![]() |
|
|
Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обученияконтролировать и активизировать этот процесс. 3) Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику. Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только их видеть и правильно пользоваться. На фоне общего положительного отношения к компьютеру нередко раздаются и голоса противников его широкого внедрения в практику школьного обучения: он, будто бы, . "не всегда повышает эффективность учебного процесса; . нерационально используется; . его роль сводится к «переворачиванию страниц»; . компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности, снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий потенциал (особенно в младшем школьном возрасте); . придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и последовательному усвоению необходимых знаний." ( 25-7) В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или просто не работали с ПК и всерьез не знают предмета дискуссии, или теми, кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных материалов должную меру собственного труда и таланта. Чтобы скрыть собственную бездеятельность, они пытаются "научно" доказать, что этого вообще не следует делать. Помимо сказанного, в число изменившихся функций педагога входит чрезвычайно сложная задача - в новых условиях сохранить за собой роль "идейного наставника", "лоцмана в мире знаний", старшего товарища и авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не то и не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще знакомы с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это - нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат компьютеризации и характернейшая черта новой парадигмы обучения. От педагога в таких условиях потребуется не абсолютное "всезнайство" (его не может быть!), а мудрое понимание связи явлений, их научной и житейской значимости. К такому пониманию своей роли в настоящее время готов далеко не каждый учитель, и вузовская система подготовки учителей пока еще прямо на это не ориентируется. Естественно, что все это реализуется при хорошем техническом, программном и методическом обеспечении урока, а сам учитель должен достаточно непринужденно владеть общими навыками работы с компьютером и правильно осознавать свою изменившуюся роль. § 4. Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК. Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко особенности реализации этих функций. Функция отбора материала и заданий является наиболее сложной и творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции являются необходимость четкого выделения главных и второстепенных моментов в дисциплине, и дифференциация материала по степени сложности. Планирование процесса обучения с применением ПК должно осуществляться, как отмечалось выше, в направлении его максимальной индивидуализации. Индивидуализация учебного процесса может производиться: «по последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным материалам» (23-51). Необходимо обратить внимание на то, что индивидуализация учебного процесса является в последнее время одной из ведущих идей школьного обучения. Становится все более очевидным, что школа должна, "опираясь на индивидуальные особенности учащихся, подготавливать их к той сфере жизнедеятельности, к которой они наиболее расположены, и в которой смогут принести наибольшую пользу обществу" (14-72). Психолог Е. И. Машбиц считает целесообразным разделить понятия "индивидуальное " и "индивидуализированное" обучение. Индивидуальным он предлагает считать обучение, которое осуществляется по принципу: один обучаемый - один компьютер. Поскольку компьютер чаще используется при групповом обучении и коллективной деятельности учащихся[4], он далеко не всегда выступает как средство индивидуального обучения. Индивидуализированное обучение - это обучение, при котором предполагается в максимальной степени учитывать особенности данного учащегося. Индивидуализированным в полном смысле слова следует считать обучение школьника не по усредненному стандарту, а в соответствии с некоторой моделью, в которой отражены его психологические особенности. Причем эти модели предварительно должны быть введены в обучающую систему и в процессе обучения могут уточняться и видоизменяться. Таким образом, чтобы обучение могло быть индивидуализированным, оно должно быть индивидуальным. Подавляющее большинство специалистов- футурологов, организаторов науки и производства считает, что в этом вопросе будущее - за компьютерами. В настоящее время компьютер со всеми его возможностями выступает в школе в двух ролях: как предмет изучения, и как техническое средство обучения. Пока не совсем ясно, как повлияет компьютеризация на поведение, моральные нормы, психику и жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно, что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи, специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность формирования положительного отношения учащихся к компьютеру. Применение ПК позволяет планировать различные схемы прохождения учебных задач, расчленять сложные задачи на составные элементы разного уровня, практиковать наиболее рациональные формы их сочетания. Возможность простой и объективной статистической оценки временных затрат (?) на различных стадиях обучения позволяет оптимизировать дозирование заданий.