на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Безработица как социально-экономическое явление


 

2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и

безработицей.

Как свидетельствуют проведенные опросы, большинство работников не удовлетворено уровнем оплаты своего труда. Тем не менее часть респондентов согласилось бы получать меньшую зарплату, при условии гарантии их занятости. Но есть и такие, кто предпочел бы гарантированной занятости более высокую оплату труда. Вопросы, связанные с определением цены рабочей силы с тем, как соотносятся зарплата и денежная масса, находящаяся в обращении, как уровень оплаты зависит от состояния рынка труда и размеров безработицы, являются весьма сложными и социально наиболее важными в теории занятости.

Пожалуй, не в одной стране не отличалось столь высокой скрытой безработицы, столь значительного снижения реальной зарплаты на фоне повышения уровня безработицы, и такого явления, как длительные задержки выплаты зарплаты.

Многие экономисты, как зарубежные, так и отечественные, считают высокий уровень зарплаты или ее рост главными причинами сохранения спроса на труд, а низкий уровень зарплаты или ее уменьшение – средством увеличения занятости, ссылаясь на закон спроса и предложения. Действительно, чем выше цена рабочей силы, тем ниже вроде бы спрос и наоборот. Так, в учебнике американского экономиста Н.Г.Мэнькью подчеркивается, что “жесткость реальной зарплаты уменьшает вероятность трудоустройства и повышает уровень безработицы”. И в учебнике нашего ученого Кашаева В.Д. говорится, что поскольку зарплаты включают в издержки производства, ее рост вызывает повышение цен на выпускаемую продукцию, следствием чего может оказаться снижение спроса, а значит сокращение объемов производства и занятости.

К сожалению, из теоретических положений об отрицательном влиянии повышения зарплаты на рост безработицы делаются  соответствующие выводы и даются рекомендации относительно практической деятельности профсоюзов. Так, К.Р.Макконели и С.Л.Брю утверждают: успех любого профсоюза в установлении ставок зарплаты выше равновесной сопровождается уменьшением числа занятых рабочих.

Но статистика свидетельствует, что вопреки всем утверждениям, что в РФ увеличение безработицы шло одновременно с резким уменьшением зарплаты, связанным главным образом со спадом производства.

Как видно из приведенных данных, в 1995 г. реальная зарплата составила всего лишь 45% уровня 1991 г. По официальным данным за 1996-97гг. начисленная зарплата как будто увеличилась, но огромные невыплаты, в результате которых задолженность по зарплате к ноябрю 1997 г. составила 55,2 трлн. руб. , привели к дальнейшему падению жизненного уровня большинства населения РФ.

Задержки выплат зарплаты – грубое нарушение Конвенции №95 “Об охране заработной платы”, ст.12 которой гласит: “Заработная плата выплачивается регулярно…сроки выплаты устанавливаются законодательством данной страны или определяются договорами или арбитражными решениями”. В нашем КЗОТе ст.96 устанавливает, что зарплата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца; только для отдельных категорий работников могут быть установлены иные сроки.

Кроме того события 17 августа 1998 г. вызвали новое резкое падение реальной зарплаты, которое происходило на фоне дальнейшего сокращения занятости.

В сложившихся условиях повышение зарплаты поможет оживить экономику, предотвратить ее дальнейший спад и деградацию рабочей силы. Ведь любое снижение зарплаты сужает внутренний круг товаров, а значит способствует не увеличению, а уменьшению занятости.

Так, Кейнс в полемики со сторонниками классической школы утверждал, что рынок труда в отличие от рынка других товаров – специфический рынок, на котором предложение рабочей силы мало зависит от уровня спроса на него, т.е. от уровня зарплаты. В своей работе “Общая теория занятости, процента и денег” он анализировал вопрос о том, ведет ли сокращение денежной зарплаты при равных прочих условиях непосредственно или косвенно к увеличению занятости, и пришел к выводу, что не ведет.

Кейнс издал собственную теорию занятости, согласно которой параметром, с которым соотносится объем занятости, является объем эффективного спроса. Отсюда, наиболее разумной политикой, ограничивающей оптимальные соотношения оплаты с занятостью, достигается в конечном счете при условии удержания устойчивого уровня зарплаты. 

2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие

нарушения законодательства.

Действующее законодательство осталось практически неизменным с советских времен с присущей ей установкой на полную занятость населения и нормальной продолжительностью рабочей недели не более 40 часов. Для отдельных категорий (работников не достигших 18 лет, учителей, врачей, женщин, работающих в сельской местности; работников, занятых на вредных производствах) рабочая неделя сокращается до 36 часов, а в отдельных случаях (например, для подростков 15-16 лет) до 24 часов.

Сверх суточная работа допускается только по разрешению соответствующего выборного профсоюзного органа и не должна превышать 120 часов в год или 4 часов в день в течении 2 дней подряд. Женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, не допускаются к сверхурочным или ночным работам и не отправляются в командировку даже с их согласия. Дети в возрасте 14 лет также не допускаются к сверхурочным работам и не могут направляться в командировки.

Столь же детально регламентируется порядок предоставления основных и дополнительных выходных дней, отпусков по уходу , а также ежегодно оплачиваемого отпуска и административных отпусков.

Чрезмерная жесткость законодательства, регулирующего рабочее время, ведет к его практически повсеместному несоблюдению, т.к. оно абсолютно не соответствует существующему положению. В условиях дефицита рабочих мест и низких пособий по безработице работники согласны трудиться столько, сколько потребуется, чтобы удержаться на своем рабочем месте.

В связи с этим появилось еще одно распространенное явление: неоплачиваемый административный отпуск, когда работодатели принуждают работников “добровольно” брать такие отпуска на неопределенно долгий скор, а люди, боясь оказаться в армии безработных, соглашаются с этими серьезнейшими нарушениями законодательства. 

Глава 3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости.

3.1 Закон о занятости населения

Принятый в 1991 г. и бес­спорно прогрессивный  с точки зрения формирования    новых социально-экономи­ческих ценностей Закон РСФСР “О занятости населе­ния в РСФСР” основан на об­щих представлениях об уп­равлении рынком труда в ус­ловиях рыночной экономи­ки. В ходе экономических преобразований неодно­кратно ставился в повестку дня во­прос о корректировке отдельных положений закона “О занятости...” (но отнюдь не об отказе от его “прорыночного” содержания). Что­бы приблизить действующий закон к изменяющимся реалиям, в него дважды вносились достаточно се­рьезные уточнения (в апреле 1996 г. и июле 1999 г.), многие из которых действительно имели принципиальный характер. К тако­вым, например, можно отнести ог­раничение размера пособия по безработице. Если в 1996-1999 гг. его величина не могла превышать среднюю заработную плату в реги­оне проживания и регистрации безработного, то теперь - прожи­точный минимум. При этом мини­мальное пособие по безработице не может быть меньше 20% вели­чины прожиточного минимума. В результате, если раньше мак­симальное и минимальное значе­ния составляли соответственно 1465 руб.  и 83,5 руб., то в мае 1999 г. - соответственно 924 и 184,8. Бы­ло уточнено понятие “занятые граждане”, к како­вым стали относить в том числе и лиц, занимающихся предпринима­тельской деятельностью, выполня­ющих работы по гражданско-пра­вовым договорам (договорам под­ряда) и т.п. При ухудшении финан­сирования государственной поли­тики занятости ужесточились усло­вия регистрации безработных.

Однако, несмотря на эти и дру­гие новации, в целом

можно кон­статировать, что и ныне действую­щая редакция закона несовершен­на. Остановимся на наиболее круп­ных вопросах, которые целесооб­разно решить при его очередной, и, заметим, неизбежной дора­ботке.

Так, до начала реформ нельзя было предвидеть и количественно

описать такие явления, как значи­тельная дифференциация населе­ния по уровню доходов и развитие в широких масштабах не облагае­мого налогом сектора экономики, снижающего реальную потреб­ность в рабочих местах и социаль­ной поддержке части лиц, потеряв­ших работу; простаивающие пред­приятия, занятость на которых не дает гарантии получения заработ­ной платы, что увеличивает спрос на рынке труда; неденежные фор­мы расчетов между хозяйствующими субъектами, уменьшаю­щие возможности финанси­рования государственной политики занятости, а также целый ряд других социаль­но-экономических феноме­нов переходного периода.

Прежде всего, необходи­мо привести название зако­на (которое,

по нашему мне­нию, слишком широкое) в соответствие с содержанием: большая часть его статей фактичес­ки посвящена не занятости как та­ковой, а обязательствам, которые берет на себя государство по под­держке населения на рынке труда. Так, в 11 из 39 статей закона в ре­дакции 1999 г. рассматриваются вопросы, связанные исключитель­но с предоставлением зарегистри­рованным в органах государствен­ной службы занятости населения гражданам социальных гарантий и компенсаций. Во многих статьях речь идет о других социальных обязательствах в области занятос­ти, которые государство либо берет на себя (реализация права граждан на труд, дополнительные гарантии для отдельных - социально уязви­мых - категорий населения, про­фессиональная подготовка, повы­шение квалификации и переподго­товка безработных граждан, орга­низация общественных работ), ли­бо делегирует работодателям. Что касается собственно политики за­нятости (а не ее инфраструктурного обеспечения), то данному вопросу посвящена фактически одна - чет­вертая - статья закона.

Если общая логика закона не изменится, целесообразно поменять его название. В качестве рабочего можно рекомендовать, к примеру, такое - "О государственных гаран­тиях населению в сфере занятости".

В пользу уточнения названия го­ворит и то, что действие многих статей нынешнего закона охваты­вает только регистрируемый рынок труда и его фигурантов (зарегист­рированных в органах государст­венной службы занятости безра­ботных), а не рынок труда в целом. Вторая принципиальная пробле­ма, на решение которой необходи­мо обратить внимание при сохра­нении прежнего названия закона, -включение в него положений, опре­деляющих права и ответственность различных органов исполнитель­ной власти федерального уровня, связанных с разработкой и реализа­цией государственной политики за­нятости. В ныне действующей ре­дакции закона вопросы, связанные с институциональным обеспечени­ем государственной политики заня­тости, решены неудовлетворитель­но. Из структур исполнительной власти, которые должны обеспечи­вать обязательства государства в этой области, в законе упомянута лишь Федеральная государственная служба занятости населения (ст.15), входящая сегодня в состав Министерства труда и социального развития России. Что касается Пра­вительства РФ в целом (упоминает­ся в ст. 3, 13, 22, 24, 25), Централь­ного банка РФ - ЦБ (ст.22). Пенси­онного фонда - ПФ (ст.32), то их роль, согласно существующей ре­дакции, сводится либо к утвержде­нию некоторых норм и нормативов  (например, правительство устанав­ливает механизм введения и размер квоты для приема на работу ин­валидов), либо к выполнению рас­пределительных функций (так, уч­реждения ЦБ аккумулируют на открытых в них счетах средства Госу­дарственного фонда занятости на­селения, ПФ обеспечивает первичное финансирование расходов на выплату досрочных пенсий).

Другие упоминаемое в законе структуры, включая координационные комитеты содействия занятос­ти населения (ст.20). профессио­нальные союзы и иные представи­тельные органы работников (ст.21). являются общественными, и пото­му вырабатываемые ими решения далеко не всегда обязательны для исполнения.

Что же касается Минэкономики и Минфина России - структур ис­полнительной власти, без которых, на наш взгляд, действенная госу­дарственная политика в сфере за­нятости вообще невозможна, то они в законе вообще не упомянуты.

Далее, опыт построения феде­ративных отношений в современ­ной России свидетельствует, что ус­пехи в данном направлении могут быть достигнуты только в том слу­чае, если в каждой предметной об­ласти права и ответственность ор­ганов управления различных уров­ней административно-территори­альной иерархии будут четко раз­граничены и финансово обеспече­ны. Между тем в законе соответст­вующие положения отсутствуют, что затрудняет определение рацио­нального деления бюджета ГФЗН на две части - федеральную и субъ­ектов Федерации. Поэтому поло­жения о разграничении полномо­чий в области государственной по­литики занятости между органами управления различных уровней должны быть четко сформулированы.

Особого внимания требует во­прос о формировании и использо­вании средств ГФЗН. Дело в том, что сегодня территории с относи­тельно невысоким уровнем регист­рируемой безработицы обеспече­ны в целом ресурсами ГФЗН суще­ственно лучше, нежели те, где этот уровень высок. Такая ситуация, на наш взгляд, обусловлена тем, что далеко не все расходы ГФЗН в ре­гионах формируются на нормативной основе. Так, на основе норма­тивного принципа в регионах могут быть сформированы расходы бюд­жета ГФЗН фактически только на выплату пособий по безработице, а Также стипендий гражданам в пе­риод их профессиональной подго­товки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Расхо­ды же по другим статьям бюджетов определяются исходя скорее из ка­чественных, а не количественных критериев. Поэтому механизм рас­пределения бюджетов ГФЗН субъ­ектов РФ целесообразно унифици­ровать на основе нормативного принципа расчета его расходов, за­крепив это в законе.            Еще одна крупная группа проблем, требующая особого внимания, связана с реализацией на практике так называемого адресно­го подхода в работе органов госу­дарственной службы занятости с населением и отказом от ныне практикуемого категорийного подхода.

Действительно, цель государст­венной политики занятости, как это следует из действующей редакции Закона, - поддержка отдельных категорий населения. Гражданам, признанным в установленном по­рядке безработными, выплачива­ете пособие по безработице (ст.31), инвалидам, лицам, высво­бождаемым из организаций в свя­зи с сокращением численности или штата, женам (мужьям) военнослу­жащих и граждан, уволенных с военной службы, предоставляются дополнительные гарантии занятос­ти (ст.13) и т.д. Однако при таком подходе не учитывается тот факт, что по своему социальному соста­ва, уровню душевых доходов и другим социально-экономическим показателям семьи (домохозяйст­ва), членами которых являются дачные категории граждан, могут значительно различаться. Не принимать во внимание это обстоя­тельство при дефиците бюджета политики занятости, на наш взгляд, неправильно. Необходим более дифференцированный подход к поддержке лиц, относящихся к той или иной категории, что идеологи­чески соответствовало бы предпри­нимаемым в настоящее время ме­рам по повышению эффективности социальной поддержки населения страны и рационализации соци­альных расходов государственного  бюджета.

   Серьезной проработки требует вопрос об источниках пополнения бюджета ГФЗН. В настоящее время граждане, формирующие предло­жение на рынке труда, не участвуют своими взносами в социальном страховании на случай безработи­цы. Их страхование обеспечивает работодатель. При этом индивиду­альные счета застрахованных не ведутся, а средства, поступающие в фонд, обезличиваются. В такой си­туации дифференцированный под­ход при назначении пособия по безработице (стипендии проходя­щим профподготовку, материаль­ной помощи и иных выплат) эконо­мически и социально правомерен.

Другое дело, если в пополнении бюджета ГФЗН примет участие на­селение. Здесь может быть предло­жено два подхода - добровольное и обязательное привлечение граж­дан к уплате страховых взносов в фонд занятости. В первом случае речь должна идти об открытии ин­дивидуальных накопительных сче­тов в системе социального страхо­вания по безработице и об уста­новлении порядка использования средств, аккумулируемых на этих счетах. Во втором - предлагается обосновать и ввести в действие прогрессивную шкалу тарифов обязательных страховых взносов работников в ГФЗН. При этом лица с невысокой заработной платой во­обще могут быть освобождены от их уплаты, в то время как с самых высокооплачиваемых работников страховые взносы должны будут взиматься по наивысшей из установленных ставок.   Целесообразно предусмотреть в новой редакции закона решение еще нескольких достаточно значи­мых для обеспечения регулирова­ния рыка труда проблем. В частно­сти, при подготовке закона "О заня­тости...' в 1990 - 1991 г", не учиты­вался такой фактор, как место проживания безработных. Между тем и психология, и реальные возмож­ности занятости безработных сель­ских жителей и горожан сущест­венно различаются. Следователь­но, должны быть предусмотрены и разные меры, и масштабы под­держка этих категорий безработ­ных.

На селе наличие у абсолютного большинства безработных приуса­дебные земельных наделов - фак­тор, смягчающий остроту потери работы уменьшающей потреб­ность в социальной поддержке со стороны государства. В начале II квартала 1999 г. 25,6% всех заре­гистрированных безработных про­живали в сельской местности, а их доля в общей численности полу­чавши) пособия по безработице составляла 24,2%. Поэтому должен быть прописан особый порядок ре­гистрами, материальной и иной поддержки безработных в сель­ской местности.

Такой подход в целом соответ­ствует принятой ныне концепции социальной поддержки граждан государством в зависимости не только от текущих доходов, но и имущественного ценза семьи. В редакции закона 1999 г. было восстановлено положение о территориях с напряженной ситуацией на рынке труда (ст.7, п.2) – это, безусловно, положительное явление. В редакции 1991 г. такая статья су­ществовала, но из редакции 1996 г. была изъята. Актуальность ее вос­становления определялась объек­тивными условиями - существен­ными различиями в уровнях регис­трируемой безработицы в отдель­ных регионах: так, при среднем ее уровне в стране в начале II кварта­ла 1999 г. 2,6%, в Ингушской Рес­публике он составил 10,7%, Коряк­ском АО - 9,8, Агинском Бурятском АО - 8.2% и т.д.

Однако данное положение зако­на не имеет прямого действия, а потому Правительство РФ должно обеспечить скорейшую разработку Порядка отнесения территорий к напряженным по ситуации, сло­жившейся на рынке труда, упомянутого в новой редакции закона. В нем необходимо предусмотреть особые механизмы регулирования занятости на таких территориях, финансирования мероприятий по регулированию рынка труда, госу­дарственной поддержки территорий с критической ситуацией на рынке труда и т.п.

3.2 Предложения по реформированию закона

Целесообразно принять радикальные превентивные меры, направленные, с одной стороны, на повышение ответственности работодателей и профсоюзов за состояние рынка труда, с другой - на ужесточение условий, регламентирующих поддержку незанятого населения со стороны государства (в частности, при присвоении статуса безработного, определении порядка и размера назначаемых пособий). Одновременно следовало бы расширить полномочия регионов, касающиеся функционирования местных рынков труда, передав им некоторые права из Центра (например, формирование региональных фондов занятости населения, стимулирование работодателей, инвестирующих средства в создание рабочих мест и т д.).

Кроме того, назрела необходимость корректировки позиции Министерства труда и социального развития РФ в осуществлении политики на рынке труда как в Центре, так и в регионах, финансировании федеральных и региональных программ занятости населения.

С учетом сказанного хотелось бы сформулировать ряд предложений по изменению существующего законодательства о занятости населения.

Пoвышeнue ролu coцuaльныx партнеров на рынке труда:

  1. сделать обязательными заключение коллективных договоров между работодателями и представителями наемных работников на предприятиях с численностью более 5(10) человек и их репарацию в службе занятости;

2. включить в коллективный договор обязательства работодателей по своевременной уплата страховых взносов в фонд занятости населения, предусмотрев личную административную ответственность руководителей предприятий в случае их невыполнения;

3. при массовом высвобождении профсоюзам и работодателям осуществлять совместные мероприятия за счет средств предприятий, объединенных в специальных страховых фондах;

4. предусмотреть стимулирование работодателей, создающих дополнительные рабочие места,  например, полностью или частично освободить их от взносов в фонд занятости после предъявления ими документов о произведенных расходах (а не как сейчас, когда деньги выдаются под проект  бизнес-план);

5. ввести санкции к работодателям, имеющим необоснованно высокую текучесть кадров, в том числе увеличение по требованию профсоюзов и трудовых инспекций размера страховых взносов в  фонд занятости в установленных законодательством пределах.

Совершенствование организации финансирования программ занятости:

6. предусмотреть, что размер взносов по обязательному личному страхованию от безработицы должен быть не менее 50-100% ставки взносов с работодателей (возможно за счет соответствующего снижения ставки подоходного налога с заработной платы). Страховые взносы с заработной платы работников перечисляются в региональные фонды;

  7. вместо единого Государственного фонда занятости населения образовать двухуровневую систему, состоящую из Федерального фонда занятости и региональных фондов занятости. В связи с этим  изменить существующий порядок перечисления работодателями страховых взносов в фонд занятости и установить двухканальную уплату взносов на уровне предприятий - отдельно в Федеральный фонд занятости и в региональные фонды. При этом в зависимости от состояния местного рынка труда региональные органы власти могли бы в соответствии с федеральным законом уменьшать или увеличивать размер отчислений взносов в региональные фонды занятости.

Такая децентрализация формирования фондов занятости (двухканальная система сбора средств) позволит, с одной стороны, обеспечить стабильность Федерального фонда, с другой - даст возмож­ность региональным органам регулировать политику на рынке труда посредством установления региональных нормативов, имея в виду ее социальную направленность, стимулирование работода­телей к организации и сохранению рабочих мест, создание благоприятных условий для внешних инвестиций и экономической миграции населения. Из средств Федерального фонда занятости не­обходимо финансировать федеральные программы занятости, дотировать депрессивные регионы, предоставлять краткосрочные субсидии и субвенции региональным фондам. При их недостатке (или неполном сборе) предусмотреть дотации из федерального бюджета (как вариант - бюджетное кредитование регионов напрямую или через Федеральный фонд занятости). Из средств региональ­ных фондов можно было бы финансировать региональные программы занятости населения, вклю­чая содержание региональных и местных служб занятости, программы обучения и переобучения безработных, выплату пособий безработным и другие мероприятия активной и пассивной полити­ки на рынке труда;                                                                   

8. установить ответственность федерального и местных бюджетов за принятие органами власти решений, вызывающих рост безработицы, предусмотрев возмещение непредвиденных расходов фондов занятости соответствующих уровней;

  9. предоставить территориальным службам занятости населения право (по согласованию с Минтрудом РФ и региональными администрациями) на взаимное краткосрочное кредитование расхо­дов по материальной поддержке безработных и профессиональному обучению незанятого населе­ния;

10. установить порядок, в соответствии с которым при переезде безработного, получающего посо­бие, с одной территории на другую расходы фонда занятости принимающей территории, в том числе и по выплатам пособий по безработице, и по затратам на профессиональное обучение, ком­пенсируются из средств территории выезда (возможно, в рамках соответствующих межтеррито­риальных соглашений);

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.