![]() |
|
|
Реферат: Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельностиÞ выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональные участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных; - устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России; Þ определяет стандарты деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных пенсионных фондов, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг; Þ осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России: Þ обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, деятельности, связанной с управлением имуществом паевых инвестиционных фондов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг; Þ обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг; Þ утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг; Þ разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу; Þ разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах; Þ осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ России; Þ ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий; Þ устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированных в Российской Федерации; Þ обращается в арбитражные суды с исками о ликвидации юридических лиц, нарушивших требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации; Þ осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении; Þ устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала. Федеральная комиссия принимает решения (в форме постановлений) по вопросам регулирования как самого рынка ценных бумаг, так и деятельности профессиональных участников рынка, саморегулируемых организаций профессиональных участников и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актах о ценных бумагах. Таким образом, государственное регулирование инвестиционной деятельности на фондовом рынке в России осуществляется различными способами и проявляется в различных формах. Во-первых, государство посредством законодательных и подзаконных актов устанавливает общие правила функционирования рассматриваемого специфического сегмента формирующейся в России рыночной экономики, а также крут и пределы правоспособности субъектов, работающих на рынке ценных бумаг. Во-вторых, государство создает соответствующую систему органов и учреждений, уполномоченных им для оперативного регулирования деятельности на фондовом рынке и контроля за соблюдением прав инвесторов и выполнения установленных правил работы с ценными бумагами профессиональными участниками данного рынка. Наконец, государство само (в лице уполномоченных федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) напрямую работает с инвесторами, выпуская и реализуя государственные ценные бумаги, выступая при этом в качестве эмитента и одновременно гаранта их возвратности. 5. Регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации – инфраструктура государственных органов.
Как известно, стабильность правового регулирования инвестиционной деятельности во многом обусловлена ясностью и стабильностью реализуемой властями государственной инвестиционной политики, разработкой, осуществлением, координацией и контролем за реализацией которой должен кто-то предметно и на профессиональной основе заниматься. Исходя из мировой практики организация привлечения инвестиций в национальную экономику государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему управления, прежде всего в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в системе исполнительной власти. Что касается реализации государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и контролю за ними, то этим в ряде стран предметно занимается единственное правительственное ведомство с широкими полномочиями, включая право предоставления определенных льгот иностранным инвесторам (в США, например, таким ведомством является Комитет по иностранным инвестициям). В Российской Федерации предложение о создании подобной структуры было одобрено правительством еще в октябре 1992 года. Таким органом стало, образованное указом Президента РФ Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСиР), на которое были возложены задачи: ü разработки и обоснования предложений по формированию государственной инвестиционной политики, ü регистрация на федеральном уровне предприятий с участием иностранного капитала; ü экспертиза конкретных инвестиционных проектов и программ, а также создание и координация деятельности соответствующих институтов, необходимых для целенаправленной работы на федеральном уровне с иностранными и отечественными инвесторами. Такими институтами должны были стать: Þ Федеральная регистрационная палата, осуществляющая легализацию на территории России хозяйственных организаций с участием иностранного капитала посредством их регистрации по простой и открытой процедуре, позволяющей избежать зависимости от узковедомственных интересов и коррупции, а также призванная выдавать в необходимых случаях лицензии на отдельные виды деятельности; Þ централизованный информационный банк данных об инвестиционных проектах (Росинформинвестцентр) Þ Российский банк реконструкции и развития, осуществляющий финансирование проектов на конкурсной основе из бюджетных средств и средств внешнего заимствования под правительственные гарантии; Þ Государственная инвестиционная корпорация (Госинкор), призванная обеспечивать работу над реализацией конкретных инвестиционных проектов по приоритетному правительственному перечню; Þ Центр проектного финансирования, осуществляющий независимую экспертизу, разработку технико-экономических обоснований и аранжировку приоритетных инвестиционных проектов; Þ Международное агентство гарантий инвестиций в Россию в структуре Европейского банка и развития (со страховым фондом на паевых началах с участием Правительства России, Всемирного банка, ЕБРР и частных международных инвестиционных фондов), которое должно было проводить страхование инвестиционных коммерческих рисков. Практически вся указанная инфраструктура было образована при активном участии РАМСиР уже к осени 1993 года, чем были созданы необходимые предпосылки для будущей эффективной и профессиональной работы с иностранными и отечественными инвесторами. К этому времени РАМСиР уже успело приобрести определенный вес и авторитет в международных валютно-финансовых организациях и среди иностранных государственных органов, отвечающих в своих странах за экспансию своих национальных капиталов. Однако с начала 1994 года внимание со стороны правительства к этому агентству и его работе стало явно недостаточным, была значительно понижена его роль, а в сентябре 1994 года оно было ликвидировано без каких-либо достаточно ясных и мотивированных оснований. В результате в настоящее время задача формирования и реализации сколь-нибудь ясной национальной политики привлечения иностранных инвестиций пока так и остается нереализованной, а функции государственного регулирования инвестиционной деятельности в России вновь оказались распыленными между большим количеством федеральных министерств и ведомств. В связи с этим практически любое решение, касающееся серьезных инвестиционных проектов, в той или иной форме стимулирующее приток частных российских и зарубежных капиталовложений в экономику страны, может по-прежнему келейно вырабатываться и приниматься в бездонных ведомственных недрах. Приведенный с бывшим РАМ Си Ром пример лишний раз доказывает важность и значимость для решения задачи целенаправленного и крупномасштабного привлечения частных инвестиций в российскую экономику и наличия: · отвечающей долгосрочным национальным интересам государственной инвестиционной политики, не подверженной сиюминутной политической конъюнктуре, волюнтаризму и непрофессиональному субъективизму при принятии решений по ее реализации или корректировке; · разработанной на основе и во исполнение такой политики полноценной и непротиворечивой системы законодательства, обеспечивающего стабильное и рассчитанное на многолетнюю перспективу регулирование правил работы на российском рынке для отечественных иностранных инвесторов; · и, наконец, наличие конкретного ограниченного числа субъектов государственных органов, прежде всего на федеральном уровне, с ясными и четко определенными полномочиями и обязанностями по формированию координации и обеспечению этой инвестиционной политики. Как было сказано выше, в настоящее время функции государственного регулирования и координации инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными органами, каждый из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. В этой связи важное практическое значение приобретает задача определения и систематизации этих функций государственного регулирования в отношении субъектов инвестиционной деятельности, а также классификация соответствующих таким блокам функций групп федеральных органов, осуществляющих свою деятельность по близким или общим направлениям и сферам. Так, в результате анализа соответствующих действующих законодательных и подзаконных актов, появляется возможность выделить следующие блоки функций, осуществляемых сегодня на государственном (прежде всего федеральном) уровне в сфере регулирования инвестиционной деятельности. Это функции: · государственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности; · общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования; · финансово-кредитного и валютного регулирования контроля в инвестиционной деятельности; · фискально-налогового государственного регулирования инвестиционной деятельности; · государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации. Соответственно выделенным блокам функций в Российской Федерации сложилась за последние годы следующая система федеральных органов государственного регулирования инвестиционной деятельности. 1. Федеральные органы и учреждения, осуществляющие государственную легализацию и регистрацию инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности. К данной группе органов относятся: · Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ (регистрация предприятий с иностранными инвестициями, аккредитация представительств иностранных юридических лиц, ведение реестров и т. д.); · Центральный банк РФ (в части регистрации и лицензирования кредитных организаций, аккредитации представительств иностранных банков, лицензирование аудиторов кредитных организаций, легализации вывоза капитала и т. д.); · Российский фонд федерального имущества (в части легализации сделок по купле-продаже государственных пакетов акций приватизированных предприятий); · Министерство финансов РФ (в части ведения единых реестров инвестиционных фондов и зарегистрированных в России ценных бумаг, выдачи лицензий на производство бланков ценных бумаг); · Государственный комитет РФ по рынку ценных бумаг (в части лицензирования профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и саморегулируемых организаций, ведения их реестра); · Государственный таможенный комитет РФ (в части выдачи лицензий и квалификационных аттестатов, ведения реестров), а также ряд других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий лицензирование отдельных видов деятельности. 2. Федеральные органы общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в сфере инвестиционной деятельности. К этой группе органов относятся: · Министерство экономики РФ; · Министерство внешних экономических связей РФ; · Государственный таможенный комитет РФ. 3. Федеральные органы финансово-кредитного и валютного регулирования и контроля в сфере инвестиционной деятельности. К этой группе могут быть отнесены: · Центральный Банк РФ; · Министерство финансов РФ; · Министерство экономики РФ (в части разработки сводного финансового баланса государства, обоснования финансирования целевых программ, разработки политики привлечения инвестиций и так далее); · Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. 4. Федеральные органы фискально-налогового государственного регулирования и надзора в сфере инвестиционной деятельности. К ним относятся: · Федеральная налоговая служба России; Федеральная служба налоговой полиции России; · Государственный таможенный комитет РФ (в части взимания таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей); · Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (в части приостановления незаконных внешнеэкономических операций и привлечения к ответственности за их совершение). 5. Федеральные органы государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации: Российский фонд федерального имущества; Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом; · Государственный комитет РФ по рынку ценных бумаг; · Государственный комитет РФ по антимонопольной политике; · Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России. Как легко подсчитать на основании приведенной классификации, функции регулирования инвестиционной деятельности от имени государства сегодня реально в России осуществляют как минимум 15 различных органов и учреждений. Среди них и значительное число органов исполнительной власти, и государственные учреждения при них, и Центральный банк России, и федеральные неправительственные органы. В настоящее время осуществляется очередное реформирование структуры российского правительства и системы федеральных органов исполнительной власти. Исходя из опыта всех предыдущих реорганизаций структуры государственного управления, с сожалением приходится прогнозировать, что скорее всего и на этот раз названные выше проблемы реформирования в инвестиционной сфере и соответствующего, адекватного реальным задачам и потребностям российской экономики, кардинального преобразования системы регулирования инвестиционной деятельности не произойдет. Сиюминутные задачи политической конъюнктуры снова окажутся, скорее всего, важнее и сильнее. А жаль. Ведь в отличие от столь нуждающейся в крупномасштабных (и прежде всего зарубежных) капиталовложениях экономики Российской Федерации те же серьезные иностранные инвесторы могут и подождать вкладывать свои деньги в остающийся рисковым российский рынок. 6. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности.
В соответствии со статьей 14 закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности» государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.[5] Казалось бы, такая формулировка не должна вызывать разночтений и вызывать доверие инвесторов к государству. Т.е., согласно данной формулировке, права участника инвестиционной деятельности остаются неизменными в течение всего времени осуществления им инвестирования той или иной области экономики России. Но, как бы перестраховываясь от самого себя, законодатель формулирует другую часть статьи следующим образом: «..в случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования.» Принимая такие акты, законодатель допускает нарушение статьи 5 данного закона, в которой закреплены права участников инвестиционной деятельности. Таким образом, государство все-таки допускает принятие нормативных актов, противоречащих стабильности прав инвестора, а значит и первому предложению текста статьи 14. Срок, по прошествии которого такие нормативные акты могут вступать в законную силу законодатель определяет продолжительностью в один год. Но инвестирование экономики, а особенно российской требует долгосрочных вложений средств. Результат от таких вложений может быть достигнут не через год, а через несколько лет. Следовательно, такая формулировка недопустима в качестве нормы, гарантирующей стабильность прав, а значит, подрывает доверие возможных инвесторов к государству. В части 2 статьи 15 закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» гарантируется невозможность безвозмездной национализации инвестиций, но применение таких мер все же не исключается, хотя и с полным возмещением убытков, причиненных участникам инвестиционной деятельности. Учитывая экономическую и политическую обстановку в РФ на текущий момент, можно сказать, что допущение применения национализации к инвестициям оттолкнет инвесторов. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту инвестиций можно также считать частью процесса регулирования инвестиционной деятельности государством. 7. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности.
Ответственность субъектов инвестиционной деятельности предусмотрена в статье 16 закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Часть 1 данной статьи гласи: «При несоблюдении требований действующего законодательства, обязательств, предусмотренных в договорах между субъектами инвестиционной деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном указанными актами.»[6] В части второй говорится следующее: «Государственные органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств по осуществлению инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед другими субъектами инвестиционной деятельности.»[7] При сравнении этих норм на первый взгляд кажется, что государственные органы несут ответственность только в том случае, если ими будут нарушены соглашения с другими субъектами инвестиционной деятельности, а при нарушении законодательства РФ ответственность для государственных органов не предусмотрена. Видимо, законодатель учитывает в части 1 статьи 16, что государственные органы также могут являться субъектами инвестиционной деятельности, а, следовательно, также несут ответственность за нарушение законодательства РФ. Но хотелось бы отметить, что часть 1 статьи 16 лучше бы звучала следующим образом: «Все субъекты инвестиционной деятельности, в том числе и государственные органы всех уровней, несут ответственность.….». 8. Заключение.
В заключение нужно отметить, что российская законодательная база еще достаточно несовершенна и недостаточна для нормального и устойчивого протекания процесса инвестиционной деятельности. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть более гибкими и не допускать разночтений. Они не могут быть исключительно запрещающими или разрешающими, а должны быть направлены на максимальное сотрудничество с субъектами инвестиционной деятельности, обеспечивать получение обоюдной выгоды, как государству, так и инвестору. Для устойчивого функционирования экономики государства необходима стабильная работа производственных отраслей, а без привлечения инвестиций поднятие производства весьма затруднительно для российской экономики. А для привлечения в экономику РФ инвестиций необходимо создание здорового инвестиционного климата, и формы и методы государственного регулирования играют здесь одну из ключевых ролей. Из всего вышесказанного следует, что инвестирование экономики процесс на данном этапе развития России неизбежный. Поскольку, использование в качестве инвестиций государственных займов и иностранных кредитов, как показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в том числе и иностранный капитал в экономику Российской Федерации, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс в России. 9. Библиография.
Источники: 1. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.91 г. (с изменениями от 19.06.95 г., 25.02.99 г.) 2. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 04.07.91 г. (с изменениями от 19.06.95, 16.11.97 г., 10.02.99 г.) 3. Государственная программа защиты прав инвесторов на 1998-1999 годы. (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. №785). Литература: 1. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. «Финансовое право России», М. 1995 г. 2. Экономика и Жизнь. – Государственное регулирование инвестиционной деятельности. - №40 1994 г. 3. Деловой мир. - Проблемы восстановления инвестиционного процесса. – №35 1995 г. 4. Банки и банковская деятельность. - Государственное регулирование на рынке ценных бумаг. - 15.05.1997 г. 5. Деловой экспресс (Москва). - Государственное регулирование инвестиционной деятельности в России: кому это нужно? - №10 1997 г. [1] Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.91 с изменениями и дополнениями от 19.06.95 и 25.02.99 гг. [2] Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.91 с изменениями и дополнениями от 19.06.95 и 25.02.99 гг. [3] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" [4] Там же. [5] Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.91 с изменениями и дополнениями от 19.06.95 и 25.02.99 гг. [6] Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.91 с изменениями и дополнениями от 19.06.95 и 25.02.99 гг. [7] Там же |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |