на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты


общественное признание в значительной степени способствует трудовому и

эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению.

Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно

провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства,

выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать

привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых

школьников.

2. Методическая программа уроков по художественной обработке бересты.

1. Пояснения.

За основу методической программы по художественной обработке

бересты , взята программа студии « Матрица» город Санк-Петербург . Затем

данная программа проработана , дополнена и частично опробована мною как

преподавателем , в условиях кружка по художественной обработке бересты в

Доме ремесел при отделе по культуре и спорту администрации Кезского района

Удмуртской Республики.

В наше время технологического прогресса особенно необходимо

приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными

праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой

цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического

прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не

говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое

развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков

каждой конкретной местности.

Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная

обработка бересты.

Работать с берестой могут дети начиная с 6 лет. С

повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети

младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений,

ковриков, корзинок .Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают

осваивать бересту с простого плетения и в последующем формы предметов

усложняются (солонки, конфетницы, бутылочки, очешники, лапти).Старшая

группа (от 14 до 17 лет) занимается по сокращённой программе средней группы

и продолжение составляет плетение сложных форм изделий, требующее

определённых навыков работы с берестой (сплетение стеклянных предметов,

игрушки, пестери, туеса).

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

В целях упрощения освоения приёмов плетения на первом году обучения

предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или

ватман) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе

можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Вас

заготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуется знакомить детей

с плетением из бересты начиная работать с заменителем природного материала.

Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими

пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает

лучше освоить плетение, в отличии от бересты, где зачастую лицевая и

обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с

бумагой - за один тот же промежуток времени можно освоить большее

количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на

её обработку.

2. Техника безопасности.

Техника безопасности должна соответствовать общим требованиям,

федерального законодательства по охране труда / в ред. Федерального закона

от 17.07.1999 №181-ФЗ, 20.05.2002 №53-ФЗ/, пожарной безопасности на рабочем

месте / в ред. Федеральных законов от 22.08.95 № 151-ФЗ, от 18.04.96 № 32-

ФЗ, от 24.01.98 № 13-ФЗ/, а также норм выдачи средств индивидуальной защиты

/ Постановление Минтруда и Соц. развития РФ от 25 декабря 1997 г №66 (в

ред. от 17 декабря 2001 г. №85)/ , норма Протовопожарной безопасности и

САНПиН . На базе изложенного выше разрабатывается внутренний трудовой

распорядок в области охраны труда.

Внутренний трудовой распорядок в области охраны труда.

1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя.

2. Соблюдать требования пожарной безопасности , помещение должно

быть оборудовано средствами тушения .

3. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в

зачехлённом виде , заточку инструмента производит руководитель кружка или

специально подготовленный человек.

4.Применять инструмент только по назначении .

5. Вынос инструмента из кабинета запрещён.

6.Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а

инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их

брать, не затрачивая времени на поиски/ при художественной обработке

материалов это особенно важно, так как при работе в выбранном темпе нередко

инструмент берется не глядя , а если инструмент разбросан в беспорядке,

ученик не только выбивается из рабочего ритма, но и может получить травму/

.

7. За нарушение правил пользования инструментом учащийся

освобождается от посещения занятий сроком до 7 дней. За повторное

нарушение исключение из студии.

8. Рабочее место необходимо содержать в чистоте.

9.В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к

руководителю. Руководитель обязан оказать первую помощь.

10.За нарушение общих правил техники безопасности - освобождение

от занятий сроком до 2-х недель.

3. Вводное занятие.

Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский

человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. лесные чащи

давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил

города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё что

было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина,

камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда

старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции

переходили из поколения в поколение.

На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное

ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, -

плетение из бересты (художественная обработка бересты).

Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева

миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты

туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и

оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик и

народ снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному

материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные

сапоги. Старики рассказывают, что удобно .ходить в лаптях по болоту, когда

ступаешь - вода набирается, а когда ногу поднимаешь - вода уходит.

Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность

не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали

под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага ( наглядый

пример - церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского

монастыря).

Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве

бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской

письменности (новгородские берестяные грамоты).

Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и

использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую I простую

вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой,

линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими свойствами -

берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют

антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и

ссадинах.

На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в

различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву,

кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, были

богато представлены берестяные изделия - очешники различных видов,

портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетёные стеклянные

предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.

Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении,

обработке, иструменте изложенном выше. Рассказывается программа с показом

изделий и об участии в выставке в заключении года.

4. Занятие с показом слайдов и кино-видеофильма «Роль и место

бересты в жизни крестьян на протяжении многих столетий».

Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный

материал (слайды) , диапроектор, видеофильмы и мультимедия. Желательно

отснять часть материала на природе - в поле, в лесу, на реке и т.п. В

качестве тематики предлагаются следующие предметы : пестери , дудки ,

погремушки , украшения , лапти , корзины , туеса , солонки .

Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого

крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем

перенестись в прошлые, далёкие времена, в 16-17 век. Земли России, не столь

населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных

войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте

жизни.

Покос

- «В июле на дворе пусто, а в поле густо»

- «Не топор мужика кормит, а июльская работа»

Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро,

идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно,

коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки

косы, за плечами берестяной кузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём

еда на весь день и берестяной дорожный солоник с солью. По рассказу

мастераДружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета

Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики

собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого

солоник имел свою неповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в

форме кораблика - карбаса. Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о

себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или

молоко.Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу - тяжела, хрупка, да

и расплескаться молоко может в дороге. И тут обращались к берестяной посуде

- туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста

без трещин и сучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что

даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно

нести туесок не расплескав жидкости. А что у крестьянина на нога ? - лапти.

И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам

не колко.

Посев

В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать,

крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле - берут большие корзины

для посева зерна - севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили

земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки

широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.

Лес

При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами

(забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно

ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек. После сбора в лесу

ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных

кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой).

Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту

хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п.

Рыбалка

Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и

снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес,

и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А

если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились

берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на

поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные.

Строительство

Собираются мужики всей деревней ставить избу одной семье,

заготовят стройный крепкий сосновый лес - только сруб собирай. И под первый

венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не

гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали

бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на

крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные

пласты, защищая дом от влаги.

Хозяйство

- Оплетали треснувшую глиняную посуду

- Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский

музей)

- Веретеница для ниток и веретён

- На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать

- Кипятили воду в посудине из пласта бересты

- Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в.

- Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник, Старая Ладога)

5. Программа занятий. Первый год обучения.

|№ |Кол-в|Содержание занятий |

| |о | |

| |час. | |

| | | |

|1 |2 | |3 |

|Октябрь |

|1 |2 |Вводное занятие . Направление кружка. История ремесла. |

| | |Материал. Инструмент. Техника безопасности |

|2 |2 |Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х |

| | |гранной. |

|3 |2 |Использование и применение отходов /обрезков и полосок |

| | |бересты/. Плашка и груглая бусина. |

| | | |

| | | |

| | | |

|4 |2 |Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет. |

| | | |

| | | |

|Итого |8 |

|Ноябрь |

|1 |2 |Знакоство с понятием оберег и его изготовление.Работа с |

| | |четырмя полосами.Оберег плоский-звезда. |

| | | |

|2 |2 |Оберег-колоток.Работа по шаблону. |

| | | |

|3-4|4 |Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление закладки|

| | |для книг. |

| | | |

|Итого | |8 |

|Декабрь |

|1 |2 |Плетение квадратной основы с со скошенными |

| | |углами.Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент. |

| | | |

|2 |2,5 |Плетение кубика и его применение.Секркт |

| | |мастерства-заплетение углов. |

| | | |

|3 |2,5 |Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края. |

| | | |

|4 |2 | |Использование дополнительных лент в плетении для | |

| | | |изготовления ножек. | |

|Итого | |9 |

|Январь |

|1-2|4 |Использование приобретенных навыков для изготовления |

| | |игрушек.Поросенок.Предметы-заменители |

| | | |

|3 |2 |Изготовление птички.Секрет мастерства-заплетение клювика.|

| | | |

|4 |2 |Изготовление заготовок для воображаемого изделия. |

| | | |

|Итого | |8 |

|Февраль |

|1-2|4 |Изготовление рыбки.Принцип китайского узла. |

| | | |

|3-4|4 |"Паук"-композиция из рыбок или птичек с использованием |

| | |ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий |

| | |(бусинки,плашки и т.д) |

| | | |

|Итого | |8 |

|Март |

|1 |2 |Петух.Преобразование птицы путем дополнения. |

| | | |

|2-4|6 |Кот.Плетение с использованием пробретенных навыков |

| | | |

|Итого | |8 |

|Апрель |

|1-2|6 |Корзинка.Способ косого плетения. |

| | | |

|2-3|4 |Составление и изготовление пасхальной композиции с |

| | |использованием природных материалов. |

| | | |

|Итого | |10 |

|Май |

|1-4|10 |Подготовка к отчетной выставке. |

| | | |

|Итого | |10 |

|Всего занятий за год |32 | |

|Всего учебных часов за год |69 | |

4. Заключение.

История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть

и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть

материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает

представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными

материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы

способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.

В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие

замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В

искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями

талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант

народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от

маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных

кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели,

уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-

маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает

лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета,

завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими

приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и

неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные

традиции.

Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем

начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие

творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно

свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по

развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими

школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни

детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство

радости от общения со сверстниками и учителями.

О все таки по опыту своей работы с детьми младшего школьного

возраста я сделала вывод, что им еще сложно плетением из бересты , у них

ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук , координация движений

для работы с этим материалом . Я считаю , что на самом начальном этапе

необходимо брать бумагу и делать изделия из неё , постепенно переходя к

работе с берестой .

Опыт мое работы показал , что если ребенку интересно , если его

увлечь и заинтриговать , помочь вообразить будущее изделие , создать стимул

, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго , упорно и

порой забывая про время и про то , что изделие может не получиться. Ребенок

натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и

воображать и творить воображаемое изделие , но для этого его нужно

вдохновить , вдохнуть в него искорку какого то замысла , какой то идеи , а

в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае , если это ему

интерестно.

Список использованной литературы:

1.Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.

2.Виппер Б.Р. Очерки о живописи эпохи расцвета. М., 1962 г.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психологический очерк. М., 1967 г.

4. Финягин В.В. Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г.

5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб.

Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980.

6. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.:

Знание, 1984.

7. Выготский Л.С., «Развитие высших психических функций»,-М.,1960.

Ресурсы Интернет:

Статьи, авторефераты, ссылки.

Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.

П.П. Всемирная история искусств. М., 1996 г.

"Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления"

(под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова). МГУ, 1984.

Этапы творческого процесса.

Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология". М., 1950)

Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М.,

Тривола, 1996 г.

( А.Б. Потапов Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод")

Темерин С. М. Русское прикладное искусство.

Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества.

Замятин Е.И. Психология творчества.

Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить.

Программа студии « Матрица» Плетение из бересты СП-б 1998г.

Выдержки из книги Шутихина А.В. Доброе ремесло.

Мильтимедия :

CD-ROM « Русская береста ». Cordismedia 2003г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 :

рис.2

рис.3

рис.5 рис.4

рис.6 рис.7

рис.8

рис.9

рис.10 рис.11

рис.12 рис.13

рис.14

рис.15

рис.16

рис.17

рис.18

рис.19

рис.20 рис.21

рис.22 рис.23

Приложение 2

Приложение 3

-----------------------

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис.13

Рис.14

Рис.15

Рис.16

Рис.18

Рис.9

Рис.21

Рис.22

Рис.23

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.