на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Новые подходы к изучению иностранного языка


Новые подходы к изучению иностранного языка

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации

обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования.

5

§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно

«Концепции языкового образования» 5

§ 2. Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем

этапе 13

§ 3. Основные направления организации обучения иностранным языкам на

старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания

образования 19

Глава 2. 29

§ 1. Основные способы организации обучения иностранным языкам при

проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания

образования 29

§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного

учреждения 35

Список литературы 42

Введение

Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном

уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в Россию

Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям,

созданными другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия

уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических

достижений представителей других культур.

К настоящему времени в российской системе языкового образования

произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и в

содержательном аспектах. Существенно изменился социокультурный контекст

изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и

самообразовуательнвая функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость

на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении

языков международного общения.

Если в предыдущие десятилетия XX века круг людей в стране, у которых

была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в

настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и

технологические преобразования вы обществе вовлекли как в непосредственное,

так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных

профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в

использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело

обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию

изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интерактивный подход к

обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития

культуры речи (развитие таких компетенций, как языковая, речевая,

социокультурная и некоторые другие).

Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная

интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный

аспект овладения языков.

Новые задачи предполагают изменение в требованиях к уровню владения

иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и

организации материала, использование адекватных форм и видов контроля.

Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации

обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования.

§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно

«Концепции языкового образования»

Современный этап обучения иностранным языкам, характеризующийся

динамичной диверсификацией вариантов изучения предмета, диктует

необходимость привести изучение предмета в соответствии с этапами обучения

и со спецификой разных типов школ/классов, точнее – с условиями обучения.

Это должно касаться не только объема осваиваемого языкового и речевого

материала, определения приоритетов в выборе видов формируемой деятельности

и, следовательно, соответствующих речевых умений и навыков. Проблема

соответствия содержания учебного предмета условиям обучения должна быть

решена с учетом всех его (содержания) компонентов. Так, совершенно

очевидно, что нельзя обучать учащихся общеобразовательных школ и гимназий,

школ гуманитарного и технического профиля на одних и тех же текстах,

ситуациях общения. На уровне отбора сфер общения для детей дошкольного и

младшего школьного возраста преимущество отдается игровой сфере. На старшем

этапе обучения и, особенно, в условиях углубленного изучения иностранного

языка или профильной (гуманитарной, технической) направленности школы

предметная сторона содержания обучения должна отражать наряду с другими и

интересующую учащихся профессиональную сферу общения (безусловно, в

ограниченных пределах).

Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством

приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения

познавательных интересов. Поэтому в старших классах естественно расширение

и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или

технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся.

Должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации и

переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями

выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным

мастерством.

Таким образом, в самом содержании учебного предмета должны быть

заложены механизмы, раскрывающие возможность практического использования

иностранного языка как важного средства развития и удовлетворения интересов

учащихся, в том числе и неязыковых. Действие этих механизмов будет

обеспечено, если учебный материал помогает учителю и ученику найти ответ на

следующие вопросы:

1. Где и как может быть использован иностранный язык в будущей

профессии ученика?

2. Какую пользу он может принести в избранной профессии или сфере

интересов?

3. Каким образом иностранный язык позволяет приобщиться к научно-

техническому и культурному прогрессу и традициям страны

изучаемого языка, пополнить знания в области точных или

гуманитарных наук?

Из дидактики известно, что в содержание учебного предмета помимо

информации, способов деятельности, выраженных устным и/или письменным

текстом и заданиями, входит также эмоциональная деятельность, вызванная

предметом и деятельностью усвоения. Применительно к предмету иностранный

язык эта эмоциональная деятельность связана, прежде всего, с положительным

отношение учителя и учащихся к содержанию учебного предмета, к объекту им

процессу усвоения. Учебный материала должен прогнозировать желание учителя

и ученика работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес к учению вообще и

к иностранным языкам в частности. Именно с формированием личностного

(положительного) отношения учащихся к усваиваемому содержанию, их

потребностей и мотивов связан воспитательно-развивающий аспект обучения

предмету.

Очень важно, чтобы в самом содержании учебного предмета были четко

репрезентированы желаемые эмоционально-оценочные отношения учащихся к миру,

друг к другу, действительности, к тому, чем они занимаются в процессе

освоения иностранного языка. Поэтому воспитательный эффект обучения

предмету в полной мере будет определяться тем, насколько содержание

учебного предмета позволит учителю осознать, во-первых, какие ценности и

какими приемами можно формировать у учащихся на основе того или иного

отрезка учебного материала, и, во-вторых, каковы реальные потребности

каждого ученика (исходя из его индивидуальных и личностных качеств), а

также какой характер его отношение к тому или иному минимуму общественной

системы ценностей должен быть при этом принят во внимание.

Качество содержания обучения иностранным языкам во многом определяется

тем, насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность. При

этом вряд ли можно рассчитывать на успех, если принимать во внимание

изменения лишь на уровне одной из составляющих эту категорию, например

содержания учебного предмета. Хорошо известно, что только с помощью новых

учебников и учебных материалов, отражающих новейшие тенденции в области

развития методики им смежных с него наук, но без соответствующей

перестройки учителя и ученика невозможно решить проблему эффективного

повышения качества обучения. Также, успех в обучении иностранным языкам

определяется тем, насколько удается гармонизировать цели обучения предмету

в конкретных программах и учебниках, а также цели преподавания предмета.

Согласно «Концепции содержания образования» основными целями обучения

иностранному языку в школе являются:

1. Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников

(формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной

компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах

порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормам

межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры

устной и письменной речи на иностранном языке в условиях

официального и неофициального общения).

2. Социокультурное развитие учащихся (изучение родного языка и

родной культуры и иностранных языков и культур других народов,

развитие у школьников способностей представлять свою страну и

культуру в условиях иноязычного межкультурного общения).

3. Ознакомление учащихся со стратегиями самонаблюдения за своими

коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени

обучения иностранного языка в школе к другой, что позволит им

ставить и достигать собственные задачи в изучении иностранного

языка.

4. Формирование у школьников уважения к другим народам и культурам,

готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию,

совместному решению общечеловеческих проблем.

5. Развитие мотивации к изучению второго иностранного языка.

6. Развития самообразовательного потенциала молодежи с учетом

многообразия современного многоязычного и поликультурного мира.

7. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в

процессе изучения языков и культур.

Достижение порогового уровня, разработанного Евросоветом, определено

для тех, кто изучает иностранный язык с V по XII класс.

Пороговый продвинутый уровень определен для тех, кто изучает

иностранный язык с начальной школы по XII класс.

Содержание обучения иностранному языку в средней школе реализует его

основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в

процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной

компетенции. Данные компетенции предполагают формирование как чисто

лингвистических навыков (лексических, фонетических и грамматических), так и

их нормативное использование в устной и письменной речи. Предполагаемые

темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование

различных видов речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования,

письма), развитие социокультурных навыков и умений, что обеспечивает

использование иностранного языка как средства общения, образования и

самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном

мире.

Содержание и структура школьного курса по иностранному языку

определяются:

. коммуникативными целями и задачами школьного курса по иностранному

языку;

. вариативностью содержания обучения иностранного языка в различных

типах школ, при изучении первого и последующего иностранных

языков;

. количеством учебного времени, отводимого на изучение иностранного

языка;

. возрастными особенностями школьников на каждом из этапов обучения

иностранному языку;

. преемственностью между этапами обучения;

. междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с

родными и государственными языками.

На первой ступени обучения иностранному языку (в I – IV классах)

большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для

развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык;

стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и

использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных

умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.

Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:

. создание условий для ранней коммуникативно-психологической

адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка

и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического

барьера в использовании иностранного языка как средства

коммуникации;

. ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным

фольклором, миром игр и развлечений;

. приобретения детьми социального опыта за счет расширения спектра

проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и

школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке;

формирование представлений об общих чертах и особенностях общения

на родном и иностранных языках;

. формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах

деятельности с учетом возможностей и потребностей младших

школьников;

. формирование некоторых универсальных лингвистических понятий,

наблюдаемых в родном и иностранном языках

При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V

– X классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое

развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в

процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования,

письма.

Обучение иностранного языка в основной школе направлено на изучение

иностранного языка как средства международного общения посредством:

. Формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных

видах речевой деятельности;

. Коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран

изучаемого языка; развитие всех составляющих иноязычной

коммуникативной компетенции;

. Социокультурного развития школьников в контексте европейской и

мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и

лингво-культуроведческого материала;

. Культуроведческого и художественно-эстетического развития

школьников при ознакомлении с культурным наследием стран

изучаемого языка;

. Формирование умений представить родную культуру и страну в

условиях иноязычного межкультурного общения;

. Ознакомление школьников с доступными им стратегиями

самостоятельного изучения языков и культур.

На завершающей, третьей ступени (среднее (полное) общее образование) (в

XI – XII классах) обучение иностранному языку должно способствовать

иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование

иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в

учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной

сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания –

развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, углубление

культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых

языков.

Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников

варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинарного

подключения иностранного языка к изучению других предметов.

Обучение иностранному языку на третьей ступени направлено на:

. Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности

школьников, позволяющей им быть равноправными партнерами

межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной

и учебно-профессиональной сферах;

. Обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при

обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей;

. Развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать

культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для

учащихся;

. Ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки

уровня владения языком;

. Развитие умений представлять родную страну и культуру, образа

жизни людей в процессе иноязычного культурного общения;

. Использование иностранного языка в профессионально-ориентированном

образовании.

В зависимости от профиля школы последнее предполагает профессионально

ориентированное обучение иностранного языка при изучении:

. Гуманитарных дисциплин (история, литература, мировая

художественная культура, граждановедение) посредством спецкурсов

на иностранном языке или интегрированных курсов по страноведению и

культуроведению, курса по подготовке гидов-переводчиков и др.;

. Естественно-научных дисциплин через спецкурсы на иностранном языке

на интерактивной основе, курсы по техническому переводу и другие

курсы, оказывающие языковую поддержку для профессионально

профильного образования и общения школьников;

. Дисциплин, ориентированных на конкретную профессию, с помощью

профильно-ориентированных языковых курсов для учащихся

профессионально-технических лицеев.

Средняя школа также должна создавать условия и стимулировать школьников

к изучению нескольких иностранных языков с учетом потребностей как самих

учащихся, так и общества в целом.

§ 2. Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем

этапе

Обеспечение стабильного функционирования и развития системы

образования, необходимого условия развития общества и государства, во

многих странах уже давно рассматривается как приоритетный вопрос

государственной политики. Реформы образования проводятся сейчас в

большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в XXI веке определяющим

в конкуренции государств будут уровень образования нации в целом, ее

способность реализовать и развивать прогрессивные технологии.

В январе 2000 г. в России была принята Концепция новой структуры и

содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным

результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не

система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций

в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и

прочих сферах, которыми владеет ученик. При этом в содержание образования

должны быть обязательно иностранные языки (как широко используемые в мире

европейские, так и языки государств, наших соседей: японский, китайский,

норвежский, эстонский, латышский и т.д.) и информационные технологии.

Поэтому, согласно Концепции новой структуры и содержания общего среднего

образования, начиная со II класса начальной школы, вводится изучение

английского, немецкого, французского, испанского языков и обучение работе с

компьютером.

Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение

иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в

неделю. В основной школе (V – X классы) на изучение иностранного языка

выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени обучения в школе (XI – XII

классы) изучение иностранного языкам также является обязательным и

предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа

в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).

Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного

образования в области изучения иностранных языков, что соответствует

современным потребностям личности и общества.

Тот факт, что в 12-летней школе иностранный язык предполагается изучать

со II класса, является признаком объективно существующего социального

интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного

предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких,

например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к

общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному

сотрудничеству.

Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области

раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким

опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана.

Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному

языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение

иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их

стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

. Бесспорное положительное влияние на развитие психических функций

ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и

др.;

. Стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка.

Ранее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в

плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу

для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает

возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам,

необходимость владения которыми становится все более очевидной.

Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.