на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Экономика 34 вопроса


Реферат: Экономика 34 вопроса

1. Возникновение, основные этапы и направления развития экономической теории.

Донаучные элементы отрывочных экон знаний встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы в древности появились в рамках единой философской науки. Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие «экономика» – правила ведения домашнего хозяйства.

Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:

1 этап. Экон учение дорыночной эпохи —включает экон учения Др мира и средневековья. В это время экон мысли выражали философы и религиозные деятели. Экон знания не систематезированы, отдельной науки пока нет. Первая школа экон науки – мер­кантилизм. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.

2 этап.Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась класс экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экон теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты класс экон науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т.е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала – получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. Марксист­ское экон учение вышло на арену с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном своем произведении "Капитале" Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма 18-19в. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочным

3 этап. Период развития учения о регулировании рыночной экон 30-х гг. 20 века. Принцип экон либерализма обнаружил свою несостоятельность, появилась идеи социального контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки. Опирался на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление —Неолиберализм - сто­ронники которого отстаивают принцип саморегулирова­ния. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экон роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экон деятельности. Гос должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиб школа — монетаризм — экон теория в которой денежная масса играла роль определяющего фактора (изменение кол денег ведет к изменению объема производства). Лидер монет Фридман попытался доказать вредность излишней регламентации и вмешатель­ства государства в экон. Сторонни­ки считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать рав­новесие между предложением и спросом, между производ­ством и потреблением. Вмешательство гос может вызывать нарушение равновесия, снижение экон эффективности. Другое направл —неокейнсианство — выступают за постоянное, система­тическое вмешательство государства в экономику. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регули­рования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в соче­тании государственного и рыночного регулирования эконо­мики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.

2. Экономическая террия: предмет, специфика методологии.

Предметом ЭТявляется то, что она изучает. ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Существует несколько определений предмета: 1.Марксистское —экон отношения производства, распределения, об­мена и потребления. 2.Самуэльсон —выбор способа использования дефицитных ресурсов. 3.Эапад ли-ра ввела понятие «проблема выбора" — выбор между целями и ограниченными рксурсами, допускающими альтернативное использование. ФункцииЭТ: познавательная функция (накопление научных знаний); методологическая; прогностическая (прогнозы развития); практическая (обеспечивает экон политику). Методология —учение о принципах построения, формах и способах научного познания. ЭТ является методологической основой всех экон дисциплин, раскрывает сущность и содер­жание экон процессов в обществе в целом, а конкретные эконо науки отражают отраслевые особенности. Методология ЭТ базируется на научных методах исследования. Различают общенаучные методы и частные. К общенаучным методам относятся метод индукции (от частного к общему), научной абстракции (выделение наибо­лее существенных сторон и отвлечении от второстепенного), функциональный анализ. Экон явления исследуются: 1.системно, т.е. расчленяется на со­ставные эле­менты, каждый из которых подвергается изучению,2. исследуются взаимосвязи экон яв­лений (например рост цены на товар ведет к уменьшению спроса),3.исследуются в про­цессе развития, что необходимо для выяснения тенден­ций. Коли­чественный анализ использует статисти­ку, методы математического моделирования и вычислительную технику.

3. Основные формы общественного хоз-ва и их модели. Особенности становления рыночной модели экономики в России

Осн исторические формы общ хоз-ва: 1.Натуральное хозяйство (производство для внутр потребления (не для продажи), различают: а)патриархальное хоз; б)общинное хоз; 2.Товарное производство. Различают простое и капиталистическое товарное производство (простое базируется на частной собственности и личном труде, капиталистическое - на частной собственности и использовании наемной рабочей силы).

