на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов В.А. Осеевой


воспроизводится прочитанное, но стимулирует размышление учащихся,

сопоставление фактов и т.д.

В практике обучения младших школьников используется самостоятельная

работа учащихся по заданиям учителя: анализ текста художественной

литературы входящих и не входящих в программу. В процессе урока по

пропедевтическому курсу учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют,

группируют, делают выводы, выявляют закономерности, выполняют творческие

задания.

Действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер. На

уроках учащимся нужно создать такие условия, при которых предлагаемые

материалы и задания выходят за рамки общепринятой учебной программы и

содержат нечто новое и оригинальное.

Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы:

решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение,

эвристическая беседа и т.д. Во втором классе можно обучать детей

исследовательскому методу. Желательно проводить уроки в основном в игровой

форме с опорой на базовые знания учащихся. Большое внимание на уроках

уделяется образности, занимательности, наполненности практической

деятельностью.

Только на основе такого выбора методов обучения с учетом психолого-

возрастных учебных возможностей и особенностей детей младшего школьного

возраста вероятно приблизиться к решению стоящих перед курсом задач

развивающего обучения.

Нужна активная мыслительная деятельность, самостоятельное продумывание

фактов, поступков людей и последующая их оценка. Поэтому в учебный процесс

включаются вопросы типа: а как бы вы поступили на месте данного

литературного персонажа.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально

составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники

применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков

литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним.

Как правило, ход познания нового материала на уроках традиционно

организуется "от учителя". Такой путь облегчает познание, но менее

эффективен для развития детей. Необходим другой путь познания - от

учеников. В данном случае на развитие учащихся влияет только их интенсивная

самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональной сферой. "Идти от

детей" в процессе познания означает организовать и направлять их поиск, то

есть вести учеников в их коллективном творческом поиске.

Вопросно-ответный метод опроса на уроках приемлем лишь с адаптацией к

младшим школьникам, так как он сковывает мыслительную деятельность ребенка.

При такой организации опроса важно ставить вопросы в общем виде, чтобы

пробудить самостоятельность мысли учащихся, а не заставлять их лишь

напрягать память.

Активизации мыслительной деятельности деятельности младших школьников

также способствуют:

• вопросы, в которых сталкиваются противоречия;

• вопросы, требующие установления сходства и различия;

• действия выбора, основанного на "взвешивании" и сопоставлении друг с

другом различных вариантов;

• задания типа "Подтверди собственным примером...", "Докажи...";

• задания, требующие исправления чужих логических, стилистических,

фактических и прочих ошибок...

Важным методическим моментом является самостоятельный поиск учеников,

"добывание" знаний из различных источников из списка для внеклассного

чтения.

Необходимо выделить следующие методы, направленные на стимуляцию

творческой и умственной активности детей:

1. обеспечение благоприятной атмосферы на уроках. Доброжелательность

со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес

ребенка, что должно способствовать свободному проявлению дивергентного

мышления;

2. обогащение "окружающей среды" ребенка самыми разнообразными, новыми

для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

3. поощрение высказывания оригинальных идей;

4. обеспечение возможности для практики. Широкое использование

вопросов дивергентного типа в самых разнообразных областях знаний;

5. использование личного примера творческого подхода к решению

различного рода проблем;

6. предоставление детям возможности свободно задавать вопросы.

Учитывая возрастные особенности (педагогические и психологические)

младших школьников, учитель должен обращать внимание на осознанность,

действенность и системность, а также прочность знаний. Знания должны быть

усвоены на репродуктивном уровне, последующем достижении конструктивного и,

по мере возможности и способности детей, творческого уровня знаний.

Достижение высоких уровней знаний возможно лишь при правильном

сочетании информационного, эвристического и исследовательского методов

познавательной деятельности.

В процессе работы с художественной литературой могут применяться как

традиционные формы обучения, так и уроки нестандартного, нового типа,

нашедшие широкое применение в практике современной школы: урок - анализ

первоисточников; урок - комментарий; урок - панорама; урок - викторина;

экспресс - опрос и так далее.

Учебные формы такого рода активизируют мыслительную деятельность

школьников, развивают чувство ответственности, повышают творческие

способности, побуждают к изучению дополнительного материала, развивают

межпредметные связи. Уроки нестандартного типа приучают ребят к активному

восприятию.

Творчество младших школьников способствует самовыражению, позволяет

учителю выходить за рамки учебной программы. Результаты таких уроков -

творческая активность, высокое качество знаний и умений, достигнутое в

процессе общения учеников и учителя, воспитание культуры интеллектуального

труда.

Глава 3. Повышение уровня нравственных качеств младших школьников при

изучении художественной литературы.

3.1. Анализ результатов констатирующего среза.

С целью выявления уровня восприятия художественного произведения

младшими школьниками был проведен констатирующий срез в четвертом классе

"В" гимназии №25 города Ростова-на-Дону, классный руководитель Беленко

Марина Александровна. Класс состоит из 26 человек: 14 мальчиков и 12

девочек.

В эксперименте приняли участие 23 ученика.

Констатирующий срез ставил перед собой решение следующих задач:

1. Определение изначального уровня нравственных представлений,

складывающихся в результате изучения детьми художественной

литературы.

2. Определение круга читательских интересов младших школьников.

3. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем

нравственных представлений.

В качестве исходного материала, на котором изучался изначальный

уровень нравственных качеств школьников, были выбраны такие моральные

нормы, как "Ответственность" и "Доброжелательность", которые очень

актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ литературы позволил

выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении

ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств при

появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых

обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и

перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их

возможных последствий с интересами других людей.

Нравственная норма "доброжелательность" характеризуется в большей

степени взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется как

стремление видеть в другом человеке положительные качества, вера в

возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность

придти на помощь советом и делом.

На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при

определении изначального уровня сформированности нравственных качеств

личности младших школьников.

Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из

определяющих для формирования личности школьника. Почему? С.А. Герасимов

поясняет это так: "Функцией нравственно-эстетического воспитания является

развитие у них образного мышления, отличного от понятийного".

В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная

информация о природе, обществе, отношениях истории, научных знаниях. С

помощью образов представлений осуществляется не только мышление, но и

хранение информации. Развитие образного мышления может идти от воспитания

цельного образа как единичного явления к пониманию содержащегося в нем

образов-обобщений и раскрытию их внутреннего, глубокого смысла.

Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит

всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим

принципом формирования личности в детском возрасте.

Как было указано выше, полноценное восприятие произведения

предполагает овладением рядом умений: умение оценивать героев произведения,

умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков

персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. При

этом каждый вопрос был направлен на выявление одного их них. Ответы

учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития

конкретного умения.

Для оценки ответов учащихся на вопросы к произведению был выделен ряд

критериев. Каждому критерию был присвоен определенный бал с учетом

сложности вопроса. Ниже приводится список критериев оценки ответов на

вопросы с присвоенными им баллами:

1. Умение оценивать героя 1 балл

2. Понимание причин поступков героев

- с опорой на житейское представление 1 балл

- с опорой на произведение 2 балла

3. Умение определять последствия

поступков персонажей 2 балла

4. Умение увидеть смену отношения 1 балл

5. Ссылка на произведение 2 балла

6. Понимание нравственного смысла

поступков героев 3 балла

Первый вопрос выявлял насколько у учащихся развита способность

оценивать нравственные качества героев произведения. За умение оценивать

героев произведения учащийся получал 1 балл. Анализ ответов показал, что

все учащиеся контрольного и экспериментального класса дали верную оценку

героине сказки. 88% учащихся экспериментального класса привели по два или

более прилагательных. Полученные данные свидетельствуют о достаточно

развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, нравственному

смыслу их поступков, высказывать суждения о персонажах.

Немаловажным при восприятии художественного произведения является

определять последствия поступков персонажей. Умение верно определять

последствия поступков персонажей оценивалось в 2 балла. Проведенный срез

показал, что 84% учащихся экспериментального класса обладают умением видеть

указанные последствия. Способность верно определять последствия поступков

персонажей произведения является показателем того, что ребенок находится на

констатирующем уровне восприятия художественного произведения.

Третий вопрос ставил своей целью выявление у учащихся умение наблюдать

сцену отношения. Данное умение оценивалось в 1 балл, но если учащийся

обосновывал смену отношения к герою ссылкой на произведение, он получал 2

балла. Результаты среза показали, что 20% учащихся экспериментального

класса не наблюдают динамику отношения, их отношение к главной героине не

менялось по ходу чтения. Остальные учащиеся способны почувствовать смену

отношения, но выразить свои ощущения им еще трудно. Однако школьники

пытаются размышлять, обосновывать свои ответы, например, учащиеся указали,

что ''их отношение к героине менялось".

Четвертый вопрос был направлен на выявление умения определять мотивы

поступков героев. Если при определении мотивов поступков героев учащиеся

основывались на житейских представлениях о причинах того или иного

поступка, то они получали 1 балл. Если же определение мотивов происходило

на основе художественного произведения, то учащиеся получали 2 балла. В

результате обработки полученных ответов было установлено, что 16% учащихся

экспериментального класса не умеют размышлять над мотивами. 68% учащихся

экспериментального класса определяют мотивы поведения персонажей,

ориентируясь не столько на изображение героя автором, сколько на житейское

представление о причинах того или иного поступка. Такое представление о

причинах поступков героев характерно для учащихся, находящихся на

констатирующем уровне восприятия художественного произведения.

Пятый вопрос носил обобщающий характер. Он предполагал обобщение с

выходом за рамки конкретной ситуации. Понимание главной мысли произведения

оценивалось в 3 балла. Обработка ответов учащихся показала, что обобщение

76% учащихся экспериментального класса подменялось передачей содержания

произведения. 12% экспериментального класса не смогли ответить на

поставленный вопрос. Полученные результаты свидетельствуют о том, что

школьникам ещё трудно обобщать содержание прочитанного, но попытки уже

делаются. Наличие таких попыток является показателем того, что учащиеся

поднялись в своем развитии с фрагментарного на констатирующий уровень

восприятия художественного произведения. Обобщение 12% учащихся

экспериментального класса не выходило за рамки конкретной ситуации.

Обобщение, не выходящее за рамки конкретной ситуации, является характерной

чертой уровня ''героя''.

Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов

сумму баллов, полученных за все ответы на вопросы, и определим уровень

восприятия художественного произведения каждым учеником. Уровень восприятия

художественного произведения определялся в соответствии со следующей шкалой

оценивания:

8-11 баллов - уровень ''идеи'';

6-7 баллов – уровень ''героя'';

3-5 баллов – констатирующий уровень;

менее 3 баллов – фрагментарный уровень.

Результаты ответов на вопросы экспериментального и контрольного

классов в процентном соотношении представлены в таблице.

|Количество учащихся, проявляющих учение в |

|верной и |определении |наблюдении |определении |обобщение |

|неоднозначной |последствий |динамики |мотивов |прочитанног|

|оценке героя |поступков |отношения |поступков |о |

|88% |84% |80% |84% |80% |

Как было указанно выше, определение уровня восприятия включает в себя

не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность

учащихся самим выступать в роли учителя и задавать вопросы к тексту.

Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить,

насколько успешно учащиеся справляются с данным заданием.

Чтобы выяснить насколько ученики способны сами задавать вопросы к

тесту был взят рассказ "Дом". После двукратного прочтения рассказа

учащимися было предложено поставить пять вопросов к тексту.

Оценка поставленных вопросов происходила следующим образом: вопрос на

воспроизведение событийной стороны произведения и указание основных

нравственных качеств персонажей оценивались в 1 балл; вопрос на оценку

героя и его нравственных качеств, и установление причинно-следственных

связей – в 2 балла; вопрос обобщающего характера – в 3 балла.

Анализ результатов показал, что у 16% учащихся экспериментального

класса преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на

оценку героев, на установление причинно-следственных связей. Каждый из

таких вопросов оценивался в 2 балла.

Однако 84% учащихся экспериментального класса при постановке вопросов

к рассказу стремились как можно подробнее воспроизвести событийную сторону,

что характерно для читателей находящихся на констатирующем уровне

восприятия художественного произведения. Ниже приведены примеры вопросов

поставленных учащимися к тексту рассказов.

Найдем для каждого ученика сумму баллов, полученных за составленные

вопросы. По количеству баллов распределим учащихся по уровням соответствий

со следующей шкалой.

12-15 баллов – уровень ''идеи'';

9-11 баллов – уровень ''героя'';

5-8 баллов – констатирующий уровень;

менее 5 баллов – фрагментарный уровень.

Результаты проделанной работы смотри в приложениях 1.2.

Теперь найдем для каждого ученика общую сумму баллов полученных за

ответы на вопросы и самостоятельно поставленные вопросы к тексту

художественного произведения. Исходя из этого окончательно определим уровни

восприятия художественного произведения и содержащихся в нем морально-

нравственных норм младшими школьниками. Установим, что если сумма находится

в пределах от 20 до 26 баллов то ребенок находится на уровнен ''идеи''; от

15 до 18 баллов – на уровне ''героя''; от 8 до 13 баллов – на

констатирующем уровне, менее 8 баллов на фрагментарном уровне (смотри

приложение 1.2.).

Итак, в результате проведения констатирующего среза и обработки

полученных данных можно сделать вывод о том, что 84% учащихся

экспериментального класса, находятся на констатирующем уровне восприятия

художественного произведения. 16% учащихся экспериментального класса

поднялись в своем развитии на уровень ''героя''. Эти учащиеся дают более

глубокие и подробные ответы на вопросы. Ребята верно оценивают героев

произведения, определяют мотивы, последствия поступков персонажей,

ориентируясь не только на житейские представления, а на изображение героев

автором. При постановке вопросов к рассказу учащиеся, находящиеся на уровне

''героя''; неоднократно обращались к тексту произведения. Их вопросы

направлены на вскрытие проблемы рассказа и свидетельствуют о внимательном

отношении к тексту произведения.

Таким образом, установлено, что большинство учащихся находятся на

констатирующем уровне восприятия, следовательно они не способны полноценно

воспринять художественное произведение и нравственную проблему,

содержащуюся в нем. Чтобы поднять уровень восприятия учащихся необходима

систематическая целенаправленная работа со стороны учителя. Преодоление

формального ''прохождения'' произведений в соответствии с школьной

программой потребовало разработки особых форм работы, направленных на

''продвижение'' учащихся в литературном развитии.

3.2 Проведение формирующего эксперимента.

В ходе экспериментального обучения велась работа аналитического и

синтетического характера над программными произведениями, включенными в

учебник ''родная речь'' книга 2, часть 2-я, а также рассказами В.А.

Осеевой.

На уроках чтения работа над каждым художественным произведением

проводилась в соответствии с современной методикой, которая определяет три

этапа работы над художественным произведением: первичный синтез, анализ,

вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью учеников является анализ

произведения под руководством учителя. Анализ художественного произведения

предполагал оценку учащимися героев произведения, определение авторской

позиции, освоение идеи произведения; говоря другими словами, анализ

предполагал диалог учащихся с автором произведения. Но как ввести детей в

диалог с автором? Для того, чтобы вступить в такой диалог, ребенку

необходимо самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного

творчества. Благодаря такому, говоря словами М.М. Бахтина, ''быванию'' в

позиции творца он изнутри поймет, какие задачи ставит перед собой автор,

какие трудности перед ним возникают, как он их преодолевает. С этой целью

учащимся предполагалось передать содержание с определенными изменениями.

После того, как на уроках чтения произведения были прочитаны и

проанализированы, детям предлагалось в качестве домашнего задания к первому

рассказу придумать продолжение, рассказать о том, как могли разворачиваться

события дальше. При пересказе второго произведения учащимися нужно было

добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в

произведении. Задания подобного рода развивают у учащихся умение видеть в

тексте произведения мотивы и последствия поступков героев.

Необычность такого рода домашнего задания вызвала у учащихся живой

интерес. Во время проверки домашнего задания ответили почти все учащиеся,

некоторые стремились ответить дважды. При этом лишь три человека из класса

не справились с заданием. Начало их рассказа никак не увязывалось с самим

произведением, ребята стремились создать свой законченный рассказ. Однако

под руководством учителя учащимся удалось устранить недочеты, дети

пересмотрели содержание своего рассказа.

Во втором случае был предложен другой вид творческого пересказа – с

изменением грамматического времени глаголов. При этом обращалось внимание

детей на то, как меняется изображение события. В данном произведении вместо

глаголов прошедшего времени нужно было употребить глаголы в настоящем

времени, что создает эффект присутствия, приближает читателя к

изображенному событию и упрощает понимание морально-нравственных норм,

изложенных в данном произведении.

Творческий пересказ от лица какого-либо героя произведения тренирует

гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев,

сопереживать им. Такой вид пересказа учащимися использован при передаче

содержания рассказов Ю.И. Ермолаева ''Проговорился'' и А.П. Платонова

''Цветок на земле''. При этом ребята имели возможность передать содержание

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.