на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Исследование здоровья детей


сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень

адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма

и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной

статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе

учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся

мы использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и

функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с

энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой

заболеваемостью.

Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах,

оценку каждого показателя формализуют в баллах.

Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по

общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную

емкость легких.

Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли

артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном

вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и

предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки

вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2)

и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода.

И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и

выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60

сек.

Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять

показателей (индексов):

1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом

соответствии организма, он рассчитывался по формуле: ИК=[pic]

2. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции

деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал

соматическую работу сердца: ДП=[pic]

3. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов

дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии:

ИС=[pic]

4. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости

свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о

функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=[pic]

5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические

возможности организма школьников: ИР=[pic]

Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с

уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей

физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После

оценки каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма

баллов, по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника:

2-7 баллов – низкий

8-10 баллов – ниже среднего

10-15 баллов – средний

16-20 баллов – ниже среднего

21-25 баллов – высокий

Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки

каждого показателя, так как это давало возможность определения «слабых

мест» организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать

рациональный индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный режим,

что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма

школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного

режима и других отрицательно воздействующих факторов среды.

III. Результаты обследования и их обсуждение

Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения

информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило,

путем интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению

здоровья детей и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому

мы анализируя медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и

медработником лицея, выявляли распределение школьников по группам здоровья

(рис.2)

Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию

здоровья.

[pic]

[pic]

В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством

здравоохранения России, в первую группу здоровья включены дети, у которых

отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое

нервно-психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из

результатов, представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе

здоровья относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7

девочек и 8 мальчиков).

Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими

заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические

отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые,

но с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети,

входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска»)

требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в

комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма

неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная

активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При

несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям

организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут

пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих

хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации.

Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе,

значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков

относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном

подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности

морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма.

Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III

группу здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных

специальностей.

Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко

II группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать

соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из

начальной в среднюю школу.

При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было

осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для

каждого школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие

мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы.

Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32

учащихся 4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей

осенью в сентябре – октябре после их перехода в 5 класс.

Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2.

ТАБЛИЦА №1

Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса

(осень)

№№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона

|Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой

|Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка |

|1 |Барамвекова Иля |267 |5 выс |88 |4 выс |640 |1 низ |129 |3 ср |8 |2ср

|15б ср | |2 |Бойва Люба |203 |5 выс |70 |0 низ |157 |1 низ |94 |2 низ |10

|-1низ |7б низ | |3 |Бойва Сергей |207 |3 ср |82 |4 выс |1097 |5 выс |138

|3 ср |12 |-1низ |14б ср | |4 |Белан Анна |206 |1 низ |80 |4 выс |960 |3 ср

|106 |2 низ |8 |2ср |12б ср | |5 |Бурова Инна |178 |1 низ |88 |4 выс |596

|1 низ |110 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |6 |Вовк Илья |248 |5 выс |90 |4 выс

|878 |3 ср |124 |3 ср |12 |-1низ |14б ср | |7 |Иванов Женя |213 |1 низ |77

|2 ср |1123 |4 выс |103 |2 низ |16 |-2низ |7бниз | |8 |Калинин Сергей |282

|2 ср |99 |4 выс |1446 |5 выс |150 |3 ср |12 |-1низ |13б ср | |9 |Козьменко

Лида |198 |1 низ |83 |4 выс |506 |1 низ |92 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |10

|Корниенко Сергей |266 |2 ср |83 |4 выс |500 |2 низ |168 |1 низ |12 |-1низ

|8бн ср | |11 |Кравцова Рита |197 |1 низ |85 |4 выс |389 |1 низ |98 |1 низ

|6 |3ср |10б ср | |12 |Мунтян Сергей |285 |2 ср |90 |4 выс |1000 |4 выс

|109 |2 низ |15 |-2ср |10б ср | |13 |Пешкова Лена |202 |1 низ |79 |2 ср

|1116 |5 выс |104 |1 низ |9 |2ср |10б ср | |14 |Попова Вика |237 |5 выс |76

|4 выс |750 |3 ср |126 |2 низ |8 |2ср |16бв ср | |15 |Рейдин А |208 |3 ср

|76 |2 ср |1559 |5выс |121 |3 ср |12 |-1низ |12бср | |16 |Смирнов А |225 |5

выс |90 |4 выс |1907 |5выс |97 |1 низ |12 |-1низ |14бср | |17 |Чистюхин М

|261 |2 ср |91 |4 выс |1240 |5выс |130 |3 ср |16 |-2низ |12бср | |Среднее

значение |228

+12 |2 ср |84

+3 |3 ср |934

+2 |3 ср |145

+5 |2 низ |11

+0,6 |1низ |10б

сред | |

ТАБЛИЦА №2

Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса

(осень)

№№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона

|Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой

|Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка | |

| | | | | | | | | | | | | |1 |Болдырев А |244 |5 выс |85 |4 выс |556

|2 н |134 |3 ср |12 |-1низ |13бср | |2 |Верещак Е |287 |2 ср |96 |4 выс

|1192 |5выс |153 |3 ср |9 |2ср |16бв.ср | |3 |Горбачев М |220 |5 выс |81 |4

выс |960 |3с |106 |2н |9 |2ср |16бв.ср | |4 |Евдокимов В |269 |2 ср |94 |4

выс |439 |1 н |179 |5 выс |8 |2ср |14б ср | |5 |Задорожная А |212 |3 ср |94

|4 выс |546 |1 н |102 |1 низ |10 |-1низ |8б н.ср | |6 |Калашников Р |297 |0

н |122 |0 н |492 |2н |163 |4 в |10 |-1низ |5бниз | |7 |Конагбекова А |211

|1 низ |96 |4 выс |333 |1 н |88 |1 низ |10 |-1низ |6бниз | |8 |Конагбеков

Алик |212 |1 низ |75 |2 ср |398 |1 н |88 |1 низ |7 |3 ср |8бн.ср | |9

|Кузнецова А |225 |3 ср |91 |4 выс |297 |1 н |101 |1 низ |14 |-1низ |8бн.ср

| |10 |Кондра В |226 |5 выс |108 |2 ср |805 |3 ср |150 |3 ср |10 |-1низ

|12б ср | |11 |Ольховский А |258 |5 выс |78 |2 ср |595 |1 н |133 |3 ср |9

|2ср |13б ср | |12 |Попова Е |354 |0 н |120 |0 н |350 |1 н |165 |4 в |12 |-

1низ |5б низ | |13 |Пушкина Е |206 |1 низ |110 |2 ср |292 |1 н |130 |3 ср

|12 |-1низ |6б низ | |14 |Рязанова И |188 |1 низ |74 |2 ср |738 |3 ср |113

|3 ср |10 |-1низ |8б н.ср | |15 |Сацевич К |209 |1 низ |61 |4 выс |432 |1 н

|111 |1 низ |8 |2 ср |9б н.ср | |16 |Старожилова И |225 |3 ср |103 |2 ср

|544 |1 н |97 |1 низ |15 |-2низ |5б низ | |17 |Стрельченко А |212 |3 ср |97

|4 выс |748 |3 ср |78 |1 низ |6 |3ср |14б ср | |18 |Сулиасьян Н |403 |0 н

|105 |2 ср |246 |1 н |262 |5 выс |9 |2ср |10б ср | |19 |Торковская М |222

|3 ср |99 |4 выс |614 |1 н |111 |1 низ |6 |3ср |12б ср | |20 |Цатурян А

|250 |5 выс |95 |4 выс |1024 |4 выс |141 |3 ср |9 |2ср |18б в.ср | |21

|Шатилов О |267 |2 ср |107 |2 ср |295 |1 н |155 |4 в |12 |-1низ |8б н.ср |

|22 |Ярмова Е |204 |1 низ |84 |4 выс |626 |1 н |92 |1 низ |10 |-1низ |6б

низ | |Среднее значение |245

+11 | |95

+6 |3 ср |596

+3 |2 н |129

+7 |2низ |1

+0,7 |1н |10б сред | |

Таблицы.

При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который

свидетельствует о весо-ростовом соответствии организма, нами были получены

результаты, представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов

таблицы №1 среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой

показатель 2 ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них

было среднее значение индекса Кетле.

Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее

значение индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у

двух девочек. Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень

индекса Кетле. Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл)

индекса Кетле свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может

быть обусловлено недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при

оценке индекса Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у

Насти Д.

У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты

(таблица №2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле

(ИК) у четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих

(17%) школьников.

Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном

соответствии веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом

развитии. Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей

группе здоровья.

Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК,

представленное на рисунке 3.

Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо-

ростового показателя.

Весна 2002

[pic]

[pic]

Осень 2002

[pic]

[pic]

Как видно из результатов, представленных на рисунке 3 повторное

обследование учащихся осенью после их перехода в среднюю школу

свидетельствует о том, что и у мальчиков и у девочек уменьшилось количество

учащихся имеющих высокое значение ИК, так среди девочек осенью не было ни

одной, а у мальчиков у троих вместо четырех.

Среди обследованных учащихся осенью уменьшилось количество детей с

низкой оценкой массо-ростового показателя большинство из этих детей

недобирало массу тела, что свидетельствовало о сложности адаптации у них к

новым условиям обучения в среднем звене, кроме того, дисбаланс между массой

тела и ростом тела и ростом у девочек мог быть обусловлен началом у них

нубертата, что сопровождается повышением темпов роста конечностей под

влиянием гормонов, желез внутренней секреции и перераспределением мышечной

и жировой ткани.

У мальчиков в 5 классе также несколько ухудшились оценки ИК так один из

учеников (7%) из группы с высокой оценкой ИК перешел в группу со средней, а

один (7%) из средней в группу с низкой оценкой индекса Кетле, при этом

общее количество мальчиков со средней оценкой ИК осенью не изменилось

(59%).

Наши данные совпадают с литературными свидетельствующими о том, что в

возрасте 11 лет 51% девочек и 6% мальчиков находятся на II стадии полового

созревания, в которую происходит изменение темпов роста и пропорций тела

(Апанасенко Г.А., Фарбер Д.А. и др. 1990г., Попова Л.А. 2000г.).

Сравнивая изменения весо-ростового показателя весной и осенью, мы

пришли к следующим заключениям. Весной в 4 «А» классе учащихся с низкой

оценкой ИК было 22%, а осенью 28%, это свидетельствует о том, что дети не

справлялись с учебной нагрузкой и у них нарушилось гармоничность развития.

С высокой оценкой ИК весной было 19% учащихся, а осенью их осталось 9%, это

произошло за счет того, что 2 девочки и один мальчик перешли из группы

детей с высоким значением ИК в группу со средней оценкой ИК, а учащиеся со

средней оценкой ИК весной их было 59%, а осенью стало 63%, пополнили группу

с низкой оценкой ИК.

Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые учащиеся в 5 «А»

классе не вполне удовлетворительно справлялись с учебной нагрузкой и

кабинетной системой обучения в связи с чем нарушалась гармоничность

развития таких детей и уменьшилась резистентности их организма к

неблагоприятным факторам окружающей среды, чем очевидно обусловлено

увеличение количества детей заболевших ОРЗ уже в конце сентября – начале

октября. Наши данные совпадали с результатами обследования Сердюковской

Г.К. (1989г), установившей качественную разницу в здоровье школьников с

разным физическим развитием, так у детей с недостаточной массой тела

значительно чаще наблюдались различные функциональные отклонения (низкое

артериальное давление, пониженное содержание гемоглобина в крови,

функциональные нарушения ЦНС). У большого числа детей с избыточной массой

тела имелись различные хронические заболевания (ожирение, заболевания

органов пищеварения и др.), в нашей группе обследованных детей это Андрей

С., Настя Д., Наташа Б.

Мы им рекомендовали лечебно-оздоровительный комплекс упражнений и

снижение в суточном рационе продуктов, богатых углеводами и жирами.

Согласно Сердюковкой Г.Н. (1989г.) низкий рост в 60% случаев является

свидетельством общего роста отставанием ребенка в физическом, а нередко и в

психическом развитии. У значительного количества таких детей имеются

хронические заболевания, в обследованной нами группе учащихся к таким детям

относятся Миша Ч., Катя М.

Четкую информацию о степени совершенства процессов развития и уровне

соматического здоровья индивида дает уровень энергообразования, который

свидетельствует о безусловной способности растущего организма к данным

условиям существования и возможности реализовать программу развития.

Наиболее ценными критериями энергопотециала является состояние резервов

сердечно-сосудистой системы. Одним из важнейших показателей этого резерва

«двойное произведение» (ДП) – индекс Робинсоан, который характеризует

соматическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической

нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Анализ

возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в

ходе онтогенеза, это объяснимо, если учесть, что с возрастом ЧСС снижается,

а уровень Адс повышается. Это значит, что систолическая работа сердца

остается а онтогенезе практически неизменной.

Как следует из результатов, представленных в таблице №1 и №2 среди

обследованных весной учащихся 4 «А» класса высокую оценку ДП имели 3 (20%)

девочки и 6 (35%) мальчиков, что свидетельствует о нормальном

функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой

системы у этих детей.

Среднее значение ДП в 4 «А» классе весной наблюдалось у 9 (60%) девочек

и 6 (35%) мальчиков. Средняя оценка ДП показывает, что в состоянии сердечно-

сосудистой системы этих детей имеются небольшие отклонения, это либо

учащение частоты сердечных сокращений, либо наоборот небольшое учащение

частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это свидетельствует о некоторых

функциональных регулярных нарушениях сердечно-сосудистой системы этих

детей.

Оценка ниже среднего ДП свидетельствует о нарушении регуляции

деятельности сердечно-сосудистой системы весной такую оценку индекса

Робинсона имели 2 (13%) девочки и 5 (29%) мальчиков, которые имели вторую

группу здоровья.

Низкое значение ДП позволяет говорить о достаточно значительных

нарушениях в деятельности сердечно-сосудистой системы, это имело место у 2-

х детей (одной девочки и одного мальчика) имеющих хронические заболевания и

относящихся к третьей группе здоровья.

Повторное обследование индекса Робинсона у этих детей мы проводили

через полгода в октябре, когда они перешли в пятый класс (рис.4), после

рекомендованного нами совместно с учителем физкультуры школы индивидуально

дозированного озодоровительно-тренировочного двигательного режима.

Рисунок№ 4. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона.

Весна 2002год.

[pic]

[pic]

Осень 2002

[pic]

[pic]

Как следует из результатов, представленных на рисунке 4 осенью, по

сравнению с весной, на 7% снизилось количество девочек с высоким значением

индекса Робинсона и также на 7% снизилось число учениц со средней оценкой

ДП, но при этом, очевидно в связи с возрастной учебной нагрузкой,

ухудшились показатели сердечно-сосудистой системы у Наташи Б. И Люды Т. ДП

у них получил оценку «низкий» и соответственно «ниже среднего», а весной у

этих девочек индекс Робинсона оценивался как ниже среднего и средний. Люда

Т. имеет вторую группу здоровья, а Наташа Б. – третью, этим девочкам

необходим щадящий режим дня и хорошо сбалансированное питание богатое

витаминами и достаточный двигательный тренировочно-оздоровительный режим.

У обследованных мальчиков наблюдалась аналогичная картина, так осенью

по сравнению с весной отмечалось уменьшение количества учеников с высоким

значением ДП с 35% до 29%, т.к. у одного мальчика осенью индекс Робинсона

оценивался как средний, у него произошло увеличение артериального давления

и ЧСС.

Проводя сравнительную оценку динамики индекса Робинсона у учащихся, в

течение 6 месяцев можно отметить (рис.5), что осенью по сравнению с весной

наблюдалось ухудшение показателей регуляции сердечно-сосудистой системы у

школьников.

Рисунок5. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса

Робинсона.

[pic]

[pic]

Так как следует из рисунка 5 осенью количество детей с высоким

значением ДП снизилось на 6% (с28% до 22%), очевидно за счет небольшого

(3%) увеличения учащихся со средним значением индекса Робинсона, при этом

на 3% и 6% соответственно увеличилось количество детей с ниже среднего и

низким значением ДП. Это свидетельствовало об неудовлетворительной

адаптации этих детей к новой системе обучения, они плохо справлялись с

учебной нагрузкой. Причиной таких изменений может быть недостаточная

двигательная активность, кроме того на величину артериального давления и

ЧСС большое влияние оказывает центральная нервная система, которая в связи

с изменением условий обучения может находиться с состоянии напряжения,

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.