на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы


Содержание материала позволяет не только раскрыть перед учащимися

основные закономерности изменений в природе, но и объяснить причинно-

следственные связи и на этой основе придать каждому факту, процессу или

явлению наилучшее истолкование и обоснование. Формирование научного

мировоззрения тесно связано с осуществлением научно-атеистического

воспитания учащихся, главная задача которого – научить детей правильно

понимать и объяснять явления природы. Работу по научно-атеистическому

воспитанию следует проводить на уроках, внеклассных занятиях по

природоведению, в процессе общения учителя с родителями, индивидуально с

учащимися, используя при этом разнообразные формы, методы и средства

обучения, приобщая учащихся к самостоятельному осмыслению изученных явлений

природы.

На современном этапе большое внимание уделяется эстетическому воспитанию

учащихся, главная задача которого – формирование у детей чувства

прекрасного. Наилучшим воспитателем этих чувств является природа. В

процессе изучения природы раскрываются ее красота и многообразие. К. Д.

Ушинский писал, что день, проведенный ребенком посреди рощ, полей, стоит

многих недель, проведенных на учебной скамье. Общение с природой научит

школьника слушать музыку леса: шелест листвы, пение птиц, шум деревьев,

журчание воды, чувствовать многообразие запахов цветов, видеть красоту и

разнообразие красок – все это вызывает эстетические переживания, не

оставляет детскую душу равнодушной. В начальных классах необходимо в первую

очередь обращать внимание детей на красоту формы, внешний вид растения или

животного, особенности окраски, эстетические признаки и на этой основе

формировать у школьников конкретные знания и представления о явлениях

природы. Например, в 3 классе проводится экскурсия в лес или парк с целью

наблюдения за весенними, изменениями в жизни растений и животных. В самом

начале экскурсии учитель обращает внимание детей на то, как преобразился

парк весной: листья деревьев окрашены в ярко-зеленый цвет, на березах

появились сережки и т.д. Учитель предлагает школьникам остановиться и

послушать шелест листьев, а затем объяснить, есть ли что общее в шелесте

листьев с тихой музыкой. Затем он может предложить учащимся прочитать стихи

о природе или сделает это сам. Для эстетического воспитания учащихся

немаловажное значение имеют культура учебного труда, чистота рабочего

места, создание соответствующих условий для работы с объектами природы.

Аккуратно выполненная и красиво оформленная коллекция насекомых или

растений помогает детям видеть не только результаты своего труда, но и

получать от него эстетическое наслаждение.

Задачи экологического воспитания – формирование у школьников бережного

отношения к природной среде. Важнейшей частью экологического воспитания

школьников является природоохранительная работа. Она включает в себя

ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги,

воспитание у детей правил и норм поведения в природе, выполнение

разнообразной посильной общественно полезной работы по охране природы своей

местности. Задача учителя: простым доступным языком объяснить и показать

детям на конкретных примерах, что человек – это часть природы, без которой

его жизнь невозможна. Например, в процессе изучения темы "Природа нашего

края. Важнейшие полезные ископаемые". В начале урока учитель сообщает о

добыче полезных ископаемых и подводит учащихся к выводу о значении полезных

ископаемых в жизни человека, затем обращается внимание детей на

необходимость охраны полезных ископаемых. После изучения темы учащиеся

должны усвоить, что добыча полезных ископаемых связана с изменением и

нарушением природного комплекса (лучше всего это показать на примере

местных карьеров во время экскурсий или при просмотре учебного фильма);

поэтому добыча полезных ископаемых проводится планово, с учетом всех

особенностей данной местности. На таких примерах формируются понятия об

экологическом равновесии и причинах его нарушения. Экологическое воспитание

в начальных классах в связано с выполнением конкретной природоохранной

работы: изучение охраняемых объектов своей местности, общественно полезная

работа по выращиванию растений, уход за животными, изготовление и

развешивание кормушек для птиц, уход за молодыми посадками в лесничествах,

изучение научно-популярной литературы, просмотр передач по природоохранной

тематике, экскурсии в природу.

Необходимо воспитывать у школьников правила и нормы поведения в природе,

систематически и последовательно добиваться, чтобы эти правила стали

привычкой и убеждением. Во всей учебно-воспитательной экологической работе

важно подчеркивать, что запасы природы ограничены, что всякое грубое

вмешательство ведет к загрязнению воды и воздуха, сокращению и исчезновению

растений и животных.

Санитарно-гигиеническое воспитание предусматривает последовательное

расширение у учащихся гигиенических знаний в процессе учебно-воспитательной

работы, развитие физической культуры, выполнение режима питания, проведение

профилактических мероприятий, предупреждающих заболевания и травмы. Задача

учителя – научить детей следить за собой, правильно мыть руки, чистить

зубы, причесываться и т.п.

Важнейшая воспитательная проблема школы – борьба с курением. Работа по

борьбе с курением должна вестись систематически. Для ее убедительности и

наглядности можно, например, подготовить плакат, где сосредоточить

информацию о вреде курения.

С первых дней пребывания детей в школе необходимо воспитывать их так,

чтобы выработать положительное отношение к труду, чтобы труд для них был

первой потребностью и необходимостью. Большое внимание уделяется трудовому

воспитанию в учебном процессе. Поэтому обучение должно строится так, чтобы

с первого урока воспитывать у школьников трудолюбие. Трудолюбие – это

нравственная черта личности. Основным условием формирования и развития

учебного трудолюбия является вовлечение школьников в различный учебный

труд. Программой определен перечень умений и навыков, которыми должны

овладеть школьники в процессе обучения. Главный труд детей – это учебный

труд. Почти на всех уроках развития речи (природоведения) можно сочетать

обучение с трудом. Одним из видов учебного труда является самостоятельная

работа с учебником. Поэтому необходимо выработать у школьников умение

работать с текстом, рисунками, заданиями, умение выделять из текста

главное, разделять текст на отдельные смысловые части, готовить ответы на

вопросы, составлять рассказ или план рассказа по рисунку. При организации

учебного труда учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности

школьников, для этого следует готовить дифференцированные задания. До сих

пор актуальны и современны высказывания К. Д. Ушинского о том, что

"воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к

труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный,

серьезный труд всегда тяжел" (Ушинский К. Д. Избр. пед. пр. –М., 1968.

–с.301). Трудовое воспитание позволяет обеспечить взаимосвязь умственного и

физического труда. На основе такой взаимосвязи и последовательном

чередовании умственного и физического труда учитель не только развивает

знания, но и воспитывает личностные качества школьников: их трудолюбие,

добросовестное отношение к учебе, общественной работе, общественно

полезному труду.

Большое место в процессе обучения природоведению занимает выработка

практических умений и навыков. Процесс этот длительный и требует

систематической и целенаправленной работы. Например, при изучении

устройства и работы термометра у учащихся формируются умения определять

различную температуру воды, фиксировать результаты работы в "Дневнике

наблюдений". На этом же уроке используются имеющиеся знания и умения

наблюдать за погодой. Учащиеся "читают" записи из "Дневника наблюдений", и

это позволяет отрабатывать умения определять температуру "плюс" и "минус",

объяснять, что значит, например, 10 градусов тепла и 10 градусов мороза и

т. д. На экскурсиях и практических занятиях школьники учатся

ориентироваться на местности, читать карту, наносить на нее природные

объекты, самостоятельно изготавливать несложные пособия: схематические

рисунки, гербарии, коллекции, выполнять практическую работу на учебно-

опытном участке.

Систематически осуществляемое трудовое воспитание в процессе обучения,

вовлечение школьников в посильный общественно полезный труд являются

важнейшими условиями формирования сознательного отношения к учебе, развития

нравственных, интеллектуальных и физических черт личности.

