на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Формирование механизмов рыночной конкуренции


  Представленную выше совокупность целей и задач структурной перестройки сложившегося производственного аппарата можно было бы рассматривать как определенную программную направленность. Обычно такого рода программные цели ставятся и реализуются в государственных институтах, причем самого высокого, федерального уровня. Поэтому логично поставить вопрос, существуют ли программные документы, которые ставили бы проблемы и способы их решения, именно связанные с намеченными нами целями структурных и организационно-экономических преобразований.

 В настоящее время существует среднесрочная правительственная программа на 1997 - 2000 годы, которая называется так: “Структурная перестройка и экономический рост”. Она подписана Председателем правительства РФ. Здесь рассматриваются все сферы макроэкономической политики государства на данный период и среди 13 пунктов содержания есть и такой, который называется “Новый этап преобразований - структурная перестройка и экономический рост”. Автор выделяет следующие выдержки: “...Ключевой фактор возобновления экономического роста - структурная перестройка экономики. Суть ее состоит в том, что, наряду со свертыванием и ликвидацией старых, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, начинает и набирает темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности...”. Далее этот фактор рассматривается не только как стабилизирующий, но и способствующий росту ВВП. Как видно, основная идея использования наиболее эффективных производств нашла отражение в этом важном документе.

  Далее документ говорит об отраслевых сдвигах, подразумевая под ними тот факт, что удельный вес одних отраслей увеличится, других - снизится. Какие это отрасли неизвестно, но данные структурные сдвиги должны быть приспособлены к структуре рыночного спроса, “реальным потребностям общества и условиям конкурентоспособности”. Хотя программа не ставит вопрос о создании конкурентного рынка, но предполагает большую конкурентоспособность будущего производства, по-видимому, как раз за счет ликвидации устаревших технологий.

  Далее следует: “Специфика структурной перестройки в России состоит в том,  что ее отправным пунктом служит структура экономики, сложившейся в основном, в условиях планово-распределительной системы и изоляции от мирового рынка, страдающая глубокими деформациями, низкой конкурентоспособностью большинства изделий обрабатывающей промышленности, высоким уровнем монополизации”. Итак, за базу принимается то, что получено в наследство. Да другого, собственно, и не дано. Поэтому предложенные нами цели организационно-экономических преобразований вытекают, скорее, из суровой необходимости, чем из той или иной научной гипотезы. Другое дело, их этапность, последовательность, детальная разворачиваемость, то есть каким образом будет реализовываться этот процесс. Здесь, конечно, существует выбор, а следовательно, и научный анализ, как основа принятия конкретных решений. К сожалению, рассматриваемый программный документ очерчивает ее с самых общих, макроэкономических позиций. Цитируем документ:

  “Формирование в России структуры экономики, отвечающей критериям развитых индустриальных стран, объективно требует на этапе структурной перестройки повышения роли государства, проведения им активной структурной политики с применением всего арсенала используемых в рыночной экономике методов.

  Структурная перестройка - длительный процесс, который охватит не менее 10 - 15 лет. “

  Далее отмечаются факторы, определяющие сроки и темпы структурных изменений. Это, во-первых, макроэкономические условия, во-вторых, обеспечение высокого уровня накоплений и трансформации их в инвестиции, повышение их эффективности, в-третьих, это поддержка эффективного сектора и ускорение процессов отбраковки устаревших, нежизнеспособных производств, наконец, предполагается осуществлять институциональные преобразования, снимающих барьеры на пути роста.

  В целом, как видно, программу вряд ли можно рассматривать как детально разработанный документ, по крайней мере, в той части, которая касается структурных, а в общем случае, организационно - экономических преобразований. Поэтому методические разработки в этом направлении не только актуальны в практическом плане, но и дают достаточно материала для теоретических исследований в области переходных процессов, в частности тех, которые переживает сейчас Россия.   

  Следует отметить еще один момент из приведенной программы. Он касается проблемы сроков и конкретизации ее реализации, по крайней мере в той части, которая имеет дело со структурными изменениями. Эти параметры, как видно, связываются с определенными условиями, макроэкономического характера. Это означает, что государство не берет на себя обязательства по финансированию (имеется в виду централизованному) тех преобразований, которые можно, с некоторой условностью, отнести к структурным. С другой стороны, государство определенно заявляет, что эти процессы настолько глубоки и капиталоемкие, что могут быть реализованы исключительно в рамках государственных централизованных капиталовложений. В таком случае, программа структурных преобразований на государственном уровне, по существу, отсутствует. Теоретические  разработки в области структурных преобразований до сего времени исследованы слабо. Сложившаяся в России ситуация настолько уникальна, что использование опыта других стран значительно затруднено. В этой связи предстоит установить определенные критерии и отдельные показатели.

  Основным ограничительным фактором в структурных преобразованиях являются финансовые ресурсы. Чем больше возможностей в финансировании процессов структурных преобразований, тем, очевидно, больший экономический эффект от их реализации. В реальных условиях существует множество вариантов структурных преобразований. Из этого следует, что каждому конкретному варианту должны соответствовать определенные финансовые ресурсы. При этом, принятые цели преобразований остаются неизменными. Государственная программа  не дает четкое определение структурным изменениям. Однако она и не блокирует инициативные моменты, которые могут исходить со стороны заинтересованных субъектов управления производством. Такое положение характеризует особенность текущего момента.

Ярким примером этого могут служить структурные преобразования лесоперерабатывающего комплекса в Архангельской области, которые осуществляются без достаточного научного обоснования. Это определяет не только новизну проблемы, но и ее актуальность с точки зрения научного обоснования и практического использования. Такая проблема остро стоит как на государственном, так и региональном уровне.         

  Составляя программу структурной перестройки, авторы исходили, из финансовых прогнозов. В ней отсутствуют определенные сроки, цели и приоритеты. Исключение составляет выделенное направление развития ТЭК, который должен обеспечить относительно дешевыми энергоресурсами народное хозяйство. Одновременно с этим возникает проблема развития энергосберегающих технологий и отраслей их обеспечивающих. Короче говоря, существует глобальная, решаемая на макро уровне проблема приоритетов, которой автор в работе не касается. Однако, основываясь на логике технического прогресса, автор исходит из следующего. Если ставится задача модернизировать ту или иную отрасль промышленности, входящую в ТЭК, то это означает переоснащения ее современными технологиями. Только высокоэффективные технологии позволят с меньшими затратами использовать имеющиеся природные ресурсы. Такие технологии можно либо купить за границей, либо создать на отечественной основе. Второй вариант требует технического перевооружения действующего производства отраслей обеспечивающих прогрессивными технологиями ТЭК. Очевидно, что на устаревшем оборудовании невозможно удовлетворить потребность отраслей ТЭК прогрессивным оборудованием. С другой стороны, цепочка должна продолжаться и дальше, потому что создание прогрессивной техники базируется не только на машиностроении, но и на металлургии, химической промышленности и т.д. Таким образом, распространение технического прогресса в масштабе страны,  явно носит межотраслевой характер. Поэтому, какими бы финансовыми возможностями не располагало государство, в любом случае придется решать проблему развития на межотраслевом уровне. Даже решая частные, региональные отраслевые проблемы изменения структуры производства, например, в Архангельской области, приходится постоянно сталкиваться с их межотраслевым характером. Например, осуществляя интеграцию предприятий лесоперерабатывающего комплекса, в этот процесс пришлось включить также предприятия, относящиеся к промышленности строительных материалов, машиностроения и других отраслей.

  Ограниченность финансовых ресурсов и межотраслевой характер структурных преобразований, осуществляемых на макро и микро уровнях, делают необходимым выделе6ния тех или иных этапов структурной перестройки. Само по себе определение этапа и его практическое осуществление представляет собой сложную научную проблему. Автор столкнулся с тем, что и в отечественной, и в зарубежной литературе отсутствуют понятия, характерные для этой проблемы. Пытаясь ее решить, автор пришел к выводу о необходимости формализации проблемы, связанной с определением этапа структурных изменений, что потребовало разработки соответствующего понятийного аппарата. Первым шагом в этом направлении является вычленение из общей проблемы структурных реформ определенных единиц организационно-экономических преобразований. 

  В связи с этим, представляется важным ввести понятие, обозначающее единицу организационно-экономического преобразования. В соответствии с обоснованной концепцией, такой единицей могут служить ограниченные отраслевые или межотраслевая прогрессивные технологии. В общем случае такой единицей является система машин, составляющих законченный функциональный технологический комплекс. Иначе говоря, данная единица фактически ориентирует  преобразовательный процесс на цель, представленную в виде ограниченной прогрессивной технологической системы. Для наглядности приведем несколько примеров.

  Пример 1. Производство тракторов, ориентированных на ограниченные (по размерам) фермерские хозяйства. Это можно рассматривать как минимальный элемент технологии. Он допускает, а подчас и требует, разработки комплекса приспособлений, расширяющие функциональные возможности трактора, например, тележки, устройства отбора мощности для различных приспособлений и т.д. Дальнейшее расширение технологии связано с созданием региональных комплексов по техническому обслуживанию данной технической системы. Однако, в принципе, и на этом данная технология не должна заканчиваться. Она может быть дополнена строительством и установкой мини гаражей и мастерских для хранения и малого технического обслуживания техники, инструментов, приспособлений и т.д. Наконец, завершить технологию можно,  а для начального этапа даже и необходимо, созданием центра или центров особого рода обслуживания, а именно, обучения и подготовки фермерских кадров, ориентированных на эксплуатацию данной технологической системы.

  По аналогии, также формируя рынок сельскохозяйственного обслуживания, можно указать на комплекс машинных средств, предназначенных для обработки почв, внесения удобрений, их хранения, комплектования сложных видов, ориентированных на те или иные виды почв, систем их восстановления и т.д.

  Пример 2. Если проанализировать историю развития тех или иных технических новшеств, то можно заметить некоторые закономерности. В основе нового прогрессивного технического решения, которое составляет как - бы ядро технической системы, начинают формироваться различные модули определенного функционального назначения. Если такое ядро, является собственностью какой-либо фирмы, которая очень неохотно расстается с ней и может составлять естественную монополию, то расширенные функциональные модули, опять же как правило, выпускает множество конкурирующих организаций. Рассматривая машиностроение ,например, можно выделить следующие функциональные модули, производство которых в России, к сожалению, находится на более низкой ступени, в сравнении с развитыми странами. Это, прежде всего, различные приводные системы: механические, пневматические, гидравлические и т.д. Обычно общий уровень развития производства определяет и качество этих систем, а именно их стоимость, надежность, производительность и удобство в эксплуатации. Их широкое распространение во всех производствах, независимо от отраслевой принадлежности, позволяет выделить их в самостоятельные производственные единицы, а следовательно,  и рассматривать в качестве единицы процесса организационно-экономических преобразований. Таким образом, можно рассматривать, например, комплекс деталей, узлов и агрегатов гидроприводных систем и др. в качестве целевой номенклатуры единичного организационно-экономического преобразования. Естественно, что он может быть расширен за счет создания систем обслуживания и ремонта, обучения и т.д.

  Такие примеры можно расширить, но более важно еще раз подчеркнуть основные особенности единичных организационно - экономических преобразований. Прежде всего, они носят межотраслевой характер. В основе выпуска любой продукции лежит технология, то есть та или иная совокупность машин и соответствующая ей форма организации производства. Но если раньше тип машин определял ту или иную машиностроительную отрасль, то в рассматриваемой идеологии типологические границы исчезают. Традиционная форма предприятия теряет смысл. Далее, возникает вопрос о конкретном выборе такого рода организационно - экономическом преобразовании. Более глубокое и конкретное освещение этого понятия будет представлено в следующем параграфе. Сейчас же заметим, что это, по существу, и есть этап (постепенность)  структурной перестройки экономики. Единичность процесса позволяет сконцентрировать ограниченные ресурсы на выбранном процессе. Естественно, встает вопрос о приоритетности, но этот вопрос касается уже государственного уровня. Из набора возможных единичных процессов преобразования можно выделить один, два…, сколько угодно. Это зависит только от наличия финансовых ресурсов. Поэтому автор вводит в понятийный аппарат и такую категорию, как интенсивность единичного организационно-экономического преобразования. Другими словами, следует решить вопрос о том, на какие мощности их следует ориентировать. Использование единицы преобразования допускается лишь в том случае, если оно эффективно, а его реализация должна обеспечивать денежными ресурсами другие единичные процессы.

  Итак, можно подвести итог. В соответствии с государственной программой намечена глубокая структурная перестройка экономики. Она должна происходить на сложившейся структуре производственного аппарата. Это означает, что крупные финансовые инвестиции, направленные на приобретение прогрессивных технологий развитых государств будут использоваться в крайне ограниченной степени. Основной принцип развития - поэтапность и последовательное финансирование единичных процессов организационно-экономических преобразований. Данные процессы предполагают максимальную степень использования прогрессивных мощностей, оборудования и технологий независимо от принадлежности к той или иной промышленной отрасли. Проблемы реализации единичных организационно-экономических преобразований рассматриваются в следующем параграфе.

2.2.   Формирование структурной модели промышленного производства на основе единичного организационно-экономического преобразования.

В предыдущем параграфе установлен поэтапный принцип структурных преобразований в Российской экономике. В соответствии с Государственной программой структурной перестройки экономики принята базовая основа перестроечного процесса. Это тот производственный аппарат, который сложился к настоящему моменту. Дальнейшая задача сводится к тому, чтобы разработать универсальную модель единичного организационно-экономического преобразования, ориентированного на максимальное использование наиболее эффективной части сложившегося производственного аппарата и функционирующего в определенной конкурентной среде. В связи с этим, автор, в качестве методической основы принял сравнительный анализ. Сущность его заключается в следующем. В качестве сравниваемой базы рассматривается структурная единица производственного аппарата, сложившаяся на текущий момент. Такой единицей является предприятие, объединение, комбинат и т.д. Организация таких единиц, строго говоря, различается по отраслям. Тем не менее, можно пренебречь этими отличиями и рассматривать организационные структуры промышленных предприятий России в качестве типовых или нормативных производственных образований. По отношению к ним и сравнительно с ними будем рассматривать предложенные автором единичные организационно-экономические преобразования. На рисунке 2.2.1.изображена графическая модель сложившейся типовой организационной единицы. На рис. 2.2.2. показана графическая модель единичного организационно-экономического преобразования.

Обратимся к рис. 2.2.1. В его основе лежит совокупность машин, оборудования и установок, образующих основное производство (ОП на рисунке). Маленькими кружками обозначены элементы организационной структуры, называемые вспомогательными производствами. Они обслуживают основное производство, что отражено в виде стрелок, направленных к жирному кругу «ОП». Любое предприятие, как бы оно ни было самообеспечено, является открытой технологической системой. Это значит, что оно получает со стороны комплектующие изделия (потоки комплектации на рис.2.2.1. а) и услуги по обслуживанию оборудования (потоки обслуживания на том же рисунке). Представленная структурная единица типична и о ней можно прочитать во всех учебниках по организации производства, причем независимо от отраслевой направленности.

  На рис.2.2.1. б) представлена аналогичная структура в условиях неполной загрузки основного производства, что характерно для современной ситуации переходного периода Российской экономики. Естественно ожидать, что и вспомогательные производства также окажутся незагруженными. Вопрос о том, пропорционально ли произойдет ослабление нагрузки на эти вспомогательные производства, хотя  интересен и важен сам по себе, для данного исследования не имеет принципиального значения. Слишком много факторов влияет на их загрузку, поэтому примем то положение, что сокращение спроса на конечную продукцию предприятия вызывает сокращение нагрузки основного производства и, более или менее, пропорциональное сокращение нагрузки вспомогательных служб и подразделений.

Возникает вопрос, как изменится производственная структура в условиях намечаемых организационно-экономических преобразований. Очевидно, что следует рассматривать, как и в первом случае, единичный производственный процесс, в том смысле, как он определен в предыдущем параграфе. Ясно, что, прежде всего, исчезает граница, которая определяла типовое социалистическое предприятие. Вместо него выступают лишь части этих предприятий, причем именно те части, которые характеризуются эффективным оборудованием, то есть таким оборудованием, на базе которого можно производить конкурентоспособные технологии или их элементы. К более глубокому понятию эффективных мощностей автор еще вернется.

На рис. 2.2.2 представлена принципиальная схема взаимодействия производств единичного организационно-экономического преобразования (ЕОЭП). Прежде всего, следует отметить, что по сравнению с предыдущей схемой, здесь присутствует более глубокая специализация, а соответственно, и более сложные технологические связи. Здесь каждый узел (обозначаемый на рисунке кружком), можно рассматривать и как отдельное предприятие, и как его части, и как множество однородных типов оборудования. От того, как они рассматриваются, зависит форма взаимодействия указанных производств. Если эти узлы считать как структурные единицы соответствующих предприятий, то естественно к данным узлам присоединить характеристики, отражающие степень их загрузки. В этом случае каждое предприятие как бы отдает часть своих мощностей, которым придается статус эффективных, для исследуемого единичного организационно-экономического преобразования (ЕОЭП). Нетрудно видеть, что ЕОЭП представляет собой граф. В соответствии с рис. 2.2.2. его вершинами являются технологические преобразователи. Из всех его вершин следует выделить две их группы:

1)   Предприятия или мощности, осуществляющие последовательные технологические преобразования, то есть формирующие стадии последовательных специализированных воздействий на предметы труда, вплоть до готовой продукции, которая образуется на соответствующих конечных мощностях и представлена вершиной графа с цифрой 1. Остальные  вершины этого класса  на рис. 2.2.2.  представлены в виде тонких кружков с соответствующими номерами.

2)   Предприятия, осуществляющие эксплуатационное обслуживание основного производственного аппарата, то есть соответствующие вершины графа. Они изображены в виде кружков с пунктирными внутренними кругами (№№ 4 и 7). В свою очередь, эти обслуживающие производства можно рассматривать и как отдельное предприятие, и как соответствующие мощности различных предприятий. Более точно, хотя это требует особого обоснования, мощности, обозначенные номерами 4 и 7, представляют собой региональные центры обслуживания и могут быть интегрированы в ЕОЭП.

  На рис. 2.2.2.  имеется вершина графа, которая обозначена номером 8. Стрелки (связи) от этой вершины соединяются со многими узлами, то есть со многими производствами. Это объясняется тем, что мощности 8 представляют собой некоторые специализированные, и в то же время, некоторые однородные, по отраслевому признаку, производства. Это может быть металлургическое предприятие, обеспечивающее мощности 3, 6, 9 и 4 высококачественным прокатом или литьем. Это может быть химический комбинат, обслуживающий эти же узлы полимерами, волокнами, кислородом и т.д. Из рис. 2.2.2. видно также, что данная структура имеет целевое назначение в том смысле, что условно конечная вершина графа формирует или производит тот продукт, ради которого она и определена.

  Как правило, каждое предприятие участвует в ЕОЭП лишь частью своих производственных мощностей. Хотя этот момент отмечался, стоит еще раз остановиться на нем по той причине, что существует огромная качественная разница в том, как загружены производственные мощности традиционной типовой единицы производственного аппарата. Когда говорят, что мощности предприятия “А” загружены, например, на 50%, а предприятия “В” на 60%, то это совсем не значит, что второе предприятие находится в лучшем положении и его можно считать более благополучным. Даже если отбросить финансовые моменты, которые в большой степени характеризуют благополучие фирмы, более цельная характеристика, связанная с загрузкой оборудования обязательно должна включать характеристику эффективных мощностей. Если, например, утверждается, что для первого предприятия эффективное оборудование загружено на 80%, а во втором на 40%, то это дает право утверждать о необоснованности более высокого благополучия второго предприятия. По-видимому, принципы, закладываемые в Государственную программу структурной перестройки экономики, как раз и нацелены на то, чтобы в максимальной степени использовать наиболее эффективные элементы производственного аппарата. Поэтому, при переходе от структуры 2.2.1. к новой  типовой ЕОЭП (то есть к структуре 2.2.2.),  заштрихованные части мощностей характеризуют не степень их загрузки, а их эффективную часть.  С другой стороны, данный рисунок не позволяет ответить на вопрос, в какой степени используются именно эти прогрессивные элементы технологии.

Следующий момент касается связей. Обычно он не вызывает каких либо вопросов, когда речь идет о проектируемой или существующей технологии. Связи между цехами внутри предприятия, между основным и вспомогательными производствами (см. рис. 2.2.1. а)) составляют, как правило, единый технологический процесс, оформленный в рамках той или иной производственной организации. Что же касается (ЕОЭП), то такого рода связи, в принципе, носят более сложный характер в зависимости от способа взаимодействия, а более точно, в зависимости от формируемых рыночных связей или формируемой конкурентной среды. С точки зрения физической сущности тех материальных потоков, которые составляют эти связи, то их представление, более или менее точно, изображено на рис. 2.2.3. Можно сказать так, что каждая вершина графа рисунка 2.2.2. производит определенный вид продукции. Это множество продуктов, за исключением конечного продукта, можно условно назвать как промежуточные продукты, хотя для каждого узла, с экономической точки зрения, данный промежуточный продукт является конечным товарным продуктом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.