![]() |
|
|
Реферат: Государственное регулирование экономики
1.5)Основные сферы государственного вмешательства . Теперь поподробнее рассмотрим основные сферы вмешательства государства в экономику . Этот вопрос кратко затрагивался в обзоре этих сфер . Внешнеэкономическое регулирование . Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики , имеющими внутриэкономическую направленность , существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования . Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи : изменение учетной ставки , налогообложения , новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др. Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей . Это , в первую очередь , меры стимулирования экспорта товаров , услуг , капиталов , научно - технического и административного опыта : кредитование экспорта , гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом , введение или отмена количественных ограничений , изменение пошлины во внешней торговле ; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны , изменение условий его функционирования и репатриации , качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала , привлечение в страну иностранной рабочей силы , участие в международных экономических организациях , интеграционных межгосударственных объединениях . Общественные товары (общественные блага) . Классическим примером блага служит маяк. Подобный вид услуг называется государственным. Рыночная система не в состоянии производить подобные услуги. Выгоды от общественных благ достаются обществу. Предоставляемые государством общественные товары (public goods) призваны удовлетворять коллективные потребности , которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок . В отличие от общественных , товары , на которые спрос выражается в денежной форме и может быть удовлетворен рынком , называются частными . Общественные товары имеют определенную региональную структуру : национальная оборона распространяется на все население страны , республиканский парламент обслуживает граждан данной республики , городской водопровод – жителей города и т.д. Свойства общественных товаров : 1) потребляются коллективно , сообща ; 2) не могут быть исключены из потребления . Если хотя бы один член общества участвует в потреблении общественного товара , все остальные граждане делают то же самое , даже в тех случаях , когда они этого не хотят ; 3) их предложение обеспечивается государством ; 4) государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных товарах ; 5) индивидуальное потребление общественного товара не наносит ущерба интересам других потребителей , иными словами , объемы индивидуального потребления общественного товара равны между собой и равны совокупному его предложению Общественный товар может перейти полностью или частично в разряд частного товара . Если абстрагироваться от производства общественных товаров , то можно представить дело так , будто государство имеет неограниченный запас общественных товаров и его задача состоит только в выравнивании его с совокупным предложением . В действительности нельзя игнорировать производство общественных товаров . В результате исследований экономистами был сделан вывод , что спрос на общественные товары формируется не столько индивидуальными потребителями , сколько теми , кто выигрывает от их производства и соответствующего перераспределения доходов посредством государственного бюджета . Общественные товары связывают , с одной стороны , коллективные потребности , с другой – налоговую и бюджетную политику государства .При этом размеры и структура бюджетных расходов зависят от оптимального предложения общественных товаров , которые являются денежными оценками государственных услуг . Сложность задачи заключается в том , что государству необходимо оценить оптимальное предложение общественных товаров в условиях полной неопределенности , так как принцип неисключаемости из потребления побуждает людей не обнаруживать свои предпочтения . Не меньшие сложности связаны и с определением размеров подоходных налогов . Если потребители получают общественные товары в одинаковом количестве , то и платить за них налоги они должны в равной мере . Но налоги , равные по своей абсолютной сумме , не будут справедливы из-за имущественных различий налогоплательщиков . К тому же они по-разному оценивают полезность одних и тех же денежных сумм (для человека , имеющего миллион , 500 долларов имеют меньшее значение , чем для человека , который имеет 1000 долларов) . Поэтому вводится разумная шкала прогрессивного налогообложения , которая обеспечивает государству достаточный объем поступлений в бюджет и приведет к более справедливому распределению доходов , устранив влияния на него многих оценок полезности денег . Из концепции общественных товаров экономисты сделали следующие выводы для экономической политики государства : 1) поскольку гражданин страны покупает общественный товар по цене , равной налогу , то необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета , формируемыми из налогов , и его расходами ; 2) структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары ; 3) с увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен соответственно увеличиваться или уменьшаться государственный бюджет . Распределение ресурсов на общественные товары. В условиях, когда рыночная система не выделяет ресурсы на производство общественных благ (товаров и услуг), а у государства их недостаточно, то общественные товары приобретаются через посредство правительства на основе групповых или коллективных решений. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служат дополнением к решениям домохозяйств и предприятий Внешние эффекты . В некоторых случаях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесия из-за особых дефектов , возникающих в процессах рыночного производства и потребления . Так называемые внешние эффекты (externalities) не выражаются в денежной форме , и рынок не реагирует на них , это делает необходимым вмешательство государства в экономику , которое как бы выправляет несовершенство рынка и обеспечивает псевдорыночное равновесие . Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических , но и от социальных , политических и других последствий индивидуальных рыночных действий . Классическим примером является загрязнение окружающей среды, которое существенно влияет на баланс социальных и рыночных затрат . Внешние эффекты можно классифицировать следующим образом : по источникам возникновения – на производственные и потребительские ; по объектам воздействия – производство и потребление . Кроме того , каждый эффект характеризуется знаком – положительным или отрицательным . Таким образом , возможны восемь основных типов внешних эффектов . Государство , выполняя свою функцию , выявляет внешние эффекты ; измеряет их в денежной форме ; принимает решения , компенсирующие несовершенство рыночной системы . За этим следует немедленная реакция хозяйствующих субъектов и изменение макроэкономических параметров (перераспределение ресурсов , изменение структуры цен и др.) . В оптимальном варианте государственные решения , регулирующие внешние эффекты , не должны ущемлять индивидуальные экономические интересы , так как они лишь дают денежную оценку уже случившемуся увеличению рыночных (частных) затрат или доходу. Предложения экономистов по регулированию внешних эффектов сводятся к следующему : 1) введение специальных налогов , которые вместе с субсидиями из государственного бюджета позволят перераспределять средства в пользу пострадавших от внешних эффектов ; 2) установление с помощью государства цен , учитывающих внешние эффекты . Это расширяет экономические функции государства и отвечает условиям свободной конкуренции . Подобный подход используется при установлении “справедливой цены” в мировой торговле . В соответствии с этой концепцией цены на экспортные изделия развивающихся стран должны включать в себя не только полные издержки и компенсацию за импорт инфляции , но и компенсацию за прошлую эксплуатацию , а также “социальные издержки” , гарантирующие минимальный уровень благосостояния и необходимый темп экономического развития . Такой подход к ценообразованию сейчас официально признан ООН и считается ею наиболее приемлемым для международных экономических отношений . Перераспределение ресурсов. Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, связанные с распределением ресурсов . Это ситуации, когда рыночная система либо (1) производила "не те" количества определенных товаров и услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой - с государственными, или социальными, благами. Переливы ресурсов, или побочные эффекты. Что это значит? Оптимальный обьем ресурсов должен распределяться на производство каждого из множества товаров и услуг . Вывод же о том , что конкурентные рынки автоматически делают распределение эффективным, является неверным. На самом деле присутствуют допущения о том, что не существует переливов, или побочных эффектов, связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги. Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива. В качестве примера здесь можно привести случай , когда предприятие загрязняет окружающую среду (например, реку) . В этом случае часть издержек предприятия несут купальщики , рыбаки и т. д. Предприятие несет издержки намного меньшие , чем все издержки, связанные с производством данного товара , повышает предложение своего товара , получает большую прибыль , привлекает больше ресурсов для расширения своего производства . Возникает нелогичное распределение ресурсов . Государственная политика перераспределения доходов . Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемые уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности . В этом состоит некая социальная “несправедливость” рынка . Государство , принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь , организует перераспределение доходов . Но , вторгаясь в сферу распределения доходов , государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов . Неравенство доходов – обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы , только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию . Активность государства в перераспределении доходов можно оценить объемом и динамикой его социальных расходов , осуществляемых главным образом через центральный и местные бюджеты . Поскольку социальный критерий – наделение каждого доходом , обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной деятельности , -- допускает различные толкования , то правомерен вопрос о пределах государственного регулирования . Но невозможно четко , с использованием количественных показателей , очертить минимальные и максимальные границы участия государства в перераспределении доходов . Возможны лишь качественные ориентиры . Минимальная граница подвижна , на нее влияют текущее состояние экономики , уровень жизни в стране , определяющий потребительские стереотипы , модель регулирования экономики. Большую роль здесь играет понимание людьми понятия достойная жизнь и его критериев . Максимально допустимая граница , через которую государству не следует переступать при любой модели рыночной экономики , -- одна из самых трудных проблем в современном рыночном хозяйстве , -- далека от удовлетворительного решения. Вот некоторые положения , очерчивающие верхний предел : 1) размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства , его бюджетом . Если социальные выплаты превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции , то перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов. 2) размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства . Выполняя свои обязательства перед населением , государство должно действовать предельно осторожно , не допуская чрезмерного налогообложения , снижающего эффективность экономики . Более того , когда непомерные социальные расходы влекут за собой повышение уровня налогообложения , то возникает макроэкономический эффект , связанный с дефицитом сбережений . Нарушается макроэкономическое равновесие инвестиций и сбережений на товарных рынках , ограничиваются возможности расширения производства . 3) при определении объемов и сроков выплат социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты , которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например , при помощи безработным следует установить такой объем пособий и сроки выплат , чтобы не ослабить у них стремления к поиску рабочих мест ). Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами . Прямые каналы перераспределения идут от бюджета . Государство , взимая налоги , аккумулирует средства в бюджете, (доходная часть) , чтобы затем использовать их (расходная часть) на социальные программы , пособия выплаты и т. п. К косвенным методам перераспределения доходов в рыночной экономике можно отнести благотворительные фонды , льготное налогообложение неимущих слоев населения , предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным , государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы . Благотворительные фонды имеют бесспорное преимущество перед остальными способами , т. к. полностью согласуются с господствующим в рыночной экономике принципом рационального поведения : решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его желанием , а не навязано извне . В свою очередь , государство освобождает от налогообложения доходы , идущие на благотворительные цели . Государственное регулирование рынка труда . Существует два подхода к регулированию рынка труда : кейнсианский и монетаристский . Рассмотрим каждый из них . Английский экономист А. У. Филлипс (Phillips A. U.) указал на существование некой зависимости между темпами роста номинальной заработной платы (W) и уровнем безработицы (U). Исследуя эту зависимость , он получил кривую , названную впоследствии кривой Филлипса (см. рис. 1). Надо , однако , отметить , что в долгосрочном периоде форма кривой Филлипса не имеет универсального характера , то есть в долгосрочном периоде эта зависимость не сохраняется . Классическая кривая Филлипса не получила практического
роста номинальной заработной платы
экономической политики и указанную зависимость невозможно использовать W= f(U) для оптимизации политических
PE казали , что темп роста номинальной
UE G темп роста цен (P) и привести рис. 1 кривую к виду P=h(U) . Таким образом , они получили зависимость между темпами роста цен и уровнем безработицы . Они же дали кейнсианскую трактовку кривой Филлипса . В последнее время кривая подверглась многократным проверкам , в результате которых было установлено , что кривая Филлипса достоверно описывает только краткосрочную динамику инфляции и безработицы , измеряемую текущими показателями . По кейнсианской теории инфляция выступает как плата за низкую безработицу и высокую занятость . Выбор определенной комбинации темпа инфляции и безработицы зависит от основной цели экономической политики , задаваемой кривой государственного предпочтения GG (см. рис.1) . Точка касания краткосрочной кривой Филлипса и кривой государственного предпочтения (точка Е) и дает оптимальные значения темпа инфляции РЕ и безработицы UE . Задача государства состоит в том , чтобы , основываясь на своих предпочтениях , перевести экономику в положение , характеризуемое точкой Е , используя для этого бюджетные , налоговые и денежные инструменты экономической политики . Монетаристы подвергли всю неокейнсианскую версию кривой Филлипса сомнению . Они подчеркивали краткосрочность кейнсианской интерпретации и указывали на игнорирование Дж.М.Кейнсом случайного характера инфляции и ее восприятие субъектами экономики , что также немаловажно . Они ввели понятие ожидаемого темпа инфляции , который представляет собой оценку различными субъектами развития инфляции в будущем , их прогноз . Монетаристы выделили точку , в которой достигнут естественный уровень безработицы . Это значит , что государству надо полностью прекратить макроэкономическое регулирование занятости , дать ей возможность совершать рыночные колебания , при необходимости корректируя их микроэкономическими методами . Главной заботой государства становится поддержание темпа роста цен на сравнительно низком уровне посредством правильной денежной политики . Монетаристы выделили , что , пытаясь установить полную занятость , государство в состоянии добиться лишь кратковременного снижения уровня безработицы , за которым последует немедленный его рост . Однако даже этот результат приходится оплачивать нарастающим темпом инфляции . Таким образом , можно утверждать , что в каких бы формах ни выступала экономическая политика , направленная на поддержание искусственно низкой безработицы , она в конечном счете обязательно оборачивается стагфляцией . Если же безработица превышает естественный уровень , то необходимо вмешательство государства , деятельность которого развивается по двум основным направлениям . Первое направление – регулирование уровня и продолжительности безработицы . Задача государства заключается в том , чтобы снизить безработицу до естественного уровня . Вторгаясь в область занятости , оно вправе пользоваться такими методами , которые , сохраняя свою высокую эффективность , одновременно являются нейтральными по отношению к инфляции или вызывают минимальные инфляционные экономические последствия . Хорошие результаты дают целевые программы как регионального характера , так и облегчающие трудоустройство определенных социальных групп (например, молодежи) . К тому же все они инфляционно нейтральны . Второе направление – социальная защита безработных . От государства потребуется немалая осмотрительность в определении форм и размеров социальной защиты , а также способов ее распределения . Социальная политика даст определенный эффект , если будет строиться на реальных возможностях экономики . Государственная социальная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того , к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение . В первую очередь стоит позаботиться о потерявших рабочее место не по своей воле или вынужденно . Антимонопольная политика . Монополизм порожден рынком , но монополизм и рынок – противоположные понятия . Монополизм разрушает экономику , вызывает рост цен при сохранении качества , замедляет научно - технический прогресс . Рассмотрим основные принципы антимонопольной политики : 1) Изучение рынков , выявление среди них конкурентных и монопольных . Для выяснения степени монополизации рынка можно использовать , например , показатель , характеризующий долю четырех крупнейших корпораций в общем объеме предложения продукции . Если показатель превышает 60% , то рынок считается монополизированным , если меньше 20% , то рынок не монополизирован . 2) Дифференцированный подход к монопольным рынкам . Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще . Конечная цель антимонопольной политики состоит в том , чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии . 3) Выявление зоны естественной монополии , в принципе не подлежащей демонополизации . В частности , для эффективного управления технологическими олигополиями нужны преимущественно административные методы . , включая текущее и перспективное планирование производства и инвестиций , контроль над ценами , качеством продукции и т. д. Вмешательство государства в научно - техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм , благоприятствующих свободному обмену научно - технической информацией как внутри отдельных стран , так и между ними . Что касается государственной монополии в отношении товаров неэластичного спроса , то государство национализирует их производства , устанавливает административный контроль над ценами , фиксированные ставки акцизного налога и пр. 4) Выявление монополий , в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику . Государство стремится на допустить превращения крупного бизнеса , возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала , в монополию , нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма . Государство контролирует процессы слияния корпораций , и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Пока существуют монопольные рынки , их нельзя оставлять без государственного , преимущественно административного , контроля . Экономические регуляторы малоэффективны , ибо на их применение монополия отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства , решая свои проблемы за счет потребителя . Имея дело с монополиями необходимо одновременно контролировать и регулировать цену , количество и качество продукции . Контроль какого - то одного из этих параметров при свободном формировании других не даст желаемого результата . Государство , защищая интересы граждан , вправе снимать административный контроль лишь по мере демонополизации рынков . 5) Сочетание антимонопольной политики , правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационного механизма , обеспечивающего их реализацию . Антиинфляционная политика . Цель антиинфляционной политики состоит в том , чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен . Для этого разработан и проверен на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования . Бороться можно лишь с открытой инфляцией . Подавленная инфляция не оставляет государству иного выбора , кроме переключения ее на открытый режим . |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |