на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контроль знаний и умений учащихся по физике


умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности.

Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к.

от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными

предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это

заметно в младших классах. Так как лабораторная работа может проверить

ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими

формами контроля, как физический диктант или тест. Такая комбинация может

достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных

затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных

высказываний.

6.Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших

классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную

проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом

делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с

учителем, позволяющая проконтролировать сформированность физического

мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе,

отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная

форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных

контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у

какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого

количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от

него часть успевающий учеников.

Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это

объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок

или два. Т.к. зачет является наиболее длительной формой контроля, то в

практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов,

наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью

магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Я

считаю, что зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где

происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем,

идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным

подходом к каждому ученику. Поэтому, по моему мнению, зачет надо проводить

в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на

разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе

сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:

1.на зачет отводится не более 2 уроков;

2. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале

изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических

вопросов, которые войдут в билеты;

3. теоретических вопросов должно быть не более 20;

4. принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется

проведение зачетов только в старших, 10-11 классах./№№ 6,11,12,14/.

1.4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения физике.

Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения,

определяется ее целями.

Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и для

учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по

данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.

Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на

разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.

Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов

обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим.

Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов физики,

принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя

переводные и выпускные экзамены.

Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для

текущего контроля, а какая – для итогового. Это можно сделать, учитывая

время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала,

которое она позволяет проверить. Так, например, физический диктант и

кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены

к текущему контролю знаний и умений учащихся: они кратковременны и не могут

охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-

разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так

и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются

при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная контрольная работа

– формы итогового контроля, так как охватывают большое количество материала

и занимают много времени. Контрольная лабораторная работа может

использоваться на итоговом контроле, однако, учитывая то, что она может

проверить ограниченный круг умений учащихся, ее целесообразно

комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами проверки. На

основании всего сказанного можно составить такую наглядную таблицу:

|Виды контроля |Формы контроля |

|1.Текущий контроль |1)Физический диктант |

| |2)Тестовые задания |

| |3)Кратковременная |

| |самостоятельная работа |

|2.Итоговый контроль |Письменная контрольная работа |

| |Контрольная лабораторная работа |

| | |

| |Тестовые задания |

| |Устный зачет по теме |

Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2

вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в

процессе обучения физике и выполняет определенные задачи обучения.

1.5. Отметки и оценки на контрольных этапах.

Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это слова,

с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит

или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его

знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка

– это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика,

соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако очень часто эти

понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути,

и есть оценка успеваемости ученика.

Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета

успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в

успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их

главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и

исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем

работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо,

наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то

неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это

главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно

рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего

учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать

отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-

первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения

темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается

полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых

учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах

необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений,

культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.

Существует множество методов проставления, исправления отметок:

каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки

отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть

доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся

к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их

улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е. отметки,

полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по

окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.

Выводы по главе 1.

В главе 1 я рассмотрела сложившееся на сегодняшний день понимание контроля,

а также сформулировала некоторые свои замечания по этой проблеме. Тем

самым, в этой главе я выполнила первые три цели, поставленные передо мной

при написании этой работы(.

Результаты моей работы в главе 1 можно кратко изложить в следующей таблице:

|Цели контроля |подготовить учащихся, убедившихся в том, что |

|знаний и умений |усвоенные ими новые физические знания и |

|учащихся |умения отвечают предъявляемым требованиям; |

| |получить информацию о том, усвоены или нет |

| |каждым учащимся физические знания, указанные |

| |в образовательной цели изучения темы (цикла |

| |знаний); научились ли учащиеся видам |

| |деятельности, указанным в цели по разлитию |

| |изучения темы (цикла знаний). |

|Формы контроля |физический диктант |

|знаний и умений |тестовое задание |

|учащихся |краткая самостоятельная работа |

| |письменная контрольная работа |

| |контрольная лабораторная работа |

| |устный зачет по изученной теме. |

|Место различных |Текущий контроль: |

|форм контроля в |Физический диктант |

|процессе обучения |Тестовые задания |

|физике |Кратковременная самостоятельная работа. |

| |Итоговый контроль: |

| |Письменная контрольная работа |

| |Контрольная лабораторная работа |

| |Тестовые задания |

| |Устный зачет по теме |

Естественно предположить, что глава 2 этой работы будет посвящена

достижению оставшихся целей, т.е. разработке контрольных мероприятий

непосредственно для темы "Первоначальные сведения о строении вещества".

Глава 2. Контрольные мероприятия при изучении темы «Первоначальные сведения

о строении вещества» на основе деятельностной теории обучения.

2.1. Содержание знаний и умений учащихся по теме "Первоначальные сведения о

строении вещества"

Прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель

должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся

целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять

только те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме

или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно,

были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому

выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть

необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и

умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения.

Указанные в целях знания и умения учащихся должны, в свою очередь,

соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому

предмету.

Примером такого подхода к выяснению содержания контрольных

мероприятий могут служить разработки итоговых контрольных заданий для

выпускников начальной школы. /№ 5/. Авторы, опираясь на обязательный

минимум содержания обучения в начальной школе, установленнный

государственным образовательным стандартом, составили примеры заданий,

проверяющие конкретные знания и умения учащихся. Ниже приведен фрагмент

таблицы, в которой соотносятся требования государственного стандарта и

составленные по ним контрольные задания.

|Элеметы |Обязательный уровень |Примеры заданий |

|содержания|усвоения |обязательного уровня |

| |(выпускник должен) | |

|Гласные и |Различать на слух и при |Напишите под диктовку |

|согласные |произношении звуки |слова: клубок, липы, осы, |

|звуки и |гласные и согласные, |зорька. Назовите звуки в |

|буквы |правильно (без искажений|каждом слове по порядку. |

| |и пропусков букв) писать|Запишите цифрой, сколько |

| |слова, написание которых|звуков и сколько букв в |

| |не расходится с их |каждом слове. Подчеркните |

| |произношением. |гласные одной чертой, |

| | |согласные - двумя. |

| |Различать твердые и |Запишите пары слов: |

| |мягкие согласные. |мыл-мил; мал-мял; лук-люк; |

| |Обозначать на письме |мел-мэр. Сравните первые |

| |мягкость согласных |звуки в каждой паре слов. |

| |гласными буквами и, е, |Назовите твердые и мякгие |

| |ё, ю, я и ь. |согласные. Подчеркните |

| | |гласные буквы, которые |

| | |показывают мягкость |

| | |согласных звуков. |

Такими же принципами я воспользовалась для выяснения содержания контрольных

заданий по теме "Первоначальные сведения о строении вещества". При

формулировании целей изучения данной темы я опиралась на курс физики 7

класса /№ 8/, а также на программу средней общеобразовательной школы

по физике /№ 10/. Следует подчеркнуть, что представленные мною в следующем

параграфе цели изучения темы "Первоначальные сведения о стрении вещества"

полностью соответствуют установленной программе общеобразовательной школы.

2.2. Цели изучения темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

Образовательная цель: подготовить учащихся, усвоивших следующие знания:

1)Вещества состоят из частиц, между которыми есть промежутки;

2)Мельчайшая частица данного вещества называется молекулой;

3)Размер молекулы d~10 м;

4)Молекулы одного и того же вещества одинаковы, а молекулы разных веществ

разные;

5)Молекулы вещества движутся непрерывно и беспорядочно. Доказательством

непрерывного движения молекул вещества является диффузия – физическое

явление, заключающееся в самопроизвольном взаимном проникновении двух

соприкасающихся веществ. Доказательством хаотичности движения молекул

является броуновское движение – физическое явление, заключающееся в

беспорядочном движении взвешенных в жидкости или газе частиц; 6)скорость

молекул связана с температурой тела: чем выше температура, тем быстрее

движутся молекулы вещества, из которого изготовлено это тело;

7)Молекулы вещества взаимодействуют: они притягиваются и отталкиваются.

Взаимодействие молекул проявляется на расстояниях, сравнимых с размерами

молекул.

8)Вещество в природе может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и

газообразном.

Твердое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело,

изготовленное из этого вещества, сохраняет объем и форму.

Жидкое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело,

изготовленное из этого вещества, сохраняет объем, но изменяет форму.

Газообразное состояние вещества – это состояние вещества, при котором

тело, изготовленное из этого вещества, не сохраняет ни объема, ни формы.

Газ занимает весь предоставленный ему объем.

9)Молекулы вещества в газообразном состоянии расположены на расстояниях,

много больших размеров самих молекул, движутся прямолинейно от столкновения

к столкновению, взаимодействуют слабо.

Молекулы вещества в жидком состоянии расположены на расстояниях,

примерно равных размерам самих молекул, но так, что в их расположении

наблюдается только ближний порядок. Молекулы жидкости колеблются

относительно положения равновесия, иногда совершая перескоки ,

взаимодействуют сильно.

Молекулы вещества в твердом состоянии расположены на расстояниях,

примерно равных размерам самих молекул, но так, что в их расположении

наблюдается строго определенный порядок по всему веществу, колеблются

относительно положения равновесия, взаимодействуют сильно.

Цель по развитию: подготовить учащихся, овладевших следующими умениями:

1)получать научный факт о строении вещества (образовательная цель №1)

2)моделировать строение вещества в твердом, жидком, газообразном состояниях

вещества

3)создавать понятие “молекула” (образовательная цель №2)

4)по модели строения веществ распознавать одинаковые и разные вещества

5)получать научный факт о движении молекул (образовательная цель №5)

6)моделировать расположение молекул соприкасающихся веществ в различные

моменты времени

7) создавать понятие “диффузия” (образовательная цель №5)

8)воспроизводить диффузию в конкретных ситуациях

9)распознавать диффузию в конкретных ситуациях

10) получать научный факт о связи скорости движения молекул с темапературой

тела (образовательная цель №6)

11)сравнивать скорости движения молекул различных веществ в конкретных

ситуациях

12)моделировать движение молекул вещества и их скорости в конкретных

ситуациях

13) получать научный факт о взаимодействии молекул (образовательная цель

№7)

14)распознавать ситуации, в которых молекулы притягиваются и отталкиваются

15)объяснять физические явления, основанные на взаимодействии молекул

(слипание тел, упругость веществ), воспроизводить эти явления

16)создавать понятия ”твердое состояние вещества ”, “жидкое состояние

вещества ” и “газообразное состояние вещества” (образовательная цель №8)

17) распознавать состояния вещества в конкретных ситуациях

18) получать научный факт о строении вещества в трех состояниях

(образовательная цель №9)

19)моделировать строение вещества в трех состояниях

20)распознавать состояние вещества по моделям его строения

21)определять размеры малых тел методом рядов.

2.3. Циклы усвоения знаний. Календарный план.

Как уже говорилось в главе 1, текущий контроль знаний и умений

учащихся проводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно,

необходимо данную тему “Первоначальные сведения о строении вещества”

разбить на логические циклы усвоения знаний, после которых целесообразно

проводить текущий контроль знаний и умений учащихся. Я предлагаю 3 цикла

усвоения знаний:

1-строение вещества: образовательные цели №№1-4, цели по развитию №№1-4,21.

2-движение молекул вещества: образовательные цели №№5-6, цели по развитию

№№5-12.

3-взаимодействие молекул вещества: образовательные цели №№7-9, цели по

развитию №№13-20.

Данную тему можно провести за 7 уроков. Календарный план темы будет

выглядеть следующим образом:

Урок 1. 3 состояния вещества. Строение вещества.

Урок 2. Молекула. Размеры молекул.

Урок 3. Движение молекул вещества.

Урок 4. Зависимость скорости движения молекул от температуры

вещества.

Урок 5. Взаимодействие молекул вещества.

Урок 6. Строение вещества в 3-х состояниях.

Урок 7. Итоговый урок по теме “Первоначальные сведения о

строении вещества".

Из предложенного календарного плана видно, что на каждый цикл усвоения

знаний приходится по два урока и, следовательно, текущий контроль

целесообразно проводить в конце 2-го, 4-го и 6-го уроков. Место итогового

контроля – на 7-ом, итоговом, уроке.

2.4. Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения

знаний.

В этом параграфе мне предстоит определить оптимальную форму и

содержание контрольного этапа в конце каждого цикла усвоения знаний темы

«Первоначальные сведения о строении вещества». Для того чтобы выбрать форму

контрольного мероприятия, необходимо установить, какие знания и умения,

которыми овладели учащиеся, можно проверить, используя ту или иную форму

контроля. Приведенная ниже таблица позволяет это сделать.

|Форма текущего |Проверяемые знания |Проверяемые умения |

|контроля |учащихся |учащихся |

|1.Физический диктант|1)мельчайшая частица | |

| |вещества называется | |

| |молекулой | |

| |2) размер молекул | |

| |d~ м | |

| |3)молекулы одного и | |

| |того же вещества | |

| |одинаковы, молекулы | |

| |разных веществ разные| |

| | | |

| |4) Диффузия – | |

| |физическое явление, | |

| |заключающееся в | |

| |самопроизвольном | |

| |взаимопроник- | |

| |новении двух | |

| |соприкасающихся | |

| |веществ. | |

| |5) Твердое состояние | |

| |вещества – это | |

| |состояние вещества, | |

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.