на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Государственный бюджет и его функции в обществе


Реферат: Государственный бюджет и его функции в обществе

Петрозаводский Государственный Университет

Название предмета  Финансы


РЕФЕРАТ

Государственный бюджет

и его функции в обществе 


Выполнила студентка II курса группа 4

специальности «Финансы и кредит»

Пупкина Т.Н.

Руководитель Зав. Кафедрой экономического регулирования и финансов СЗАГС

Кодачек Г.Г.

Петрозаводск, 1999 г.

П Л А Н
Стр.
Введение ........................................................................................... 3
Основная часть

1. Бюджет и бюджетное устройство

    Российской Федерации  ...............................................................

4

Бюджет. Основные функции бюджетного

устройства Российской Федерации ............………………….....

4
1.2. Принципы бюджетной системы ........................................... 4

1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,

       сбалансированность бюджетов ............................................

5

2. Характеристика бюджетной системы

Российской Федерации ................................................................

8
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации …................. 8

2.2. Межбюджетные отношения – современная ситуация,

       проблемы и пути их решения….............................................

10
3.  Бюджетный процесс и его стадии …........................................... 13
3.1.  Бюджетное планирование и бюджетный процесс …........... 13
3.2.  Составление проектов бюджетов …..................................... 13
3.3.  Рассмотрение и утверждение бюджета ….......................... 15
3.4.  Исполнение бюджета …....................................................... 16

3.5.  Составление отчетов об исполнении бюджета

и их утверждение …..............................................................

18
4. О бюджете развития Российской Федерации…………………… 20
4.1. Бюджет развития Российской Федерации………………….. 20

    4.2. Источники формирования и использование денежных

           средств бюджета развития…………………………………...

20

5. Бюджетная политика Российской Федерации

    и направления ее совершенствования ........................................

22
Заключение ....................................................................................... 24
Список литературы .......................................................................... 25

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17.07.98 нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

1. бюджет  И Бюджетное устройство

    Российской Федерации 

1.1.    Бюджет. Основные функции бюджета  и бюджетного устройства Российской Федерации

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

 БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

·   первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

·   второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

·   третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

1.2.    Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

·   единства бюджетной системы Российской Федерации;

·   разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

·   самостоятельности бюджетов;

·   полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·   сбалансированности бюджета;

·   эффективности и экономности использования бюджетных средств;

·   общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

·   гласности;

·   достоверности бюджета;

·   адресности и целевого характера бюджетных средств.

1.3.    Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

·   классификацию доходов бюджетов РФ;

·   функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

·   экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

·   классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

·   классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

·   классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

·   классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

·   ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации» (действие ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» в основном, приостановлено). Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы:

Код

Наименование групп

 

1000000 Налоговые доходы

 

2000000 Неналоговые доходы

 

3000000 Безвозмездные перечисления

 

4000000 Доходы целевых бюджетных фондов

 

Группа 3000000 «Безвозмездные перечисления» подразделяется на подгруппы:

 

Код

Наименование подгрупп

 

3010000 От нерезидентов

 

3020000 От бюджетов других уровней

 

3030000 От государственных внебюджетных фондов

 

3040000 От государственных организаций и др.

 

Подгруппа 3020000 «От бюджетов других уровней» подразделяется на статьи:

Код

Наименование статей

 

3020100 Дотации

 

3020200 Субвенции

 

3020300 Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной власти

 

3020400 Трансферты и др.

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:

·   от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

·   от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

·   средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

·   финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов), предоставление кредитов за вычетом погашения. Формы расходов бюджетов:

·   ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

·   оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

·   трансферты населению;

·   ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

·   бюджетные кредиты юридическим лицам;

·   субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

·   инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

·   бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

·   кредиты иностранным государствам;

·   средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита .

2.   Характеристика бюджетной системы Российской Федерации

2.1.    Федеральный бюджет Российской Федерации

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Правительство представило в Госдуму сбалансированный проект федерального бюджета  на 1999 год. Его жесткость объясняется тем, что необходимо рассчитываться с долгами, попытаться избежать неразумной эмиссии и удержать инфляцию в пределах 30 %.

В проект заложены серьезные предпосылки по созданию условий для развития отечественных товаропроизводителей, что является приоритетным в нынешней экономической политике правительства.

Основные параметры проекта федерального бюджета –99

__Доходы___                         __Расходы__

473,8 млрд.руб.                          575 млрд.руб.

Дефицит_бюджета

                                 101,4 млрд.руб.

Курс валюты - 21,7 руб. за 1 доллар.

Инфляция – 30 % в год.

Спад ВВП – 3 %.

Первичный профицит – 1,64 % ВВП.

Кредиты МВФ –  4-4,5 млрд.дол.

Эмиссия – 32,6 млрд.руб.

Складывающаяся ситуация в экономике требует незамедлительных мер по реформированию налоговой системы, снижению и перераспределению фискального бремени, созданию на этой основе возможностей для хозяйственной активности отечественных товаропроизводителей. Поэтому до представления проекта федерального Закона «О федеральном бюджете на 1999 год» правительством РФ внесены учтенные в доходах бюджета проекты законов , изменяющих действующее налоговое законодательство.

Доля налоговых доходов в общем объеме составляет 84,3 процента.

Налоговые поступления в федеральный бюджет прогназируются на 1999 год в сумме 399,1 млрд. руб. Средний уровень собираемости налогов  (процентное отношение реальных поступлений в бюджет к 100 – процентной сумме налога исчисляемого от облагаемой базы) рассчитан исходя из ожидаемых результатов в 1998 году, а также поэтапного увеличения собираемости за счет роста денежных платежей в хозяйственном обороте и снижения неплатежей в бюджет в производственной сфере.

Внутренние источники финансирования дефицита бюджета ограничены главным образом потому, что подорвано доверие к государству как к заемщику. Наряду с согласованием порядка реструктуризации обязательств, восстановлением  вторичного рынка государственного долга во втором полугодии предусматривается первичное размещение на рынке государственных бумаг на сумму 17,9 млрд. руб.

Одним из источников финансирования дефицита федерального бюджета являются доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на сумму 15 млрд. руб.. Запланировано получение средств от реализации пакетов акций НК ОНАКО, ОАО «Совкомфлот», ОАО «Аэрофлот», ОАО «Московское речное пароходство».

Финансовые кредиты МВФ (2,9 млрд. долларов) и Международного банка реконструкции и развития (1,6 млрд. долларов) будут основными источниками внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Предоставление этих средств обусловлено выполнением комплекса мер в структурной политике, а также зависит от принятия обязательств Россией по макроэкономическим показателям в рамках программы МВФ.

В результате девальвации рубля произошел рост государственного долга с 52 до более 120 процентов ВВП, при этом доля внешней задолжности возросла с 60 до 85 процентов от общего объема долга. Не остановив эту тенденцию страна не сможет в ближайшее время выбраться из долговой кабалы. Реализация предусмотренной в проекте бюджета политики позволит сократить на конец 1999 года долю государственного долга до 108 процентов ВВП. Такая политика должна быть продолжена и в ближайшие годы.

Федеральный бюджет – составная часть бюджетной системы государства. Его оптимальные параметры не будут результативными если субъекты РФ не примут аналогичные меры по оптимизации своих бюджетов, оздоровлению региональных финансов. Условия для этого имеются. В консолидированном бюджете доходы федерального центра и субъектов федерации находятся в пропорции 50/50 процентов, при этом изменения налогового законодательства позволяют сформировать  региональные доходы и расходы исходя из достаточной финансовой базы.

В новом году определяющим в бюджетной политике будет решение следующих задач:

·     преодоление последствий финансового и долгового кризиса,

·     создание условий экономического роста во втором полугодии,

·     ужесточение контроля за  инфляцией и ростом валютного курса рубля,

·     обеспечение реальными ресурсами приоритетных расходов бюджета.

2.2.  Межбюджетные отношения - современная ситуация, проблемы и пути их решения

В послании Президента РФ Правительству РФ «О бюджетной политике на 1999 год» поставлена задача, чтобы уже в 1999 году в новую фазу вступила реформа межбюджетных отношений на базе создания сбалансированной системы прав и ответственности органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Российская модель бюджетного федерализма опирается на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и исходит из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам Федерации. Однако заимствованные из мирового опыта методы выравнивания региональных различий по критерию «бюджетной обеспеченности», предполагающие сближение уровней социального развития регионов за счет федеральных трансфертов на практике столкнулись с рядом проблем, основная из которых - проблема сравнительной оценки уровней социально-экономического развития регионов и определения объемов финансовой помощи региону.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.