![]() |
|
|
Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке берестыобщественное признание в значительной степени способствует трудовому и эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению. Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых школьников. 2. Методическая программа уроков по художественной обработке бересты. 1. Пояснения. За основу методической программы по художественной обработке бересты , взята программа студии « Матрица» город Санк-Петербург . Затем данная программа проработана , дополнена и частично опробована мною как преподавателем , в условиях кружка по художественной обработке бересты в Доме ремесел при отделе по культуре и спорту администрации Кезского района Удмуртской Республики. В наше время технологического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты. Работать с берестой могут дети начиная с 6 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений, ковриков, корзинок .Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают осваивать бересту с простого плетения и в последующем формы предметов усложняются (солонки, конфетницы, бутылочки, очешники, лапти).Старшая группа (от 14 до 17 лет) занимается по сокращённой программе средней группы и продолжение составляет плетение сложных форм изделий, требующее определённых навыков работы с берестой (сплетение стеклянных предметов, игрушки, пестери, туеса). Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В целях упрощения освоения приёмов плетения на первом году обучения предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или ватман) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Вас заготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуется знакомить детей с плетением из бересты начиная работать с заменителем природного материала. Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает лучше освоить плетение, в отличии от бересты, где зачастую лицевая и обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с бумагой - за один тот же промежуток времени можно освоить большее количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на её обработку. 2. Техника безопасности. Техника безопасности должна соответствовать общим требованиям, федерального законодательства по охране труда / в ред. Федерального закона от 17.07.1999 №181-ФЗ, 20.05.2002 №53-ФЗ/, пожарной безопасности на рабочем месте / в ред. Федеральных законов от 22.08.95 № 151-ФЗ, от 18.04.96 № 32- ФЗ, от 24.01.98 № 13-ФЗ/, а также норм выдачи средств индивидуальной защиты / Постановление Минтруда и Соц. развития РФ от 25 декабря 1997 г №66 (в ред. от 17 декабря 2001 г. №85)/ , норма Протовопожарной безопасности и САНПиН . На базе изложенного выше разрабатывается внутренний трудовой распорядок в области охраны труда. Внутренний трудовой распорядок в области охраны труда. 1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя. 2. Соблюдать требования пожарной безопасности , помещение должно быть оборудовано средствами тушения . 3. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в зачехлённом виде , заточку инструмента производит руководитель кружка или специально подготовленный человек. 4.Применять инструмент только по назначении . 5. Вынос инструмента из кабинета запрещён. 6.Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их брать, не затрачивая времени на поиски/ при художественной обработке материалов это особенно важно, так как при работе в выбранном темпе нередко инструмент берется не глядя , а если инструмент разбросан в беспорядке, ученик не только выбивается из рабочего ритма, но и может получить травму/ . 7. За нарушение правил пользования инструментом учащийся освобождается от посещения занятий сроком до 7 дней. За повторное нарушение исключение из студии. 8. Рабочее место необходимо содержать в чистоте. 9.В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к руководителю. Руководитель обязан оказать первую помощь. 10.За нарушение общих правил техники безопасности - освобождение от занятий сроком до 2-х недель. 3. Вводное занятие. Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. лесные чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё что было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина, камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции переходили из поколения в поколение. На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, - плетение из бересты (художественная обработка бересты). Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик и народ снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные сапоги. Старики рассказывают, что удобно .ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь - вода набирается, а когда ногу поднимаешь - вода уходит. Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага ( наглядый пример - церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского монастыря). Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности (новгородские берестяные грамоты). Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую I простую вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими свойствами - берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и ссадинах. На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву, кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, были богато представлены берестяные изделия - очешники различных видов, портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетёные стеклянные предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое. Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении, обработке, иструменте изложенном выше. Рассказывается программа с показом изделий и об участии в выставке в заключении года. 4. Занятие с показом слайдов и кино-видеофильма «Роль и место бересты в жизни крестьян на протяжении многих столетий». Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный материал (слайды) , диапроектор, видеофильмы и мультимедия. Желательно отснять часть материала на природе - в поле, в лесу, на реке и т.п. В качестве тематики предлагаются следующие предметы : пестери , дудки , погремушки , украшения , лапти , корзины , туеса , солонки . Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем перенестись в прошлые, далёкие времена, в 16-17 век. Земли России, не столь населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте жизни. Покос - «В июле на дворе пусто, а в поле густо» - «Не топор мужика кормит, а июльская работа» Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро, идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно, коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки косы, за плечами берестяной кузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём еда на весь день и берестяной дорожный солоник с солью. По рассказу мастераДружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого солоник имел свою неповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в форме кораблика - карбаса. Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или молоко.Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу - тяжела, хрупка, да и расплескаться молоко может в дороге. И тут обращались к берестяной посуде - туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста без трещин и сучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно нести туесок не расплескав жидкости. А что у крестьянина на нога ? - лапти. И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам не колко. Посев В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать, крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле - берут большие корзины для посева зерна - севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два. Лес При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами (забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек. После сбора в лесу ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой). Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п. Рыбалка Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес, и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные. Строительство Собираются мужики всей деревней ставить избу одной семье, заготовят стройный крепкий сосновый лес - только сруб собирай. И под первый венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные пласты, защищая дом от влаги. Хозяйство - Оплетали треснувшую глиняную посуду - Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский музей) - Веретеница для ниток и веретён - На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать - Кипятили воду в посудине из пласта бересты - Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в. - Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник, Старая Ладога) 5. Программа занятий. Первый год обучения. |№ |Кол-в|Содержание занятий | | |о | | | |час. | | | | | | |1 |2 | |3 | |Октябрь | |1 |2 |Вводное занятие . Направление кружка. История ремесла. | | | |Материал. Инструмент. Техника безопасности | |2 |2 |Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х | | | |гранной. | |3 |2 |Использование и применение отходов /обрезков и полосок | | | |бересты/. Плашка и груглая бусина. | | | | | | | | | | | | | |4 |2 |Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет. | | | | | | | | | |Итого |8 | |Ноябрь | |1 |2 |Знакоство с понятием оберег и его изготовление.Работа с | | | |четырмя полосами.Оберег плоский-звезда. | | | | | |2 |2 |Оберег-колоток.Работа по шаблону. | | | | | |3-4|4 |Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление закладки| | | |для книг. | | | | | |Итого | |8 | |Декабрь | |1 |2 |Плетение квадратной основы с со скошенными | | | |углами.Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент. | | | | | |2 |2,5 |Плетение кубика и его применение.Секркт | | | |мастерства-заплетение углов. | | | | | |3 |2,5 |Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края. | | | | | |4 |2 | |Использование дополнительных лент в плетении для | | | | | |изготовления ножек. | | |Итого | |9 | |Январь | |1-2|4 |Использование приобретенных навыков для изготовления | | | |игрушек.Поросенок.Предметы-заменители | | | | | |3 |2 |Изготовление птички.Секрет мастерства-заплетение клювика.| | | | | |4 |2 |Изготовление заготовок для воображаемого изделия. | | | | | |Итого | |8 | |Февраль | |1-2|4 |Изготовление рыбки.Принцип китайского узла. | | | | | |3-4|4 |"Паук"-композиция из рыбок или птичек с использованием | | | |ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий | | | |(бусинки,плашки и т.д) | | | | | |Итого | |8 | |Март | |1 |2 |Петух.Преобразование птицы путем дополнения. | | | | | |2-4|6 |Кот.Плетение с использованием пробретенных навыков | | | | | |Итого | |8 | |Апрель | |1-2|6 |Корзинка.Способ косого плетения. | | | | | |2-3|4 |Составление и изготовление пасхальной композиции с | | | |использованием природных материалов. | | | | | |Итого | |10 | |Май | |1-4|10 |Подготовка к отчетной выставке. | | | | | |Итого | |10 | |Всего занятий за год |32 | | |Всего учебных часов за год |69 | | 4. Заключение. История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье- маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции. Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. О все таки по опыту своей работы с детьми младшего школьного возраста я сделала вывод, что им еще сложно плетением из бересты , у них ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук , координация движений для работы с этим материалом . Я считаю , что на самом начальном этапе необходимо брать бумагу и делать изделия из неё , постепенно переходя к работе с берестой . Опыт мое работы показал , что если ребенку интересно , если его увлечь и заинтриговать , помочь вообразить будущее изделие , создать стимул , то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго , упорно и порой забывая про время и про то , что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие , но для этого его нужно вдохновить , вдохнуть в него искорку какого то замысла , какой то идеи , а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае , если это ему интерестно. Список использованной литературы: 1.Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г. 2.Виппер Б.Р. Очерки о живописи эпохи расцвета. М., 1962 г. 3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 г. 4. Финягин В.В. Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г. 5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980. 6. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984. 7. Выготский Л.С., «Развитие высших психических функций»,-М.,1960. Ресурсы Интернет: Статьи, авторефераты, ссылки. Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г. П.П. Всемирная история искусств. М., 1996 г. "Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления" (под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова). МГУ, 1984. Этапы творческого процесса. Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология". М., 1950) Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г. ( А.Б. Потапов Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод") Темерин С. М. Русское прикладное искусство. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества. Замятин Е.И. Психология творчества. Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить. Программа студии « Матрица» Плетение из бересты СП-б 1998г. Выдержки из книги Шутихина А.В. Доброе ремесло. Мильтимедия : CD-ROM « Русская береста ». Cordismedia 2003г. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 : рис.2 рис.3 рис.5 рис.4 рис.6 рис.7 рис.8 рис.9 рис.10 рис.11 рис.12 рис.13 рис.14 рис.15 рис.16 рис.17 рис.18 рис.19 рис.20 рис.21 рис.22 рис.23 Приложение 2 Приложение 3 ----------------------- Рис.10 Рис.11 Рис.12 Рис.13 Рис.14 Рис.15 Рис.16 Рис.18 Рис.9 Рис.21 Рис.22 Рис.23 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |