на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения


контролировать и активизировать этот процесс.

3) Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает

большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное

внимание каждому отдельному ученику.

Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а

наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только

их видеть и правильно пользоваться.

На фоне общего положительного отношения к компьютеру нередко раздаются и

голоса противников его широкого внедрения в практику школьного обучения:

он, будто бы,

. "не всегда повышает эффективность учебного процесса;

. нерационально используется;

. его роль сводится к «переворачиванию страниц»;

. компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности,

снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий

потенциал (особенно в младшем школьном возрасте);

. придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и

последовательному усвоению необходимых знаний." ( 25-7)

В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой

критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или

просто не работали с ПК и всерьез не знают предмета дискуссии, или теми,

кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных

материалов должную меру собственного труда и таланта. Чтобы скрыть

собственную бездеятельность, они пытаются "научно" доказать, что этого

вообще не следует делать.

Помимо сказанного, в число изменившихся функций педагога входит

чрезвычайно сложная задача - в новых условиях сохранить за собой роль

"идейного наставника", "лоцмана в мире знаний", старшего товарища и

авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что

учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не то и

не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще знакомы

с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это -

нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат

компьютеризации и характернейшая черта новой парадигмы обучения. От

педагога в таких условиях потребуется не абсолютное "всезнайство" (его не

может быть!), а мудрое понимание связи явлений, их научной и житейской

значимости. К такому пониманию своей роли в настоящее время готов далеко не

каждый учитель, и вузовская система подготовки учителей пока еще прямо на

это не ориентируется.

Естественно, что все это реализуется при хорошем техническом,

программном и методическом обеспечении урока, а сам учитель должен

достаточно непринужденно владеть общими навыками работы с компьютером и

правильно осознавать свою изменившуюся роль.

§ 4. Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением

ПК.

Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК

являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса

обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль

обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко

особенности реализации этих функций.

Функция отбора материала и заданий является наиболее сложной и

творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина

знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции

являются необходимость четкого выделения главных и второстепенных моментов

в дисциплине, и дифференциация материала по степени сложности.

Планирование процесса обучения с применением ПК должно осуществляться,

как отмечалось выше, в направлении его максимальной индивидуализации.

Индивидуализация учебного процесса может производиться: «по

последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения

материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине

материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным

материалам» (23-51). Необходимо обратить внимание на то, что

индивидуализация учебного процесса является в последнее время одной из

ведущих идей школьного обучения. Становится все более очевидным, что школа

должна, "опираясь на индивидуальные особенности учащихся, подготавливать их

к той сфере жизнедеятельности, к которой они наиболее расположены, и в

которой смогут принести наибольшую пользу обществу" (14-72).

Психолог Е. И. Машбиц считает целесообразным разделить понятия

"индивидуальное " и "индивидуализированное" обучение.

Индивидуальным он предлагает считать обучение, которое осуществляется по

принципу: один обучаемый - один компьютер. Поскольку компьютер чаще

используется при групповом обучении и коллективной деятельности

учащихся[4], он далеко не всегда выступает как средство индивидуального

обучения.

Индивидуализированное обучение - это обучение, при котором

предполагается в максимальной степени учитывать особенности данного

учащегося. Индивидуализированным в полном смысле слова следует считать

обучение школьника не по усредненному стандарту, а в соответствии с

некоторой моделью, в которой отражены его психологические особенности.

Причем эти модели предварительно должны быть введены в обучающую систему и

в процессе обучения могут уточняться и видоизменяться.

Таким образом, чтобы обучение могло быть индивидуализированным, оно

должно быть индивидуальным. Подавляющее большинство специалистов-

футурологов, организаторов науки и производства считает, что в этом

вопросе будущее - за компьютерами.

В настоящее время компьютер со всеми его возможностями выступает в

школе в двух ролях: как предмет изучения, и как техническое средство

обучения.

Пока не совсем ясно, как повлияет компьютеризация на поведение,

моральные нормы, психику и жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно,

что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи,

специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность

формирования положительного отношения учащихся к компьютеру.

Применение ПК позволяет планировать различные схемы прохождения учебных

задач, расчленять сложные задачи на составные элементы разного уровня,

практиковать наиболее рациональные формы их сочетания. Возможность простой

и объективной статистической оценки временных затрат (?) на различных

стадиях обучения позволяет оптимизировать дозирование заданий.[5]

Применение компьютерной техники представляет возможность использования

многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных

возможностей ПК вполне достаточно для эффективного введения диалога и

обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул,

рисунков, движущихся объектов и т. п. Предъявление информации может вестись

в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже под

конкретного ученика). При этом естественным образом обеспечивается

возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение

цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.)

