на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Межличностные отношения в коллективе подростков


Межличностные отношения в коллективе подростков

План

1.1 Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств

подростков.

1.2. Психологическая характеристика группы и коллектива.

1.2.1. Социально-психологическая характеристика групп.

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

1.2.3 Понятие “самооценка”.

1.3 Психологическая характеристика и особенности межличностных

взаимоотношений детей подросткового возраста.

1. Описание практической части.

Заключение

Приложение

Введение

Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от

общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он включается.

По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму

тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо

индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства,

интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности

общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме,

содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в

классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных

объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет

возможность оценить себя в системе отношений с другими. Анализ социальной

ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в

детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены

функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые

отношения между сверстниками.

В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое

меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо

находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам

больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся

ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более

демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов

окружающей нас действительности.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных

проблем и оказать реальную помощь в которой нуждается практика современной

общеобразовательной школы.

Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на

формирование уровня его самооценки.

В данной работе нами решались следующие задачи:

1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

2) Рассмотреть формы организации общения в подростковой среде.

3) На основе анализа источников построить схему исследования межличностных

отношений и самооценки детей подросткового возраста.

4) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить

или опровергнуть гипотезу.

Гипотеза: чем выше статус ребёнка в группе, тем выше его самооценка

Предмет исследования: межличностные отношения в коллективе подростков.

Объект исследования:

1.1 Роль семейных отношений в формировании

коммуникативных качеств подростков.

Мы хотим кратко рассмотреть влияние семейных отношений в

формировании коммуникативных качеств подростка.

Одной из самых главных особенностей подросткового возраста - смена

авторитетов и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и

то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само

собой разумеющееся. Подростки стоят где-то "посередине", и эта

промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая

и самосознание.

Французскими психологами (Б. Заззо, 1969) был поведён опрос

детей от 5 до 14 лет, на предмет того, считают ли они себя "маленькими",

"большими" или "средними" (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась

эволюция самих эталонов "роста". Дошкольники часто сравнивают себя с

младшими и потому утверждают, что они "большие".

Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения

- переход из класса в класс; большинство детей считают себя "средними", с

отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка

отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" -

значит становиться взрослым.

Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, чувство взрослости

считают главным новообразованием подросткового возраста, но попытка

сравнения себя со взрослыми и ориентация на их ценности показывает ребенку

его несамостоятельность. Однако он не считает такое положение нормальным,

стремясь его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости -

подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его

притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

В дальнейшем нами будет рассмотрены способы, которыми дети пытаются

показать или доказать себе свою взрослость.

Главной потребностью переходного возраста как раз и является это

«достижение» взрослости и освобождение от опеки и правил родителей.

Из всех факторов социализации самым важным и влиятельным была и

остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние семьи

ребёнок испытывает с самого раннего возраста, когда он наиболее

восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий,

материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере

предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,

целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка

воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия

накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у

родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний

балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже

семи классов. Эта тенденция сохраняется и в старших классах, хотя дети уже

имеют навык самостоятельной работы.

Следующий важный фактор – это атмосфера семейных отношений.

Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего

большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

положением.

Родители влияют на своих детей посредством нескольких механизмов. Во-

первых, подкрепление: поощрение поступков ребёнка, которые родители читают

правильными и наказание в противном случае. Родители внедряют в сознание

ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно

становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,

идентификация: подражание своим родителям, стремясь стать такими как они. В-

третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его

проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные

качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»

взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть

нейтрализован встречной ролевой взаимопомощи: например, в семье, где оба

родителя хорошо ведут своё хозяйство, ребёнок может и не выработать

подобных навыков, хотя у него перед глазами хороший образец. Семья не

нуждается в проявлении этих качеств и не требует от ребёнка этого;

напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя

старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия:

юноша, чья свобода резко ограничена, как правило вырабатывает повышенную

тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из

свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно

взятых методов воспитания (Д. Баумринд, 1975).

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и

преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость

и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого

подхода. Ребёнок, который в детстве был лишён родительской любви и внимания

вырастает с низкой самооценкой и недоверчивостью к людям. Изучение юношей и

взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими

нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении,

умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления

значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало

родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со

стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта

враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,

так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая

некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не

сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских

переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает

низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Таким образом, вырастает индивид, как правило потерянный для общества,

его недоверчивость может подкрепляться фобиями, если же психика достаточно

сильна, то в ответную реакцию на стрессы проявляется пограничная шизофрения

(отсутствие основных или же всех чувств и эмоций) .

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в

связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на

формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского

контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой

высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -

пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и

разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях

коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к

ребенку, в других - от ребенка к родителям.

Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в

зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти

полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать

остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и

тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на

самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что

общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут

взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

воспитания.

Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с

тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований

и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру

необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость;

родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает

себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит

только из его желаний.

1.2. Характеристика группы и коллектива.

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

Коллектив – высшая форма развития малой группы. Существуют различные формы

коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего

развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов:

номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для

которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим

качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены

группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия

может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в

отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению

замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией,

межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей

общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей

целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена

общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин “

Социальная психология” так обозначен Л.С. Выготским: Психология,

исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека”.

“Коллективная” психология в его понятии, совпадает с традиционным “Все в

нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного

человека присуще всем другим членам данной группы” [1,128]. В результате

развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче

индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более

дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив

в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной

деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить

сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной

коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное

прониклось личным, индивидуальным интересом.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве,

начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование

группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как

человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В.

Петровский [9,112] считает при классификации групп определять степень их

развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в

зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное

совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим

образом:

Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием

групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только

личностно значимыми целями.

Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но

ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно

ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные

цели и ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит

своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах,

стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это

предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных

обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное:

преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число

социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким

социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является

простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными

установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С

другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение

членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние

внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки

часто бывают связаны с нечленскими группами.

Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые

употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с

которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая

теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух

видов отношений между индивидом и группой [14].

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа

находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для

проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть

худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от

коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет

для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с

одновременным торможением лучших устремлений.

1.2.3 Понятие “самооценка”.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей,

способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к

фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени

определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [4,24].

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет,

например, оценка своей внешности, различных черт характера. В общей, или

глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое

переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо

занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой,

различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и

неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых

формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях

устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному

взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг

друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается

сущность личности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки

является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта,

и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности.

Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений

к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его

основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности

потребностью. Уровень притязаний – это тот практический результат, которого

субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности

человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые

согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.

Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность

деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц,

ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов.

Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами

успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или

отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни

личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции

поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в

структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои

возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная

самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать

многомерное образование, которое называется «Я – концепцией» и составляет

ядро личности. Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая

как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой

он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего

поведения и деятельности.

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности,

каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических

отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он

вступает в общение и взаимодействие.

Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям,

личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной

(адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в

действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек

оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с

тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неадекватной.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в

действительности есть, то у него самооценка заниженная. В противном же

случае самооценка у него завышена.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она

свойственна, но и окружающих. Конфликтные ситуации, в которых оказывается

человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с

ним, для нормального общения.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.