на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Экономическая теория шпоры к ГОСУ


33 Производственная функция двух переменных факторов. Изокванты. Техническое замещение факторов и предельный продукт

Производственная функция двух переменных факторов - это экономико-математическая зависимость в форме связи между количеством произведенной продукции и факторами производства, в качестве которых в этой функции рассматриваются труд и капитал. Производственная функция чаще всего используется в виде степенной зависимости между объемом производства (Q) и факторами производства в виде капитала (K) и труда (L), имеющей вид Q = A * KA * LB ; где  A -  постоянный коэффициент; a, b - показатели степени, характеризующие отдачу, использование каждого из двух видов ресурсов. Изокванта - линия, представляющая собой различные степени затрат, при которых может быть произведен заданный объем выпуска продукции. Техническое замещение факторов осуществляется с помощью сравнительного экономического анализа взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства и их рыночных цен. Удовлетворительным будет такой вариант, в котором комбинация факторов производства и заданный объем выпуска продукции соответствует критерию наименьших издержек производства. Предельный продукт - дополнительный продукт, произведенный при использовании дополнительной единицы ресурса. Рассчитывается как отношение изменения количества продукта к обусловившему его изменение количеству используемого ресурса.

34 Понятие издержек. Вмененные (альтернативные) издержки

Издержками называются любые затраты фирмы на производство и реализуцию продукции, товаров, работ, услуг. К явным издержкам относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства - труд, естественные ресурсы, капитал. Вмененными называются альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Экономисты называют количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу, вмененными (альтернативными) издержками, или затратами упущенных возможностей. Они определяют вмененные издержки как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов. Бухгалтер регистрирует в качестве затрат расход самих ресурсов (их стоимость).           

35 Эластичность спроса по цене. Точечная, дуговая и перекрестная эластичность. Факторы эластичности

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1 процент. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1 процент. Она определяется отношением прироста величины спроса (в процентах) к приросту цены (в процентах). При коэффициенте эластичности = 1 говорят о единичной (точечной)эластичности. Изменение цены в этом случае приводит к такому же количественному изменению величины спроса. Перекрестная эластичность спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б. Факторы, влияющие на эластичность спроса: наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке товаров, призванных удовлетворять одну и туже потребность, тем больше возможности для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного товара в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса; фактор времени, В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители; значимость того или иного товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли для потребителя, обычно эластичен.

36 Эластичность спроса по доходу. Эластичности предложения

Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная). Измерив эластичность предложения по цене, устанавливают - на сколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается отношением прироста величины предложения (в процентах) к приросту цен (в процентах). При оценке эластичности предложения рассматривают временные периоды: краткосрочный - слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции; среднесрочный - достаточен для расширения или сокращения производства на существующих производственных мощностях; и долгосрочный - предполагает расширение или сокращение производственных мощностей, а также приток новых фирм на рынок в случае расширения спроса или уход при условии его сокращения.

37 Равновесие между спросом и предложением. Цена равновесия - смотри вопрос 13 Теория А. Маршала. Равновесие между спросом и предложением - состояние экономической системы, рынка, характеризуемое наличием сбалансированности, уравновешиванием двух разнонаправленных факторов (спроса и предложения). Равновесие может быть неустойчивым, кратковременным, устойчивым, длительным. Цена равновесия (равновесная цена) - цена товара, устанавливающаяся на рынке при уравновешивании спроса и предложения на этот товар.

38 Производственная функция одного переменного. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи

Производственная функция (вопрос 33) одного переменного отражает изменяющуюся техническую оснащенность труда (изменение объема производства при увеличении капитала) при неизменной численности работников, или изменение объема производства при увеличении численности работников (труда) при неизменной количестве капитала. Общий продукт - результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), информационной форме (интеллектуальный продукт), в виде выполненных работ и услуг. Предельный продукт - добавочный продукт или выпуск продукции, созданный добавочной единицей какого-либо фактора производства при условии, что другие факторы производства остаются постоянными. Закон убывающей отдачи - закон, в соответствии с которым сверх некоторых фиксированных значений факторов производства предельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияющих на объем производства сверх некоторого уровня использования фактора, будет уменьшиться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора.

39 Три аксиомы потребительского выбора. Кривые безразличия. Выпуклость кривых безразличия. Предельная норма замещения

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность - понятие сугубо индивидуальное. Ограничителями в приобретении даже полезного товара являются доход и цена. Таким образом, три аксиомы потребительского выбора определяются как полезность, доход и цена. При фиксированном личном бюджете и низменных текущих ценах товаров потребитель руководствуется своеобразным правилом здравого смысла: при убывающей предельной полезности любого товара он стремится максимизировать суммарный потребительский эффект от всех осуществленных покупок. Количество товара Х, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления товара У на единицу, называется предельной нормой замещения товара У товаров Х. Предельная норма замещения определяется по формуле: MRS = -  X /  Y. Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия. Кривая безразличия потребителя - это кривая, построенная в координатах «количество товара А - количество товара Б», точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия. Выпуклость кривых безразличия определяются: они имеют отрицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимно замещаемых товаров; наклон кривой безразличия достаточно определенно показывает соотношение предельной полезности ассортимента набора, из которого одни товары отмечены на горизонтальной, а другие - на вертикальной оси; наклон кривой безразличия в разных точках неодинаков, каждая точка на кривой - это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребительских предпочтений; каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов.

40 Издержки в коротком периоде. Общие, средние и предельные издержки. Общие постоянные и общие переменные издержки (вопрос 55)

Издержками  называется стоимость ресурсов (факторов), используемых для производства и сбыта продукции. Классическими факторами производства являются земля, труд и капитал. Если у предприятия осталось неоплаченным хоть одно обязательство из ряда постоянных, таким образом предприятие находится в краткосрочном периоде и не может выйти из дела, то есть прекратить деятельность.  Когда погашено последнее обязательство по самому длительному виду постоянных издержек, краткосрочный период деятельности превращается в долгосрочный и предприниматель может решать, заключать ему новые долгосрочные обязательства, то есть продолжать дело или прекратить его. Средними называются издержки на единицу производимой продукции. Средние издержки определяются путем деления издержек на объем произведенной продукции, таким образом можно рассчитать средние постоянные, средние переменные и средние валовые (общие) издержки. Валовые (общие) издержки определяются суммой постоянных и переменных издержек. Издержки, связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции, называются постоянными издержками. Основу постоянных издержек составляют издержки, связанные с использованием основных фондов (основного капитала). К переменным издержкам относят возмещение затрат на сырье, материалы, топливо, заработную плату персоналу, начисляемую в зависимости от выработки. Если производство прекратится, таким образом переменные издержки сократятся до 0. Основу переменных издержек составляют издержки, связанные с использованием оборотного капитала.   

41 Потребительское удовлетворение или полезность. Ординальная и кардинальная полезность

Потребительское удовлетворение или полезность - это удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего, обнаруживаются закономерности, которые служат предметом изучения теории полезности, представляющей современную ветвь экономической науки. В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности - юрилях, выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. В маржиналистской теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. Существовало два направления: кардиналисты были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности (У. Джевонс, А. Маршалл). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности. Ординалисты в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили вместо абсолютных измерений предельной полезности перейти к анализу относительному: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей другим комбинациям или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились кривые безразличия.

42 Функции полезности. Предельная полезность. Соотношение предельной нормы  замещения и предельной полезности

Функция полезности - это график, отражающий потребительское поведение, соотношение предельной нормы замещения и предельной полезности. Предельная полезность - это приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу в предположении, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными. Предельная норма замещения - это мера, показывающая максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Соотношение предельной нормы замещения и предельной полезности определяется тем, что увеличение полезности от потребления одного товара должно уравновесить снижение потребления другого товара. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат личного бюджета.  Предельная норма замещения одного товара другим должна быть равна соотношению цен взаимно замещаемых товаров. Максимизация полезности достигается при таком распределении его личного бюджета, когда предельная полезность каждой денежной единицы затрат одинакова по каждому покупаемому товару.

43 Предпосылки совершенной конкуренции. Спрос и цена в условиях совершенной конкуренции. Спрос и цена в условиях совершенной конкуренции. Кривая спроса фирмы и доход фирмы

Предпосылками совершенной конкуренции являются: существование множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию; потребителю при это безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию; доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение об изменении цены не отразится на цене рыночного равновесия; вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен; нет ограничений на доступ фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товара, технике производства. Спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, поскольку объем продаж составляет только малую долю и сокращение или увеличение объема производства не будет влиять на цену продукции. График рыночного спроса представляет собой наклонную линию, отражая готовность потребителей приобрести различное количество товара при всех возможных уровнях цен. Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема производства, общий валовых доход фирмы будет равен произведению цены на количество продукции. При этом предельный доход (прирост дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицей продукции) будет равен цене продукции. Средний доход (валовой доход, деленный на количество проданных товаров) также будет равен цене.

44 Бюджетное ограничение

Бюджетное ограничение - финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые  в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете («денежной сумке») государства, региона, предприятия, семьи. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах, цену. Потребительские цены, как и денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывая их с личным бюджетом покупателя.

45 Оптимизация потребительского выбора. Свойства цен оптимального набора благ

Увеличение полезности от затрат на приобретение товара У должно уравновесить снижение закупок товара Х. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат. Увеличивая потребительский эффект, рациональный потребитель соизмерит не только полезность товаров, но и их цены. Точнее, именно цены и позволяют соизмерить пропорции закупаемых товаров. В данном случае покупатель действует по так называемому закону равных предельных полезностей на единицу своих денежных расходов. Руководствуясь этим правилом, покупатель перераспределит свои денежные расходы в пользу большей закупки товаров У, отказавшись от последней единицы товара Х. Цена Х позволит купить дополнительно более полезного товара У, что даст более высокий полезный эффект. Таким образом, при фиксированном личном бюджете и низменных текущих ценах товаров потребитель руководствуется правилом здравого смысла. Правило максимизации потребительского эффекта достигается при условии: равная предельная полезность товара - на равновеликую единицу денежных затрат. В случае когда один из товаров имеет сравнительно большую предельную полезность на единицу денежных затрат, покупатель будет увеличивать его закупку, стремясь максимизировать суммарный потребительский эффект именно этими закупками.

46 Поведение фирмы в коротком периоде при совершенной конкуренции. Максимизация прибыли. Кривая предложения фирмы

При совершенной конкуренции в краткосрочном интервале поведение фирмы может определятся двумя путями: 1. фирма сравнивает полученный ею валовой доход при различных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможных объемов. Фирма выберет вариант, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной, то есть будет достигнут максимальный объем прибыли. Фирма будет сравнивать предельные доход и предельные издержки. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит расширять объем выпуска. Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска. Кривая предложения фирмы предполагает выбор объема производства путем сопоставления валовых и предельных дохода и издержек

47 Реакция потребителя на изменение цен. Кривая «цен-потребления»

Кривая «цен-потребления» - это иллюстрация влияния частичного снижения цен при неизменных дохода. Например, если произошло понижение цены только одной группы товаров из потребительского набора, таким образом смещение линии бюджетных ограничений право произойдет только вдоль той оси, где представлены подешевевшие товары. Равновесие устанавливается в точке по касательной двух кривых: линии бюджетных ограничений и кривой безразличия. Если через все полученные точки равновесия провести соединительную линию, таким образом получим новую кривую под названием «цена-потребление». Она показывает влияние изменения цен на замещение одного товара другим, служит важным инструментом для определения кривой индивидуального спроса.

48 Реакция потребителя на изменения в денежных доходах. Кривая «доход-потребление»

Смещение бюджетной линии вправо и вверх происходит в двух случаях: либо когда растут реальные доходы при неизменных ценах; либо когда реальные доходы неизменны, а цены снижаются. При этом каждой сместившейся вправо линии бюджетных ограничений соответствует кривая безразличия более высокого порядка. Точка касания этих кривых соответствует покупательскому равновесию, установившемуся на более высоком уровне потребления. Если реальные доходы вновь будут возрастать, равновесие бюджетного ограничения и потребления товаров вновь сместиться в сторону более высокого уровня потребления. Это должно быть отмечено новой касательной точкой кривых бюджетного ограничения и безразличия, где установилось потребительское равновесие более высокого уровня. Все точки, показывающие последовательный рост потребления под влиянием возрастающего реального дохода, будучи соединенными в единую линию, называются кривой «доход - потребление».

49 Социально-экономические последствия монополизации. Антимонопольное регулирование

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по крайней мере по трем основным причинам. Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена - выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних выловых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается. Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слаба заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР. В-третьих, барьер для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратя на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополистические рынки. Поэтому во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть. Антимонопольное регулирование проводится по 4 направлениям: 1. ограничивается монополизация рынка; 2. запрещается слияние конкурирующих компаний; 3. запрещается установление монопольных цен; 4. сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

50 Построение кривой спроса из кривой «цен-потребления». Кривая «цен-потребления» и ценовая эластичность

Кривая спроса покупателя получается, если  все точки кривой «цен-потребление» поместить на координатах обычного графика с ценами по вертикальной оси и количеством покупок - по горизонтальной оси. Полученная кривая спроса не только повторяет линию «цена-потребление», но и показывает также важную особенность закона спроса - убывающую полезность любого товара и обратную зависимость между движением цен и закупок по этой цене. Если предположить, что индивидуальный спрос каждого покупателя имеет смысл столь детально вычислять, таким образом совокупный рыночных спрос по каждому данному товару можно получить агрегированием индивидуальных кривых спроса на каждый конкретный товар.

51 Эластичность спроса и общий доход

Эластичность спроса - см. вопрос 35, 36. Общий доход - это произведение количества проданного товара на среднюю цену единицы продаваемого товара, денежная выручка от продажи. Таким образом, общий доход зависит от эластичности спроса, которое определяется отношением изменения объема продаж товаров к изменению цены. Различают пять вариантов ценовой эластичности спроса: спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает; спрос имеет единичную эластичность, когда 1 процентное изменение цены вызывает 1 процентное изменение продаж; спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно; спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар; спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.