на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методы воспитания и перевоспитания


1. Усилить формирование положительных мотивов и стимулов учения,

воспитание интереса к знаниям, уважение к науке, любви к школе. Работа в

этом направлении многообразна: постоянная связь обучения с трудом,

применение знаний на практике, убеждение в необходимости изучать тот или

иной предмет (материал), показ значимости знаний в ведущих профессиях наших

дней, встречи с представителями популярных профессий и т.д. Конечно,

формирование положительных мотивов нельзя ограничивать лишь удовлетворением

познавательных интересов трудных подростков. Надо обратить особое внимание

на достижение успехов в учении, в какой- то мере удовлетворить тщеславие

подростка. Существует общее правило: без постоянных успехов в учении

интереса к знаниям не воспитывать.

2. Установить причины второгодничества и пробелы в знаниях. Нужна

постоянная диагностика учебной деятельности всех подростков.

3. Осуществлять индивидуальную работу со слабоуспевающими на уроке.

Оправдывает себя опыт индивидуальных самостоятельных знаний для трудных

детей. Умело надо осуществлять индивидуальный подход. Тактичность,

внимание, бережное отношение к любой самостоятельной мысли отстающих

подростков, поощрение каждого, хотя и небольшого, успеха – важное условие

профилактической работы со слабоуспевающими учениками.

4. Проводить регулярную внеурочную работу со слабоуспевающими и

второгодниками. Важное место принадлежит индивидуальным консультациям (по

графику), групповым занятиям .

5. Осуществляя предупреждение второгодничества, не следует

забывать специальную работу не посредственно с второгодниками. Работа с

второгодниками и предупреждение второгодничества, как показывает массовый

опыт, резко снижает количество трудных детей в школе, нормализует

психическое развитие подростков.

((. Недостаток надзора - проблема общешкольная и общественная. Нужна

система мер, чтобы усилить воспитательное влияние окружающей среды и взять

под контроль стихийное воздействия. Для этого необходимо:

1. подготовить к работе воспитательный актив общественности в микрорайоне

школы (штат общественных воспитателей, шефов, инструкторов по спорту

или туризм и т.д.)

2. определить структуру, функции и программу различных типов учреждений

общественного воспитания (общественные детские библиотеки, спортивные

комплексы, секции подростков при клубах ДСО и т. д.);

3. согласовать воспитательную работу в школе и по месту жительства с

деятельностью специальных организаций по работе с трудными детьми.

4. направить усилия педагогического коллектива на изучение воспитательных

возможностей окружающей социальной сферы, на диагностику воздействия

«улицы»., групп подростков, усилить одновременно управление свободным

временем подростков.

(((. Семья.

Исследуя факторы, отрицательно влияющие на ребенка в семье, ученые

установили, что наиболее опасными являются: испорченные семейные

взаимоотношения, ведущие к раздору семьи, и неправильные педагогические

установки родителей, противоречащие требованиям школы. Педагогу в борьбе

против трудновоспитуемости надо знать и учитывать причины испорченности

семейных отношений. Без педагогических знаний, без постоянных связей со

школой даже хорошая во всех отношениях семья не может рассчитывать на успех

в воспитании ребенка.

Трудным ребенок становится под влиянием многих причин:

. испорченности отношений в семье,

. неправильных воспитательных установок,

. не совершенности влияний и т.д.

Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка,

вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им

соединяться вместе.

Как уже говорилось, трудным подросток становится тогда, когда совпадает

сразу несколько неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и

второгодничество, педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи.

Глава 3. Перевоспитание личности.

3.1. Сущность перевоспитания.

« Педагогическая энциклопедия » ( т.3, стр.369 ) определяет

перевоспитание как систему воспитательных воздействий педагогов,

направленных на переделку, «перековку» неправильно сформировавшейся

личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек и черт,

которые противоречат нормам и требованиям общества. Односторонность такой

формулировки очевидна: все сведено к исправлению негодной личности; ребенку

отводится пассивная функция – изменяться под воздействием воспитателя.

Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива.

При этом условии перевоспитание органически входит в общую систему

воспитательной работы школы и начинает плодотворно воздействовать на

поведение и сознание трудного подростка. Причем связь между воспитанием и

перевоспитанием построена на прямой и обратной зависимости: воспитание

включает в себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается на

достигнутые в воспитании результаты. Взаимосвязь воспитания и

перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества

воспитательного процесса – главное условие и решающий фактор

перевоспитания.

В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова

ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация

нового опыта поведения.

В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой

элементов:

- Анализ положительных и отрицательных свойств характера подростка,

исследование его потребностей, отклонений в поведении.

- Изучение педагогической обстановки, среды окружения ребенка с

последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний и усилением

положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимо

поставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям

внешней среды.

- Перестройка отрицательного стереотипа. Переключение сил и способностей

на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод из школы в

школу, из класса в класс.) Надо, чтобы в результате такой перестройки

подросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его

жизнь требовала применения положительных качеств, сил и способностей.

- Изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые

виды деятельности. В результате должны усиленно развиться

положительные качества.

- На базе ускоренного развития положительных качеств осуществляется

устранение недостатков. Быстрыми темпами должно идти общее развитие.

Пока не будет устранена односторонность развития возможен рецидив.

Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками

подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в

нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего

положительного фонда личности.

Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируются и все

остальные элементы. При изучении личности подростка мы не столько должны

отыскивать в нем недостатки, сколько находить то положительное, на базе

которого будет строиться перевоспитание.

Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные

функции: восстановительную, компенсирующую, исправитель-ную и

стимулирующую.

Процесс восстановления положительных качеств требует постоянного

возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время

совершал.

Компенсирующая функция перевоспитания призвана дополнить

восстановительную. У трудного подростка не всегда удается восстановить все

его духовные силы. Необходимость компенсации вытекает из ощущения

подростком слабости, в какой либо области.

Каждый трудный подросток стремиться компенсировать тот или другой

недостаток усилением деятельности в той или иной области, которую любит, в

которой может добиться быстрых успехов.

При этом осознанно или неосознанно подросток развивает те качества,

которые он считает сильной стороной своей натуры.

Компенсация всегда связана с тремя факторами в перевоспитании:

необходимостью изменить свое поведение в новых условиях, желанием добиться

успеха в заинтересовавшей подростка деятельности и , наконец, утвердить

себя в глазах сверстников как личность, достойную уважения.

Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана с восстановительной

и компенсационной. Стимулирование должно помочь активизировать действия

ученика в той области, где проявляются его положительные качества, осудить

отрицательные поступки подростка.

Исправительная функция перевоспитания – наиболее важная среди всех

остальных. Сущность исправления состоит в том, чтобы трудный подросток как

можно скорее освободился от груза отрицательных качеств.

При перевоспитании не обойтись без наказания. Но главная основа

исправления, а стало быть, уничтожения недостатков – опора на

положительное. Необходимо фиксировать внимание ребенка на положительных

сторонах его личности, усиливая в нем веру в свои силы и строя свою работу

с ним не на подчеркивании того, что не следует делать, а наоборот, на

хороших сторонах характера.

3.2. Функции и задачи перевоспитания.

Признавая тезис о социальной природе отрицательных явлений в духовном

мире человека, педагогика тем самым обращает главное внимание на изменение

жизни общества, на улучшение воспитания, на борьбу с отрицательными

общественными явлениями как важными компонентами перевоспитания.

Чем выше общество в своем развитии, тем качественнее оно решает задачи

воспитания и тем меньше остается возможностей для проявления и сохранения

отрицательного в духовном мире человека. Улучшение окружающей

действительности приводит к уничтожению отрицательных явлений,

способствующих возникновению нравственных пороков и недостатков. Социальное

оздоровление – вот основа перевоспитания личности.

Как было сказано, трудновоспитуемость в большинстве случаев не является

определяющим компонентом духовного лица, поскольку оно не отменяет общих

закономерностей формирования личности, возрастных и индивидуальных

особенностей.

Сущность перевоспитания неотъемлемая часть от общих закономерностей

воспитания. Каковы же они? В поведении

людей всегда сочетаются отношения к себе и другим, что находит отражение в

самой сущности нравственности. Деятельность человека – есть воплощение

единства отношения к миру и себе.

Перевоспитание выполняет важную роль в формировании коллектива и

личности: оно призвано устранить трудности и препятствия на пути развития,

как коллектива, так и личности.

Его функции следующие:

а) интенсификация положительного развития сил и способностей воспитанников

за счет устранения неблагоприятных условий и преодоления внутренних

предпосылок трудновоспитуемости;

б) устранение дисгармонии в формировании ведущих отношений человека;

в) устранение результатов неправильного воспитания, исправление ошибок,

допущенных в формировании личности;

г) активизация усилий личности в ее борьбе с отрицательными явлениями в

себе и окружающей действительности.

В этом плане воспитание выступает как важная часть подготовки человека

к жизни в обществе. Чтобы подготовить человека к жизни, надо организовать

воспитание как преодоление трудностей, как борьбу с недостатками в

окружающем мире и в себе самом.

Перевоспитание выполняет следующие задачи:

1. Использование социальных условий воспитательных возможностей нашего

общества для устранения и уничтожения влияния пережитков прошлого и

других нездоровых внешних воздействий, порождающих поддерживающих

трудновоспитуемость.

2. Лечебно-педагогическая работа по исправлению внутренних предпосылок

трудновоспитуемости. Под медико-педагогической коррекцией поведения

трудных детей понимаются медицинские, психологические и педагогические

меры, которые способствуют выявлению, предупреждению и преодолению

психических искажений, отклонений в поведении и деятельности

трудновоспитуемых. При этом вся лечебно-профилактическая работа должна

быть направлена на обнаружение и устранение пробелов и искажений в

психическом развитии, которые способствуют появлению

трудновоспитуемости.

Поскольку перевоспитание – это проблема воспитания и лечения,

следует так организовать учебно-воспитательную работу, чтобы она включала

в себя пропаганду медицинских знаний среди учащихся, постоянный

медицинский контроль за здоровьем.

3. Исправление ошибок, допущенных в семейном и школьном воспитании. Эта

задача перевоспитания является трудоемкой и сложной.

4. Устранение пробелов и искажений в психическом развитии. В первую очередь

следует ускорить умственное развитие трудного школьника, сосредоточить

внимание на его нравственных отклонениях.

Другое направление – установление наиболее разумного гигиенического

режима в школе и семье, при котором чередуются труд и отдых, не допускается

перегрузка учебной деятельности.

Третье направление совместной работы – тщательное медицинское

обследование ребенка и его лечение.

Психологическая и практическая подготовка личности к самовоспитанию,

руководство этим процессом. С того момента, когда сформирована объективная

самооценка, перевоспитание должно включать в себя самоперевоспитание и

самосовершенствование личности. Данная задача требует активной позиции

самого подростка.

3.3. Методы перевоспитания.

Методы перевоспитания находятся в прямой зависимости от характера

педагогической запущенности, уровня воспитанности подростка целом,

воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения

воспитуемого, его образа жизни и окружения.

Методы перевоспитания, в конечном счете, всегда связаны с методами

воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным

продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в

воспитании и в перевоспитании. А метод «взрыва», хотя и является

специфическим методом перевоспитания, на может существовать в отрыве от

таких общих методов воспитания, как общественное поручение, пример, игра,

труд.

В опыте советской школы в настоящее время складываются формы работы,

которые оказывают особое эффективное влияние на перевоспитание подростков.

Характерной особенностью этих новых форм работы с подростками является

приучение к практической деятельности, умелое сочетание слова и действия.

Организация деятельности учащихся на основе их интересов – одно из

направлений перевоспитания, получившее широкое распространение за последние

годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и

перевоспитания, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С.

Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

В своей совокупности методы перевоспитания призваны с учетом

содержания и устойчивости трудновоспитуемости; оптимально использовать

средства перевоспитания (слово учителя, пример взрослых, деятельности самих

учащихся, традиции, режим и т. д.); координировать различные воспитательные

влияния при решение конкретных воспитательных задач; активизировать самого

воспитанника на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами,

вредными привычками. Каждый метод выполняет

определенную ведущую функцию. Переубеждение -

призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и

положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено

для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных

потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип

поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал

мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе

эмоциональных бурных переживаний.)

«Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир

ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное.

Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации

воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.

Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают

отрицательное.

Процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов

воспитания, специфически преломленных (переубеждение, переучивание,

поощрение, наказание и др.), и специальных, присущих только перевоспитанию

(«взрыв», переключение, «реконструкция»).

Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во

взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение

эффективно при работе учителя по формированию убеждений, критериев оценки

себя и других, нравственных установок в общественном мнении коллектива;

переучивание органически связанно с приучением к деятельности,

«реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим

условием действенности специфических методов перевоспитания выступает

воспитание в коллективе и взаимовоспитание, а также самовоспитание.

Общим требованием к методам перевоспитания является применение их

через коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю

привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при

осуществлении того или иного метода. В этом случае требования учителя

выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как

осуждение товарищей, поощрение — как одобрение действий коллективом,

контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход

увеличивает силу воздействия любого метода и создает, условия для перехода

перевоспитания в самоперевоспитание.

Эффективность методов перевоспитания в значительной мере зависит от

восприятия и переработки подростками тех воспитательных мер, которые

применяют взрослые и сверстники. И в этом плане решающее значение имеет

воспитание, у трудных, чувства ответственности за себя, за свое поведение.

Пока не выработана личная ответственность за свои действия и поступки,

трудно рассчитывать на эффективность общих методов воспитания.

Переубеждение.

Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание

и «взрыв» — разрушение отрицательного.

Переубеждение выступает как самостоятельный метод перевоспитания и

одновременно как условие действенности других методов. Поэтому ему

придается особое значение. Переубеждение одновременно направлено на

изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в

результате воздействия на ее сознание возникает чувство

неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные

чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины эмоциональной

неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником своего

поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от

нравственных поступков и недовольства от безнравственных способствуют

формированию социально ценного жизненного опыта.

В детской среде иногда устанавливается

неправильное отношение к нравственным требованиям взрослых, т. е. то, что

мы называем антиидеалами (учиться отлично ненормально, учатся

добросовестно лишь «зубрилы», «зазнайки», «любимчики»). Поэтому двойки

умного и способного школьника не влияют на его положение в коллективе;

вести себя безукоризненно — значит быть паинькой.

Нормальный школьник должен иметь замечания от учителей, иначе его не

будут уважать;

Обманывать учителя — признак ума и находчивости, не грех и разыграть

товарища, даже смошенничать;

Пренебрегать правилами поведения в школе, быть «объектом» постоянной

критики учителей может, по мнению многих трудных подростков, только человек

с сильным характером.

Переубеждение совершается быстро, если подростка удается включить в

коллектив (спортивный, учебный, трудовой), где его неправильные взгляды

оказываются несовместимыми с общими нравственными установками.

Необходимо усиливать педагогический контроль за поведением тех

учащихся, которые пытаются отстоять свои неверные убеждения. Классный

руководитель, учителя должны предупреждать отрицательные действия и

поступки, отражающие неправильные убеждения. Если этого удается достигнуть,

они разрушаются под влиянием здорового общественного мнения.

Отсутствие же контроля позволяет трудному и дальше поступать

безнравственно. В этом случае взамен разоблаченных мотивов неправильного

поведения подросток создает новые, сохраняя свои неправильные убеждения.

Словесные воспитательные влияния не дают положительного результата,

если они не подкреплены новым практическим опытом трудновоспитуемого,

реальными поступками и действиями окружающих. Из системы воспитания

необходимо также исключить противоречия между словами и действиями учителей

(угрожают, но не наказывают, обещают, но не выполняют, учат одному, а сами

поступают иначе). Двойная мораль в ближайшем социальном

окружении лишь укрепляет неверные установки и представления.

Подросткам, как и взрослым, трудно отказаться от сложившихся убеждений.

Поэтому в процессе переубеждения неизбежны срывы и ошибки в поведении,

деятельности и общении.

Перестройка неправильных убеждений требует длительных усилий педагогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.