на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Заикание, причины, профилактика


врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по

наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо

обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к

заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием

многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;

постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические

нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в

соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к

речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

физическая ослабленность детей;

возрастные особенности деятельности мозга ; большие полушария

головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же

возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного

мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и

поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее

созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более

выраженную неустойчивость их нервной системы;

ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная,

познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием

общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение

слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на

почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием

среды и

степенью его осознания;

недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми

и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне

разрешается заиканием;

недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных

движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий

достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы

вызвать нервный срыв и заикание.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиолгические,

психические и социальные.

Анатомо - физиологические причины: физические заболевания с

энцефалитическими последствиями; травмы - внутриутробные, природовые,

нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при

которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и

других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф,

рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;

болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного

аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины: кратковременная - одномоментная -

психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая

травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье:

избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание

“примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные

отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или

неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая

психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие

острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение,

нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка

детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту

усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная

конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте

разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;

подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции:

пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь

заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося; переучивание

леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать

высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и

психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное

отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение

расположить ученика -- может служить толчком для появления заикания.

Обследование заикающихся

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом,

невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других

специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и

др.

Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений,

педагогической, психологической и медицинской документации и исследование

самого заикающегося из беседы с родителями логопед выясняет наиболее

значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет

особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода:

возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребёнка, нервно-

психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о

здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные

отклонения в его соматическом и нервнопсихическом состоянии. Выявление

неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их

косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные факты натального и

постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются

специалистами с целью наиболее полного изучения этиологии и патогенеза

заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии

ребенка: когда появились первые звуки, ленив, лепет, первые слова, фразы,

каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты

речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка

(не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку

люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье:

отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или,

наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний,

запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли

перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное

отсутствие контроля за развитием его правильного произношения,

грамматически правильного речевого общения и т. д.

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне

оно выражалось? Какие. предполагаемые причины могли его вызвать? Как

развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание

родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог,

постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи

(лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)?

Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от

разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими

игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок

относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает,

безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было

рекомендовано, какие результаты?

Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом

конкретном случае выбрать основную форму лечебно педагогического

воздействия. Наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на

необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по

лечебной физкультуре.

Особенности психологических проявлений у заикающегося требуют от

логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от

фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей

речи, научить его слышать свою правильную речь.

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и

особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи

заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние

на его речевую деятельность.

Проводится исследование его общительности, моторики,

подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной,

производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося.

Различают первичное ( в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом

дошкольном учреждении или в первые две недели пребывания в санатории для

заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое

изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами,

сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных,

строительный материал).

Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы

определить:

- место возникновения и форму речевых судорог;

- частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;

- сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;

- отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие

психологических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных,

смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на

слух или зрительно.

Частота судорог у заикающегося представляет для логопеда особый

интерес. Она позволяет судить о сохранных участках речи, и, следовательно,

от нее непосредственно будет зависеть насколько правильно и успешно

начнутся первые же речевые занятия с ребенком. Изучение уровня свободной

речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной

степени его речевой самостоятельности. В беседе о его родителях, друзьях,

интересах и т. д. выявляются особенности его речевого поведения и речевых

судорог. Ребенку предлагается составить рассказ или описать содержание

картинки, пересказать знакомую сказку; логопед читает рассказ и предлагает

пересказать его и т. д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной

речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.

Уровень свободной речи заикающегося зависит не только от разной

степени ее самостоятельности, но и от ее подготовленности.

Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимости от

того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, отдельные слова или

звуки. На материале пересказа текста фиксируется, в каких случаях возникают

речевые судороги: только а начале рассказывания, в начале фраз, на

отдельных словах или звуках. Выясняется, не зависят ли речевые судороги от

уровня громкости речи. С этой целью предлагается обследуемому говорить

тихо, громко, шепотом.

Влияние разной степени ритмизованности на речь заикающегося может

быть проверено следующим образом: он рассказывает о том, что нарисовано на

картинках, передает содержание сказки, которая является ритмизованной

прозой, рассказывает стихотворение.

При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и

двигательные нарушения: лишние слова или звуки, произнесение отдельных

звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков

речи, недостатки словаря и грамматического строя речи, темпа, тики,

миоклонусы (непроизвольные движения), различные вспомогательные

(произвольные) движения и некоторые особенности речевого поведения:

скованность и напряженность общих движений или, наоборот, их резкость,

хаотичность, несобранность, “разболтанность”.

При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их

игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние.

При исследовании учебной деятельности обращается внимание на то, как

заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе

обучения.

Обращается внимание и на наличие у них психологических особенностей,

в частности на степень болезненной фиксированности на своем речевом

дефекте.

О психологических особенностях заикающегося сведения черпаются из

бесед с родителями. Логопед уточняет сведения о его контактности с

окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и

незнакомыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не

знает о своём речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на

наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка,

уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании

(ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не

понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжается

и в процессе коррекционного курса. Помимо бесед с заикающимися, их

родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации,

используются методы по созданию зкспериментальных игровых, учебных

ситуаций, психодиагностические методы (метод Роршаха, тематический

апперцепционный тест (ТАТ), методика С. Розенцвейга, методика “тест-

конфликт”, методика незаконченных предложений, оценочные шкалы, тесты

психических функций и моторики и т. д.). Указанные методы применяются в

качестве ценного источника информации для завершения диагностической

картины, для более тонкого понимания психологических особенностей

заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная

информация подвергается интерпретации на основе комплексного психолого

педагогического изучения испытуемого.

В логопедическом заключении учитывается:

Форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог

(дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания

(легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный,

скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия,

стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи, состояние моторной

функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи

(логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля

речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение.

Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние

сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические

особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отношение к

учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во

всех, в большинстве, в некоторых).

Логопедическое заключение дает возможность осуществить

дифференциальную диагностику и отличить заикание от других речевых

расстройств (тахилалии, дизартрии, от спотыкания физиологического

характера), а также отделить разные формы заикания друг от друга. Данные

комплексного изучения заикающегося позволяют установить его природу.

Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и

поведение каждого заикающегося определяют и особенности выбора средств,

приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого

заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей

группой.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую

очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и

полноты его применения, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе

возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов

речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем

меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее. Для заикания,

развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии,

а также появившегося без видимых внешних воздействий, предсказание менее

благоприятно. Здесь чаще рецидивы. Успешнее устраняются судороги

дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем

тонические. Следовательно, на них легче воздействовать через 11 сигнальную

систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая

труднее поддается указанному воздействию. Прогноз в значительной степени

зависит от личности ребенка, от личности и мастерства логопеда.

Наиболее благоприятным является возраст 2 - 4 года (легче создать

благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным

оказывается возраст 10 - 16 лет, пубертатный период (обострённая

психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость

и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание

потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении

неблагоприятных условий.

В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная

адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

Профилактика

Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и

последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка,

чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения

(беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость,

не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение,

удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается по

подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с

заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует

стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой

продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную

обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми

игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его

рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы.

Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым

ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку;

сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.

В пубертатном периоде обращается внимание на состояние нервной

системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные

способы утверждения себя как личности и т. п. Различные отклонения в нервно-

психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности,

эмоционально волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных

свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его

рецидива.

Целесообразно особое внимание обратить на профилактику рецидивов,

исходя из их причин. Можно указать следующие причины рецидивов заикания:

плохие социально- бытовые условия (нервная обстановка, грубое обращение с

ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями,

работой, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление

успеха в процессе логопедических занятий, отсутствие диспансеризации;

недостаточно глубокое перевоспитание личности заикающегося, неполное

устранение вторичных психических наслоений, “почвы”, на которой возникло

заикание, например, ущемленные, подавленные эмоции, напряженные отношения с

окружающими, вяло текущие хронические заболевания и т. д.; болезни,

истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со

стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; нарушения

режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустранённый

травмирующий, постоянно действующий фактор, например, заикающиеся мать или

отец и др.

Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед

постоянно проводит профилактическую работу как в процессе логопедических

занятий, так и после их окончания.

Содержание логопедических занятий

Дидактический принцип систематичности и последовательности в

логопедических занятиях с заикающимися отражается прежде всего в

логическом расположении содержания этих занятий, когда сообщение

определенных занятий и воспитание навыков правильной речи у заикающихся

происходит в строго систематическом и последовательном порядке с учетом их

речевых возможностей, когда весь процесс обучения идет от простого к

сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Непостоянство проявлений заикания известно давно. И с давних пор

специалистов не покидают надежда найти средство или способ удержать,

закрепить возможности свободной речи у заикающихся: будь то при какой-то

определенной форме речи или каких-то особых ситуациях. Специалисты разных

времен постоянно находились и находятся в поисках таких приемов, способов,

средств, которые позволили бы перенести эти зачатки свободной речи у

заикающихся в обстановку естественного общения с окружающими людьми.

Истории известны многочисленные попытки создать разные системы постепенных

последовательно усложняемых упражнений, которые должны были бы служить в

качестве переходного мостика от легких форм речи для заикающихся к более

сложным. Эти упражнения являлись бы одновременно и той необходимой

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.