![]() |
|
|
Реферат: Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)ТЕМА 3. Цены и их роль в развитии предпринимательства. П Л А Н. Введение. 1. Ценообразование при административно-командной системе и его последствия. 2. Основное содержание реформы ценообразования при переходе к рыночной экономике (р.э.). 3. Рыночные механизмы ценообразования. Заключение. Введение. Система ценообразования и политика цен всегда привлекали повышенный интерес как производителей, так и потребителей – всех участников экономической жизни. Ныне, когда происходят коренные перемены, этот интерес еще более возрос. Бытует мнение, что на Западе свободные рыночные цены и потому там экономика здоровья, и, если мы тоже перейдем к таким (свободным) ценам, то экономика оздоровится, выйдет из кризиса. Это зыбкое и ошибочное мнение, ибо, во-первых, свободные цены имеются и в десятках стран Африки, Азии и Лат.Америки, которые весьма далеки от процветания, а, во-2-х, такое (свободное) ценообразование в развитых странах никак нельзя отнести к разряду цен свободной конкуренции, т.к.в них цены-объект постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Государство не может устраниться от вопроса о ценах, которые были, есть и будут предметом борьбы в парламентах, объектом дискуссий внутри любой страны и на международной арене. (О государственном воздействии на цены в странах Запада см.журнал «Экономические науки», 1991, №10, с.77, с.40). Короче говоря, всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Буржуазное государство на протяжении всей истории (XIX-XXвв) влияло и влияет на цены многими методами –тарифы на ж.дорогах, почте, телеграфе, таможенная политика, госцены на акцизные товары, продажа продовольствия из госрезервов в неурожайные годы, законы о ценах, в т.ч. законы о замораживании цен. Каким же было ценообразование в условиях централизованного планирования экономики, или в условиях административно-командной системы? Что делается сейчас в этой области? К какому ценовому механизму мы стремимся? I. Ценообразование при административно-командной системе и его последствия. В условиях акс (адм.-командной системы, сложившейся в 30-е годы) цены устанавливались планово-централизованно на уровне затрат, либо компенсировались дотациями из бюджета, если не возмещались плановой ценой. Такой порядок ценообразования осуществлял Госкомцен на основную массу товаров и услуг (более 50-60%), промышленности, где применялись оптовые цены с налогом с оборота ( на ПНП) и без него, закупочные цены на с/х продукцию, сметные цены в строительстве и тарифы на транспорте и при оплате услуг – связи, почты, бытовых, коммунальных и др. В 1967 и 1982 гг. проводились реформы оптовых цен; причем это делалось с опозданием. Розничные же цены по идеологическим соображениям поддерживались примерно на одном уровне. Для этого использовалась дотация: в 1965г. она составляла 3,5 млрд.руб. а в конце 80-х годов 115 млрд.руб. К началу 90-х годов эти (розничные)цены при введении новых оптовых цен ( о чем был Указ Президента) по ТНП затраты превышали цены примерно на 30% (кроме цен на водку и вино), а по продтоварам – на 65%. Какие последствия такой политики цен, существовавшей при акс? Последствия ее таковы: 1-е: отрыв страны от внешнего мира в области цен, а именно уровень наших цен оказался примерно в 2 раза ниже от мировых цен на продукцию тех отраслей, в которых наше отставание в технике и технологии проявлялась не очень заметно- в производстве нефти и газа, угля, лесоматериалов, алюминия, меди, железной руды. А в отраслях, где мы отставали сильно – электроника, радиотехника, приборостроение, хим.производство и т.д. – даже при низкой зарплате ( а она часть себестоимости, издержек) не укладывались в мировые цены, т.е. наши внутренние цены значительно выше мировых. Это превышение (до январского 1992г. повышения цен) составляло: по зерну и хлопку более 3 раз, шерсти – почти 5 раз. 2-е: рост производства ненужной (либо малонужной) продукции во многих отраслях , которая распределялась и худо-бедно использовалась или оседала в сверхнормативных запасах, достигших ( в 1987,1988гг) огромных размеров – примерно 500-520 млрд.рублей. 3-е: сложилась деформированная ценовая психология людей, а именно : хорошие цены это только твердые (стабильные) госцены, другие же цены, в т.ч. рыночные, договорные, кооперативные – это грабеж, спекуляция. Большинство людей из-за недостаточной экономической культуры (см.тему Iкурса) не представляют и поныне, что средства для дотации (свыше 100 млрд.руб.) государство перекачивало в виде налога с оборотов (строго фиксированная часть плановой цены на предметы народного потребления – продукцию группы «Б») в госбюджет примерно на такую же величину (т.е. свыше 100 млрд.руб). Но нас, покупателей до последнего времени не смущали или мало смущали такие факты:а) почему 40-копеечные колготы стоят 405 рублей; б) автомобиль с себестоимостью в 3 тыс.руб. за 10 тыс.руб.; в) 20-рублевые импортные сапоги реализовались за 150-200 руб.; г) почему ежегодно выбрасывалось на помойку 5 млн. тонн хлеба. Массовым проявлением искаженной ценовой психологии является и то, что мы привыкли воспринимать денежные доходы (зарплату,пенсии, степендии и т.д.) за реальные, тогда как реальный уровень жизни определяется тем, что мы производим и потребляем. (Привести конкретные примеры:а) требование повышения зарплаты; б) забастовки;в) лозунг профсоюзов: «Рыночным ценам - повышенную зарплату» и др). 4-е : последствие, интегрирующее все или почти все последствия политики цен акс, состоит в том, что цены и ценообразование стали сдерживать и тормозить развитие экономики (производства) производительные силы ( и в первую очередь рабочей силы общества), темпы НТП, в целом социально-экономический прогресс, - страна, ее предприятия оказались на рельсах затратного механизма хозяйствования. К этому «привыкли», адаптировались многие люди, коллективы предприятий и отрасли.
Так, прежняя практика установления цен стала тормозом в развитии общества, его производительных сил и вследствие этого стал падать уровень жизни, На повестку дня стал вопрос о радикальной и комплексной реформе цен и самого ценообразования. Она стала настоящей необходимостью в связи с переходом к рыночной экономике ибо ее ядром является иной порядок образования цен. Как мы подходили и подходим к этому важнейшему для всех нас вопросу.
4. Основное содержание реформы ценообразования При переходе к рыночной экономике. Необходимость реформы ценообразования назрела уже давно. Впервые о ней сравнительно масштабно было заявлено в 1985-1987гг. Но намечавшиеся тогда перемены не затрагивали основ акс. Они разрабатывались в кабинетах бывших министерств и ведомств. (см. сборник документов 1987г. «О коренной перестройке управления экономикой»,с.150-164). Затем ( в 1991г.) были меры, сопряженные с бывшим Премьер министром В.С. Павловым. Но и они не только не задержали падения производства, а усугубили экономический кризис. Основная причина таже, что и прежде – перемены, намеченные для обслуживания акс. Хотя, с другой стороны, отметим, что в целом намечался шаг вперед, в сторону постепенного движения к рыночному ценообразованию: была обозначена 2-секторная модель экономики (гос-сектор и свободный, рыночный сектор) и три типа цен и тарифов: а) твердые, стабильные; б) договорные (регулируемые); в) свободные и коммерческие – рыночные. Первый вид цен (стабильные) охватывал товары, образующие основу прожиточного минимума, выпускаемые по госзаказу и был равен 20-30% производимой продукции. Второй (договорные цены) вид цен был отнесен к значительной части продукции металлургии , хим.промышленности, машиностроения, стройматериалам, бумаги, картону и т.п. с охватом примерно 40% ее объема. Остальная масса товаров, производимых не в госсекторе, начала реализоваться по свободным, коммерческим, рыночным ценам ( О / 3-х видах тарифов на транспорте см. приложение к настоящей теме). В конце 1991г. и начале 1992г. реформа ценообразования вступила в качественно новый этап на пути перехода в р.э – правительствами РСФРС (РФ) и Украины приняты соответствующие постановления определяющие: во-первых, введение со 02.01.92г. двух видов цен и тарифов: а) свободных цен, определяемых предприятиями, исходя из спроса и предложения; б) регулируемых государством; во-вторых, предельные размеры повышения госцен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения ( в т.ч. на уголь- в среднем в 20 раз, нефть, нефте-газ, газовый конденсат – в 8 раз, газ природный отбензиненный сухой – в 6, газ сжиженный – 8,5, электроэнергию – в среднем в 9 раз, в т.ч. для с/х потребителей 12 коп. за 1 квт/час, промтеплоэнергия – 8 раз; на транспортные услуги – перевозки грузов в 5 раз (речном – в 4,5 раза кроме загранплавания и тоже в 4,5 раза по основным услугам связи), нефтепродукты – в 30-40, газопродукты – 45. По потребительским товарам и услугам, реализуемым населению и отдельным видам специального назначения предельные коэффициенты повышения к ценам и тарифам 1991г. колеблются от 2 (по перевозкам пассажиров и багажа морским транспортом кроме загранплавания) до 3,4,5 и 5,8 – соответственно на хлеб, молоко, кефир, растительное масло, водка, спирт, спички и услуги связи – 5,8. (подробнее см. приложение к постановлению Кабинета Министров Украины № 376); в-третьих, в необходимых случаях дотацию из бюджета на группу социально значимых товаров – хлеб, растительное масло, сахар, крупы, кефир, творог, маргарин, животный жир, молоко, макароны ) за исключением группы «экстра»), дет.питание на молочной и злаковой основе, реализуемое населению топливо, лекарства, изделия мед.назначения, услуги транспорта, на которые пременяются госрегулируемые цены и тарифы; в-четвертых, право Минэкономики Украины вводить госрегулируемые цены на продукцию предприятий-монополистов и устанавливать при необходимости предельные уровни рентабельности (отношение прибыли к себестоимости) продукции, работ и услуг, реализуемых по договорным ценам; в-пятых, для обеспечения хозрасчетных условий предприятиям отраслей, имеющим значительную разницу в расходах на производство (себестоимость) и в инвестициях (капвложениях) по независящим от них деятельности причинам (например, разные горногеологические, природно-климатические и другие условия) министерствами и ведомствам совместно с Минфином разрешено образовывать фонды финансового регулирования (без изменения расчетов с бюджетом) и утверждать ставки отчислений в эти фонды за счет прибыли или включения в расходы (себестоимость) на производство; в необходимых случаях может вводится механизм расчетных цен; Эти и другие меры, продвигающие Украину к р.э., сопровождаются еще тремя весьма важными процессами. Первый из них состоит в постепенном создании национальных денег, переходным шагом к которым является купоны, призванные оградить внутренний рынок от рублевой экскалации извне. Второй - сводится к реагированию на повышение цен рядом мер по социальной защите различных групп населения: отрабатывается механизм индексации доходов, пересмотрена зарплата, степени, намечаются меры по натурализации доходов наиболее социально незащищенных граждан. Третий процесс – это разгосударствление и приватизация предприятий, законодательное оформление которых увы, явно запаздывает по отношению к переменам в области ценообразования. И здесь вполне прав Президент Украины Л.Кравчук, сделавший основной упор в своем выступлении на 5-й сессии Верховного Совета на разработку пакета законов по экономической реформе и обновлению тех законов, которые были приняты ранее, но уже во многих устарели. Например, Законы о предприятиях, о налоге на добавленную стоимость, о предпринимательстве и другие, а также ряд нормативных актов Кабинета Министров. (см.»Голос Украины», 30.01.92г.,с.2-3,6-7). В итоге мы имеем подвижки к рыночному ценообразованию. Каков механизм такого (рыночного) ценообразования. 5. Рыночные механизмы ценообразования. Для понимания механизмов рыночного ценообразования рассмотрим прежде всего спрос и предложение. Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной деньгами. Спрос выступает в виде платежеспособной потребности, т.е. потребности покупателя, располагающего деньгами для приобретения товаров или услуг. Рынок не признает потребности, не обеспеченной платежеспособностью покупателя. Предложение – это совокупность товаров (услуг), находящихся на рынке, ил которые могут быть произведены и представлены к продаже по удовлетворяющим товаропроизводителя ценам. В каждый данный отрезок времени существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него – в этом проявляется действие экономического закона спроса: если цены на товары растут, то спрос уменьшается, а если производство предлагает к продаже больше товаров, то возросшее их количество может быть продано по более низким ценам. Следовательно, между рыночной ценой товара и тем его количеством на которое предъявляется покупательский спрос, всегда существует определенное соотношение. Эту взаимосвязь можно выразить условным числовым примером и изобразить в виде графика кривой спроса.
ТАБЛИЦА 1. Соотношение цены и количества реализуемых на рынке товаров.
Это соотношение показывает динамику спроса, изменение количества продаж в зависимости от уровня цены в течении единицы времени. Соответственно данным таблицы 1 на графике можно нанести точки, соединив которые получим кривую спроса. (График 1)
Кривая спроса: а) отражает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара; б) характеризует важную закономерность – постепенное убывание спроса: при повышении цены товара и неизменных прочих условиях, спрос на него будет снижаться; в) сокращаться будет и количество продаж этого товара; г) расширение рынка данного товара, т.е. увеличение его количества в продаже – вызовет снижения цены, т.к. в ином случае он не будет реализован. На спрос влияют такие факторы: 1) уровень доходов в обществе; 2) размеры рынка данного товара, его количества в продаже; 3) наличие взаимосвязанных (взаимозависимых) товаров, т.е. товаров-субститутов; 4) субъективные вкусы покупателей, их психология покупок. В механизме рыночного равновесия не менее важное значение имеет и предложение. Представим его таблицей и кривой. ТАБЛИЦА 2. Соотношение цены и количества поставляемых на рынок и предлагаемых к продаже товаров в течение фиксированной единицы времени.
На основе данных таблицы 2 построим график 2.
Условный числовой пример и соответствующая кривая показывает закономерную взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, производимого и предлагаемого к продаже. Подчеркнем, что в рыночной экономике только уровень цен служит стимулом, сигналом и «командой» к росту или снижению объемов производства товара или услуги. А мотивацией экономической деятельности является прибыль, доход, которые являются наиболее точными критериями целесообразности производства и соответствия его спросу. Главным фактором, влияющим на предложение, служит издержки производства. Другие же производимые от него факторы, способные сдвинуть кривую предложения, т.е. динамику предложения, таковы: 1) НТП, способный снизить издержки производства и изменить предложение; 2) Степень монополизации рынка, проявляющаяся в изменении цен при любом производстве; 3) Движение цен на другие товары, в т.ч. взаимозаменяемые. Как же устанавливается рыночная цена? Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах товаров, при которых: - когда количество, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству, которое хотят продать; - при отсутствии тенденций изменения цен и количества товаров. Ценой равновесия, при этом, считается цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. ТАБЛИЦА 3. Соотношение спроса и предложения.
При цене в 50 единиц спрос и предложение совпадают. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цен приведет к превышению предложения над спросом. На основе данных таблицы 3 построим график 3. (График 3)
На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Причем, в реальной действительности (жизни) равновесие постоянно меняется под влиянием как спроса, так и предложения. (Лишь на графике оно стоит на месте). За пределами равновесной точки при высоких ценах образуется избыток предложения, и, наоборот, при низких ценах недостаток предложения. Движение цены – это ее колебание в зависимости от соотношения спроса и предложения товаров. Оно дает первые представления о конкуренции производителей и предлагаемой ими продукции. Таков в общем виде механизм установления равновесия цены на конкурентном рынке одноименных товаров. Подобные колебания происходят в отношении любого из огромного количества товаров. Именно поэтому считается, что существуют рынки каждого отдельного товара: рынок пшеницы, рынок автомобилей, рынок компьютеров, зерновой рынок, рынок тепловозов, вагонов, рельс, шпал, стройматериалов и т.п. Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризуется их эластичностью. 9о ней коротко говорилось ранее). Эластичность спроса – понятие, характеризующие степень раекции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены. Качественно эластичность описывается одной из 3-х категорий: а) эластичный спрос или эластичность большой единицы, когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж товара, что выручка (произведение цены на количество) возрастает; б) единичная эластичность спроса (численно равная единице) имеет место тогда, когда процентное снижение цены в точности компенсируется соответствующим процентным ростом количества продаж товара, так что общая выручка остается неизменной; в) эластичность спроса меньше единицы, но не меньше нуля, - когда снижение цены вызывает незначительный рост продаж, что общая выручка снижается; это называется еще неэластичным спросом. В любом случае главным показателем степени эластичности спроса будет объем и движение дохода, выручки от реализации товаров. Она (степень эластичности спроса) исчисляется просто – произведением цены единицы товара на его реализованное (проданное) количество. Эластичность предложения – понятие, характеризующее относительные изменения между ценой и предлагаемых к реализации товаров. Коэффициент эластичности представляется такой формулой: Процентное изменение количества товаров
процентное изменение цены товаров В теории рыночного равновесия важное значение придают элементу времени (А.Маршалл). Поэтому различают: а) мгновенное равновесие, когда предложение неизменно; б) краткосрочное равновесие, когда предложение растет; в) длительное равновесие «нормальной цены» когда предприятие заменяют и увеличивают оборудование, а количество самих предприятий может меняться за счет свободного входа и выхода их из отрасли. В этих трех типах равновесия в зависимости от времени товаропроизводители: а) могут принимать какие-то меры; б) либо будут приспосабливать переменные факторы производства к изменившимся условиям; в) либо будут приспосабливать все факторы производства (издержки) к изменившейся цене. Эта ситуация длительного равновесия, или «нормальной цены», удерживающейся на высоком уровне в течение длительного времени, стимулирует приспособление экономических условий к соответствующему уровню спроса. Подчеркнем, что цена равновесия устанавливается в конкурентной борьбе. Но соблюсти все условия конкуренции невозможно, как и немыслимо колебание маятника без к-л трения. Механизм рыночного равновесия цен – это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. И все же на практике согласно закону спроса и предложения формируется цена любого товара; ему подчиняется котировка иностранных валют на их рынке; в соответствии с ним распределяются молодые специалисты инженерного вуза, где функцию цены выполняет назначенная ему зарплата; осуществляется скупка и продажа недвижимости и т.д. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |