![]() |
|
|
Комплексные задачи по физикеКомплексные задачи по физикеПРЕОБРАЗОВАНИЯ КООРДИНАТ И ПРОЕКЦИЙ Задание 1: спроектируйте вектор на оси, на плоскости Задание 2: преобразовать полярные и сферические координаты в прямоугольные. A ( (, R ) ( A ( x,y ) [pic] Z X = R*… X = R*… ( Y = R*… Y = R*… Y Z = R*… ( Y X R ( X Задание 3: преобразовать относительные координаты в абсолютные A (x1,y1) ( A(x,y) A(x1,y1) ( A(x,y) Y Y1 L2 =X2+Y2 = X12+Y12 Y dX X1 Y1 X1 dY L X ( X X = dX +… X = X1*…- Y1*… разница проекций Y = Y1 +… Y = X1*…+Y1*… сумма проекций Задание 4: спроектируйте тело на плоскости проекций П П Б В В П – вид спереди В – вид сверху Б – вид сбоку В Е К Т О Р Н Ы Е П Р Е О Б Р А З О В А Н И Я Примеры векторных преобразований: Задание 1: суммируйте одинаково направленные векторы геометрически. Задание 2: Разложите указанные векторы на их составляющие так, чтобы эти составляющие были бы параллельны построенным вами векторам реакции опор. ВЕКТОРНЫЕ И КООРДИНАТНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ. Задача1: Рыбак грёб на лодке против течения /Рис.1/. Под первым мостом он обронил поплавок. Через 20 минут он обнаружил пропажу и повернул лодку назад, чтобы догнать поплавок. Под вторым мостом он догнал этот поплавок. Каково расстояние между мостами, если скорость течения реки равна 6 км/ч? Задача 2: От порта А до порта В /Рис.2/ катер против течения прошёл за 3 часа, обратный путь он преодолел за 2 часа. Скорость катера постоянна. Сколько времени будет плыть от порта В до порта А плот? Задача 3: Под каким углом к линии, перпендикулярной скорости течения реки, должна плыть лодка /Рис.3/, чтобы двигаться по этой линии? Какова будет скорость лодки относительно берега? Скорость лодки относительно воды - 5 м/с, течения – 3 м/с. Задача 4: На рисунке 4 изображен транспортёр. Описать движение тела, имеющего скорость 10 м/с в начале пути, до полной его остановки. Скорость ленты – 5 м/с. Коэффициент трения k = 0,4. Задача 5: . На рисунке 5 – вид сверху на транспортёр. Построить систему координат и описать движение в ней тела, имеющего скорость 10 м/с, до полной остановки этого тела. Скорость ленты – 5 м/с, ширина её – 10 м, k = 0,4 Рис.1 Рис.4 Рис.2 Рис.5 Рис.3 АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Задание 1: для каждой из данных пропорций составьте хотя бы по три производной пропорции. [pic] Пример: для F = kN : F/N = k, N/F = 1/k, N = F/k, kN/F = 1 Задание 2: из данных формул выделите а) формулы, выражающие физический закон, b) формулы связи, определяющие физическую величину. [pic] Пример: для формул F = mg ; A = Fl : a) F = mg, b)A = Fl Задание 3 : исходя из данных формул, составьте хотя бы по три формулы для определения постоянных величин m, v, г, g. [pic] Пример: ? = v/г, ?2 = F/m/R, ? = g. Задание 4 : преобразуйте формулы векторных величин в формулы скалярных величин, измеряемых вдоль направления вектора силы. [pic] Пример: [pic] , W = Fv*cos (, где ( - угол между F и v Задание 5 : выразите зависимость скорости от пройденного пути для равноускоренного движения тела, описанного уравнениями: v = at, vo = 0, s = at2/2 Задание 6 : выразите зависимость энергии, затраченной на разгон тела массой m и ускорением а, от конечного значения приобретённой телом скорости v. Определение энергии: E = Fs, где F – сила, s – пройденный путь. Задание 7 : с какой угловой скоростью ? вращается Луна относительно солнечного наблюдателя, если известно, что Луна всегда повёрнута одной своей стороной к Земле? Период годового обращения Земли равен Тз, период месячного обращения Луны относительно Земли равен Тл, направления обращения Земли и Луны совпадают. Г Р А Ф И Ч Е С К И Е П О С Т Р О Е Н И Я Задание : начертить графики другим цветом, используя те же сист.координат L, X, Y – длина, v – скор, a – ускор, V-объем, р-плотность, m-масса, m/l –линейн.расх, m/t-секундн. расх Если искомая величина получается делением, то - производная если – умножением, то - интеграл [pic] По.гр.l=f(t) постр-ть гр.v=f(t),a=f(t) По.гр.m/l=f(v) постр-ть гр.m/t=f(v) По.гр.v=f(t) постр-ть гр.l=f(t),a=f(t) По.гр.m/t=f(v) постр-ть гр.m/l=f(v) По.гр.a=f(t) постр-ть гр.v=f(t),l=f(t) По.гр.Y=f(X) , постр-ть гр.X=f-1(Y) По.гр.v=f(l) постр-ть гр. a=f(l) По.гр.Y=f(X) постр-ть гр.X=f-1(Y) По.гр.a=f(l) постр-ть гр.v=f(l) По.гр.V=f(X) постр-ть гр.m= p*f(X) ФИЗИКА И СВЯЗЬ ЕЁ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. Задание : Пользуясь приведёнными ниже образцами и справкой, дайте определение наукам, названия которых указаны в таблице № 1. Образцы определений : ФИЛОСОФИЯ – наука о общих законах развития природы, общества и мышления. ФИЗИКА – наука о состояниях и движении материи. ИСТОРИОГРАФИЯ ФИЗИКИ – отрасль физики, изучающая прежний опыт познания. Справка. Большинство наук именуется таким образом: o Первая часть слова означает предмет изучения / для этого используются корни древнегреческих слов /; o Вторая часть слова означает цель познания ; «графия» означает описательную цель, «логия» означает предсказательную цель. Древнегреческие корни слов и их перевод: хроно – время астро – звезда био – жизнь сейсмо - землетрясение гидро – вода аэро – воздух гляцио – лёд топо – место метеоро – осадки метро – мерить эко – беречь номия – описание Таблица 1. . | НАЗВАНИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАУК | |НАУК | | |Математика | | |Топология | | |Хронология | | |Астономия | | |Химия | | |Биология | | |География | | |Метрология | | | |Геология | | |Ге| | | |о | | | |ф | | | |и | | | |з | | | |и | | | |к | | | |а | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Гидрология | | | |Аэрология | | | |Метеорология | | | |Гляциология | | | |Сейсмология | | |Экология | | ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ СИММЕТРИИ Задание: нарисовать очертания животных, растений и предметов, в которых наблюдается симметрия – упорядоченное расположение частей целого. Показать эту симметрию | | | Н а б л ю д а е м а я с | |Движения |Примеры |и м м е т р и я | |симметрии |движений | | | | | В п р и р | В ц и в и л и з| | | |о д е |а ц и и | | | |Органическа|Неорганичес|Сооружения|Изделия | | | |я |к |/ |/движимые/| | | |/ живая /|/ неживая /|/недвижим | | | | | | |/ | | | |$$$$$$$$ |Гусеница |Кристаллы |Опоры |Орнамены | |ПЕРЕНОС - | |Бамбук |/ 230 |элект |Клавии | |параллельное| |Змея |групп/ |Кирпичная |Упаковка | | | | | |кладка | | |поступательн| | | |Небоскрёбы| | |ое | | | | | | |движение | | | |Железн дор| | | | | | | | | | | | | | | | | | |Цветок |Снежинки |Башни |Колесо | |ПОВОРОТ – | |Медуза | |Трубопрово|Шестерня | |вращение | | | |д |Гайка | |вокруг | | | | | | |неподв.центр| | | | | | |а | | | | | | | | |Потомство |Круги на |Пирамиды |Мебель | |ПОДОБИЕ – | |животных, |воде |/любые |Посуда | |пропорционал| |растений | |похожие | | | | | | |сооружения| | |движение | | | |/ | | | | |Бисимметрия|Отражение |Архитектур|Автомобили| |ОТРАЖЕНИЕ | | |лучей |а | | |перенос с | |/2 уха, | | |Велосипеды| |поворотом | |глаза, | | | | |на 180 0 | |руки, ноги | | | | | | |и так | | | | | | |далее/ | | | | | | |Листья | | | | |Название ситемы |Разновидности |Сфера применения|Примеры | |Прямоугольная |0 точечная | | | | |1 линейная | | | | |2 площадная | | | | |3 объёмная | | | |Полярная |угловая | | | | |1 линейная | | | | |2 угл/линейн | | | | | | | | |Сферическая |2 угловых +1 | | | | |лин | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Проективная |В трёх | | | | |плоскостях | | | | |переносят | | | | |размеры | | | | |детали без | | | | |измерений дпины | | | |Многомерная |М( том,страница,| | | |произвольная |строка, столбец)| | | |Почтовая |А(И,К,Д,У,Г,О,С)| | | |система | | | | |адресации |(имя,кв,дом,ул | | | | |,…) | | | |Позиционная |6 543 210,123 4 | | | |цифровая |(разрядная цепь)| | | | | | | | ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ. Задание : в 3 столбце укажите сферы деятельности или науки, где применяются данные системы координат; в 4 столбце приведите примеры названий и обозначений, численных значений и размерностей координат. МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ Задание 1: заполнить пустые ячейки Справка : метрология – наука о измерении физических величин, единицах измерения и погрешностях измерений ; для системы единиц СИ (SI) установлено 7 основных и более 100 производных единиц; 16 единиц названы именами знаменитых физиков ; единицы имеют стандартное наименование и обозначение. | Физическая |Обозначение|Единица |Обозначение|Размерност| |величина | |измерения | |ь | | | | | |величины | |О С Н О В Н Ы Е | | | | | |длина |l | | |L | |время |t | | |T | |масса |m | | |M | |сила света |J |канделла |кд |J | |сила эл тока |I | | |I | |температура |T | | |Q | |количество вещества |N | | |-- | |П Р О И З В О Д Н Ы | | | | | |Е | | | | | |плоский угол | | | |-- | |телесный угол | | | |-- | |скорость | | | | | |ускорение | | | | | |площадь | | | | | |объём | | | | | |давление | | | | | |плотность | | | | | |мощность | | | | | |энергия | | | | | |частота | | | | | | | | | | | Погрешность измерения – определённое значение : абсолютное ? ’ Х – Q ( ед. изм ) или относительное ? ’ ?/X * 100% Задание 2: найдите значение погрешностей абсолютной относительной 1. Трижды взвесили тело на весах, имеющих погрешность 0,1 % . Результаты: 243, 242, 244 кг 2. Мысленно объединили 100 тел, с массой из первой задачки, в одно тело.Какова будет погрешность в оценке массы такого тела ? 3.Результат арифметической операции: 20,2 м + 5 м = 25,2 м. Оцените погрешность полученного результата. 4. Один человек пролежал без движения ровно месяц, секунда в секунду.Оцените погрешность информации Вспомните хронологию. . ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ На схеме изображена гигантская инерциальная система – наша галактика «Млечный путь», где все космические тела обращаются вокруг своих центральных тел. Расстояния между телами и размеры тел можно измерить методом геометрической триангуляции. Движения тел подчиняются закону тяготения и закону инерции. Задания : 1. Угловые размеры Солнца и Луны, наблюдаеиых с Земли, приблизительно одинаковы: около 0,5 градуса /0,0088 рад/.Расчитайте диаметры этих тел, используя данные, отображенные на нижней схеме. 2. Массы космических тел невозможно измерить прямым взвешиванием. Предложите сособ измерения массы центральных тел с использованием параметров движения их естественных спутников. Расчитайте массу Земли. Данных для этого на нижней схеме достаточно. Воспользуйтесь законом тяготения и формулой центробежной силы : F = mv2/R. 3. Никого не удивишь сегодня «тарелкой» спутникового телевидения. Оси этих «тарелок» направлены на космический геостационарный спутник связи, который из поля зрения «тарелки» никогда не уходит.Период обращния спутника – ровно 24 часа, плоскость орбиты приблизительно параллельна плоскости земного экватора. Удивите своих друзей! Расчитайте, на какой высоте относительно поверхности Земли расположен такой спутник. Если Вы справились с предыдущей задачей, то справитесь и с этой. Радиус Земли равен 6,37*106м, хотя расчёты и результат можно выразить просто в радиусах Земли. ГАЛАКТИКА СОЛНЦЕ ЗЕМЛЯ геостационарный спутник ЛУНА ЗЕМЛЯ ЛУНА ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОЛЕ ДАВЛЕНИЙ ЗЕМЛИ. go=9,81 g=gox g=go/x2 P=P0*0,9X(км) 2,4 1,1 0,6 100 kПа 0,4 25 kПа X R 2R 3R 4R 5R 6R x 0. 10 км Поле тяготения Земли можно описать кинетической характеристикой g = f(x) или v = f(x), или динамической: F = f(x). Все эти величины являются векторными /направлены в центр Земли/. Все материальные тела притягиваются друг к другу, причём устойчивое равновесие сил тяготения и упругости наступит тогда, когда эти тела в сувокупности образуют тело сферической формы. Образуется естественное статическое поле давлений, в котором более плотные тела располагаются ближе к центру, вытеснив менее плотные. Задание : 1. Расчитать массу земной атмосферы. Радиус Земли равен 6,37 *106м, атмосферное давление на уровне моря равно 100 кПа. 2. Расчитать массу воды в океанах, если они занимают 2/3 площади земного шара и имеют среднюю глубину 4 *10 3м. Припомните естественный эталон массы. 3. Чем можно объяснить тот факт, что в недрах земной коры существуют целые моря воды, нефти, газа ? Ведь менее плотные вещества должны всплывать из более плотной среды.В каком порядке расположатся эти вещества в единой подземной ёмкости ? Какие естественные силы Вы бы использовали для извлечения каждого из этих веществ на поверхность Земли из километровых глубин ? РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ. Залание 1 : указать последовательность загорания лампочек после удара молотком по стальной трубе, наполненной водой. Датчики давления расположены в воздухе, воде, на трубе. В таблице указаны скорости распространения электрического и механического возмущений. Электромагнитное Звуковое в стали воде воздухе Задание 2 : описать физический и математический принципы, лежащие в основе применения радио- и акустической эхо-локации. Нужно указать способ сведения лучей в узкий пучок, способ определения направления на облучаемый объект и способ определения расстояния до объекта, способ различения передаваемого и принимаемого сигналов в приёмнике. a L Задание 3 : описать физический и математический принципы использования того факта, что скорость распространения волн в среде не зависит от скорости перемещения в этой среде источника или приёмника волн. v ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ. Задание : описать графически траекторию движения тел / их центра масс / в абсолютной системе координат, словесно описать траекторию тел относительно центра масс. Аналитически описать / через уравнения пути, скорости, ускорения / те же движения. Движение шаров рассматривать в горизонтальной плоскости, без сил трения и тяжести. Условные знаки: Шар массой m Шар массой 3m Исходная скорость шаров искомые траектории жёсткий стержень ничтожной массы ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ. Описание может включать в себя: динамическую характеристику среды и способ движения объекта в ней, статическую характеристику / известные силы и моменты /, кинематическую характеристику /возможные изменения скорости /. Формы описаний : словесная ; графическая /векторная, траекторная схема/; алгебраическая /уравнения и неравенства/. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |