![]() |
|
|
История развития педагогикиИстория развития педагогики|Имена |Даты |Идеи | |Демокрит |460 – 370 до|Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя| | |н.э. |дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо | | | |делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и | | | |изменяет человека, тем не менее, его руками действует | | | |природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он | | | |отмечал важность необходимости родителям посвятить себя| | | |воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не | | | |желавших тратить средства на обучение детей. Процесс | | | |воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, | | | |который преобразует природу человека, утверждал | | | |Демокрит. Он полагал, что главное не количество | | | |полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит | | | |предлагал использовать метод принуждения в процессе | | | |воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды | | | |учёных-софистов. (V-IV до н. э.) | |Сократ, |469 – 399 до|Софисты «мудрецы» расширили программу образования за | |Платон, |н.э. |счёт изучения грамматики, диалектики, обучению | |Аристотель |427 – 347 до|искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: | | |н.э. |арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что | | |384 – 322 до|составляло в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу» | | |н.э. |(энциклопедию), которая оказалась предтечей программы | | | |«семи свободных искусств», являвшейся символом | | | |образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты| | | |считали своим основным призванием преподавание | | | |красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая | | | |искусством риторики, человек приобретает умение | | | |завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. | | | |угадывать смысл общего блага. Крупнейшим | | | |представителем философии софистов являлся Сократ. Его | | | |главное дидактическое достижение – майэвтика | | | |«повивальное искусство» - диалектический спор, | | | |подводящий к истине посредством продуманных наставником| | | |вопросов. Суть педагогических суждений Сократа | | | |составляет тезис о том, что главной среди жизненных | | | |целей должно быть нравственное самосовершенствование. | | | |По Сократу, человек является обладателем разумного | | | |сознания, направленного на добро и истину. Он один из | | | |основоположников учения о доброй природе человека. | | | |Природные способности человека Сократ связывал с правом| | | |на образование. Сократ – родоначальник диалектики как | | | |метода отыскания истины путем постановки наводящих | | | |вопросов – так называемого сократического метода. | | | |Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение | | | |мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были | | | |направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины | | | |в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник| | | |должны находиться в равном положении, руководствуясь | | | |тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». | | | |Согласно Платону, достижение знания и истины, - | | | |мучительный труд избавления от привычных пут и | | | |предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и | | | |общественным устройством. Педагогическая проблематика | | | |присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», | | | |«Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – | | | |Академия – просуществовало более 1000 лет. | | | |Педагогические суждения Платона выросли из его | | | |философского видения человека и мира. По Платону, | | | |земная жизнь – преходящий этап движения человека к | | | |«истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным | | | |идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию| | | |человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, | | | |следовательно, является процессом воспоминания о | | | |бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый| | | |человек. Платон оценивал воспитание как важнейший | | | |фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто| | | |был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий| | | |путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так| | | |как «во всяком деле самое главное – это начало, в | | | |особенности, если это касается чего-то юного и | | | |нежного». По мысли Платона, воспитание должно | | | |обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.| | | |Осуществлять подобное воспитание способен, прежде | | | |всего, наставник преклонных лет. В трактате | | | |«Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 | | | |и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически | | | |пожизненном воспитании. В программу включались: | | | |риторика, геометрия, астрономия, музыка. В трактате | | | |«Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, | | | |особенно выделив социальный функции воспитания – | | | |«сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо | | | |подчиняться или начальствовать». Платон провозглашает | | | |принцип всеобщего обязательного (min трехлетнего) | | | |образования. Была сделана попытка объединить | | | |достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон| | | |полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу | | | |призвания», т.е. учитывать личные склонности | | | |(дифференциация образования сообразно призвания | | | |человека). Программа подобного обучения была | | | |предназначена лишь для свободных граждан общества. | | | |Ближайший ученик Платона Аристотель в своих | | | |педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с | | | |тем во много занял противоположную точку зрения | | | |(«Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в | | | |Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12| | | |лет. Ликей – символ всей последующей деятельности | | | |Аристотеля. Он полагал, что человек обладает | | | |одновременно душой растительной, и нуждается в питании | | | |и обречена на разложение, душой животной (чувства, | | | |ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, | | | |универсальной и бессмертной. Наиболее системно он | | | |изложил свои взгляды на воспитание в трактате | | | |«Политика». Аристотель придавал первостепенное значение| | | |государственному воспитанию. Он допускал домашнее | | | |воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. | | | |Однако, настаивал о необходимости государственного | | | |контроля за домашним воспитанием (педономы). | | | |Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься | | | |государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние | | | |на педагогику. Его трактаты служили в течение многих | | | |столетий. | |Марк Квинтилиан |35 – 96 |Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из| | | |его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем | | | |воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы| | | |достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, | | | |необходимо соединить природную доброту человека и | | | |воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что | | | |воспитание должно формировать свободного человека. | | | |Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо | | | |обращаться бережно и уважительно. Цель воспитания он | | | |видел в подготовке молодого человека к исполнению его | | | |гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он| | | |отдавал предпочтение организованному школьному обучению| | | |перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал| | | |овладение искусством оратора. | |Тертуллиан, |160 – 222 |Идеологи раннего христианства иначе, чем представители | |Августин, |354 – 430 |Античной мысли, трактовали сущность человека и его | |Аквинат |1225 – 1274 |воспитание. Если одной из основных идей Античности | | | |являлся постулат «Что полезно для человека, то должно | | | |быть сделано», то христианское учение исходило из иного| | | |императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». | | | |Таким образом, Античность ставила в центр земное | | | |существование, а христианство – вечные общечеловеческие| | | |ценности. Августин проявлял интерес к психологии | | | |ребёнка. Он утверждал, что античная традиция | | | |образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но | | | |не «вещей». Главное место в образовании должно занимать| | | |изучение Библии. | |Эразм |1466 – 1536 |Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, | |Роттердамский, |1378 – 1446 |что наилучший путь воспитания – освоение классической | |Витторино де |1494 – 1553 |греко-римской культуры. В качестве образца | |Фельтрэ, |1533 – 1592 |педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана. | |Франсуа Рабле, | |Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека | |Мишель Монтень | |как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает | | | |первозданной чистотой, которую потом «разъедает» | | | |общество. Ребёнок превращается в личность не столько | | | |благодаря полученным знаниям, сколько развив | | | |способность к критическим суждениям. Монтень осуждал | | | |гипертрофированное словесное обучение. | | | |В своём главном труде Э.Роттердамский – «О | | | |первоначальном воспитании детей» - заявил о | | | |необходимости сочетании античной и христианской | | | |традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул| | | |принцип активности воспитанника (врожденные способности| | | |могут быть реализованы лишь через напряженный труд). | | | |Определенным шагом вперед были его взгляды на женское | | | |образование. | | | |Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового | | | |воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал | | | |гуманистического воспитания, в центре которого – | | | |духовное и телесное развитие личности. | |Я.А. Коменский |1592 – 1670 |Отец современной педагогики. «Великая дидактика», | | | |вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно| | | |– педагогических книг. Она является как бы своеобразным| | | |сплавом педагогических идей Нового времени. В ней | | | |сформулированы сенсуалистические педагогические | | | |принципы. Коменский призывает обогащать сознание | | | |ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно | | | |воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о | | | |необходимости поставить знания закономерностей | | | |педагогического процесса на службу педагогической | | | |практике. Взгляды Коменского противоречили догматам | | | |Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное | | | |творение природы, отстаивал право человека на развитие | | | |всех его возможностей. Коменский был первым из | | | |педагогов, последовательно обосновавшим принцип | | | |природосообразности в воспитании. Природосообразность в| | | |воспитании означала для чешского ученого признание | | | |природного равенства людей. Фундаментальной идеей | | | |педагогики Коменского является пансофизм, т.е. | | | |обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение | | | |этого обобщенного знания через школу на родном языке до| | | |всех людей, независимо от общественной, расовой, | | | |религиозной принадлежности. У него человек – | | | |«микрокосм» | | | |Он определил понимание, волю и деятельность | | | |воспитанника как основные составляющие педагогического | | | |процесса. Классно – урочная система. Выделение из | | | |состава философии. | |Джон Локк |1632 – 1704 |В его трудах – «Мысли о воспитании» и «Об управлении | | | |разумом» – ярко выражены важные передовые | | | |педагогические устремления того времени. Локк | | | |утверждал, что человеческое знания является следствием | | | |внешнего чувственного опыта. По его теории у человека | | | |нет врожденных представлений и идей. Конечную цель | | | |воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в | | | |здоровом теле. Он был убежден в целесообразности | | | |социальной детерминации школьного образования. | |Ж.Ж. Руссо |1712 – 1778 |В основе педагогических воззрений Руссо лежит его | | | |дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение | | | |мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ | | | |предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего.| | | |Центральный пункт педагогической программы Руссо – | | | |естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о | | | |происхождении и основаниях неравенства между людьми» | | | |доказывалось, что человек создан на началах | | | |удивительной гармонии, но общество разрушило эту | | | |гармонию. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем | | | |он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и | | | |наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не| | | |делать с учеником. По Руссо на человека действуют три | | | |фактора: природа, люди, общество. Составной частью | | | |естественного воспитания является отрицательное | | | |воспитание. | |Иоганн Генрих |1746 – 1827 |Воспитание униженных и оскорбленных. Он предлагал при | |Песталоцци | |определении основ образования опираться на знание | | | |человеческой психологии. Песталоцци разработал метод | | | |элементного образования. Суть метода заключается в | | | |том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые | | | |заложены в каждом ребенке. | |И.Ф. Гербарт |1776 – 1841 |«Общая педагогика». Работал в сфере гимназического | | | |образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – | | | |формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о | | | |гармоническом развитии всех способностей. Воспитание | | | |должно создавать гармонию между волеизъявлением и | | | |выработкой многосторонних интересов. Пути достижения | | | |такой гармонии – управление, обучение и нравственное | | | |воспитание. Им определены три универсальных метода | | | |обучения – описательный, аналитический и синтетический.| |А. Дистервег |1790 – 1886 |Работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор.| | | |Основной педагогический труд – «Руководство к | | | |образованию немецких учителей». В нем сформулированы | | | |два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – | | | |природосообразность и культуросообразность. Он | | | |предлагал в воспитании и обучении следовать природе | | | |человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка | | | |(принцип природосообразности). Принцип | | | |культуросообразности означал организация | | | |учебно-воспитательного процесса на основе определенной | | | |внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя | | | |культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя | | | |– духовная жизнь человека. Общественная культура – | | | |социальные отношения национальная культура. | |В.Г. Белинский, |1811 – 1848 |Белинский определил гуманистические и демократические | |А.И. Герцен, |1812 – 1870 |подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею | |Н.А. Добролюбов,|1836 – 1861 |народного воспитания. | | |1828 – 1889 |Герцен с демократических позиций критиковал официозную | |Н.Г. | |школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью | |Чернышевский | |педагогических преобразований в России должно стать | | | |развитие у народа чести, права и гражданства. | | | |Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между | | | |политическим режимом, материальным достатком и | | | |образованием. Он руководствовался антропологическим | | | |подходом к человеку и воспитанию. | | | |Добролюбов критиковал ущемления права на образование по| | | |сословному, религиозному и национальному признакам. | | | |Видел идеальное воспитание в удовлетворении | | | |«естественных стремлений» человека. | |Л.Н. Толстой, |1828 – 1910 |В педагогическом наследии Пирогова особое место | |Н.И. Пирогов |1810 – 1881 |занимает идеи самопознания посредством воспитания и | | | |общечеловеческого воспитания, общечеловеческого | | | |образования. Идеал нравственного воспитания в | | | |христианской религии. Он выделял два вида воспитания: | | | |общечеловеческое и специальное. Разработал проект | | | |школьной системы. Являлся сторонником женского | | | |образования, но вместе с тем ограничивал сферу | | | |применения женского воспитания. | | | |Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея | | | |«свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание | | | |есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо | | | |высказывал убеждение, что в совершенстве детской | | | |природе, которой воспитание лишь вредит. В | | | |дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета| | | |особенностей ребенка и его интересов. | |К.Д. Ушинский |1824 – 1871 |Ушинский основатель научной педагогики в России. | | | |Стержень его педагогической концепции – принцип | | | |народности. Этот принцип должен был реализовываться | | | |через приоритет родного языка как предмета школьного | | | |образования. Не менее важное место он отводил идее | | | |труда как ведущего фактора развития личности. | | | |Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на | | | |фундаменте обширного круга «антропологических наук». | | | |Процесс обучения должен строиться на основополагающих | | | |принципах: 1) сознательность и активность,2) | | | |наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) | | | |прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой | | | |дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис | | | |Ушинского – двуединство обучения и воспитания. | |Д. Дьюи, |1859 – 1952 |Д. Дьюи - лидер педагогики прагматизма в США. Им был | |Э. Торндайк |1874 – 1949 |разработан метод учения посредством делания. | | | |Торндайк – один из создателей экспериментальной | | | |педагогики. Он стремился к освобождению воспитания от | | | |умозрительности, и опереться на изучение ребенка и его | | | |поведения. | |П.П. Блонский |1884 – 1941 |Он стремился превратить педагогику в строго нормативную| | | |науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные | | | |связи в воспитании и обучении. Согласно концепции | | | |трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся| | | |должны приобретать знания не через отдельные учебные | | | |дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений | | | |людей, а также окружающего мира. | |С.Т. Шацкий |1878 – 1934 |Он считал, что главное влияние на ребенка имеют не | | | |генетические задатки, а социально-экономическая среда. | | | |Главными факторами деятельности ребенка в процессе | | | |воспитания и обучения Шацкий называл творчество и | | | |самостоятельность. | |Н.К. Крупская |1869 – 1939 |Она являлась проводником идей коммунистического | | | |воспитания человека. Она провозглашала право всех | | | |граждан на образование независимо от расовой, | | | |национальной принадлежности и социального положения, | | | |равенство в образовании женщины и мужчины, школа на | | | |родном языке. | |Макаренко А.С. |1888 – 1939 |Макаренко разработал стройную педагогическую систему, | | | |методологической основой которой является | | | |педагогическая логика, трактующая педагогику как | | | |«прежде всего практически целесообразную науку». | | | |Узловой пункт его теории – тезис параллельного | | | |действия., т.е. органического единства воспитания и | | | |жизни общества. Квинтэссенцией методики системы | | | |воспитания является идея воспитательного коллектива. | |В.А. |1918 – 1970 |Занимался вопросами теории и методики коммунистического| |Сухомлинский | |воспитания детей: «Формирование коммунистических | | | |убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в | | | |советской школе». | Responses: chingis_k@mail.ru |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |