![]() |
|
|
Исследование здоровья детейсколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся мы использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью. Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах, оценку каждого показателя формализуют в баллах. Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость легких. Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2) и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода. И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 сек. Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять показателей (индексов): 1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом соответствии организма, он рассчитывался по формуле: ИК=[pic] 2. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца: ДП=[pic] 3. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии: ИС=[pic] 4. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=[pic] 5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма школьников: ИР=[pic] Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний. Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После оценки каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма баллов, по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника: 2-7 баллов – низкий 8-10 баллов – ниже среднего 10-15 баллов – средний 16-20 баллов – ниже среднего 21-25 баллов – высокий Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки каждого показателя, так как это давало возможность определения «слабых мест» организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать рациональный индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный режим, что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного режима и других отрицательно воздействующих факторов среды. III. Результаты обследования и их обсуждение Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило, путем интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению здоровья детей и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому мы анализируя медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и медработником лицея, выявляли распределение школьников по группам здоровья (рис.2) Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию здоровья. [pic] [pic] В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения России, в первую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно-психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из результатов, представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе здоровья относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7 девочек и 8 мальчиков). Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые, но с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети, входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска») требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации. Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе, значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма. Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III группу здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей. Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко II группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из начальной в среднюю школу. При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы. Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32 учащихся 4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей осенью в сентябре – октябре после их перехода в 5 класс. Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2. ТАБЛИЦА №1 Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса (осень) №№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона |Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой |Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка | |1 |Барамвекова Иля |267 |5 выс |88 |4 выс |640 |1 низ |129 |3 ср |8 |2ср |15б ср | |2 |Бойва Люба |203 |5 выс |70 |0 низ |157 |1 низ |94 |2 низ |10 |-1низ |7б низ | |3 |Бойва Сергей |207 |3 ср |82 |4 выс |1097 |5 выс |138 |3 ср |12 |-1низ |14б ср | |4 |Белан Анна |206 |1 низ |80 |4 выс |960 |3 ср |106 |2 низ |8 |2ср |12б ср | |5 |Бурова Инна |178 |1 низ |88 |4 выс |596 |1 низ |110 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |6 |Вовк Илья |248 |5 выс |90 |4 выс |878 |3 ср |124 |3 ср |12 |-1низ |14б ср | |7 |Иванов Женя |213 |1 низ |77 |2 ср |1123 |4 выс |103 |2 низ |16 |-2низ |7бниз | |8 |Калинин Сергей |282 |2 ср |99 |4 выс |1446 |5 выс |150 |3 ср |12 |-1низ |13б ср | |9 |Козьменко Лида |198 |1 низ |83 |4 выс |506 |1 низ |92 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |10 |Корниенко Сергей |266 |2 ср |83 |4 выс |500 |2 низ |168 |1 низ |12 |-1низ |8бн ср | |11 |Кравцова Рита |197 |1 низ |85 |4 выс |389 |1 низ |98 |1 низ |6 |3ср |10б ср | |12 |Мунтян Сергей |285 |2 ср |90 |4 выс |1000 |4 выс |109 |2 низ |15 |-2ср |10б ср | |13 |Пешкова Лена |202 |1 низ |79 |2 ср |1116 |5 выс |104 |1 низ |9 |2ср |10б ср | |14 |Попова Вика |237 |5 выс |76 |4 выс |750 |3 ср |126 |2 низ |8 |2ср |16бв ср | |15 |Рейдин А |208 |3 ср |76 |2 ср |1559 |5выс |121 |3 ср |12 |-1низ |12бср | |16 |Смирнов А |225 |5 выс |90 |4 выс |1907 |5выс |97 |1 низ |12 |-1низ |14бср | |17 |Чистюхин М |261 |2 ср |91 |4 выс |1240 |5выс |130 |3 ср |16 |-2низ |12бср | |Среднее значение |228 +12 |2 ср |84 +3 |3 ср |934 +2 |3 ср |145 +5 |2 низ |11 +0,6 |1низ |10б сред | | ТАБЛИЦА №2 Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса (осень) №№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона |Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой |Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка | | | | | | | | | | | | | | | |1 |Болдырев А |244 |5 выс |85 |4 выс |556 |2 н |134 |3 ср |12 |-1низ |13бср | |2 |Верещак Е |287 |2 ср |96 |4 выс |1192 |5выс |153 |3 ср |9 |2ср |16бв.ср | |3 |Горбачев М |220 |5 выс |81 |4 выс |960 |3с |106 |2н |9 |2ср |16бв.ср | |4 |Евдокимов В |269 |2 ср |94 |4 выс |439 |1 н |179 |5 выс |8 |2ср |14б ср | |5 |Задорожная А |212 |3 ср |94 |4 выс |546 |1 н |102 |1 низ |10 |-1низ |8б н.ср | |6 |Калашников Р |297 |0 н |122 |0 н |492 |2н |163 |4 в |10 |-1низ |5бниз | |7 |Конагбекова А |211 |1 низ |96 |4 выс |333 |1 н |88 |1 низ |10 |-1низ |6бниз | |8 |Конагбеков Алик |212 |1 низ |75 |2 ср |398 |1 н |88 |1 низ |7 |3 ср |8бн.ср | |9 |Кузнецова А |225 |3 ср |91 |4 выс |297 |1 н |101 |1 низ |14 |-1низ |8бн.ср | |10 |Кондра В |226 |5 выс |108 |2 ср |805 |3 ср |150 |3 ср |10 |-1низ |12б ср | |11 |Ольховский А |258 |5 выс |78 |2 ср |595 |1 н |133 |3 ср |9 |2ср |13б ср | |12 |Попова Е |354 |0 н |120 |0 н |350 |1 н |165 |4 в |12 |- 1низ |5б низ | |13 |Пушкина Е |206 |1 низ |110 |2 ср |292 |1 н |130 |3 ср |12 |-1низ |6б низ | |14 |Рязанова И |188 |1 низ |74 |2 ср |738 |3 ср |113 |3 ср |10 |-1низ |8б н.ср | |15 |Сацевич К |209 |1 низ |61 |4 выс |432 |1 н |111 |1 низ |8 |2 ср |9б н.ср | |16 |Старожилова И |225 |3 ср |103 |2 ср |544 |1 н |97 |1 низ |15 |-2низ |5б низ | |17 |Стрельченко А |212 |3 ср |97 |4 выс |748 |3 ср |78 |1 низ |6 |3ср |14б ср | |18 |Сулиасьян Н |403 |0 н |105 |2 ср |246 |1 н |262 |5 выс |9 |2ср |10б ср | |19 |Торковская М |222 |3 ср |99 |4 выс |614 |1 н |111 |1 низ |6 |3ср |12б ср | |20 |Цатурян А |250 |5 выс |95 |4 выс |1024 |4 выс |141 |3 ср |9 |2ср |18б в.ср | |21 |Шатилов О |267 |2 ср |107 |2 ср |295 |1 н |155 |4 в |12 |-1низ |8б н.ср | |22 |Ярмова Е |204 |1 низ |84 |4 выс |626 |1 н |92 |1 низ |10 |-1низ |6б низ | |Среднее значение |245 +11 | |95 +6 |3 ср |596 +3 |2 н |129 +7 |2низ |1 +0,7 |1н |10б сред | | Таблицы. При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который свидетельствует о весо-ростовом соответствии организма, нами были получены результаты, представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов таблицы №1 среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой показатель 2 ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них было среднее значение индекса Кетле. Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее значение индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у двух девочек. Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень индекса Кетле. Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл) индекса Кетле свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может быть обусловлено недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при оценке индекса Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у Насти Д. У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты (таблица №2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле (ИК) у четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих (17%) школьников. Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном соответствии веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом развитии. Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей группе здоровья. Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК, представленное на рисунке 3. Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо- ростового показателя. Весна 2002 [pic] [pic] Осень 2002 [pic] [pic] Как видно из результатов, представленных на рисунке 3 повторное обследование учащихся осенью после их перехода в среднюю школу свидетельствует о том, что и у мальчиков и у девочек уменьшилось количество учащихся имеющих высокое значение ИК, так среди девочек осенью не было ни одной, а у мальчиков у троих вместо четырех. Среди обследованных учащихся осенью уменьшилось количество детей с низкой оценкой массо-ростового показателя большинство из этих детей недобирало массу тела, что свидетельствовало о сложности адаптации у них к новым условиям обучения в среднем звене, кроме того, дисбаланс между массой тела и ростом тела и ростом у девочек мог быть обусловлен началом у них нубертата, что сопровождается повышением темпов роста конечностей под влиянием гормонов, желез внутренней секреции и перераспределением мышечной и жировой ткани. У мальчиков в 5 классе также несколько ухудшились оценки ИК так один из учеников (7%) из группы с высокой оценкой ИК перешел в группу со средней, а один (7%) из средней в группу с низкой оценкой индекса Кетле, при этом общее количество мальчиков со средней оценкой ИК осенью не изменилось (59%). Наши данные совпадают с литературными свидетельствующими о том, что в возрасте 11 лет 51% девочек и 6% мальчиков находятся на II стадии полового созревания, в которую происходит изменение темпов роста и пропорций тела (Апанасенко Г.А., Фарбер Д.А. и др. 1990г., Попова Л.А. 2000г.). Сравнивая изменения весо-ростового показателя весной и осенью, мы пришли к следующим заключениям. Весной в 4 «А» классе учащихся с низкой оценкой ИК было 22%, а осенью 28%, это свидетельствует о том, что дети не справлялись с учебной нагрузкой и у них нарушилось гармоничность развития. С высокой оценкой ИК весной было 19% учащихся, а осенью их осталось 9%, это произошло за счет того, что 2 девочки и один мальчик перешли из группы детей с высоким значением ИК в группу со средней оценкой ИК, а учащиеся со средней оценкой ИК весной их было 59%, а осенью стало 63%, пополнили группу с низкой оценкой ИК. Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые учащиеся в 5 «А» классе не вполне удовлетворительно справлялись с учебной нагрузкой и кабинетной системой обучения в связи с чем нарушалась гармоничность развития таких детей и уменьшилась резистентности их организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, чем очевидно обусловлено увеличение количества детей заболевших ОРЗ уже в конце сентября – начале октября. Наши данные совпадали с результатами обследования Сердюковской Г.К. (1989г), установившей качественную разницу в здоровье школьников с разным физическим развитием, так у детей с недостаточной массой тела значительно чаще наблюдались различные функциональные отклонения (низкое артериальное давление, пониженное содержание гемоглобина в крови, функциональные нарушения ЦНС). У большого числа детей с избыточной массой тела имелись различные хронические заболевания (ожирение, заболевания органов пищеварения и др.), в нашей группе обследованных детей это Андрей С., Настя Д., Наташа Б. Мы им рекомендовали лечебно-оздоровительный комплекс упражнений и снижение в суточном рационе продуктов, богатых углеводами и жирами. Согласно Сердюковкой Г.Н. (1989г.) низкий рост в 60% случаев является свидетельством общего роста отставанием ребенка в физическом, а нередко и в психическом развитии. У значительного количества таких детей имеются хронические заболевания, в обследованной нами группе учащихся к таким детям относятся Миша Ч., Катя М. Четкую информацию о степени совершенства процессов развития и уровне соматического здоровья индивида дает уровень энергообразования, который свидетельствует о безусловной способности растущего организма к данным условиям существования и возможности реализовать программу развития. Наиболее ценными критериями энергопотециала является состояние резервов сердечно-сосудистой системы. Одним из важнейших показателей этого резерва «двойное произведение» (ДП) – индекс Робинсоан, который характеризует соматическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Анализ возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в ходе онтогенеза, это объяснимо, если учесть, что с возрастом ЧСС снижается, а уровень Адс повышается. Это значит, что систолическая работа сердца остается а онтогенезе практически неизменной. Как следует из результатов, представленных в таблице №1 и №2 среди обследованных весной учащихся 4 «А» класса высокую оценку ДП имели 3 (20%) девочки и 6 (35%) мальчиков, что свидетельствует о нормальном функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой системы у этих детей. Среднее значение ДП в 4 «А» классе весной наблюдалось у 9 (60%) девочек и 6 (35%) мальчиков. Средняя оценка ДП показывает, что в состоянии сердечно- сосудистой системы этих детей имеются небольшие отклонения, это либо учащение частоты сердечных сокращений, либо наоборот небольшое учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это свидетельствует о некоторых функциональных регулярных нарушениях сердечно-сосудистой системы этих детей. Оценка ниже среднего ДП свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы весной такую оценку индекса Робинсона имели 2 (13%) девочки и 5 (29%) мальчиков, которые имели вторую группу здоровья. Низкое значение ДП позволяет говорить о достаточно значительных нарушениях в деятельности сердечно-сосудистой системы, это имело место у 2- х детей (одной девочки и одного мальчика) имеющих хронические заболевания и относящихся к третьей группе здоровья. Повторное обследование индекса Робинсона у этих детей мы проводили через полгода в октябре, когда они перешли в пятый класс (рис.4), после рекомендованного нами совместно с учителем физкультуры школы индивидуально дозированного озодоровительно-тренировочного двигательного режима. Рисунок№ 4. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона. Весна 2002год. [pic] [pic] Осень 2002 [pic] [pic] Как следует из результатов, представленных на рисунке 4 осенью, по сравнению с весной, на 7% снизилось количество девочек с высоким значением индекса Робинсона и также на 7% снизилось число учениц со средней оценкой ДП, но при этом, очевидно в связи с возрастной учебной нагрузкой, ухудшились показатели сердечно-сосудистой системы у Наташи Б. И Люды Т. ДП у них получил оценку «низкий» и соответственно «ниже среднего», а весной у этих девочек индекс Робинсона оценивался как ниже среднего и средний. Люда Т. имеет вторую группу здоровья, а Наташа Б. – третью, этим девочкам необходим щадящий режим дня и хорошо сбалансированное питание богатое витаминами и достаточный двигательный тренировочно-оздоровительный режим. У обследованных мальчиков наблюдалась аналогичная картина, так осенью по сравнению с весной отмечалось уменьшение количества учеников с высоким значением ДП с 35% до 29%, т.к. у одного мальчика осенью индекс Робинсона оценивался как средний, у него произошло увеличение артериального давления и ЧСС. Проводя сравнительную оценку динамики индекса Робинсона у учащихся, в течение 6 месяцев можно отметить (рис.5), что осенью по сравнению с весной наблюдалось ухудшение показателей регуляции сердечно-сосудистой системы у школьников. Рисунок5. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона. [pic] [pic] Так как следует из рисунка 5 осенью количество детей с высоким значением ДП снизилось на 6% (с28% до 22%), очевидно за счет небольшого (3%) увеличения учащихся со средним значением индекса Робинсона, при этом на 3% и 6% соответственно увеличилось количество детей с ниже среднего и низким значением ДП. Это свидетельствовало об неудовлетворительной адаптации этих детей к новой системе обучения, они плохо справлялись с учебной нагрузкой. Причиной таких изменений может быть недостаточная двигательная активность, кроме того на величину артериального давления и ЧСС большое влияние оказывает центральная нервная система, которая в связи с изменением условий обучения может находиться с состоянии напряжения, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |