на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума


структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства. Новая

система профессионального образования предполагает развитие и становление

личности человека как профессионала в течение всей жизни и поэтому должна:

предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий

в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями;

учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке

мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов;

способствовать развитию демократических свобод в деятельности

профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои

оригинальные образовательные программы.

Это послужило толчком в развитии профессионального образования и, как

показало исследование, наиболее перспективным направлением его развития

будет широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной

системы России и будет способствовать:

предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий

в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями;

учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке

мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов;

способствовать развитию демократических свобод в деятельности

профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои

оригинальные образовательные программы.

В стране стали складываться новые социально-экономические отношения,

которые повлияли на формирование содержания профессионального образования.

Оно стало развиваться путем количественных — появление новых профессий

(специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений

— гуманитаризации содержания обучения. Эти процессы легли в основу развития

содержательного компонента диверсифицированной педагогической системы

среднего профессионального образования.

В настоящее время в России функционирует 2812 средних профессиональных

учебных заведения, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают

подготовку специалистов среднего звена более чем по 280 специальностям.

Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных

заведениях составляет 2147 тысяч человек. 20 марта 2001 года в Москве

состоится Съезд директоров средних профессиональных учебных заведений,

который наметит пути дальнейшего совершенствования и развития среднего

профессионального образования.

Вышеперечисленное доказывает, что элементы педагогической системы

среднего профессионального образования диверсифицировались, что дает

основание говорить о диверсификации самой педагогической системы.

Таким образом, на наш взгляд, система среднего профессионального

образования включает две составляющие: профессиональное образование и

дополнительное образование. Последнее реализуется при повышении

квалификации и переподготовке высвобождаемых работников, незанятого

населения и призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно

избранной занятости граждан, удовлетворению потребностей в обучении и

повышении роста профессионального мастерства, усилению

конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их

профессиональной мобильности и социальной защищенности. Основными исходными

положениями такой интегративной системы непрерывного профессионального

образования могут быть следующие:

1. Системный подход к организации профессионального обучения на основе

перестройки содержания и оптимизации методов обучения, путем интеграции

подсистем профессионального образования в органически целостную, оптимально

действующую и динамично развивающуюся систему. Под органически целостной

системой понимается организационная и упорядоченная система с развитыми

внутренними и целенаправленно устанавливаемыми внешними связями, новыми

интегральными качествами, которых не было во взаимосвязанных подсистемах.

Под динамичным развитием такой системы понимается педагогически

организованное целенаправленное движение системы от суммативного уровня,

когда профессиональные образовательные учреждения представляют собой

последовательные, слабо связанные ступени непрерывного образования, к

органически целостному состоянию, характеризующемуся интеграционными

взаимосвязями их главных компонентов и основных параметров образовательного

процесса.

2. Целостность профессиональной подготовки путем постоянного

укрепления взаимосвязей ее основных компонентов на основе принципа

интеграции и его взаимодействия с другими принципами обучения:

политехнизма, преемственности, единства обучения и воспитания, мотивации

учения и труда, проблемности. Органическая целостность системы

профессиональной подготовки может быть достигнута в том случае, если все ее

компоненты будут ориентированы на конечную цель - повышение качества

подготовки квалифицированных специалистов.

3. Приоритет личности в выборе и построении своей образовательной

траектории в соответствии со своими возможностями и способностями,

потребностями рынка труда, как на государственном уровне, так и на уровне

региона или муниципалитета.

4. Приоритет специальности в организации образовательных структур

системы путем единой целевой направленности на конечные результаты при

планировании и управлении профессиональной подготовкой. Опыт и проведенные

исследования показывают, что реализация этого положения возможна лишь в том

случае, если в процессе проектирования и осуществления обучения цели и

задачи поэтапного усложнения теоретических и практических основ обучения

будут приближены к профилю будущего специалиста и заложены в программы

этапов образовательного процесса профессиональных учебных заведений.

5. Перестройка компонентов интегрируемых подсистем (целей и задач,

содержания, средств и методов обучения; деятельности педагогов, учащихся и

студентов) на основе программно-целевого подхода с учетом будущей

профессиональной деятельности выпускника.

Центральной идеей системы интеграции средне профессиональной

подготовки обучаемых в профессиональных образовательных учреждениях

является категория целостного развития человека как субъекта деятельности и

общения на всем протяжении его профессиональной подготовки и

производительности труда.

6. Ориентация на непрерывное целостное развитие обучаемых как активных

субъектов образования и социального действия.

Принципами построения системы среднего профессионального образования,

которые вытекают из общих принципов государственной политики в области

образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», могут быть:

демократизм, гуманизм, дифференцированность, многообразие, гибкость,

единство, вариативность, диверсификация и другие.

Разработка интегративной системы профессионального обучения на основе

сформулированных положений и принципов состоит из следующих этапов:

путем теоретических исследований, изучения состояния науки, техники,

производства, потребности личности формируется социальный заказ на

квалифицированного специалиста;

в соответствии с социальным заказом определяются требования к главным

качествам и видам деятельности работников; совокупность конкретных деловых

качеств, возможный круг замещаемых должностей, конкретные виды компетентной

деятельности отражаются в требованиях к специалистам данного профиля

(квалификационных характеристиках);

производится отбор содержания обучения, обеспечивающего формирование

конкретных качеств и видов деятельности в соответствии с квалификационными

характеристиками;

отобранное содержание обучения распределяется по интегральным программам в

соответствии со спецификой подготовки конкретного специалиста;

материал, собранный в интегральных программах, распределяется в

универсальном наборе учебных предметов для профессиональных учебных

заведений;

определяются, какие дисциплины из универсального набора учебных предметов

разного уровня образования включаются в учебные планы профессиональных

образовательных учреждений, устанавливается уровень сложности их изучения в

каждом звене системы образования;

на основе программно-целевого подхода производится перестройка всех

основных компонентов учебно-воспитательного процесса в профессиональных

образовательных учреждениях при ориентации на конечные результаты

подготовки специалистов.

Анализ подготовки к профессиональной деятельности в разных вариантах

показывает, что для выполнения профессиональных функций уровень образования

в ряде случаев не является обязательным, т.к. техники по образованию часто

используются как на должностях квалифицированных рабочих, так и на

должностях инженеров. Однако обучение подразумевает не только приобретение

функциональных знаний, но и общее развитие, расширение кругозора, т.е.

получение определенного круга знаний и умений, выходящих за пределы знания

конкретных профессиональных функций.

1.2 Среднее профессиональное образование на современном этапе

В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о

необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем

контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы

в новых условиях.

Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стабилизация

и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов

организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с

формирующимся рыночным окружением.

Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку

специалистов-практиков.

Реализуется оно по двум основным образовательным программам - базового

уровня и повышенного уровня.

Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает

углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при

этом срок обучения увеличивается на 1 год).

Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты

(курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования

регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего

профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей:

федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к

минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-

регионального компонента. В связи с окончанием срока действия в 2001 году

начата разработка нового поколения стандарта.

Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах:

очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего

образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного)

общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в

учреждения среднего профессионального образования осуществляется на

конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно

студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 %

выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников

средних (полных) школ.

Срок обучения по программе среднего профессионального образования

базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего

образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки.

Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год

по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего

профессионального образования на базе основного общего образования срок

обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе

среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:

техникум (училище) и колледж.

Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные

программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж -

основные профессиональные образовательные программы среднего

профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация

образовательных программ среднего профессионального образования может также

осуществляться в высших учебных заведениях.

Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым

положением об образовательном учреждении среднего профессионального

образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 г.

Среднее профессиональное образование производится более чем по 300

специальностям. За последние три года введено более 20 новых

специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых

информационных технологий.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего

профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным

ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе

составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального

образования базового уровня, 1-2 года - при наличии среднего

профессионального образования повышенного уровня.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6

тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений

и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего

профессионального образования. Средние специальные учебные заведения

находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а

также субъектов Российской Федерации.

Прием и численность студентов средних специальных учебных заведений,

выпуск специалистов со средним профессиональным образованием, тысяч

человек.

Год |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 | |Прием

|732 |652 |644 |630 |665 |662 |685 |707 |766 |844 | |Численность

студентов |2202 |2090 |1994 |1871 |1923 |1976 |2011 |2052 |2147

|2311 | |Выпуск специалистов |623 |585 |546 |532 |473 |494 |538

|545 |563 |568 | |

Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек.

Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести

диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений среднего

профессионального образования по признаку уровней и количества реализации

профессиональных образовательных программ:

одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные

ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и

среднего профессионального образования и относящиеся по своей

принадлежности к этому уровню;

двухуровневые профессиональные образовательные учреждения -

профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной

подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам

повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно

начального или среднего профессионального образования;

многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие

широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ.

Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к

конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями

непрерывного профессионального образования.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация среднего

профессионального образования создает необходимые условия для построения

иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и

многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной

к уровням образования и квалификации, возможностям и потребностям личности,

особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики

региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора

направленности обучения и переподготовки по всему профессиональному полю, а

профессиональному образовательному учреждению в современных экономических

условиях сформировать свою реальную образовательную систему.

При этом диверсификация профессионального образования является

эффективной, если будут соблюдены основные критерии ее функционирования и

развития:

проектируемость, т.е. возможность построить частные образовательные

системы, отвечающие целям и задачам личности, экономики, общества и системы

образования в настоящее время и на перспективу;

результативность, что подтверждается наличием широкого спектра

образовательных программ и типов учебных заведений, которые реализуют

поставленные цели;

экономичность, что обеспечивается установлением реальных сроков подготовки

профессиональных кадров, отсутствием "безотходных технологий" обучения;

корректируемость, что предполагает наличие многоступенчатости обучения, что

позволит на основе оперативной обратной связи помочь личности в выборе

индивидуальной образовательной траектории;

управляемость, что обеспечивается за счет поставленных целей обучения в

соответствии с особенностями, традициями и возможностями региона.

С принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании» закладывается

правовая основа движения к многообразию системы образования, обеспечению

действительной возможности выбора для ребенка как реального потребителя

образовательных услуг. Это в свою очередь означало, что каждое новаторское

общеобразовательное учебное заведение должно было определить свой

собственный путь развития, т.е. началась массовая реорганизация

традиционной школы в лицеи, гимназии, колледжи, комплексы и т.д.

К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних

профессиональных учреждений можно отнести:

а) открытие гимназий, лицеев;

б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ,

колледжей;

в) создание центров непрерывного обучения.

Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в

учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в

средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные

занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы

обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и

практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и

ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное

проектирование.

А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского

среднего профессионального образования как целостной системы, имея в виду

четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального

образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.

Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер

и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное

образование человека.

И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования

должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения

рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.

Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:

1. сохранение традиционных функций и структуры среднего профессионального

образования;

2. перспективное развитие среднего профессионального образования,

связанное с внедрением нового.

Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции:

социальной защиты (получение бесплатного профессионального образования

детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа равных

возможностей);

обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с

традиционными направлениями деятельности.

Перспективное же развитие системы среднего профессионального

образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую

очередь, развитием (обновлением) ее структуры.

1.3 Направления и перспективы развития системы среднего

профессионального образования

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего

звена для развития экономики, повышения технологической культуры

производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов

управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного

и социального сервиса.

Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два

основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением

этих процессов являются стандартизация и регионализация образования,

которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального

образования.

Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно

доступного и массового профессионального образования, направленного на

подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и

культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях

обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это

обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в

финансировании среднего профессионального образования.

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием

направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и

регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального

образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в

основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких

и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем

инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовку кадров в

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.