:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и

временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие

кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов

абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

- подготовка к школе.

3. Роль изобразительной деятельности в структуре коррекционного обучения

детей с ДЦП.

Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей,

страдающих различными формами церебрального паралича и прогностически

благоприятных в развитии - занятия, направленные на формирование

двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения,

игры. В связи с этим изобразительная деятельность выступает, как

деятельность в процессе формирования, посредством которой активизируются

двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных

аспектов психики ребенка-дошкольника.

Дети с церебральными параличами, так же, как и их нормально

развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности и

при правильной организации занятий она становится любимым видом

деятельности.

Изобразительная деятельность открывает перед детьми с ограниченными

возможностями передвижения очень много интересного, красивого,

занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды

изобразительности показывают многообразие средств для реализации

задуманного изображение. Ребенок получает возможность выразить в рисунке

нечто важное для него. В процессе занятий формируются личностные качества

ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше

исполнить свою работу.

Особое место занимает этот вид детской деятельности в воспитании детей

с ДЦП. Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения

пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной

деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных

занятий. Однако продукция их изодеятельности весьма несовершенна и

непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают. В

результате такой многофакторный, всеобъемлющий вид деятельности не

используется в развивающей и корригирующей системе обучения и воспитании

детей с множественными отклонениями в физическом и психическом развитии,

характерными для ДЦП.

Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Нарушения при детском церебральном параличе носят множественный

характер, к двигательным расстройствам присоединяются нарушения

психики, речи, зрения, слуха, поэтому необходимо постоянное

целенаправленное комплексное воздействие на ребенка для стимуляции

его развития, профилактики и коррекции нарушений.

2. Основными направлениями в коррекционно-педагогическом процессе при

подготовке к школьному обучению являются:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и

временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие

кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов

абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

подготовка к школе.

3. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии детей,

особенно в дошкольном возрасте, так как способствует эстетическому,

нравственному воспитанию, расширению кругозора ребенка, создает базу

для овладения школьными навыками.

4. Изобразительная деятельность позволяет решить многие задачи

коррекционного воспитания, но множественные нарушения мешают

формированию необходимых навыков самообслуживания, развитию

практической деятельности и подготовки руки ребенка к письму.

Глава II. Особенности изобразительной деятельности участников

исследования.

2.1. Характеристика контингента.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе

Областного реабилитационного центра детей-инвалидов г.Брянска.

Всего в исследовании участвовало 20 детей в возрасте 6-9 лет с

различными формами детского церебрального паралича. Возраст детей был

определен тем, что к 6-7 годам эти дети, как правило, еще не готовы к

целенаправленному обучению. Это обусловлено их двигательными расстройствам,

задержкой психического развития органического генеза, нарушением

коммуникативной функции речи и рядом других нарушений, которые к 8-9 годам

в той или иной степени компенсируются под влиянием лечения и коррекционной

работы.

Табл.№1.

| Ф И О|Дата |Клинич. диагноз |Нарушения |Степень |

| |рождения | |психики, речи и |тяжести |

| | | |др. | |

|1.Алымова |15.03.96г. |ДЦП, спастическая | |легкая |

|Настя | |диплегия | | |

|2. Батутин |11.10.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур. |легкая |

|Денис | |диплегия |дизартрия | |

|3. Болотов |3.03.96г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР 3ур., |средняя |

|Ваня | |правосторонний |дизартрия | |

|4. Денисов |13.02.96г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, |средняя |

|Рома | |диплегия |ОНР2-3ур, | |

| | | |дизартрия | |

|5. Деркач |12.05.96г. |ДЦП, гиперкинети- | |легкая |

|Лена | |ческая форма | | |

|6. Ермакова |8.09.96г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |легкая |

|Алина | |диплегия |дизартрия | |

|7. Жила |11.01.95г. |ДЦП, |ЗПР, ОНР 2ур., |тяжелая |

|Марина | |гиперкинети-ческая |дизартрия | |

| | |форма | | |

|8. Иванкина |6.04.95 г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР 3ур., |средняя |

|Оля | |левосторонний |дизартрия, | |

| | | |сходящееся | |

| | | |косоглазие | |

|9. Косов |27.06.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |средняя |

|Саша | |диплегия |дизартрия | |

|10. Кирова |16.11.94г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР1-2 ур. |тяжелая |

|Аня | |диплегия |Моторная алалия | |

|11. Комаров |13.02.96г. |ДЦП, |Тугоухость |легкая |

|Сережа | |гиперкине-тическая |1степ., нарушение| |

| | |форма |тембра голоса | |

|12. Ломова |24.05.96г. |ДЦП, спастическая | |легкая |

|Света | |диплегия | | |

|13. Литко |15.05.95г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР3ур., |средняя |

|Катя | |правосторонний |дизартрия | |

|14. Морозов |7.04.95г. |ДЦП, гемипарез |Косоглазие |средняя |

|Андрей | |правосторонний | | |

|15. Назаров |4.10.94г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР2ур., |тяжелая |

|Алексей | |диплегия |дизартрия | |

| |25.09.94г. |ДЦП, гемипарез | ЗПР |средняя |

|16. Нырок | |правосторонний | | |

|Толя | | | | |

|17. Патова |12.08.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |средняя |

|Алла | |диплегия |дизартрия | |

|18. Перова |22.07.96г. |ДЦП, гемипарез | |легкая |

|Инна | |левосторонний | | |

|19. Савченко|10.10.94г. |ДЦП, | |средняя |

|Юра | |гиперкинетическая | | |

| | |форма | | |

|20. Яхонтов |15.10.93г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР 3ур., |Тяжелая |

|Игорь | |диплегия |дизартрия | |

Табл.№2. Распределение детей по возрасту.

|6 лет |7 лет |8 лет |9 лет |

|7 человек |6 человек |5 человек |2 человека |

Табл.№3. Распределение детей по формам ДЦП.

|Форма ДЦП |Количество детей в |Процентное соотношение|

| |группе | |

| 1. Спастическая диплегия | 10 человек | 50%|

| 2. Гиперкинетическая форма | 4 | 20%|

|ДЦП |человека | |

| 3. Гемипарез | 6 человек| 30%|

|правосторонний |4 |20% |

|левосторонний |2 |10% |

Табл.№4. Распределение детей по степени тяжести.

| Степень тяжести | Число | Процентное соотношение |

| |детей | |

| 1. Легкая | 7 | 35% |

| |человек | |

| 2. Средняя | 9 | 45% |

| |человек | |

| 3. Тяжелая | 4 | 20% |

| |человека | |

2.2 Методы исследования.

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Изучение медицинской и педагогической литературы по проблеме

обучения и воспитания детей с церебральными параличами и по

проблемам формирования изобразительной деятельности в детском

возрасте как у нормально развивающегося ребенка, так и у детей с

нарушениями двигательного аппарата.

2. Анализ медицинской и педагогической документации (карты развития

ребенка, истории болезни, психолого-педагогические характеристики и

речевые карты детей).

3. Метод анализа продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации,

лепка и т.д.).

4. Наблюдение.

5. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Исследование осуществлялась в 3 этапа.

I – Изучение специальной литературы, выявление психолого-педагогических

особенностей детей, страдающих той или иной формой детского

церебрального паралича.

II – Формирующий эксперимент проводился в декабре 2002г. – феврале 2003 г.

в областном центре реабилитации детей инвалидов г.Брянска. Формирующий

эксперимент включал в себя коррекционное обучение по направлениям:

рисование, аппликация, лепка и ознакомление детей с произведениями

искусства.

III - Контрольный эксперимент, обработка результатов исследования,

написание дипломной работы.

2.3 Результаты экспериментального изучения изобразительной деятельности

старших дошкольников с ДЦП.

В ходе исследования особенностей изобразительной деятельности детей-

дошкольников с ДЦП была предложена система заданий для обследования

навыков, позволяющих свободно выражать на листе бумаги задуманное

изображение. Т. С. Комарова предлагает различать 3 группы таких навыков. 1

группа - навыки владения инструментом; 2 группа - навыки, связанные с

выработкой качества движения, от которой зависит качество линий и раскраски

рисунка. 3 группа – навыки, обеспечивающие передачу пространственных

свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).

Учитывая то, что формирование графических навыков в нашем случае

является прежде всего одной из предпосылок дальнейшего обучения письму,

именно эти навыки представляют собой главный элемент изобразительной

деятельности детей с ДЦП.

Для оценки развития изодеятельности детей с ДЦП можно использовать

следующую схему

Первая группа навыков

|Навыки |Умения |Задания |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.