на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Коллектив, история и современность


значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая

общие выборные органы и отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью,

взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и

обязанностях[64].

В отличие от обычного коллектива, который выделяет Г.А.Андреева учебный

коллектив имеет двойственную структуру: во–первых он является объектом и

результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов которые

определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число

членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив –

это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое починяется

особым социально – психологическим закономерностям.

С учётом того, что ученический коллектив, как правило, насчитывает

более 25 человек его нельзя отнести к малой группе[65], а значит, он не

занимает место, которое отвела обычному коллективу Г.А.Андреева[66]. В

соответствии с её классификацией можно разве что сократить возможное

количество групп, к которым можно отнести ученический коллектив. Как уже

выше упоминалось, он не относится к условным группам, поэтому коллектив

представляет собой реальную группу, а значит, представляющую собой,

существующее объединение людей, занятых общим делом и имеющих прямые личные

контакты друг с другом. Далее классифицирование усложняется. Но, с учётом

того, что в большинстве случаев состав учеников в стандартных школьных

классах складываются независимо от воли кого-либо, их можно отнести к

естественным группам. Далее же стандартный школьный ученический коллектив в

силу своей специфики обладает как чертами малой, так и чертами большой

группы и поэтому отнесение его к одной их этих групп может быть ошибочным и

возможно лишь в частных случаях.

Возвращаясь к определению ученического коллектива, данному

И.П.Подласым и сравнивая его с современным школьным классом, нельзя не

заметить некоторые несоответствия. Например, не во всех современных

ученических коллективах наблюдается сплочённость, взаимная зависимость и

общие выборные органы. Поэтому можно сделать вывод о том, что если такой

коллектив и существует в школе, то скорее как исключение из общего правила.

Для большинства же современных школ подходит другое не менее

распространённое определение ученического коллектива, где под ним

понимается объединение учащихся на основе общественно полезной учебной

деятельности. Такое определение ученического коллектива даёт возможность

рассмотреть не только его внутреннюю структуру, но и ту, которая

регламентирована извне. Последнюю, чаще всего, называют официальной

структурой школьного коллектива и в неё входят коллектив класса и

общешкольный коллектив. Что касается последнего то к его существование

некоторые, в том числе и В.А.Сухомлинский, относятся весьма неоднозначно.

Есть мнение о существовании коллективов школ города и коллективах

параллелей классов. Но если первый коллектив заявлял о себе только на

словах, то последний в скором будущем может получить широкое

распространение при внедрении коллективного способа обучения,[67]

положительный опыт применения которого уже есть в практике ряда школ РФ и

РК.

2. Гуманистическая концепция коллектива.

Идеи коммунарского движения И.П.Иванова, Ф.Я.Шапиро, М.Н.Ахметова и др.

накануне перестройки поддержаны не были, что увело от прогрессивных

методов организации коллективов. В тот период советская школа переживала

ряд застойных явлений. После формализма и усиленного влияния идеологии на

организацию коллективной жизни школы, сковывания инициативы и творчества

детей, чувствовалось их разочарование к общественным молодежным

коллективным организациям (пионеры, комсомол). Поэтому к началу 90-х

коллектив вызывал ассоциации со средством унификации, усреднения

личности, инструментом командно-административной системы управления.

В результате чего в 90-е годы коллектив стал объектом справедливой

критики педагогов, а гуманизация образования потребовала разработки новых

подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной

педагогики.

На данный момент сбалансированная стратегия в решении проблемы личности

и коллектива предполагает наряду, с ее качественным обновлением,

возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой.

Новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой

творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии,

педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение

идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации

индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития

самоуправления и творчества в коллективе[68].

Такое содержание новой концепции и возобновления интереса к вопросам

коллектива обусловлено тем, что человек – существо социальное, его развитие

невозможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он

неосознанно стремится к обществу. И в то же время человек испытывает

желание выделяться, осознавать себя не составной частью общей массы, а

неповторимой, яркой индивидуальностью. При этом ему важно, чтобы эту

неповторимость видели и ценили окружающие его люди. Эти желания составляют

три группы задач его социальной деятельности:

1) социальной адаптации – активного приспособления к условиям среды,

общества в соответствии с потребностями общества и собственными

потребностями и мотивами.

2) Социальной индивидуализации – реализации совокупности установок

на себя, выделение себя из группы

3) Интеграции – достижения взаимодействия между личностью и группой,

сочетание личных интересов с интересами окружающих.

