на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Теория экономического анализа


Реферат: Теория экономического анализа

РАЗДЕЛ 1.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Цели и задачи курса. Что такое анализ и синтез. Анализ хозяйственной деятельности как наука. Виды АХД.

Анализ (греч. сл.) означает разложение целого на составные элементы. Как метод познания анализ применяется при изучении процессов, явлений и предметов в природе и обществе.

Аналитическое разложение целого основывается на его особенностях, что позволяет выявить главное в изучаемых предметах и явлениях.

Между предметами и явлениями есть связь и анализ только как разложение не может обеспечить всестороннего и глубокого их исследования. Поэтому он должен дополняться синтезом (греч. сл.) означает соединение частей в единое целое.

Анализ хозяйственной деятельности (АХД) как наука представляет собой определенную систему специальных знаний для исследования деятельности предприятий.

АХД подразделяется на:

1. Предварительный анализ осуществляется до совершения хозяйственных операций. В ходе этого анализа оцениваются материальные, трудовые, финансовые ресурсы необходимые для выполнения производственной программы.

2. Оперативный анализ проводится по ходу выполнения плана за короткие промежутки времени (сутки, неделя, смена, декады). Его данные необходимы для оперативного воздействия на ход выполнения плана.

3. Текущий анализ предназначается для всесторонней и объективной оценки выполнения плана, результатов работы за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, год) и разработки рекомендаций по повышению эффективности хозяйствования.

Все виды анализа взаимосвязаны и дополняют друг друга.

ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
 ЕГО ЗАДАЧИ. МЕТОД.

Роль, место и значение АХД в системе управления экономикой. Задачи анализа. Предмет АХД. Система показателей. Связь АХД с другими науками. Метод и методика АХД.

 

Анализ хозяйственной деятельности является одной из основных функций системы управления экономикой и занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений.

Задачи анализа:

1. Контроль, оценка выполнения планов по всем показателям, изучение развития хозяйства в динамике.

2. Выявление и количественное измерение влияния отдельных факторов на показатели хозяйственной деятельности предприятий.

3. Изучение обеспеченности и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств.

4. Поиск и использование резервов повышения эффективности хозяйствования.

5. Разработка обоснованных, напряженных планов и нормативов.

6. Обоснование управленческих решений и содействие их успешной реализации.

Предметом анализа АХД является производственно-сбытовая, снабженческая и другая деятельность предприятий, которые проявляются через систему показателей, которые отражаются в плановых, учетных, отчетных и других источниках информации.

Хозяйственная деятельность предприятий характеризуется системой количественных и качественных показателей. Количественные и качественные показатели могут быть абсолютными и относительными.

Абсолютные выражаются в стоимостных (в руб.), натуральных (в кг, г) и трудовых (в ч.).

Относительные выражаются в процентах, коэффициентах, индексах.

Разновидностью абсолютных являются удельные показатели, которые определяются делением одного абсолютного показателя на другой.

Метод – это способ познания действительности.

В АХД применяются методы дедукции (изучение хоз. процессов от следствия к причинам) и индукции (исследование от отдельных фактов к обобщенным данным).

ТЕМА 3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ.

Что такое факторы. Классификация факторов.

 

Результаты работы предприятий, их подразделений зависят от ряда факторов.

Факторы это условия хоз. процессов и причины, влияющие на них.

Классификация факторов:

1) а) Производственно-экономические  - это факторы ресурсов. (Средства труда, предметы труда и труд).
б) Технико-экономические – это механизация и автоматизация процессов, внедрение достижений науки, техники и т.д.
в) Социально-экономические (связано с обществом)
(Участие трудящихся в управлении предприятием, движение новаторов в производстве, моральное стимулирование работников).
г) Социально-психологические - это факторы, связанные с совместной работой людей в коллективе.
д) Физиологические факторы (санитарно-гигиенические условия труда, эстетическое состояние помещений).

2) Основные и второстепенные.
К основным относятся факторы, оказывающие решающее влияние на хоз. деятельность. Все остальные факторы являются второстепенными.

3) Поддающиеся и неподдающиеся количественной оценке.

4) Постоянные и временные.
Постоянные действуют непрерывно, весь изучаемый период.
Временные функционируют определенный период.

5) Интенсивные и экстенсивные.
Интенсивные связаны с наиболее эффективным применением достижений НТП и обеспечивают развитие экономики за счет повышения производительности труда, улучшения использования ресурсов.
Экстенсивные связаны с расширением материально-технической базы предприятий, дополнительным привлечением ресурсов. Решающими факторами выступают интенсивные.

6) Общие и специфические.
Общие действуют во всем народном хозяйстве.
Специфические функционируют в отдельных отраслях или на отдельных предприятиях.

7) Простые и сложные.
Простые являются результатом действия одной причины.
Сложные возникают под воздействием комплекса причин.

8) Прямые и расчетные.
Влияние прямых факторов определяется без специальных расчетов.
Действие расчетных измеряется с помощью специальных приемов.

9) Положительные и отрицательные.

10)  Объективные и субъективные.
Объективные не зависят от деятельности предприятий (изменение цен на ресурсы).
Субъективные зависят от результата работы предприятия (эффективность использования ресурсов).

ТЕМА 4. ПРИЕМЫ АНАЛИЗА.

Что такое элиминирование. Прием цепных подстановок. Приемы изучения факторной связи. Примеры расчета влияния факторов на результативный показатель.

 

Влияние отдельных факторов чаще всего невозможно определить прямым подсчетом, тогда применяют специальные приемы. Если между показателями существует пропорциональная зависимость, то прибегают к элиминированию.

Элиминирование – это логический прием, при котором последовательно выделяют влияние одного фактора и исключают действия всех других.

Основным приемом элиминирования являются цепные подстановки, при которых последовательно заменяют плановые величины каждого фактора на фактические данные отчетного периода, при этом, в первую очередь, пересчитываются данные по количественным показателям, а затем по качественным.

Если изучают влияние на результатный показатель нескольких количественных и качественных факторов, то делают замены плановых данных по основным из их. В результате определяют пересчитанные значения результатного показателя. Причем таких значений должно быть на один меньше, чем количество факторов.

Предположим, необходимо изучить влияние 2-х факторов на результативный показатель, значение которого равно их произведению

Р=Ф1*Ф2

Р – результат; Ф1 и Ф2 – первый и второй фактор.

1 расчет.

Рпл=Ф1 пл*Ф2 пл

2 расчет.

Рпересч=Ф1 факт*Ф2 пл

3 расчет.

Рф=Ф1 ф *Ф2 ф

В=V/4; V=4*В;

Затем, используя плановые, пересчитанные и фактические значения результатного показателя производят цепную подстановку – сопоставляют результаты каждого расчета с предыдущим.

Таким образом, чтобы выделить влияние одного фактора и исключить влияние всех остальных, в каждой подстановке один фактор должен быть переменным, все остальные постоянные.

Влияние первого фактора определяют вычитанием из результатов 2-го расчета  результаты 1-го расчета; 2-го фактора – из результатов 3-го расчета – результаты 2-го расчета.

Общее изменение результата должно быть равно:

Существуют следующие приемы анализа:

1. Интегральный метод;

2. Прием разниц;

3. Сальдовый прием;

4. Прием долевого участия;

5. Прием группировок;

6. Графический метод;

7. Метод графов;

8. Приемы корреляции и регрессии;

9. Прием линейного программирования;

10.  Теория игр;

11.  Теория массового обслуживания;

12.  Сетевые графики

И другие…


ТЕМА 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АХД.

Система экономической информации. Источники АХД предприятия. Подготовка исходных аналитических данных.

Информация об анализируемых предприятиях и организациях включает:

1.   Планово-нормативные источники анализа (данные планов, нормы расходов топлива, электроэнергии, Материалов, Сырья, обеспеченности и использования торговых и складских площадей, другие нормативные материалы, проектно-сметные документы, технические паспорта);

2.   Данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности.
Наиболее подробные сведения приводятся в годовых отчетах, к которым обязательно прилагается обязательная записка. По данным первичных документов можно установить причины перерасходов, уплаты штрафов, виновных лиц, изучить законность и целесообразность совершаемых хоз. операций;

3.   Данные документальных ревизий, проверок, приказов и распоряжений предприятий, вышестоящих органов, хозяйственно-правовые материалы (договоры, спецификации, наряды, заявки и заказы на поставку товаров, решения арбитража), протоколы заседаний балансовых комиссий, экономических советов, производственных совещаний и т.п.

4.   Личные наблюдения, материалы хронометража, фотографирования рабочего дня.

ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Планирование и организация аналитической работы. аналитическая обработка и изучение информации. Обобщение и оформление материалов АХД.

Эффективность АХД во многом зависит от правильности его организации.

Экономический анализ состоит из 3-х этапов:

1.   Подготовительного;

2.   Основного;

3.   Заключительного.

1.         Подготовительный этап, в него входят: составление плана проведения анализа, подбор, проверка и предварительная обработка изучаемой информации.

В зависимости от цели и сроков проведения АХД планы могут быть краткими или развернутыми.

В планах анализа предусматривают:

a)   Цель анализа;

b)   Объекты анализа (на что направлен анализ, что мы будем изучать);

c)   Программу анализа;

d)   Сроки проведения;

e)   Исполнителей и распределение функций между ними;

f)    Оформление и использование результатов анализа.

2.         Основной этап предполагает аналитическую обработку материалов, составление таблиц, графиков, диаграмм, установление основных факторов, влияющих на изучаемые показатели.

Аналитическую обработку информации начинают с округления цифровых данных, объединения однородных показателей, исчисления средних и относительных величин, а также определения взаимосвязанных показателей. Основной этап обычно начинают с предварительного ознакомления с общими результатами хоз. деятельности предприятий.

Для этого по основным показателям устанавливают степень выполнения плана и изменения их в динамике; выявляют положительные и отрицательные моменты в работе и их причины.

3.         Заключительный этап, на нем обобщают результаты проведенного анализа, разрабатывают меры по устранению выявленных недостатков и использованию имеющихся резервов, а также осуществляют контроль за выполнением разработанных мероприятий.

При проведении экономического анализа за длительный период его результаты оформляют в виде докладной или объяснительной записки, справки, заключения, приказа и т.п., состоящие из 2-х частей: выводов и предложений.

В выводах дается общая оценка степени выполнения планов и динамики хозяйствования, отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе; их причины; указываются пути и возможности улучшения хоз. деятельности.

Предложения основываются на результатах анализа и содержат комплекс конкретных мер и направленных на выявление резервов повышения эффективности хозяйствования.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕМА 1. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

1.1  ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА.

Объем производства и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. Предприятия должны производить только те товары и в таком объеме, в котором оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышения ее качества влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Его основные задачи:

1.   Оценка степени выполнения плана и динамика производства и реализации продукции;

2.   Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3.   Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

4.   Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 



Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность формы №1-П (годовая) «Отчет по продукции», форма №1-П (квартал) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма №1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции», форма №2 («отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»).

1.2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА И
ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки.

Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реальной продукции (штуки, метры, тонны и т.д.).

Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции.

Таблица № 1

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год Объем производства продукции, в млн. руб Темпы роста, в % Объем реализации, в млн. руб. Темпы роста, в %
к 1991 г. к предыдущему к 1991 г. к предыдущему
1 2 3 4 5 6 7
1991 90000 100 100 89500 100 100
1992 92400 102.7 102.7 92600 103.5 103.5
1993 95800 106.4 103.7 94300 105.4 101.8
1994 94100 104.6 98.2 93500 104.5 99.2
1995 100800 112.0 107.1 96600 107.9 103.0

Вывод: из таблицы видно, что за 5 лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации – на 7.9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов роста реализации,. Что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически. Затем, необходимо дать оценку выполнению плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год).

Таблица № 2

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции
предприятием А за 1999 год

изделие Объем производства продукции, в млн. руб. Реализация продукции, в млн. руб.
План Факт Отклонение (+,-) Выполнение плана, в % План Факт Отклонение (+,-) Выполнение плана, в %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
А 28800 25200 -3600 87.5 28500 24250 -4250 85.1
В 33600 33264 -336 99.0 33600 31800 -1800 94.6
С 19200 22176 +2976 115.5 18900 21350 +2450 113.0
Д 14400 20160 +5760 140.0 14250 19200 +4950 134.7
Итого 96000 100800 +4800 95250 96600 +1350 101.4

Выполнение плана в % равно

Вывод: из таблицы 2 видно, что план по производству продукции А и В не выполнен, по продукции В только на 1%, а по продукции А – на 12.5 %. Объем производства продукции С и Д перевыполнен по сравнению с планом. Объем производства продукции С увеличился на 15.5 %, то есть на сумму 2976 млн. руб., а продукции Д – на 40 %, то есть на сумму 5760 млн. руб. свыше плана.

Таким образом, план по всем продукциям перевыполнен на 5 %, то есть это составляет 4800 млн. руб. свыше плана.

По реализации. Продукции А и В реализовано меньше, чем планировалось: продукции А на сумму 4250 млн. руб. меньше плана (14.9 %), продукции В на сумму 1800 млн. руб. меньше плана (5.4 %). А по продукции С и Д перевыполнена реализация по сравнению с планом, продукции С на 250 млн. руб. (13 %), продукции Д на 4950 млн. руб. (34.7 %).

План по производству продукции опережает план по реализации.

За год было произведено продукции больше на 4800 млн. руб., а реализовано больше на 1350 млн. руб. следовательно, объем производства больше, чем объем реализации.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

1.3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ

Большое влияние на результаты хоз. деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции.

Ассортимент (номенклатура) – это определенная совокупность производимых продуктов разных по свойству, назначению и количеству.

Структура продукции (состав) – это соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятия должны учитывать спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или непредусмотренная планом не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.