на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура поведения школьника


нежелание заставляют идти кратчайшим и простейшим путем. Но такова участь

классного руководителя - не работать, а "пахать" в поте лица во имя и во

благо.

Конечно, было бы просто идеально посмотреть спектакль сперва самому.

Но если это очень сложно, можно ограничиться сбором информации о театре,

спектакле, режиссере и актерах. Чаще всего ребят ведут на программные

произведения: "Недоросль", "Ревизор", "Горе от ума", "Вишневый сад" и т.д.

Но иногда знакомство с театром лучше начинать пусть даже не с программного,

зато с яркого и запоминающегося спектакля.

Второй шаг - подготовить и настроить ребят, рассказав им об истории и

репертуаре этого театра, режиссере спектакля и актерах, играющих в нем,

театральной судьбе пьесы, культуре и исторической обстановке, изображенной

в ней. Но даже после такой беседы еще нельзя ехать в театр. Для того чтобы

восприятие ребят было более точным и глубоким, можно дать им задания.

Например:

- обратить внимание на декорации, костюмы, музыку, световое

оформление;

- обратить внимание на какую-либо деталь;

- обратить внимание на трактовку роли или всей пьесы;

- проследить за реализацией режиссерского и авторского замысла;

- исследовать характер героя;

- сравнить с другими постановками и т.д.

Но даже и это еще не все. Хорошо бы познакомить ребят с театральным

словарем (буфет, а не столовая; фойе, а не коридор; кресла, а не сиденья; а

еще - партер, бельэтаж, амфитеатр, кулисы, оркестровая яма, рампа,

авансцена и др.). Живой интерес, особенно у младших школьников, вызывает

игра "Мы пришли в театр", где юные зрители проигрывают все "опасные"

моменты, связанные с культурой поведения в транспорте и в театре. Но

главное - создать атмосферу праздника, а не очередного обязательного

мероприятия.

И вот вы наконец-то в театре. Просмотр спектакля обычно сопровождается

бурной эмоциональной реакцией, причем чем зрители младше, тем она ярче.

Ребятам необходимо сразу же поделиться своими впечатлениями, а бывает, что

и вмешаться в ход событий. Так, например, они яростно пытались предупредить

Петуха из спектакля "Сказки Маршака" о затаившейся за деревом Лисице, а

Царевну из "Сказок Пушкина" - не есть отравленного яблочка. Именно в такие

моменты ребята перестают быть просто зрителями и становятся "участниками"

спектакля. Частенько уже во время антракта ребята начинают обсуждать

увиденное. Важно поддержать в них это желание, подтолкнуть к работе их

фантазию ("Как вы думаете, что произойдет дальше? Как поступят герои?"). Но

возможно, что, несмотря на все ваши мучения и колоссальную подготовительную

работу, ребята переговариваются, обсуждают увиденное, отвлекаются, и вам

становится неуютно и стыдно. Причина может быть в том, как они сидят. В

одном ряду? Да, нам так продают билеты: это удобно и кассиру (считать

проще), и учителю (хлопот меньше). Попробуйте "разбросать" своих подопечных

по всему залу, чтобы рядом не оказалось больше двух - трех ребят. Тогда они

не будут чувствовать себя в театре так же, как в школе. Здесь не должно

быть ощущения толпы - здесь все по-другому.

Закончился спектакль, в голове еще звучат переливы музыки, в душе

расплескалась какая-то благодать. Не надо рушить это командой: "Скорее, нам

далеко ехать". Попробуйте задержаться в зале (15-20 минут вас все равно не

спасут), посмотреть, как разбирают декорации, послушать тишину. Попробуйте

хоть чуть-чуть поговорить о спектакле, о первых впечатлениях. А потом, уже

в школе, вернуться к увиденному на обсуждении спектакля, уделяя внимание

работе режиссера и актеров, композитора и художника. Обсуждение возможно не

только в форме беседы, это может быть проигрывание отдельных сцен по

памяти, викторины, сочинения-продолжение судьбы героев, воссоздание логики

мысли, мотивов поведения персонажа. Можно выпустить газету, написать

отзывы, устроить выставку рисунков по спектаклю, подготовить сценки-

карикатуры "Как мы ходили в театр". И, наконец, кульминация - встреча с

артистами. К ней долго готовятся: придумывают вопросы, репетируют

капустник, пекут пироги... Так в школьной жизни ребят появляется еще один

праздник.

2. Искусство беседы за столом

Немного истории.

В Древней Руси в XII веке в "Поучении к детям князь Владимир Мономах

учил вести беседу так: "При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого

умысла беседовать, побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не

осуждать речью, не много смеяться".

Императрица Екатерина II заставляла придворных соблюдать правила

"Эрмитажного Устава". Один из параграфов призывал говорить умеренно и не

очень громко, "дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели".

В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось стать

членом академии молчания. Только сто мудрецов одновременно могли быть

"Молчаливыми" академиками. Их девиз стоит запомнить: "Много думай и мало

говори!"

Один болтун остановил на улице философа Аристотеля и рассказывал ему

много вздора, все время приговаривая: "Не чудно ли?" - Это не так чудно, -

ответил философ, - как то, что человек, имеющий ноги, может стоять и

слушать твое пустословие. Может, и не очень вежливо поступил философ. Но

что поделаешь?

"Искусство любезно и галантно вести разговор" - такая книга была

издана в Англии в 1713 году. Вот что там написано: "Нужно начинать беседу

умело. Самой обычной темой разговора является погода: она либо хороша, либо

плоха. Если с вами согласятся, начало разговору положено".

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые

помогут школьнику (и не только!) быть приятным собеседником не только за

столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не

говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори

пренебрежительно о, например, актере маленького роста "метр с кепкой", если

тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при

товарище, собака которого недавно лопала под машину. Не описывай красот

каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего

товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся

его подколоть, обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо. Мало того,

что сплетничать вообще позорно, твои слова могут передать "по назначению"

да еще и добавят своего. Как ты будешь смореть в глаза тому, на чей счет ты

пару дней назад "невинно прошелся" в беседе тет-а-тет.

4. Не обсуждай слишком узких проблем, которые, кроме тебя, никому не

интересны.

5. Каждому собеседнику - свою тему. С одноклассником можно обсудить

проблемы новой "математички" и особенностей ее преподавания. А бабушка из

этого всего поймет только, что ты не в ладах с преподавательницей и тебе

грозит двойка. Ячмень на глазу твоего двоюродного брата вряд ли

заинтересует директора школы. А скандальчик между мамой и тетей, из-за

того, кто лучше помнит события десятилетней давности, лучше вообще ни с кем

не обсуждать.

6. Не следует задевать в разговоре скандальных тем, проблем, которые

могут задеть чьи-то моральные принципы.

7. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком

громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди

обратят на вас восторженное внимание: "Ах, какие они смелые!" или "Ах,

какие остроумные", или "О, боже мой, какая крутизна!" Скорее всего

подумают: "Какая невоспитанность!" И скучно отвернутся.

8. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не

обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком

тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путанно. А может быть, твой

собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые

связки.

9. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо

всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и

не растягивай фразы. Если ты не уверен в своем артистизме, не произноси

слов с излишней аффектацией (не знаешь слова – спроси взрослых).

10. Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.

11. В компании следует вовлекать в разговор разных людей, особенно

тех, кто новичок и чувствует себя неловко.

12. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как

на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".

13. В споре не стремись быть во всем правым, не демонстрируй свою

оскорбленность, если твоя точка зрения не принята всеми. Прими к сведению

аргументы других. Это вовсе не значит, что ты должен отказаться от своей

точки зрения. Просто форма несогласия должна быть корректной (не знаешь

слова - спроси у старших). Свое неприятие не стоит выражать такими словами

как "Чушь собачья!", "Вранье!" и "Что ты гонишь?".

14. Во многих старинных руководствах об искусстве быть приятным в

обществе советуют избегать тем, которые могли бы расколоть присутствующих

на два лагеря. Особенно остры политические и национальные темы. Если вы

хотите мира и покоя, найдите тему, интересную всем, но не вызывающую острых

разногласий: любовь к домашним животным, родители и учителя, будущая

профессия, наука, литература, спорт.

15. Есть, однако, такие компании, где собираются именно

поспорить. Ведь и новая книжка, и перспективы развития медицинской науки

могут стать предметом для спора. В такой компании не стоит сводить разговор

к общепринятым истинам. Можно не бояться своей оригинальности. Но и не

забывать о культуре спора

16. Допустим, ты - замечательный оратор! Как говорили не так давно:

краснобай. Ты умеешь завладеть вниманием всех, ты остроумен, ты раньше всех

узнаешь сногсшибательные новости, ты с блеском подражаешь знаменитым

актерам, ты настоящий эрудит... Но чтобы стать по-настоящему

непревзойденным собеседником, нужно вовремя дать возможность высказаться и

другому. "Если у тебя есть фонтан, дай отдохнуть и фонтану", - так

высказался Козьма Прутков. Дай собеседнику проявить себя с лучшей стороны,

"подыграй" ему, подкинь реплику, на которую он, как ты подозреваешь, может

удачно ответить. И тебя полюбят еще больше! Настоящий собеседник не тот,

кто поет "соло", а тот, кто дирижирует оркестром.

17. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему,

которая будет интересна всем троим.

18. Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное,

не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте "тет-а-тет".

Ни в коем случае не допытывайтесь: "А о чем это вы тут без меня толковали?

Не расскажете - я обижусь!", "Секретничать нехорошо..." Но и отвечать на

такие в самом деле бестолковые вопросы не следует слишком грубо. "Не твое

собачье дело!" не подойдет. Скажите лучше: "О свойствах гиперактивного

суперполя синхрофазотрона при условиях облучения кварканутыми мю-мезонами.

Тема несколько специальная, но, может быть, ты знаешь что-нибудь

новенькое?"

19. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит

так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя

спрашивают: "Ты уже обедал?", а ты отвечаешь: "А что ж мне, без обеда

сидеть, что ли?" Это бессмысленно и невежливо.

20. Не засоряй свою речь ругательствами. Цедя сквозь зубы "черные

слова", за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с

мылом, некоторые ребята - а иногда и девочки! – кажутся взрослыми и

опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги

считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к

себе силы зла и портит свою судьбу.

Встречаются такие мудреные личности, которые стараются выразиться

позаковыристей. Их-то никак не упрекнешь в том, что они общаются с помощью

междометий. Им наоборот хочется щегольнуть образованностью. И в их речи то

и дело мелькают малопонятные даже им самим слова.

Такие любители замысловатых словечек напоминают персонажей из пьесы

Антона Павловича Чехова "Свадьба": телеграфиста Ять и акушерку Змеюкину,

ужасно хотевших, чтобы все оценили их "образованность".

Вот как они изъяснялись:

Ять: Что такое слезы человеческие? Малодушная психиатрия, больше

ничего!

Змеюкина: Возле вас я задыхаюсь! Дайте мне атмосферы!

Расширять запас слов, которым ты пользуешься: конечно, необходимо, но

следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси

старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше - загляни в словарь! И

только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе все

легче будет выражать свои мысли и ты станешь приятным собеседником и за

столом, и в жизни.

3. А я чайничала, самоварничала...

Урок-игра в 6-м классе

Тема: "Чаевничание".

Цель: ознакомить учеников с особенностями национальных традиций чайных

вечеров, закрепить навыки приготовления чая и сервировки стола. Формировать

творческие способности и развивать кругозор. Воспитывать культуру

поведения.

Наглядные пособия: таблица приготовления чая, иллюстрации сервировки

стола в национальных традициях.

Оборудование, инструмент и посуда: электроплита, чайники, чайные

ложки, чайный сервиз, столовые приборы и посуда, вазы для цветов, самовар,

вазочки для варенья.

Продукты: чай, травы, сахар, мед, варенье, печенье, пирожки, торт.

Практическая работа: приготовление чая и сервировка стола, расчет

количества продуктов.

Ведущий начинает игру, представляет команды и жюри. Команды

знакомятся, произносят шутливые приветствия:

Команда I "Валериана":

"Кошачья травка" -

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

Команда II "Женьшень":

Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый.

И, может, два века

Он ждет человека

В чащобе лесной,

Под кедром, сосной.

Команда III "Липа":

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой

отсыпается.

А цветок - на медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

Ведущий рассказывает об истории чая:

Был листок зеленым - черным

стал, томленым,

Был листочек зубчатым - стал

листочек трубчатым.

Был он на лозине -

стал в магазине.

Вступительное слово учителя:

Чай - китайское слово. В языки Европы оно пришло двумя путями: народы

Запада вывезли чай из Южного Китая, где это растение именуется te, русские

же торговали с китайцами из северных провинций. Там чай называли "ча-е".

Обычай чаепития зародился почти шесть тысяч лет назад на территории

современных Китая и Бирмы, где до сих пор на горных склонах можно встретить

дикорастущий чайный куст.

Китай был единственным производителем чая, и секрет его производства

оберегался под страхом суровых кар. Тем не менее одному англичанину удалось

не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки.

Благодаря этой почти детективной истории европейцы начали разводить чай в

колониях.

С 1696 года в Россию стал поставляться чай караванным путем из Китая,

а к началу ХVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал

национальным напитком.

I этап. От каждой команды по два человека идут готовить выбранное

блюдо. Члены жюри следят за технологией приготовления чая, соблюдением

правил безопасности труда, санитарно-гигиенических требований, знакомятся с

наглядной частью домашнего задания. Остальные члены команд начинают

разминку.

Отгадывание поговорок

1. Изготавливается шесть наборов карточек разного цвета (по 9 в каждом

наборе). Из них нужно сложить шесть русских поговорок. Подсказка: каждую

поговорку можно составить из карточек одного цвета. (См. приложение).

1. Доброе семя - добрый и всход.

2. Повторенье - мать ученья.

3. Грамоте учиться - всегда пригодится.

4. По капельке - море, по былинке - стог, по зернышку - ворох.

5. Мастерство везде в почете.

6. Делу - время, потехе - час.

2. Ведущий: давным-давно не было книг о хороших манерах, а правила

общежития людей закреплялись в пословицах и поговорках - таких точных, что

мы можем до сих пор по ним учиться житейской мудрости. Постарайтесь

восстановить полный текст пословицы или поговорки.

1. Гостю щей не жалей, а погуще... (лей).

2. В чужом доме не будь приметливым, а будь... (приветливым).

3. Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя... (стоящего).

4. Гость часто за шапку берется - не скоро... (уйдет).

5. Кто жаден до еды, тот дойдет... (до беды).

6. Встречают гостя по платью... (провожают по уму).

7. Хозяин весел - гости... (радостны).

8. Частые пирушки изведут... (полушки).

9. Желанный гость зова... (не ждет).

10. Хочешь есть калачи, так не сиди... (на печи).

3. Даются ключевые слова пословиц, нужно составить их полный текст.

1. Золотые руки. (Золотые руки у того, кто обучился хорошо. Золотые

ручки не испортят мучки.)

2. Руки-работа. (Для умелой руки все работы легки.)

3. Руки-голова. (Руки работают, а голова кормит.)

4. Работа-лечение. (Работа с увлечением - лучшее лечение. От

бессонницы трудом лечатся.)

5. Работа-еда. (Вырастишь рожь - хлеб пожуешь. Поработаешь до поту -

будешь есть в охоту. Потрудишься - будешь сыт, поленишься - будешь выть.)

6. Труд-почести. (Сначала труд, а почести потом придут. Кто любит

труд, того люди чтут.)

7. Дело-мастер. (Дело мастера боится. Люби дело - мастером будешь.

Мастер дела за все берется смело.)

8. Сеет-глазеет. (Прилежный сеет, лентяй на луну глазеет.)

9. Изба-пироги. (Изба красна углами, а обед пирогами.)

10. Из петуха - уха. (Хорошая хозяйка и из петуха уху сварит.)

Конкурс капитанов

1. Чисто русское изобретение - способ подачи чая ПАРАМИ. Вопрос: как

это делали? (Небольшой чайник с заваркой устанавливали на самоварчик либо

на чайник с кипятком.)

2. Какое место за столом считается наиболее почетным? (Посередине

стола.)

Заключительный этап

Представление готовых блюд и национальных традиций чаепития.

Команда "Валериана" рассказывает о французской чайной церемонии.

Чайный банкет по-французски

По традиции чайный стол должен быть круглой или овальной формы и

накрыт льняной цветной скатертью в мягких пастельных тонах (чаще всего

желтоватая, но может быть и белой). Салфетки подбирают в тон скатерти. Если

чайный банкет устраивается в честь невесты и по поводу знакомства с ее

родителями, то чайный стол застилают белой кружевной скатертью и украшают

букетами роз нежных оттенков.

Чайник ставится на большой мельхиоровый поднос, сюда же помещаются

сахарница, вазочка с вареньем, сливочник и небольшая специальная тарелочка

или мисочка для лимона. Десертные тарелки и розетки под варенье стоят в

стопках на столе и соответствуют количеству приглашенных гостей. Остальные

приборы, такие, как чайные и десертные ложки, вилочки для пирожного, ножи

для фруктов, расположены рядами на салфетках. Фрукты подают в высоких

вазах, которые ставят посредине стола.

Вначале к столу приглашаются гости старшего поколения.

Задача хозяйки дома - разлить чай по чашкам и подать его гостям.

Дальше за гостями ухаживают дочь хозяйки или ее родственница. Они помогают

выбрать угощение, предлагают сливки, сахар, мед, печенье, заново разливают

чай, убирают посуду после еды.

Не рекомендуется доливать чай в недопитую чашку, но, если гость желает

еще чая, хозяйка должна исполнить его желание. Если же в чашке гостя

остались ягоды, долька лимона или чайная гуща, лучше заменить эту чашку на

чистую.

Обычно после чая гостям предлагают фрукты, мороженое, жареные орехи.

Затем организуются танцы, игры, другие развлечения.

Команда "Женьшень" представляет чайный вечер по-японски.

Чайный вечер по-японски

Японские чайные традиции из-за сложности церемонии мало

распространены.

Способ приготовления зеленого и желтого чая, когда чай заваривается в

заранее подогретых круглых фарфоровых заварочных чайниках, является

небольшой частью японских чайных церемоний, с которой знакомы жители наших

среднеазиатских республик. Такой отдельный круглый чайник и пиала

предлагаются каждому гостю. Японцы никогда не подают к чаю ни сахар, ни

варенье, ни мед, исключение делают лишь для сушеных фруктов и сухой мучной

выпечки.

Вся церемония чаепития происходит в полном молчании, гости и хозяева

никогда не ведут бесед - они пребывают в глубоком самосозерцании или

раздумьях о законах бытия и гармонии окружающей природы. Многие утверждают,

что именно эти самосозерцание и углубление в окружающую природу придают

церемонии японского чаепития особую красоту. У японцев четыре принципа

чайной церемонии: уважение, скромность, чистота, тишина (молчание).

Команда "Липа" - чайный вечер по-русски.

Чайный вечер по-русски

Особый интерес к чаепитию возник в начале ХVIII века, когда в

Петербурге, Москве и Калуге были построены первые сахарные заводы. Один из

иноземных путешественников заметил: русские так долго упражнялись в

приготовлении отличного чая, что совершенно неожиданно изобрели самовар. А

те, которые отведали чаю из настоящего самовара, считают, что только таким

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.