на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Коррекция психики детей переживших развод родителей


маскируется их видимым поведением.

Например, дети, огорченные потерей одного из родителей в

результате смерти или развода, могут подсознательно выбрать

агрессивное поведение, а не быть подавленным, как можно

предположить;

4. родители должны обдумать, что можно сделать, чтобы дети чувствовали

себя лучше: когда родители точно знают, как чувствуют себя дети и, в

какой-то мере, почему они себя так чувствуют, им следует спросить

своих детей мнение о том, что можно сделать, для облегчения этих

чувств или для изменения ситуации, вызывающей их.

Концепции для преодоления стресса или депрессии обычно делятся

на две категории: средства преодоления и средства отвлечения. Первые

обучают, как справится с ситуацией, вызвавшей стресс или депрессию.

Средства отвлечения созданы, чтобы преодолеть озабоченность какой-

либо идеей, вызывающей стресс или депрессию. Во многих случаях

наилучший эффект достигается сочетанием тех и других средств;

5. избегать косвенным образом способствованию стресса, чрезмерно опекая

или воздействуя на детей.

Хотя родителям и следует проявлять особое внимание к

эмоциональному состоянию детей, когда у них имеются признаки стресса

или депрессии, но не нужно вмешиваться в любую ситуацию, в которую

попадают дети. Заботливые родители должны не сами преодолевать стресс

и депрессию детей, а помочь им справиться с ними самостоятельно.

Следует перечислить возможные ситуации, приводящие к стрессу. Например,

для детей от 11 до 13 лет:

> переезд семьи;

> изменение уровня жизни семьи (улучшение или ухудшение);

> ссоры, развод родителей;

> оценки и контрольные работы в школе;

> деньги и решения о покупках;

> игры и спорт;

> внешность;

> чувства, связанные с полом, и физические изменения;

> наркотики (избегание, выбор или прием);

> признание, награды, почести (наличие или отсутствие) в школе,

спорте;

> популярность (наличие или отсутствие) среди ровесников;

> справедливость в отношениях с другими;[45].

Стресс и депрессия являются не единственными последствиями травмирующей

психику ситуации. Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции

адаптации человека к окружающей среде.

Гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели,

отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление

агрессии может считаться нарушением. Гнев – ситуативная реакция, и

необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же

гнев «выкристаллизовывается», становится «над ситуативным», постоянным

переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие

стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом

случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических

симптомов считается «поломкой» системы само регуляции [45].

Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это

прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная

наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под

влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей

в окружающей его среде.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в

основном как форма протеста против напоминания взрослых, из-за

неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в

соответствующем поведении… Кроме того, агрессия может быть вызвана

необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации,

в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по

крайней мере, словесных угроз.

Автор считает, что включение таких подростков в социально значимую,

общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать,

пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая

объективные предпосылки для нормального личностного становления, тем самым,

осуществляя коррекцию агрессивного поведения подростка [34].

Рогов Е.И. считает, что родители агрессивных детей часто оказываются

фрустрированными и недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев,

говорит он, это бывшие агрессивные дети, которые передают свои

психологические трудности собственным детям. Поэтому, по возможности,

психолог должен проводить психотерапевтическую работу и с родителями. Во-

первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку

родителей, стремиться стабилизировать ее…

Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на детей. Они

считают агрессивных детей неблагодарными, ожидают, что в ответ на их

раздражение и упреки дети будут раскаиваться, испытывать чувство вины,

просить прощения и успокаивать их. Когда же этого не происходит, родители

озлобляются, считают детей «скверными», «испорченными». Необходимо вызвать

жалость к детям со стороны их родителей, показать, что агрессивные дети –

это всегда в первую очередь несчастные дети…

В-третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о

причинах их собственных агрессивных поступков в детском возрасте…

В-четвертых, необходимо выяснить отношение родителей к детям до

рождения и в первые месяцы их появления. Если дети с самого начала были

нежелательны, то необходимо прийти к какому-то решению, причем, четко

оговоренному, совместно с родителями.

Что касается самих детей, то коррекция агрессии у них, по мнению

автора, должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия не является

сигналом нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то коррекционные

действия могут направлены не на ее устранение, а на смягчение и

недопущение негативных последствий агрессивного поведения детей. Кроме

того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к

адекватному восприятию агрессивных реакций детей.

В других случаях, когда агрессия есть проявление нарушения эмоционально-

мотивационной сферы личности, действия психолога или воспитателя должны

быть направлены на не подкрепление (т.е. не закрепление) агрессивных

действий детей.

Наряду с вышеперечисленными нарушениями психики довольно часто

встречается «замкнутость». Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении

круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с

окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных

отношений.

Причиной этого нарушения может быть, например, развод родителей.

Рогов Е.И. считает, что суть коррекционной работы с замкнутыми детьми

составляют действия по расширению их возможностей установления и

поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми. Для этого

используется имеющаяся эмоциональная связь детей с одним из родителей, а

также интерес к предметам и игровым действиям с ними. Замкнутые дети похожи

на закрытую комнату, в которой открытым остается лишь одно маленькое окно

(контакт с одним из родителей, например). Коррекция должна использовать эту

возможность, но, главное, даже если она не принесет положительных

результатов – в силу каких-либо причин – психолог должен, по крайней мере,

не позволить окончательно «захлопнуться» последней возможности установления

контакта [31].

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления

его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями

в этом процессе. Но эти отклонения – вовсе необязательно ненормальность,

что-то болезненное, патологическое. Просто в подростковом возрасте

некоторые черты характера, еще не сглаженные жизненным опытом, выступают

слишком заметно [Личко].

Следует отметить, что на коррекционных занятиях важную роль играет

общение, освоение норм поведения. Разговаривая друг с другом и с

психологом о своих чувствах, эмоциях, подростки учатся контролировать свои

негативные эмоции [32].

Практически во всех психолого-педагогических источниках по проблеме

исследования коррекции психики детей отмечается огромное влияние

психологического климата семьи на формирование психики детей, на

оптимальные условия ее коррекции. Особенно это касается психики детей,

переживших развод родителей.

Поэтому, делая вывод, следует отметить, что для достижения эффективных

результатов коррекции психики детей, переживших развод родителей последние,

в свою очередь, должны создать наиболее благоприятный психологический

климат семьи. Ведь очень часто детям не хватает элементарной ласки, доброго

слова и просто понимания со стороны родителей.

2. Влияние психологического климата семьи на формирование психики

детей (до развода, в процессе развода и после него)

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма

организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях,

т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и

сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее

хозяйство.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и

динамика.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением

определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение

семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества

в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются

индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми

и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении

материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья:

в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление

затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в

симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психической защите.

Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества,

активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в

совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет

значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения

социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных

обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной

степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном

соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических

потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при

этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее

членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни

утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными

условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля.

Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-

семейных отношений (рождением внебрачных детей, супружеским изменам и

т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное

поведение в семье.

Нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности,

которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.

Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности

личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия

жизни семьи.

Рассмотрим структуру семьи, – т.е. состав семьи и число ее членов, а

также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает

возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи:

кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как

распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения

структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках

одного члена семьи, и семьи, где явно выражено участие всех членов в

управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во

втором – о демократической. Различной может быть структура семьи в

зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности:

равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена

семьи.

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это семья,

включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого-то из родителей) и детей,

причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей.

В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение

обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем.

В ходе социологических опросов на предпочтительность такой структуры

взаимоотношений указывает большая часть опрошенных.

Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют

или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность

распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является

нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует

удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя

основную нагрузку.

Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, - один из

наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Часть семейных

психотерапевтов имеют определенное представление, какой должна быть семья,

– например, какими могут и должны быть отношения между супругами и каких

отношений не должно быть между родителями и детьми. Другие четче определяют

требования, предъявляемые к семье, – например, необходимость создавать

условия для развития личностей членов семьи – «опытная» семейная

психотерапия. Третьи точнее знают, какой не должна быть семья, – учение о

«семейных треугольниках» и о «двойной связи». Наконец, четвертые верят

пациенту и помогают ему избавиться от того, что ему мешает, – такова

тактика бихевиоризма.

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее

жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов

жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве

основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или

отсутствия детей в семье и их возраст.

Дюваль выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

1. Вовлечение, встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к

другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений

супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей во внесемейные институты.

5. Принятие подростковости.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в

глаза».

9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Отмечается также, что на любой фазе развития семьи случаются тяжелые

хронические болезни и смерти, которые оказывают сильное влияние на

функционирование семьи как целого.

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и

дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется

потребность в росте и измерениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается

тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение

друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и

ценностных ориентаций. А.Н. Обозова считает, что стабильный брак

обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и

контрастностью их личностных качеств. Можно добавить, что стабильности

семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем

аспектам совместной жизни.

Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять

потребности друг друга в личностном, духовном росте.

В результате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных

семьях удалось выявить следующее:

1. бегство от родителей;

2. долженствование (вступление в брак из чувства долга);

3. одиночество;

4. следование традиции (инициатива родителей);

5. любовь;

6. престиж, поиск материальных благ;

7. месть.

Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против

власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной

полноте. Перефразировав слова Э. Фромма, можно сказать, что такой брак

скорее является попыткой компенсировать собственную пустоту, нежели

способом обогатить жизнь.

Заключение брака по мотивам «долженствование» очень часто означает, что

партнерша забеременела или же что половая близость сопровождалась

переживанием вины.

Мотив «одиночество» встречался людей, которые переехали на новое место

жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или

которых рекомендовали сослуживцы.

Наиболее часто в работе с дисфункциональными семьями встречались

следующие проблемы:

1. Ошибочный выбор партнера. Самыми частыми были ожидания, что муж или

жена будут напоминать отца или мать.

2. Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги, вместо того

чтобы советоваться, друг с другом при решении проблем, обращались за

советом к своим родителям.

3. Утрата иллюзий. Супруги считали, сто они женились по любви и ради

любви, но ожидаемого счастья не было. На самом деле в их отношениях

преобладала не реальная оценка эмоциональной составляющей, а

преувеличенные сексуальные фантазии. Потребность в опеке и

доминировании оказывалась важнее реальных сексуальных отношений.

4. Переживание растерянности.

5. Супружеская измена и угроза развода.

6. Гражданский брак как попытка избежать ответственности – юридической,

финансовой и т.д.

На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с

самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями – болезни,

жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия

широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т.д.). В связи с

этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут

отрицательно сказаться на ее жизни.

Многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее

жизнедеятельности, можно разделить, прежде всего, по силе и длительности их

действия. Особое значение при этом имеют две группы семейных трудностей:

острые (в том числе и сверхсильные) и хронические раздражители. Примером

первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской

измене, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе (например, арест

одного из членов семьи), внезапное и сильное заболевание. К хроническим

трудностям относятся чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и

на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и

устойчивый конфликт между членами семьи и т.п. Можно выделить также

следующие группы трудностей, с которыми сталкивается семья: связанные с

резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) и с суммированием

трудностей, их «наложением» друг на друга. Пример первых – психологические

трудности, возникающие при переходе от одного этапа жизненного цикла к

другому (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка).

Такие переходы, как правило, сопровождаются довольно резким изменением

образа жизни семьи. Пример вторых – необходимость практически

одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после

появления в семье первого ребенка) – завершение образования и освоение

профессии, решение жилищной проблемы, первичное обзаведение имуществом,

уход за ребенком. По источнику возникновения семейные трудности можно

разделить на связанные с этапами жизненного цикла семьи (например,

сближение идеологий родительских семей у молодоженов); обусловленные

неблагоприятными вариантами жизненного цикла (если молодожены произошли из

семей с полярно противоположными идеологиями); ситуационные воздействия на

семью (землетрясение, война). Через все этапы жизненного цикла проходят

«нормативные стрессоры» - обычные трудности, которые в более или менее

острой форме переживают все семьи: на первом этапе жизни – сложности

взаимного психологического приспособления; конфликты, возникающие при

формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной

проблемы; на втором – задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения

трудоемкого домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в

определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.

Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых,

установивших и описавших два критических периода в жизни семьи. Первый из

них, более интенсивный, наблюдается между 3-м и 7-м годами существования

семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами.

Второй кризис назревает между 17-м и25-м годами. В обоих случаях

наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого

кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.