Распределение функций между участниками

учебного процесса с применением ЭВМ

Последовательность фаз основного цикла прохождения информации,

необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся,

состоит из пяти стадий:

- получение и осмысление новой учебной информации,

- выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ,

- проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения

практических работ,

- разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по

их предупреждению в дальнейшей деятельности,

- рассмотрение возможностей практического применения знаний,

полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).

В полном объеме реализация данной последовательности с использованием

традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима

только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом

обучении с широким использованием ПК.

Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости

перераспределения функций между участниками учебного процесса. В таблице

перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители". В

случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками

учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель.

|№ |ФУНКЦИЯ |ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ |ПК |УЧЕНИК |

|п/п | | | | |

|1 |Выбор стратегии обучения |+ |- |- |

|2 |Отбор учебного материала и |+ |- |- |

| |заданий | | | |

|3 |Определение |+ |+ |+ |

| |последовательности изучения | | | |

| |материала | | | |

|4 |Изложение нового материала и |+ |+ |- |

| |предъявление заданий | | | |

|5 |Выполнение заданий |- |- |+ |

|6 |Проверка и оценка решений |+ |+ ! |- |

|7 |Сообщение результатов |+ |+ ! |- |

|8 |Указание о дальнейших |+ |+ ! |- |

| |действиях | | | |

|9 |Регистрация данных о ходе |+ |+ ! |- |

| |процесса | | | |

|10 |Помощь в ходе процесса |+ ! |+ |+ |

| |обучения | | | |

Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на

пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом

является также реализация не только индивидуального, но и

дифференцированного подхода в обучении (24-54). Следует отметить, что

средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать

диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и

качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только

по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. Алгоритм

обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по

обучающей программе становится возможным только при полном выполнении

требуемого набора заданий.

В первом варианте (при дифференциации по времени) ученики, полностью

выполнившие задания по текущему разделу, могут сразу же получить разрешение

на переход к следующему разделу курса, а допустившие ошибки проходят через

процедуру повторения материала. Очевидно, что в зависимости от характера

сделанных ошибок эта процедура может быть индивидуализирована. (На

начальной стадии этой процедуры ученикам целесообразно предоставить

возможность самостоятельного поиска и исправления ошибок.)

Те из них, для которых это оказывается посильным, получают разрешение на

переход к изучению следующего раздела. Для наиболее слабых учеников

реализуется «дополнительная помощь», самым квалифицированным вариантом

которой является помощь преподавателя (см. таблицу). Предложенный алгоритм

позволяет гарантировать овладение программой обучения каждому ученику, но в

разные промежутки времени.

Во втором варианте (при дифференциации по объему материала) ученики,

сэкономившие время при прохождении основного материала, получают

возможность овладеть существенно большим объемом знаний и умений без

дополнительных временных затрат. Естественно, что при этом им дается

возможность ознакомления с материалом существенно более высокого уровня

сложности.

Таким образом, средства вычислительной техники создают условия

индивидуального продвижения вперед по изучаемому материалу в обычной

аудитории, не нарушая традиционной групповой структуры занятий в целом.

Методы организации обучения

с применением персонального компьютера.

Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С.А.Илюшин и

Б.Л.Собкин утверждают:

"В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- проблемный

- исследовательский

Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи

между учеником и системой обучения, его использование в системах с

использованием ПК бессмысленно".[6]

Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной

техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем

и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению

изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение

этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество

организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный

процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом

плане более оправданным является применение проблемного и

исследовательского методов.

Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации

учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой

проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации

познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается

решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также

извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения

поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков

по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает

самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения

научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При

использовании этого метода обучение является результатом активного

исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более

приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных

методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов

объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха

необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане

незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное

представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Компьютерные модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями

других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на

ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать

пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или

просто невозможных в реальном мире.

В процессе компьютеризации школы

в центре внимания находятся 3 аспекта проблемы:

1) оборудование;

2) подготовка учителей;

3) программное обеспечение.

Проблематика первых двух пунктов в той или иной мере уже затрагивалась,

поэтому остановимся на третьем из них.

Программное обеспечение является важным фактором, оказывающим большое

влияние на качество компьютерного обучения. К настоящему времени в мире

создан огромный фонд обучающих программ, часть которых используется на

территории нашей страны. Этот фонд регулярно пополняется самодеятельными

программами собственного изготовления. Для ориентировки в массе этих

материалов необходимо определенная классификация.

Из множества типов компьютерных обучающих программ можно выделить 3,

получившие наибольшее распространение:

1. Готовые к применению специализированные обучающие (дидактические)

программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и

преподавателю в обучении. Специализированные обучающие программы являются

готовым к применению программным продуктом, который используется

преподавателем и может выступать как средство индивидуального пользования

обучаемым или как основа для проведения преподавателем групповых занятий в

учебной аудитории. В такую программу вмешиваться нельзя - можно только

дозировать меру ее использования. Замкнутость, завершенность таких программ

может расцениваться как недостаток, поскольку она возлагает большую

ответственность на разработчиков в плане опоры на образцовые стандарты и

типовые дидактические материалы.

2. Все большее использование приобретает моделирование в учебных целях,

т. е. использование компьютерной модели, с которой обучаемые изучают то или

иное учебное явление, производственный процесс, научное положение.

Творческая активность – наиболее важная возможность, которая

предоставляется здесь обучаемому. Действия с моделью зачастую можно удачно

сочетать с игровыми ситуациями (9-21).

3. Программы-инструменты, которые представляют собой некоторую

программную оболочку, предполагающую заполнение ее разнообразным конкретным

предметным содержанием. Программы такого типа можно определить как

организованный на базе ЭВМ комплекс средств аппаратного и программного

обеспечения, предназначенный для организации диалогового учебного

взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для

заполнения различным учебным материалом ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ-НЕПРОГРАММИСТОМ.

(Информационные технологии, 1998, № 6).

Новый виток развития программного обеспечения вызвал к жизни большие

обучающие программы на компакт-дисках, использующих трехмерную графику и

огромные массивы данных. Параллельно разрабатывается программные

педагогические средства, открывающие доступ к самостоятельному созданию

собственных обучающих программ каждому педагогу-практику (без обращения к

языкам программирования).

В рамках каждого типа к настоящему времени создан весьма значительный

фонд полноценных программ, получивших достаточно широкое распространение,

распространяемых через торговую сеть и реально используемых в учебном

процессе. Примером могут служить четырехтомная серия на CD-ROM "Полное

собрание обучающих и развивающих программ для детей", комплекты

познавательных игр московской фирмы "Никита", компьютерные энциклопедии

фирмы "Кирилл и Мефодий", путеводитель по музеям Киево-Печерской Лавры, и

т.д. Не все они используются одинаково широко. Чаще и легче всего входят в

практику программы, полностью завершенные, "привязанные" к конкретным темам

и дисциплинам и готовые к немедленному включению в работу. Программы типа

энциклопедий и путеводителей используются, в основном, эпизодически,

поскольку в этом случае на каждого учителя возлагается ответственность за

предварительное ознакомление с такой программой и за согласование логики

своих уроков с заложенным в нее содержанием. Программы третьего типа -

программы-инструменты или программы-оболочки - используются крайне редко,

поскольку предполагают полное соавторство, т.е. собственное построение

содержания компьютерных уроков каждым отдельным учителем.

Среди педагогов нет единого мнения по поводу принципов классификации

КОП, и многие предлагают собственные варианты классификации. Приведем для

сравнения две из них:

С. Е. Полат (42-8) предлагает такую классификацию программ:

> линейные программы;

> разветвленные;

> генеративные, математической модели учения;

> моделирования и имитации;

> игры;

> решения проблем;

> свободного выбора;

Й. Янович (42-9) различает программы:

> демонстрационные;

> симулятивные;

> тренировочные;

> для индивидуальной работы;

> проблемного и программированного обучения;

> для решения физических задач;

> диагностические;

> для деятельности, избираемой учениками по интересам.

Общие принципы организации обучения с применением ПК.

Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на

следующих общих принципах и выводах по ним:

|Общие принципы |Выводы |

|Активное участие обучающегося в |Максимально содействовать |

|учебном процессе |активизации обучающегося |

|Постоянное проведение личного |Избегать использования |

|анализа ситуации обучающимися в |стандартных схем анализа, менять|

|процессе обучения |задачи и ситуации на различных |

| |стадиях обучения |

|Наличие сигналов обратной связи |Сообщать обучающемуся о |

|в учебном процессе |результатах его действий в |

| |каждой конкретной ситуации |

|Наличие быстрой обратной связи в|Обеспечивать по возможности |

|учебном процессе |мгновенную обратную связь |

|Отказ от поведения, не дающего |Подавлять нежелательные варианты|

|положительного результата |действия, не подтверждая их. |

|Постоянное повторение |Практиковать и подтверждать |

|пройденного материала. |способы действий, даже если они |

| |уже были продемонстрированы |

| |однажды. |

|Индивидуализация количества и |Подбирать способы подтверждения |

|последовательности подтверждений|индивидуально. |

|действий в процессе обучения. | |

|Наличие напряженной обстановки в|Не вызывать антипатий к цели |

|процессе обучения. |обучения и не снижать успехи |

| |обучения, увеличивая нажим на |

| |обучающегося. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.