2.1. Роль курса природоведения в младших классах

Задачи курса природоведения вскрывают две органически переплетающиеся

стороны педагогического процесса – обучение и воспитание. Учитель должен

иметь в виду, что выработка материалистических убеждений возможна тогда,

когда изучение фактов действительности связано с обобщениями, а

закономерности природы раскрыты на основе фактического материала. Данный

курс, как сказано выше, формирует у учащихся понятия об элементах живой и

неживой природы, сообщая новые признаки и свойства природных объектов и

явлений, раскрывая их простейшие взаимосвязи и взаимозависимости,

постепенно подводя к убеждению о единстве природы и ее непрерывном

изменении. Так, например, уже в 1 классе ребенок учится распознавать

некоторые деревья – березу, дуб, ель – по размеру, форме кроны, цвету

ствола, форме листьев. Во 2 классе дети узнают об отличии дерева от

кустарника, о делении деревьев на лиственные и хвойные. Дети узнают и

запоминают части дерева. В 3 классе учащиеся знакомятся с картинами природы

в нашей стране, узнают, что группа деревьев составляет лес, что в состав

лесной полосы входят тайга (хвойный лес), смешанный и лиственный лес. Таким

образом, вновь расширяется понятие о лесе, о хвойных, широколиственных и

мелколиственных деревьях. В 4 классе дети знакомятся с лесом как средой

обитания определенных растений и животных, с комплексом природных условий:

температура воздуха и почвы, влажность, освещенность и т.п.

Формирование основных понятий курса природоведения предусматривает

организацию систематических и целенаправленных наблюдений детьми на уроке и

самостоятельных наблюдений в природе. Путем сравнения и обобщения

результатов наблюдений дети устанавливают причинные связи между явлениями в

природе – между направлением ветра и изменениями погоды. В процессе

наблюдений дети учатся выявлять существенные признаки и свойства объектов и

явлении природы. Так, на основе опытов, изучения материала коллекций

учащиеся узнают свойства угля и нефти, воды и воздуха, учатся различать

минералы, определять плодородие почв и т. д.

Богатейший фактический материал для этого курса в младших классах дает

краеведческая работа: наблюдения с последующей схематической фиксацией

сезонных изменении в живой и неживой природе родного края; знакомство с

разнообразием природы – полезными ископаемыми, почвами, растительностью и

животным миром; сбор коллекций, гербариев местной флоры; изучение

деятельности населения по охране, использованию и преобразованию природы в

своей местности.

Учитель так должен направлять познание детьми природы, чтобы у них

развивалась и крепла любовь к природе и забота о сохранении ее богатств.

Непосредственное общение с природой и ее элементами на экскурсиях, во время

практических занятий способствует эстетическому воспитанию учащихся.

Звездное небо, весенний лес, снегопад, ледоход, красиво цветущие комнатные

или луговые растения, художественное оформление биологического кабинета и

уроков о родной природе – все это воспитывает у детей чувство любви к

природе, а сочетание познания с живым чувством содействует развитию

устойчивого познавательного интереса к природе. Курс природоведения

предусматривает приобретение детьми практических умений (наблюдение за

температурой воздуха по термометру, направление ветра по флюгеру, фиксация

основные явлений погоды с помощью условных знаков, ориентирование на

местности по солнцу и по компасу и т.п.). Выработка практических умений

способствует развитию коллективизма и трудовому воспитанию школьников.

Знания учащихся о природе становятся более осмысленными, когда очевидна их

значимость и возможность применить на практике. Учащиеся знакомятся с

разнообразием трудовой деятельности населения – со способами добычи и

использования полезных ископаемых, выведением и хозяйственным

использованием растений и животных, с достижениями науки в освоении

космического пространства, в покорении воздушного океана, в использовании

энергетических ресурсов, в процессе всех отраслей народного хозяйства

страны. Такие осмысленные знания способствуют развитию чувства гордости за

Родину, являются основой патриотического воспитания.

Все выше сказанное необходимо для детей как подготовка к обучению

географии, естествознанию и других предметов, связанных с природой, в

старших классах.

Что касается умственно отсталых детей, то они не способны, в отличие от

нормально развивающихся детей, в полной мере усвоить выше описанный

материал (Глава 2 и 2.1.), так как имеют место различные расстройства и

недоразвитие высших психических функций, а также задержка в развитии многих

важных процессов, некоторые из которых никогда не достигнут нормы в

развитии. Но об этом будет написано далее.

3. Знакомство умственно отсталых детей с изменениями в природе

Отмечается огромная роль уроков природоведения в младших классах

вспомогательной школы, так как они способствуют, в первую очередь,

коррекции нарушенного развития умственно отсталых детей, воспитывают

интерес школьников, развивают эстетические чувства и формируют элементарные

представления об окружающем мире, что очень важно для последующего обучения

таких детей.

Как указано выше нормально развивающийся ребенок еще до школы овладевает

многими навыками, знаниями, приемами познания окружающей действительности

(наблюдения, вопросы). К моменту поступления в школу его речевое развитие

уже достигает уровня, позволяющего легко контактировать с детьми и

взрослыми, а также адекватно передавать в речи свои представления,

впечатления, наблюдения, задавать вопросы. Все это создает необходимую

основу для систематического обучения.

Умственно отсталые дети в этом отношении отстают от своих нормальных

сверстников. Невелик у них и запас сведений об окружающей действительности

(в частности, о природе). Поэтому программа 1-4 классов вспомогательной

школы включает многое из того, что нормальные дети хорошо осваивают в

дошкольный период. Во вспомогательной школе большое значение придается

пропедевтике – системе работы, по существу, предваряющей собственно

школьное обучение. В этом отношения очень важны предметные уроки. Они

развивают познавательную деятельность и речь умственно отсталых детей,

расширяют круг их представлений об окружающей действительности. На этих

занятиях дети получают некоторые практические умения и приемы действий с

предметами, необходимыми в жизни и последующем обучении, учатся наблюдать и

сравнивать предметы и явления. Особенно важны предметные уроки и экскурсии

в 1-4 классах как подготовка к изучению естествознания и географии. Об этом

говорят в своих работах В.А. Грузинская и Г.В. Мурашев – специалисты в

области теории и практики преподавания географии во вспомогательной школе.

Подготовка к систематическому изучению географии, проводимая в 1-4

классах вспомогательной школы, должна по возможности носить действенный,

практический характер. Так, например, если учащиеся в процессе практических

занятий, экскурсий овладели в основном жизненно необходимой

пространственной ориентировкой, то у них легче будет сформировать и более

отвлеченные пространственные представления: о вращении Земли вокруг

собственной оси и вокруг Солнца, о наклоне солнечных лучей в различных

тепловых поясах и т.п. Если они хорошо уяснили себе особенности рельефа

земной поверхности в ближайшем окружении, то смогут в дальнейшем по

кинофильмам, диапозитивам, иллюстрациям представить себе и рельеф

отдаленных географических областей (например, горных и пустынных районов);

где-нибудь недалеко от школы дети наблюдают работу воды в ручье (устраивают

запруды, водопады, ставят вертушки), что дает конкретную практическую

основу для понимания того, как используется работа воды на

гидроэлектростанциях.

С первых же дней пребывания детей в школе нужно организовать с ними

систематические наблюдения в природе и фиксирование результатов этих

наблюдений в календаре природы. Вначале эта работа очень проста, постепенно

она усложняется. Первые отметки в календаре обычно отражают, солнечный или

пасмурный был день, шел ли дождь/снег. Многие учителя не довольствуются

этим – они стремятся уже в 1 классе по возможности разнообразить работу с

календарем и, наверное, это правильно. Например, детям предлагается в

особый кармашек, приклеенный к настенному классному календарю около

названия каждого месяца, помещать предметы, принесенные с экскурсии (ветки

деревьев и кустарников с желтыми и красными листьями – осенью; зеленые

веточки хвойных и голые – лиственных деревьев – зимой; первые цветы и

небольшие ветки с распускающимися почками, поставленные в пробирки с водой

– весной). На кармашек наклеивается картинка с изображением данного времени

года. Так как таких кармашков три для каждого времени года (соответственно

числу месяцев), то можно и картинки подобрать разные, соответствующие

сезонным явлениям, характерным для каждого месяца (например, март – капель,

первые проталины; апрель – таяние снега, разлив реки; май – первые цветы,

лес, одетый молодой листвой). Учебный материал с каждым годом

последовательно расширяется и углубляется. Каждая тема служит базой для

усвоения последующей.

Как и все другие дети, умственно отсталые встречаются с различными

предметами и явлениями окружающей природы (ветер, дождь, снегопад, метель,

изменения облачности, различные сезонные изменения в природе и т.п.). А в

речи окружающих, в детских книгах – со словами, обозначающими их. На первых

годах обучения очень важно работать над упрочением четких, правильных

связей между тем и другим.

В букваре[1] для 1 класса вспомогательной школы изображены лес, небо,

луг, поле, деревья, солнце, облака, лето, зима, ручей (после дождя), снег,

гроза (тучи, молния, ветер, дождь), лужи, город, стройка, мост, лодка,

пароход, почта – все это необходимо показать детям в натуре, так как все

без исключения перечисленные предметы и явления доступны для

непосредственного наблюдения. Среди предметных уроков есть немало таких,

которые при правильной организации могут способствовать формированию многих

представлений, являющихся необходимой основой изучения географии и

естествознания в старших классах. Эти уроки в младших классах, прежде

всего, должны удовлетворять существующим методическим требованиям и

отвечать задачам пропедевтики естествознания и географии.

Программой для младших классов вспомогательной школы предусмотрены

предметные уроки, которые подготавливают детей к изучению географии в

старших классах. Так, в 1 классе по теме «Осень» рекомендуется ознакомление

с понятиями: «ясно – пасмурно», «дождь», «похолодание», «листопад». По этой

теме с учащимися 1 класса можно организовать ряд наблюдений и небольших

практических занятий, связанных с изучением признаков осени. Для уточнения

понятий «ясно – пасмурно» можно организовать несколько простых

кратковременных наблюдений. Например, выбрав один из ясных, солнечных дней

в сентябре, нужно выйти с учащимися во двор школы, постоять на месте,

освещенном солнцем, чтобы дети почувствовали, как оно греет. В это время

ученики вспоминают, как было жарко на солнце летом, сравнивают; учитель

обращает внимание детей и на другой признак ясной погоды: отсутствие (или

небольшое количество) облаков на небе, его голубой цвет. Учащиеся

наблюдают, как движутся облака; следят за тем, что происходит, когда облако

ненадолго заслоняет солнце (оно светит уже не так ярко, становится

прохладнее, поднимается ветерок). Так они подводятся к понятию «ясная

погода». Затем нужно выбрать пасмурный день и снова выйти на то же место (в

то же время дня). Учащиеся замечают, что теперь значительно прохладнее,

солнца не видно. Если в прошлый раз ребята запомнили, где находилось

солнце, то сейчас (при условии не очень плотной облачности) могут заметить,

как оно слабо просвечивает сквозь облака. Осмотрев небо, ученики должны

рассказать, какого оно сейчас цвета и какого было в прошлый раз. Наблюдения

детей, сравнения, дополнения, которые делает учитель обобщаются в понятиях:

«облачно», «пасмурно», «прохладно» и т.д. Наблюдая с учащимися осенние

дожди, нужно также, чтобы дети сравнивали их с летними дождями, выделяли

признаки различия (шумные летние ливни, нередко сопровождаемые грозой, и

тихие осенние дождики). То явление, что на протяжении осени становится все

холоднее, дети могут сформулировать сами. Для этого на одном из занятий в

конце осени их спрашивают: «В чем ты сегодня пришел в школу?»; «В чем ты

приходил, когда начали учиться?»; «Почему?». Наблюдения за солнцем,

проводившиеся в начале сентября, повторяются в один из ноябрьских солнечных

дней. В 1 классе многие экскурсии и наблюдения могут быть

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.