Особенности решения этих задач характеризуют особенности процесса

социализации. Социализируясь, ребенок обогащается общественным опытом,

реализует себя как личность, становится не только объектом, но и субъектом

социальных воздействий, оказывает влияние на социализацию других людей.

Такое большое значение социализации для детей требует тщательного выбора

средств, которые могут оказать действенную помощь для её проведения. И

одним из наиболее эффективных средств социализации и развития личности, по

мнению Антона Коновалова и Ольги Коноваловой[69], является создание

коллектива. И с этим можно согласиться потому, что именно коллектив в

современном обществе помогает решать существующие проблемы социализации

подростков. В коллективе вырабатывается умение договариваться, вставать в

позицию другого человека, находить компромисс, уметь быть и лидером, и

ведомым, обладать организаторскими качествами и самоорганизовываться,

входить в группу и не растворяясь в ней. Также в условиях педагогически

управляемого коллектива при реализации стремления к индивидуализации и

самореализации, выбираются способы приемлемых для общества, тогда как вне

него это встречается редко. Большую роль для личности коллектив играет и

при развитии ответственности и планирования своих действий.

Но не любой коллектив может благотворно влиять на социализацию

личности, а только тот, в котором достигнута высшая стадия развития

группы. На современном этапе развития педагогики и психологии

распространено мнение, что коллектив до такого своего развития проходит,

уже не три, как считал Макаренко, а четыре стадии своего развития. При

этом, переход на каждую стадию сопровождается изменением во

взаимоотношениях коллектива и личности. На первом этапе личность входит в

коллектив. Это происходит в короткое время, поэтому она не меняет

свойственные ей черты, достоинства и недостатки[70] от которых как раз и

зависит её положение в этом коллективе. Среди таких черт влияющих на

восприятие личности коллективом можно назвать: особенности

самовоспитания, её социальные установки[71], умения, внешность, состояние

здоровья и прошлый опыт.[72] Особую значимость приобретает последний, так

как на начальном этапе становления коллектива каждый из его членов в своём

поведении, руководствуется собственными вынесенными из прошлого опыта

нормами поведения. После в процессе взаимодействия друг с другом участники

группы постепенно выясняют индивидуальные нормы каждого, благодаря чему

происходит формирование уже групповых норм[73]. Групповые нормы выполняют

в коллективе одну из важнейших функций – регулятора отношений в коллективе.

Во-первых, они обеспечивают предсказуемость поведения окружающих. Во-

вторых, становятся фактором стабилизации отношений, чем предупреждают

возможность попадания в неприятную ситуацию или создания её для других. В-

третьих, они избавляют члена коллектива от тревоги и неопределённости.

В–четвёртых, нормы координируют, определяют эффективность деятельности не

только группы в целом, но и каждого её участника. И, наконец, в пятых,

нормы создают индивидуальное «лицо» каждой группы.[74]

Также, в начале становления коллектива, те или иные члены группы

проявляют разную степень активности, поэтому на этапе адаптации можно

выделить такие группы ребят как: пассивные - молча осматриваются, ждут, не

принимая никаких действий; задающих вопросы и эспериментирующих - совершают

сами или подбивают других на действия, по результатам которых делают вывод

о ценностях группы, границах возможного поведения.

На втором этапе развития группы идёт разделение на группы по интересам,

по общности недовольства или на основании знакомства до того, как она

образовалась. Деление на микрогруппы обусловлено тем, что эмоциональный и

временной ресурс человека ограничен и даже чисто физически человек не может

поддерживать устойчивый контакт с кругом людей более 7-8 человек. Как

правило наиболее устойчивые группы в странах СНГ составляют 6-7[75] человек

в США 4-5[76]. В этот период часто наблюдается непостоянство складывающихся

микрогрупп, что позволяет образованию новых связей, преодолению старых

стереотипов, расширению круга друзей и знакомых. Расширению круга знакомых

также способствует негласно существующая в обыденной жизни норма

непоощрения в людях таких качеств, как скрытность и необщительность[77].

Постепенно, таким образом, происходит ознакомление ребят друг с другом и

при благоприятном исходе этих взаимоотношений, они выходят на новый уровень

– осознания себя частью одной единой группы. Этому способствует и то, что,

как бы ни отличались друг от друга входящие в состав больших групп малые

группы и отдельные члены группы, они всегда несут в своей совместной

деятельности и в межличностных отношениях стереотипы поведения, нормы,

особенности общения, «язык», присущие большим группам[78]. Постепенно

группа сплачиваются с её членами и микрогруппами. Сплочённость позволяет

оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв

межличностных связей. Но этот процесс не проходит гладко, так как если

группы численностью менее 20 человек могут существовать за счёт «внутренних

сил» сцепления, группы большего размера (какими являются ученические

коллективы) подвергаются безраздельному действию сил разрыва, и их

дальнейшее существование возможно лишь за счёт притока внешнего

сплачивающего воздействия[79]. Таким внешним воздействием является общая

совместная деятельность членов коллектива и при этом, «чем выше степень

совместности деятельности детей в группе, тем интенсивнее протекают в ней

процессы колективообразования, рельефнее проявляются отношения взаимной

согласованности и сотрудничества»[80]. По общему правилу выбирается дело с

коллективными связями (дело, где конечный результат зависит от действий

каждого)[81]. Элементами общения при такой деятельности становятся:

свободный обмен мнениями, дискуссии, коллегиальный способ принятия решений.

Их возникновение способствуют формированию определённого отношения

личности к группе. Она может воспринимать её как помеху, как средство

достижения целей и как самоценность. При последнем восприятии группы каждым

членом коллектива, появляются предпосылки для перехода на следующую стадию

её развития.

Выход на третий этап происходит в сплочённой группе в момент очень

высокого эмоционального подъёма возникшего, как правило, результате какого-

либо яркого удачного дела. На подъеме группа может выполнять любую работу,

равно как и рутинную, так и трудоёмкую. Но мотивом является не результат

работы, а стремление быть вместе. В этом состоянии группа, как правило,

находится недолго и переходит на четвёртую стадию развития.

На четвёртом этапе, по мнению отдельных авторов,[82]может сформироваться

не только коллектив но и корпорация. Последний варрант нельзя назвать

наилучшим, так как в результате образования корпорации группа замыкается в

себе, не принимает новичков, плохо относится к переменам. Само

существование группы направлено на общение между её членами. Постепенно

развитие прекращается, возникает стопор. Целью становится погоня за

эмоциональным прежним состоянием, налаживание отношений, хотя это и

остаётся безрезультатным. Поэтому наилучшим вариантом является

предупреждение появления корпоративных взаимоотношений. Для этого

необходимо, чтобы ребята всегда видели перспективу развития, поддерживали

мотив развития. Нужны встречи с новыми людьми, выход на другие коллективы,

школы. Обязательно нужна новая деятельность. Проведение всех этих

мероприятий на 3-м этапе создаст прочное основание для появления настоящего

развитого коллектива. Диагностическим признаком, для отличия просто группы

людей и высокоразвитого сплочённого коллектива, по мнению

Л.Д.Столяренко[83], является положительный психологический климат,

доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания,

сочувствия друг к другу членов коллектива. При таких взаимоотношениях

личность воспринимает группу как "мы", т.е. она для неё является

референтной. В такой группе личность воспринимает не только группу как

"мы", но и её ценности, взгляды, нормы как свои собственные, что ведёт к

ещё большему сплочению личности и группы.

По мнению же отдельных авторов, в коллективе, в отличие от кооперации,

более значительное место занимает дело и его результат[84], нежели само

общение. Благодаря этому достигается высокий уровень сплочённости,

сознательности, организованности, ответственности членов коллектива,

становится возможным самостоятельное решение коллективом разнообразных

задач, что позволяет ему перейти на уровень самоуправления. Это позволяет

развивать у каждого члена коллектива чувство ответственности даёт

возможность максимально проявить себя в решении различного круга задач и

проблем социализации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что без совместной деятельности

невозможно формирование и функционирования детского коллектива. И поэтому

определённую важность приобретает правильная организация взаимодействий

личности и коллектива при её реализации. Так при совместной деятельности

все участники должны быть, во-первых, объединены общей целью её

осуществления, во-вторых, она предполагает наличие связей её участников

между собой (вербальных, оценок действий), в-третьих, между членами группы

должно иметь место распределение обязанностей.

5. Оптимальная структура воспитывающего коллектива.

Распределение обязанностей нередко осуществляется с учётом тех статусов

и тех ролей, которые занимают ученики в классе. Социально-психологический

подход к изучению положения ученика в системе межличностных отношений со

сверстниками в старших классах показал, что статус его существенно связан с

успеваемостью. В то же время не столько сама по себе успеваемость

определяет ученика в классе, сколько те личностные качества, которые

характеризуют его отношение к учёбе: трудолюбие, добросовестность.

Популярными в учебном коллективе, как правило, являются ученики с широким

кругом интересов и серьёзными духовными запросами. Учащиеся, занимающиеся

неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся

либо к слабо успевающим, либо к неуспевающим и имеют низких статус. Правда,

особенно в последнее время, стали возникать случаи, когда в классе

высокий статус получали ученики с ориентациями низкого духовного уровня.

Причиной этому служит, как правило, обладание ими какими либо престижными

вещами или принадлежностью к определённым социальным группировкам…

При детальном изучении взаимоотношений в коллективе обнаруживается что в

даже в стабильных дружеских группах различные индивиды устойчиво выполняют

одинаковые функции по отношению к группе: одни оказываются информаторами,

другие - судьями и посредниками в спорных ситуациях, третьи – советчиками,

четвёртые лучше умеют развеселить всех анекдотом или забавной выходкой.

Совокупности функций, устойчиво выполняемых одними и теми же участниками

неформальной группы, образуют позиции. Наиболее важной с точки зрения

организации, так и группы позиции является позиция лидера. Лидеры бывают

разными – формальными и неформальными. В данном случае мы остановимся на

последнем. Неформальный лидер, в отличие от формального, никем не

назначается и не избирается, он постепенно выделяется из группы в

ситуациях, когда группа нуждается в организованных совместных действиях, в

координации внутренних отношений, в разрешении внутренних и внешних

конфликтов. Из чего можно сделать вывод о том, что тот или иной член группы

может быть лидером, в каком – либо одном типе ситуаций, что нередко

встречается в наиболее сплочённых, внутренне организованных группах.

Неформальный лидер не только направляет и ведёт своих последователей, но и

хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и

хотят идти за ним. Такого доверия к себе лидер добивается благодаря своим

определённым свойствам и чертам, среди которых выделяются следующие:

уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное

знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии

людей, организаторские способности. Однако в случае возникновения

ситуативных лидеров, они могут и не обладать вышеперечисленными свойствами,

но в любом случае, даже ситуативный лидер должен иметь качества опыт,

свойства, особенности необходимые доя оптимального разрешения ситуации в

результате которой он и выдвинулся в лидеры.

При поддержке лидера всем или большинством членов коллектива,

устанавливаются определённые отношения лидера с членом коллектива и целом

с коллективом. В результате чего при осуществлении, какого либо дела лидер

осуществляет:

. Подбор и расстановку исполнителей

. Доведение до них решений

. Уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения

. Создание внешних и внутренних условий исполнения

. Координацию деятельности исполнителей

. Подведение итогов и анализов результатов.

В результате исполнения таких своих функций у лидера проявляется

определенный стиль руководства. Один из наиболее широких перечней стилей

руководства выделяет Л.Д.Столяренко[85]: авторитарный, либерально-

анархический, непоследовательный, ситуативный и демократический. Последние

два стиля руководства создают условия в коллективе для создания

благоприятного психологического климата с высокой сплочённостью между его

членами. Такие взаимоотношения внутри коллектива создают все предпосылки

для его развития до 4 стадии, чего добиться при остальных стилях

руководства не представляется возможным.

Свои нюансы возникают не только при возникновении коллектива, но и при

вхождении в него новых членов. В современной школе этот процесс приобретает

особую актуальность, потому что состав школьного класса на протяжении всех

лет обучения не остаётся стабильным. Вхождение в новую группу не всегда

протекает гладко. В периоды адаптации, индивидуализации, интеграции

личности в коллективе[86] могут осложняться межличностными конфликтами и

переживаниями новичка, которые могут тормозить развитие его личности и

деформировать развитие коллектива. Вхождение нового члена в коллектив

определяется, прежде всего, тем, что собой представляет группа, в которую

он пришёл. Её адаптирующие возможности зависят от ложившегося уровня

развития межличностных отношений. Если класс по своим социально-

психологическим характеристикам относительно близок к развитому коллективу,

то новичка авансируют доверием, заранее приписывая, ему позитивные черты

личности. Приписывая такие черты, создавая более благоприятные условия для

новичка, группа способствует ответной реакции личности и торможению того,

что в ней есть худшего[87][88].В группах относительно не высокого уровня

развития, неблагоприятно сложившимся межличностным отношениям, на новичка

будет не просто распространяться общее негативное отношение друг к другу,

но оно будет проявляться в гипертрофированной форме[89].

Но как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от

коллектива, но и от личности. Это происходит по объективным и субъективным

причинам. В силу последних не каждому из-за своих природных возможностей

удаётся добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически

осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Объективные

причины возникают из-за однообразия деятельности и узкого диапазона тех

социальных ролей, которые школьник может играть в коллективе.

Кроме вышеизложенного, поведение личности в коллективе зависит от

их стремления общения. Общительные ребята с коллективистскими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.