[5] Применение компьютерной техники представляет возможность использования многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных возможностей ПК вполне достаточно для эффективного введения диалога и обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул, рисунков, движущихся объектов и т. п. Предъявление информации может вестись в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже под конкретного ученика). При этом естественным образом обеспечивается возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.) Распределение функций между участниками учебного процесса с применением ЭВМ Последовательность фаз основного цикла прохождения информации, необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся, состоит из пяти стадий: - получение и осмысление новой учебной информации, - выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ, - проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения практических работ, - разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по их предупреждению в дальнейшей деятельности, - рассмотрение возможностей практического применения знаний, полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела). В полном объеме реализация данной последовательности с использованием традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом обучении с широким использованием ПК. Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости перераспределения функций между участниками учебного процесса. В таблице перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители". В случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель. |№ |ФУНКЦИЯ |ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ |ПК |УЧЕНИК | |п/п | | | | | |1 |Выбор стратегии обучения |+ |- |- | |2 |Отбор учебного материала и |+ |- |- | | |заданий | | | | |3 |Определение |+ |+ |+ | | |последовательности изучения | | | | | |материала | | | | |4 |Изложение нового материала и |+ |+ |- | | |предъявление заданий | | | | |5 |Выполнение заданий |- |- |+ | |6 |Проверка и оценка решений |+ |+ ! |- | |7 |Сообщение результатов |+ |+ ! |- | |8 |Указание о дальнейших |+ |+ ! |- | | |действиях | | | | |9 |Регистрация данных о ходе |+ |+ ! |- | | |процесса | | | | |10 |Помощь в ходе процесса |+ ! |+ |+ | | |обучения | | | | Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом является также реализация не только индивидуального, но и дифференцированного подхода в обучении (24-54). Следует отметить, что средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. Алгоритм обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по обучающей программе становится возможным только при полном выполнении требуемого набора заданий. В первом варианте (при дифференциации по времени) ученики, полностью выполнившие задания по текущему разделу, могут сразу же получить разрешение на переход к следующему разделу курса, а допустившие ошибки проходят через процедуру повторения материала. Очевидно, что в зависимости от характера сделанных ошибок эта процедура может быть индивидуализирована. (На начальной стадии этой процедуры ученикам целесообразно предоставить возможность самостоятельного поиска и исправления ошибок.) Те из них, для которых это оказывается посильным, получают разрешение на переход к изучению следующего раздела. Для наиболее слабых учеников реализуется «дополнительная помощь», самым квалифицированным вариантом которой является помощь преподавателя (см. таблицу). Предложенный алгоритм позволяет гарантировать овладение программой обучения каждому ученику, но в разные промежутки времени. Во втором варианте (при дифференциации по объему материала) ученики, сэкономившие время при прохождении основного материала, получают возможность овладеть существенно большим объемом знаний и умений без дополнительных временных затрат. Естественно, что при этом им дается возможность ознакомления с материалом существенно более высокого уровня сложности. Таким образом, средства вычислительной техники создают условия индивидуального продвижения вперед по изучаемому материалу в обычной аудитории, не нарушая традиционной групповой структуры занятий в целом. Методы организации обучения с применением персонального компьютера. Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С.А.Илюшин и Б.Л.Собкин утверждают: "В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: - объяснительно-иллюстративный - репродуктивный - проблемный - исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно".[6] Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов. Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации. Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике. Компьютерные модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире. В процессе компьютеризации школы в центре внимания находятся 3 аспекта проблемы: 1) оборудование; 2) подготовка учителей; 3) программное обеспечение. Проблематика первых двух пунктов в той или иной мере уже затрагивалась, поэтому остановимся на третьем из них. Программное обеспечение является важным фактором, оказывающим большое влияние на качество компьютерного обучения. К настоящему времени в мире создан огромный фонд обучающих программ, часть которых используется на территории нашей страны. Этот фонд регулярно пополняется самодеятельными программами собственного изготовления. Для ориентировки в массе этих материалов необходимо определенная классификация. Из множества типов компьютерных обучающих программ можно выделить 3, получившие наибольшее распространение: 1. Готовые к применению специализированные обучающие (дидактические) программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и преподавателю в обучении. Специализированные обучающие программы являются готовым к применению программным продуктом, который используется преподавателем и может выступать как средство индивидуального пользования обучаемым или как основа для проведения преподавателем групповых занятий в учебной аудитории. В такую программу вмешиваться нельзя - можно только дозировать меру ее использования. Замкнутость, завершенность таких программ может расцениваться как недостаток, поскольку она возлагает большую ответственность на разработчиков в плане опоры на образцовые стандарты и типовые дидактические материалы. 2. Все большее использование приобретает моделирование в учебных целях, т. е. использование компьютерной модели, с которой обучаемые изучают то или иное учебное явление, производственный процесс, научное положение. Творческая активность – наиболее важная возможность, которая предоставляется здесь обучаемому. Действия с моделью зачастую можно удачно сочетать с игровыми ситуациями (9-21). 3. Программы-инструменты, которые представляют собой некоторую программную оболочку, предполагающую заполнение ее разнообразным конкретным предметным содержанием. Программы такого типа можно определить как организованный на базе ЭВМ комплекс средств аппаратного и программного обеспечения, предназначенный для организации диалогового учебного взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для заполнения различным учебным материалом ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ-НЕПРОГРАММИСТОМ. (Информационные технологии, 1998, № 6). Новый виток развития программного обеспечения вызвал к жизни большие обучающие программы на компакт-дисках, использующих трехмерную графику и огромные массивы данных. Параллельно разрабатывается программные педагогические средства, открывающие доступ к самостоятельному созданию собственных обучающих программ каждому педагогу-практику (без обращения к языкам программирования). В рамках каждого типа к настоящему времени создан весьма значительный фонд полноценных программ, получивших достаточно широкое распространение, распространяемых через торговую сеть и реально используемых в учебном процессе. Примером могут служить четырехтомная серия на CD-ROM "Полное собрание обучающих и развивающих программ для детей", комплекты познавательных игр московской фирмы "Никита", компьютерные энциклопедии фирмы "Кирилл и Мефодий", путеводитель по музеям Киево-Печерской Лавры, и т.д. Не все они используются одинаково широко. Чаще и легче всего входят в практику программы, полностью завершенные, "привязанные" к конкретным темам и дисциплинам и готовые к немедленному включению в работу. Программы типа энциклопедий и путеводителей используются, в основном, эпизодически, поскольку в этом случае на каждого учителя возлагается ответственность за предварительное ознакомление с такой программой и за согласование логики своих уроков с заложенным в нее содержанием. Программы третьего типа - программы-инструменты или программы-оболочки - используются крайне редко, поскольку предполагают полное соавторство, т.е. собственное построение содержания компьютерных уроков каждым отдельным учителем. Среди педагогов нет единого мнения по поводу принципов классификации КОП, и многие предлагают собственные варианты классификации. Приведем для сравнения две из них: С. Е. Полат (42-8) предлагает такую классификацию программ: > линейные программы; > разветвленные; > генеративные, математической модели учения; > моделирования и имитации; > игры; > решения проблем; > свободного выбора; Й. Янович (42-9) различает программы: > демонстрационные; > симулятивные; > тренировочные; > для индивидуальной работы; > проблемного и программированного обучения; > для решения физических задач; > диагностические; > для деятельности, избираемой учениками по интересам. Общие принципы организации обучения с применением ПК. Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на следующих общих принципах и выводах по ним: |Общие принципы |Выводы | |Активное участие обучающегося в |Максимально содействовать | |учебном процессе |активизации обучающегося | |Постоянное проведение личного |Избегать использования | |анализа ситуации обучающимися в |стандартных схем анализа, менять| |процессе обучения |задачи и ситуации на различных | | |стадиях обучения | |Наличие сигналов обратной связи |Сообщать обучающемуся о | |в учебном процессе |результатах его действий в | | |каждой конкретной ситуации | |Наличие быстрой обратной связи в|Обеспечивать по возможности | |учебном процессе |мгновенную обратную связь | |Отказ от поведения, не дающего |Подавлять нежелательные варианты| |положительного результата |действия, не подтверждая их. | |Постоянное повторение |Практиковать и подтверждать | |пройденного материала. |способы действий, даже если они | | |уже были продемонстрированы | | |однажды. | |Индивидуализация количества и |Подбирать способы подтверждения | |последовательности подтверждений|индивидуально. | |действий в процессе обучения. | | |Наличие напряженной обстановки в|Не вызывать антипатий к цели | |процессе обучения. |обучения и не снижать успехи | | |обучения, увеличивая нажим на | | |обучающегося. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |