на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Заикание


тренировкой, которая должна была позволить заикающемуся говорить не

задумываясь, свободно в любых условиях.

Что же это за факторы, которые могут влиять на усиление или

ослабление судорог? Ведь знание этих факторов позволит найти и способы,

как управлять речевыми судорогами, предупреждать их или избегать.

Оказывается таких факторов много. Одни из них относятся к

особенностям собственно устной речи человека. Другие могут быть отнесены к

особенностям внешних условий, окружающих человека в момент его речевого

общения, или к особенностям его внутреннего состояния при этом.

Наблюдения показывают, что на речь заикающегося ребенка оказывает

влияние разная степень ее самостоятельности.

Это значит, что частота и сила речевых судорог зависит от того,

говорит ли ребенок сам ( задает вопросы, самопроизвольно выражает свои

мысли, желания ) или делает это с чьей-либо помощью. Эта помощь ( прямая

или косвенная ) может выражаться в подсказке ему образца фразы и даже

просто в совместном ее проговаривании.

В зависимости от степени самостоятельной речи в ней можно выделить

несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним

произносит фразы. Например:

|Логопед. |Логопед и ребенок вместе. |

| | |

|- Я держу в руках кубик. |- Я держу в руках кубик. |

|- На кубике нарисован слон. |- На кубике нарисован слон. |

Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень

тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это

связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую

фразу ( ее конструкцию, манеру произношения ), да и произносит ее даже не

самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь

практически сводится к нулю.

Отраженная речь предполагает ( в отличии от сопряженной ) только лишь

повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного

проговаривания. Сравните :

|Логопед говорит. |Ребенок повторяет. |

| | |

|- Я поднял с пола мяч. |- Я поднял с пола мяч. |

|- Этот мяч ярко-синий. |- Этот мяч ярко-синий. |

Как видим, ребенок здесь также полностью использует чужую конструкцию

фразы, ее темп, интонацию, манеру произношения, но он уже лишен частично

помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для

всех заикающихся детей форма речи.

В отличии от отраженной речи здесь уже появляются элементы

самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно

вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь.

Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать

и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в

вопросе, добавив лишь 1-2 слова.

Сложнее заикающемуся ребенку давать развернутые ответы на вопросы

типа : что делает мальчик ( или кто-то другой), почему, для чего ? На

такие вопросы ребенок вынужден отвечать развернутой фразой и не одной. Но

у него уже нет возможности опереться на поставленный вопрос. Такие ответы

приближают ребенка к самостоятельной речи.

Пересказ еще более усложняет речь заикающегося, так как требует от

него сразу произнести уже не 1-2 фразы, а значительно больше. Здесь могут

встретиться не только простые , но и сложные фразы. И нужно их

последовательно и связно передать слушателю. В пересказе тоже есть

некоторые моменты, которые облегчают речь заикающегося ребенка. Это прежде

всего материал, изложенный кем-то : пересказ сказки, рассказа, увиденного

диафильма и пр. Значит, есть уже какой-то образец. Достаточно запомнить

последовательность изложения, отдельные конструктивные примеры - и вот уже

есть помощь.

Рассказ - это уже полностью самостоятельное изложение материала по

какой-то теме : по картинке, по впечатлениям, оставшимся от экскурсии,

прогулки и пр.

И наконец, спонтанная речь ( самопроизвольная, самостоятельная) -

самая сложная для заикающихся, ибо она предполагает естественное и активное

речевое общение с окружающими : вопросы, просьбы, обращения, сообщения,

обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Таким образом, свободная самостоятельная речь у заикающихся детей

воспитывается на речевых занятиях в такой последовательности :

сопряженно-отраженная речь;

ответно-вопросная форма речи;

пересказ или рассказ;

спонтанная речь.

Другим фактором, который может оказывать влияние на состояние речи

заикающихся, может быть разная степень ее подготовленности.

Для заикающегося имеет значение и то, как подготовлен речевой

материал, которым он собирается оперировать.

Заикающемуся легче говорить тогда, когда текст выучен наизусть. Здесь

нет необходимости подыскивать слова, необходимые конструкции предложений,

последовательно излагать материал. Тем более само звучание наизусть

предполагает обычно неоднократное проговаривание вслух определенного

речевого материала. Следовательно, здесь есть и некоторая предварительная

тренировка речи.

Речь заикающегося льется свободнее и тогда, когда он заранее

отрепетирует необходимый материал вслух или хотя бы предварительно мысленно

продумает, что он хочет сказать и в какой последовательности будет это

излагать.

Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и нужно

говорить экспромтом, т. е. без предварительной подготовки.

Учитывая все перечисленные условия, речевые упражнения строятся в

следующей последовательности :

заученный текст;

отрепетированный вслух;

мысленно продуманный;

незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором, способным влиять на появление или

исчезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность

речевой структуры.

Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, реже -

слоги, еще реже - слова. Трудности у них, как правило, возникают в начале

изложения ( трудно начать говорить ), в начале смыслового отрезка

развернутой фразы ( после дыхательной или смысловой паузы) или в начале

простой фразы. Нередко остановки, «спотыкания» появляются на некоторых

определенных («трудных») звуках.

Итак, трудности в речи заикающегося возрастают в зависимости от

того, произносит ли он отдельные звуки, слова или фразы. В последнем случае

чаще всего встречаются запинки. Причем в сложной фразе их больше, чем в

простой, а в связных по смыслу фразах (пересказ, рассказ) больше, чем в

отдельно взятых.

Отсюда и возрастающая сложность речевых упражнений. Вначале

звуки и слоги, затем отдельные слова, потом фразы от простых к сложным и,

наконец, связная речь.

Степень громкости речи заикающегося также влияет на свободное ее

течение.

Как правило, заикающиеся всегда говорят свободно шепотом, у них

никогда не наблюдается судорог и при беззвучной речи, т.е. тогда, когда они

только беззвучно артикулируют, «произносят» фразу без единого звука.

Заикающиеся говорят свободнее тихо, чем громко. Но как парадокс наблюдается

иногда и обратная картина, когда громкая и даже очень громкая речь у

заикающегося ребенка звучит совершенно без запинок. Это бывает не часто и

наблюдается обычно у детей робких, тихих, застенчивых.

Поэтому свободная и громкая речь у заикающихся достигается

обычно путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими

беззвучно, шепотом, тихо, громко, обычным голосом.

На речь заикающихся благотворно действуют плавность и

ритмичность. Даже по этому поводу бытует мнение, что для избавления от

заикания нужно петь, или читать стихи, или говорить нараспев, т.е. сильно

растягивать гласные звуки.

Действительно, при пении, ритмичной стихотворной речи или при

разговоре «нараспев» речевые судороги заикающихся или вовсе отсутствуют,

или значительно уменьшаются. Однако это вовсе не значит, что, пользуясь

только этими формами речи, можно избавиться от заикания. К тому же, как

показывают наблюдения, искусственно растянутая речь («нараспев») не

приживается у заикающихся. Они ее стыдятся не меньше, чем своих запинок, и

обычно предпочитают пользоваться заикливой, но привычной речью, нежели

новой, искусственной речью, обращающей на себя внимание.

В речевые занятия с заикающимися детьми вводят пение и

ритмизованную речь. Такой вид упражнений используют для совершенствования и

развития голоса, дыхания, артикуляции, а также для того, чтобы еще раз

обратить внимание ребенка на имеющуюся у него возможность говорить

свободно. Речь «нараспев» не используется, как правило, на занятиях, но от

нее осталась опора на гласные звуки в начале фразы в тех случаях, когда

ребенок затрудняется начать ее с согласного звука.

Определенное облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь

сопровождают какими-то ритмичными движениями. Например, известные слова :

Пили пила,

Пили живей,

Мы домик строим

Для зверей -

дети произносят, взявшись за руки и имитируя движения пильщиков.

Однако наша устная речь разнометрична, т.е. мы в речи пользуемся

разными ритмами. Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы

последовательно перевести к него навыки свободной речи с ритмизованной на

разнометричную, т.е. обычную речь.

Таким образом, плавность и ритмичность речи у заикающихся

воспитывается в такой последовательности :

пение;

пение с движениями;

ритмизованная речь ( стихи, затем проза) в сопровождении движений;

ритмизованная речь ( стихи, проза) без движений;

опора на гласные звуки;

разнометричная речь.

Мы уже отмечали выше, что в зависимости от эмоционального

состояния ребенка его речь заметно меняется. В минуты подавленного

настроения или, наоборот, повышенного возбуждения его речь значительно

ухудшается по сравнению с той, которая у него бывает в минуты душевного

равновесия и положительных, но не сильных эмоций.

Задача воспитания правильной речи у заикающегося здесь

заключается в тренировке этой правильной речи при разных эмоционально

острых состояниях ребенка. Логопед должен научить заикающегося владеть

собой, свободной речью независимо от настроения, от эмоционального

возбуждения или подавленности.

На эмоциональное состояние человека может серьезно влиять

окружающая обстановка, люди и характер его деятельности. Влияние

перечисленных факторов на эмоциональное состояние заикающегося отражается

на качестве речи.

Ребенок, например, обычно спокойнее и увереннее чувствует себя в

домашней обстановке, иногда в привычных условиях детского сада, у

родственников. Здесь и речь у него лучше. А вот в незнакомой обстановке он

смущается, чувствует себя неуверенно, настороженно, при этом он особенно

остро ощущает свою неполноценность и речь его становится значительно хуже.

Точно так же и с окружающими людьми. Близкие, деликатные,

доброжелательные люди действуют успокаивающе, ободряюще. Он их не

стесняется, чувствует себя с ними легко, уверенно, но обособленно, и речь

значительно лучше, чем с теми, кого он боится, не знает, стесняется.

Поэтому-то на речевых занятиях важно предусмотреть подбор не

только самих речевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых должны

проводиться занятия.

В зависимости от обстановки последовательность речевых

упражнений может быть выражена так:

тренировка правильной речи в хорошо знакомой, привычной

обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.

В зависимости от общественного окружения : В одиночестве (здесь

обычно дети говорят совершенно свободно) ; с близкими и друзьями; с

воспитателями ; с малознакомыми людьми; с незнакомыми.

И наконец, деятельность заикающегося ребенка также может влиять

на качество его речи в зависимости : а) от вида ее (дидактические и

подвижные игры, рисование, лепка и пр.); б) от степени сложности

(элементарные действия, комплекс действий) и в) от отношения ее к речи во

времени (описание того, что есть, было или будет).

Так, на занятиях по ручной деятельности с заикающимися

дошкольниками логопед Н.А. Чевелева обнаружила, что речь у них лучше, когда

они непосредственно сопровождают свои действия словами, т.е. одновременно

проговаривают, что каждый из них в данный момент делает.

Например : « Я отрезаю полоску бумаги»; «Я скатываю шарик из

пластилина»и т.д. При этом, безусловно, чем проще действие, тем легче

ребенку его описать.

Значительно труднее заикающемуся ребенку рассказать о предстоящих

своих действиях, тем более если они сложные. Здесь нужно предварительно

представлять себе мысленно весь процесс выражения своих мыслей. Ребенок в

данном случае лишен возможности опереться на зрительный и тактильный

анализаторы, как это он делает при описании. Все это затрудняет его речь,

способствует учащению и усилению запинок.

Вот почему при подборе речевых упражнений в зависимости от

деятельности ребенка должна предусматриваться следующая последовательность

их усложнения :

|Виды деятельности (от | | |

|спокойных к подвижным и |Сложность деятельности |Отношение деятельности к |

|эмоционально насыщенным) | |речи во времени |

|Дидактические игры (лото,|От элементарных, простых |Настоящее время |

|домино) |движений, действий до |Прошедшее время |

|Занятия по лепке, |сложных комплексов |Будущее время |

|рисованию, аппликации |движе-ний и действий. | |

|Общеобразовательные | | |

|занятия (обучение счету, | | |

|родному языку, труд) | | |

|Подвижные игры | | |

|Творческие и ролевые | | |

|игры, инсценировки | | |

|Репетиции к утренникам | | |

|или концертам | | |

|Участие в утренниках, | | |

|концертах | | |

Как видно из изложенного, факторов, от которых в известной мере

зависит появление или исчезновение речевых запинок у заикающихся детей,

очень много. Какие же из них главные ? Что принять за основу ? Степень

самостоятельности ? Подготовленности ? Сложность структуры ? Громкости ?

Плавности и ритмичности ? Обстановки и общественного окружения ? Видов

деятельности ?

Все перечисленные факторы имеют значение для перевоспитания речи

заикающихся детей. Недооценка одного из них будет мешать успешности или

прочности вырабатываемых навыков правильной речи у ребенка, может

неожиданно спрвоцировать заикание после, казалось бы, успешного завершения

речевых занятий. Поэтому логопед должен приложить все свое умение и знания,

чтобы ничто не помешало успешному проведению занятий и не вызвало рецидива.

Существование такого многообразия факторов, влияющих на состояние

речи заикающегося ребенка, позволяет логопеду комбинировать различные виды

речевых упражнений так, чтобы всегда предугадать возможность возникновения

речевых судорог и избежать их. Также возникает возможность для тренировки

правильной речи и фиксирования на ней внимания заикающегося ребенка. А в

случае срывов логопед должен помочь ребенку опереться на знакомые и легкие

для него речевые стереотипы, для того чтобы заикающийся вновь мог

преодолеть речевые трудности.

Наглядность и технические средства обучения

На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно

их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства

обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию

неправильной речи.

К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники, литература,

произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый

театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и

пр.

К специфическим техническим средствам относятся: корректофон Деражне,

аппарат “Эхо” (АИР), аппарат звукоусиления, магнитофон.

Аппарат Деражне (как и трещотка Барани) построен на эффекте

звукозаглушения. Разной силы шум (в корректофоне он реглируется с помощью

специального винта) подается через резиновые трубочки, оканчивающиеся

оливами, прямо в слуховой проход, заглушая собственную речь. Для

заикающихся, у которых имеется фиксированность на дефекте, отключение

слухового контроля облегчает проведение речевых упражнений. Уменьшая силу

заглушения, заикающиеся успешно учатся говорить и без корректофона.

Но далеко не во всех случаях метод звукозаглушения может быть

применим. Некоторые заикающиеся плохо переносят шум, который вызывает у них

головные боли, раздражительность. Постоянный шум может мешать выполнению

сложных речевых упражнений. Отсутствие слухового контроля снижает

возможность активного речевого общения заикающегося с окружающими.

Аппарат “Эхо”, сконструированный Б. Адамчиком, состоит из двух

магнитофонов с приставкой. Записанный звук воспроизводится через долю

секунды, что создает эффект эха. Отечественными конструкторами создан

портативный аппарат “Эхо” (АИР) для индивидуального пользования.

Своеобразный аппарат для работы с заикающимися был предложен В. А.

Раздольским. Принцип его работы построен на звукоусилении речи заикающихся

через громкоговорители или воздушные телефоны к слуховому аппарату

“Кристалл”. Воспринимая свою речь звукоусиленной, заикающиеся меньше

напрягают речевую мускулатуру, чаще начинают пользоваться мягкой атакой

звуков, что благотворно отражается на их речи. Положительным является и тот

факт, что при использовании звукоусиления заикающиеся с первых же занятий

слышат свою правильную речь, а это ускоряет выработку положительных

рефлексов и свободной, ненапряженной речи. Ряд исследователей используют в

практике различные варианты отставленной речи (“белого шума”,

звукозаглушения и др.).

В процессе логопедических занятий с заикающимися в

психотерапевтических целях можно использовать звукозаписывающую аппаратуру.

При магнитофонном занятии с последующей беседой логопеда у заикающегося

повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых

занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет

доверие к логопеду. На первых магнитофонных занятиях материал для

выступления заикающегося отбирается и тщательно репетируется.

Выработке навыков правильной речи способствует обучающие

магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы обратить

внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность,

выразительность, грамматическую правильность фразы. После предварительных

бесед о качествах правильной речи, прослушивания соответствующих образцов

речи, после неоднократных репетиций заикающийся выступает перед микрофоном

со своим текстом в зависимости от этапа занятий. Задача - следить и

управлять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не

допускать грамматических неправильностей в ней. Руководитель фиксирует в

своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления

перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь

(говорил тихо - громко, быстро - медленно, выразительно - монотонно и т.

д.). Затем, прослушав речь, записанную на магнитофонной пленке,

заикающийся вновь оценивает её. После этого логопед анализирует речь

заикающегося, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет

положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий

итог.

Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание

выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае

прослушивается художественное выступление, выучивается текст,

отрабатывается воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а

затем сравнивается с оригиналом, констатируются сходства и различия.

Полезны сравнительные магнитофонные занятия, на которых заикающемуся

предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была

у него раньше. В начале курса речевых занятий при включенном микрофоне ему

задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для

описания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофонная пленка

фиксирует случаи судорог в речи: их место во фразе, частоту, длительность.

В последующем эта первая запись речи заикающегося служит мерилом успешности

проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в

последующем.

По окончании логопедического курса логопед строит заключительную

беседу на материале последнего сравнительного магнитофонного занятия.

Используя его логопед советует заикающимся систематически наблюдать за

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.