В каждой экон системе существуют свои модели организации хоз. Экон системы раньше разделяли на капит, соц и смешанные. Сейчас различают: 2 рыночные экон системы—а) чистый капитализм (в кот доминирует рыночный механизм и совершенная конкуренция), б) современный капитализм; и 2 нерыночные системы – традиционная и командно-административная(плановая) экономики. В план экон существовали советская и ки­тайская модели. В современной экономике существуют различные модели: американская, японская, шведская. Предпринимательская модель (например, — американская построена на системе поощрения предпринимательской деятельности, обогащения наиболее активной части населения). Социальная (Шведская) модель отличается сильной социальной политикой (направленной на перераспределение нац дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения). Японская модель - приоритет общенациональных интересов, характеризуется отставанием уровня жизни населения от развития производственных сил. Существует понятие переходной экономики, например в Р, промежуточное состояние между плановой и ры­ночной экон. Особенность Р: гос собственность на средства производства; экон система находилась в кризисе (несоответствие спроса и предложения, финансовый кризис,). Кроме того макроэкономическая несбаланси­рованность (дефицит бюджета, высокая инфляция), неравномерность в развитии отдельных секторов экономики (проявлялось в гипертро­фированном развитии ВПК, тяжелого машиностроение); неравномерность в технико-технологическом уровне отраслей; деформированная структура АПК (не обеспечивала продовольствием. Вариант макроэкономической стабилизации для России был выбран в форме «шоковой терапии» — совокупность макроэкономических мероприятий, включающих ликвидацию бюджетного дефицита, проведе­ние жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы но все это предполагалось при условии короткого временного отрезка, отпущенного для экономической стабилизации. Но реформы затянулись, а Р находится в со­стоянии кризиса. Необходимо: преобразование форм собственности и становление рыночных структур, осуществление структурной перестройки и технико-технологическое обновление производства. Переход в тех странах, где существовал не только гос сектор экономки, но и частный, су­ществовали традиции, отличается большей устойчивостью и меньшей нестабильностью. Как правило, чем больше реальной демократии в экономической и политической системе допускала модель ко­мандной экономики в прошлом, тем быстрее идет трансформация экономики.

4. Экономическая теория товара.

Благами называются средства, пригодные для удовлетворения потребностей. Блага подразделяются на мате­риальные (дары природы, землю, воду, воздух и климат продукты с/х и промышленности) и немате­риальные (способности, професс мас­терство, репутация). Выделяют неэкон и экон блага. Первые не обмениваются на другие блага (воздух). Экон благом является товар. Т - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке. Исходя из общественной потребности товары делятся на средства производства и предметы потребления. Средства про­изводства - это товары, удовлетворяющие производственные потребности общества. Предметы потребления - это товары, удовле­творяющие личные потребности человека. Различают долговременные и недолговременныеТ: первые используются постоянно (оборудование); вторые лишь раз и полностью по­требляются (питание). Т делятся на взаимозаменяемые (например нефть и газ) и взаимодополняемые (магнитофон-кассета). Товаром считается и услугаТ характери­зуется двумя свой­ствами: способностью удовлетворять ту или иную потреб­ность и воплощенными в нем затратами общественного труда. Соответственно этим 2 началам товар обладает 2 свойствами: потребительная стоимость и стоимость. Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары. Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один Т на другой. Основой обмена является стоимость - то общее, что свойственно всем Т, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в Т, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости. Стоимость бывает индивидуальная и общественная. Индивидуальная - это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Общественная стоимость проявляется на рынке. Величина стоимости товара зависит от трех факторов: а) общест­венная производительность труда; б) ограниченность и редкость ресурсов; в) спрос и предложение. По вопросу величины стоимости Т существуют три подхода:

1.   марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воз­действием двух факторов:

а) производительности труда;

б) интенсивности труда.

2.   австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы.

3.   кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.

5. Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений. Эволюция денег.

Д возникли в результате развития обмена и развития товарно-денежных отношений. Они стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена. Сначола роль денег выполняли товары, затем благородные металлы (чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег). В результате из товарного мира выделился один товар, на который стали обмениваться все другие товары. Этот товар – золото, он стал всеобщим эквивалентом. Д- это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Д существуют в металлистическом и номиналистическом выражении. Монета – это металл определенной формы, веса и достоинства. Бумажные деньги: банкнота; казначейский билет. Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки. Функции денег: мера стоимости, средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги.

Развитие межд экон связей (внешнеторговых, кредитных т.д.) требует функционирования Д на мировом рынке. Мировые Д выступали в виде слитков золота. По мере развития товарного обмена Д превращаются в знаки стоимости. По мере развития денежной системы бумажные и кредитные Д, функционирующие внутри страны и выполняющие функции средства обращения и платежа, перестают размениваться на золото. В современных межд торговых отношениях роль мировых Д играют валюты ведущих стран мира, и, в первую очередь, доллар США, который стал функционировать как межд платежное и резервное средство. Золотые запасы при этом выполняют роль ликвидных активов для получения резервных валют и др. Отход от металлического базиса - одна сторона эволюции денег, другая - тенденция к сохранению страхового фонда в форме золотовалютного запаса.

6. Рынок: содержание, функции, типология.

Р - это есть совокупность экон отношений производства и обмена товаров при помощи денег; рынок - это обмен, организованный по законам товар­ного про­изводства и обращения; рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предло­жения; рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потреби­телей продукции. В общем виде, рынок — это специфический способ организации экон деятельности в масштабе всей экон сис­темы. Характерными чертами и условием существования современного Р являются: 1.Свободный доступ и свободный выход. 2.Полная свобода перемещения материальных, финансовых и людских ресурсов. 3.Равные шансы для всех, исключаются какие-либо привелегии. Функции рынка: Ценообразующая; Посредническая; Информационная; Регулирующая; Санирующая (очистка рынка от неконкурен­тоспособных производителей). Конечно, это идеальная модель, основанная на свободной конкуренции и потенциально равных шансах для всех продавцов и покупателей. Конкуренция - состязание за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. К (в идеале) выступает как механизм стихийного регулирования через спрос, предложение и динамику цен; способствует экон равновесию (когда совокупный спрос по объему и по структуре равен совокупному предложению по объему и по структуре). В итоге можно сделать вывод —Р -это механизм реализации рыночной экономики. В реальности конк несовершенна, а на рынке действуют мощные монополии (стремятся установить монопольные цены). В со­временных усло­виях Р как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал – стихийного (конку­рентного) и организующего (монопольного). Монопольное начало предполагают наличие элементы сговора, упорядоченные, согласован­ные действия. Сочетание между конкурентным и монопольным нача­лами должно быть оптимальным.

По форме конкуренции, различают рынки: рынок свободной конкуренции, чистая монополия (власть одного), олигополия (власть немногих), монополистическая конкуренция (регулируется государством),

По виду товара различают рынки: Рынок товаров и услуг, Рынок недвижимости, Рынок средств производства (включая землю), Рынок труда, Финансовый рынок или рынок капитала (Рынок ссудного капитала), Рынок ценных бумаг (Рынок кредитных ресурсов), Рынок «ноу-хау» и другой информации,

По территориальному признаку: местные, национальные, региональные, мировой.

7. Структура и инфраструктура рынка: сущность и основные элементы.

Рынок — сложная система с определенной структурой. Структура — внутреннее строение, порядок расположения и удельный вес в общем объеме элементов системы. Признаки структуры: целостность, связь элементов, устойчивость связей. По виду товара различают рынки: Рынок товаров и услуг, Рынок недвижимости, Рынок средств производства (включая землю), Рынок труда, Финансовый рынок или рынок капитала (Рынок ссудного капитала), Рынок ценных бумаг (Рынок кредитных ресурсов), Рынок «ноу-хау» и другой информации. По территориальному признаку: местные, национальные, региональные, мировой. Структуру рынка упрощенно (без учета финансового и внешнего рынков) можно представить схемой. В ценре внимания рынка 3 вопроса (что, как и для кого производить). В верхней части схемы — спрос на потр Т находит удовлетворение в предложении со стороны производства. На рынке потр Т в зависимости от спр и предл определяется ответ на вопрос «что производить». В нижн части схемы —вопрос «как производить» решается в производстве.Очевидно, чем меньше издержки и чем больше объем выпускаемой продукции, тем меньшую цену можно назначить в конкурентной борьбе за спрос на товарном рынке. Большую роль играют все факторы производства и цены на них, которые устанавливаются конкуренцией на рыке труда, капитала, средств производства. Ры­нок диктует производителю как эффективно использовать ограниченные ресурсы, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и получить доходы. На вопрос «для кого производить» — рынок отвечает — для тех кто в состоянии покупать, т.е. располагает деньгами. Упро­щенно — это те, кто на рынке труда в конкурентной борьбе смог победить и обеспечить себя.

Инфраструктура рынка — это система организаций (элементов и экон институтов), обеспечивающих своб движение товаров: 1. Организационная база И —снабженческо-сбытовые, брокерские и др посредни­ческие организации. 2.Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. 3.В кредитно-расчетную базу входят отдельные банки, страховые организации. И обеспечивает: производство всеми необходимыми факторами (рабочей силой, средствами производства, капиталом) и необходимой информацией об ограниченных ресурсах общества. Элементы И: ярмарки, аукционы, биржи, банки, страхов общ, транспортные и информационные системы и т.д. Ярмарка —регулярный рынок широ­кого значения. Аукционы — место продажи товара по максималь­ной цене (товары доста­ются покупателю, который назвал самую высокую цену). Биржа —- это торговый посредник, способствующий заключению оптовых сделок между продавцами и покупателями товаров, ва­люты, ценных бумаг. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда, (распро­странены фьючерсные товарные сделки — с поставкой в будущем). На биржах продаются и покупаются не сами товары, а контракты на их поставку. На фондовой бирже — купля-продажа ценных бумаг на основе их биржевого курса. Биржа труда—посредник по купли-продажи рабочей силы. Элементом И рынка выступает кредитная система: банки, страховые компании, фонды. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммер­ческие (осуществляют прием вкладов и пре­вращают их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических но­вовведений) и инвестиционные банки. В рыночную инфраструктуру входят и гос финансы: республиканские и местные бюд­жеты. Важной частью инфраструктуры рынка является система законодательства, опре­деляющая правила "рыночной игры".

8 Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложения, цена.

Рын мех – это мех формирования и распределения ресурсов, мех взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен, качества и объема производства. Основой мех рыночной саморегуляции являются спрос и предложение. Рыночное равновесие устанавливается, когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Предложение – это совокупность товаров находящихся на рынке или способных быть произведенными. Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения с понижением цен сокращается так же и предложение. Спрос - количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается. Цена — это денежное выражение стоимости товара. Уровень цен определяется стоимос­тью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота). Существуют 2 концепции ценообразования:

-    в основе 1 лежит трудовая теория стоимости. Согласно этой концепции основы цены составляют затраты прошлого и живого труда, т.е. стоимость. Чем она выше, тем выше цена.

-    2-ая концепция характерна для представителей неоклассического направления, объединившего множество школ прошлого века и нынешнего. Она утверждает, что каждый покупатель имеет свою шкалу ценностей и оценивает товар с учетом собственных потребностей, а поэтому и цена будет разной.

Суть это концепции сводится к тому, что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и пред­ложением. Согласно этой теории, если спрос превысит пред­ложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. При определении цены товара учитываются спрос и предложение, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д. На механизм колебания цен обращали внимание многие экономисты. Наиболее известным является положение А. Смита о "невидимой руке", которая направляет действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориен­тиром для нее является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненных действий, основан­ных на подчинении ценовому механизму, рождается опреде­ленный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре об­щественных потребностей. "Невидимая рука" — это деперсонифицированный, безличностный ценовой механизм.

Рыночный механизм с высокой степенью эффективно­сти решает проблему производства необходимых потреби­телям товаров и услуг. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объ­ему и структуре общественных потребностей, распределе­ние факторов производства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве произво­дить.

9. Экономические институты и гос-во в рыночной экономике.

Экономику любого гос можно рассматривать как систему,в которой экон отношения складываются под влиянием как экон, так и социол, полит и со­циально-психологических факторов. Представители институционально-социологического на­правления проводят систем­ный анализ процессов и явлений, называемых ими инсти­тутами, под ними понимают: государство, корпорации, монополии, профсоюзы; а также конкуренцию, налоги, и устойчивый образ мышления, и юридические нормы., государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явле­ния (например, обычаи, нормы поведения различных соци­альных групп, привычки, инстинкты и т.д.). В экон теории рассматривается равновесное состояние, а в реальности происходит постоянная эволюция, жестокая борьба за существование. Экон поведение человека не всегда рационально и зависит от многих факторов и в том числе психологических (соперничество, стремление к успеху и т.д.). В совр рын экон велико влияние таких институтов как корпорации, профсоюзы, политические партии, объединения предпринимателей, государство. Их роль не одинакова на разных стадиях существования экономики. Существует теория, что на первой стадии рыночного хозяйства собственность и власть находятся в руках предпринимателей, которые впоследствии делятся на владельцев капитала и организаторов производства. Источником дохода владельцев капитала является не реальный сектор экономики, а ценные бумаги, владельцы капитала —праздный класс. Противоречие между праздным классом и производительными классами приведет к тому, что власть перейдет в руки технократии, а собственность на капитал перейдет в акционерную форму — такой порядок называют технократизмом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.