на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Дефицит государственного бюджета


Реферат: Дефицит государственного бюджета

Министерство общего и профессионального образования РФ

ТИУиЭ


Реферат


По учебной дисциплине


«Экономическая теория»


на тему:


«Дефицит государственного бюджета»


Выполнила:


Проверила:

Прохорова Л.С.


Таганрог, 2000 г.

Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, количественнаяоценка и показатели.

Государственный долг — общий размер задолженности правительства владельцам, государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).

Внутренний государственный долг — задолженность государства гражда­нам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сек­тора владельцам частных ценных бумаг.

Государственный и частный долг являются элементами кругооборота "доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и ос­тальным миром. Создание долга — это механизм, посредством которого сбере­жения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и биз­нес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственны­ми расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и дол­га объективно усложняется следующими факторами:

1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитыва­ется амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объек­тивному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.

2) Важная статья государственных расходов — обслуживание задолженно­сти, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).

Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D величина государственного долга, Rr реальная ставка процента, Rn номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджет­ный дефицит часто завышается на величину (D, так как, по уравнению Фише­ра,  = Rn Rr . При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так как в периоды роста инфляции Rr =( Rn – )/( 1+ ). Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуа­ции, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эф­фективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при изме­рении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

Реальный дефицит госбюджета

=

Номиналь­ный дефи­цит гос­бюджета

Величина долга

на начало года

x

Темп инфля­ции


3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые мо­гут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно иска­жают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы сни­зить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность харак­терна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тен­денция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита феде­рального бюджета происходит завышение.

4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, су­ществует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджет­ной) деятельностью Центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточной заня­тости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных ста­диях экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недей­ствующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают, в основном, за чет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от меро­приятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов ре­финансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жи­лищных программ по льготным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетно­го дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и го­сударственного долга не могут служить надежными макроэкономическими по­казателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показате­ли задолженности.

В макроэкономическом анализе также используется сравнительная ди­намика показателей

ВНП Долг

———————————— и ———————————————.

Численность населения страны Численность населения страны


Причины устойчивости бюджетного дефицита и увеличения государственного долга.


Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других соци­альных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволя­ет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав уве­личения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;

в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответ­ствующей корректировки госрасходов).

Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель нало­гового бремени в экономике T/Y (где У — совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:

1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается "налоговый клин";

2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;

3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной ор­ганизации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовле­творительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том числе и в российской;

4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также па­дают из-за спада в традиционных отраслях производства;

5) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики уве­личения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

6) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфе­ре в результате:

— увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);

— увеличения государственных расходов на образование и создание но­вых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодо­го населения).


Первичный дефицитгосударственного бюджетамеханизм самовоспроизводствадолга


Одним из факторов экономического роста является соотношение (долг / ВНП)

Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:

1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;

2) от темпов роста реального ВНП;

3) от величины первичного дефицита госбюджета.

Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между ве­личиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долго­вом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.

BD общий = (G + N + F) – Т, где

G – Государственные закупки

N – Выплаты по обслуживанию долга

F – Трансферты

T – Налоговые поступления в бюджет

BD первичный = ( G + F ) Т,

N=DxRR,

где N — выплаты по обслуживанию долга, D величина долга, RRреальная ставка процента.

Механизм самовоспроизводства государственного долга:

BD первичный  => государственные займы  => государственный долг  => N  => BD общий  => новые государственные займы  => долг  => Nи т.д.

Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрас­тает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга.

Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВНП используется зависимость:

=(RR – Y/Y) – ,

где  — изменение соотношения долг/ВНП; исходное значение соотношения долг/ВНП; RR реальная ставка процента; Y/Y темп роста ре­ального ВНП;  — доля первичного бюджетного излишка в ВНП.

Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:

1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реально­го ВНП;

2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором уве­личения долгового бремени.

Список используемой литературы.

  1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М., 1998 г.

  2. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – М., 1999 г.

  3. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1988.

  4. Курс экономической теории /под. ред. Чепурина М.Н.




на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.