на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Себестоимость продукции


Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

По степени однородности все затраты подразделяются на простые (одноэлементные) и комплексные. Простые затраты имеют однородное содержание: сырье и материалы, топливо, энергия, амортизация, заработная плата. Комплексные расходы включают разнородные элементы. К ним относятся, например, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общецеховые расходы и др.

По признаку зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные. К переменным (пропорциональным) относятся затраты, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства. Эти затраты включают: расходы на основные материалы, режущий инструмент, основную заработную плату, топливо и энергию для технологических целей и др. Условно-постоянными (непропорциональными) являются расходы, размер которых не зависит от изменения объема производства. К ним относятся: заработная плата административно-управленческого персонала, расходы на отопление, освещение, амортизация и т.п.

Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими: а) общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период - себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции; б) затраты на единицу объема выполненных работ - себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативной чистой продукции.

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

В зависимости от объема включаемых затрат различают цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость входят затраты отдельных цехов на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции включает все затраты, связанные с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов и исчисляется только по товарной продукции.

Снижение себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.

Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.

По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле:

Эабс.ср.т.п =     NniCbi -     NniCni.

Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):

Sср.т.п = Эабс.ср.т.п х100,

NniCbi

где Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi - плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода; NniCni - то же, по себестоимости планового периода; n - число видов сравнимой товарной продукции.

По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:

Эабс.т.п = Зтнб - ЗтппТП х100

Исходя из тех же данных определяют процент снижения затрат на 1 руб. товарной продукции в планируемом периоде в сравнении с отчетным периодом (S’т.п):

S’т.п= Зтпб - Зтпп  х100,

где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп.; Зтпп - то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.

Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте.

Себестоимость представляет собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции. Их можно считать как по фактическим расходам, так и по нормативным. В западных фирмах также имеются нормативы на расходы, но они рассчитываются в рамках каждой отдельной фирмы и представляют коммерческую тайну. В России на госпредприятиях нормативы носят отраслевой характер и никакой коммерческой тайны не представляют. К сожалению, во многих случаях нормативы не играют роль стимула в снижении расходов предприятий на производство продукции. Практика позволяет утверждать, что они зачастую являются среднеотраслевыми. Предприятия всегда имеют возможность доказать, что они работают в особых условиях и отраслевые нормативы для них неприемлемы.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

С позиций трудовой теории стоимости К.Маркс в “Капитале” рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работникам торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые - издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.

Современная экономическая теория совершенно по иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева блоков для дачных домиков. Отсюда делается вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса, используемого в данном производстве равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Таким образом экономические издержки - это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресерсов, обеспечиваемые фирмой, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства.

                         5.  Себестоимости продукции - расчетная часть.

Рассмотрим характер изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства на конкретном примере:

Таблица 1. Зависимость общей суммы затрат и себестоимости единицы продукции от объема производства.

Объем производства продукции

Себестоимость всего выпуска,

тыс. у.е.

Себестоимость единицы продукции, тыс. у.е.
Постоянные расходы переменные расходы всего Постоянные расходы переменные расходы всего
500 50 40 90 100 80 180
1000 50 80 130 50 80 130
1500 50 120 170 33 80 113
2000 50 160 210 25 80 105
2500 50 200 250 20 80 100

Из таблицы видно, что общая сумма постоянных расходов в размере 50 тыс. у.е. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с увеличением объемов производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз.

Таблица 2. Затраты на производство продукции.

Элемент затрат Сумма, тыс. у.е. Структура затрат, %
план факт +, - план факт +, -
Материальные затраты 28168 31746 3578 36,14 37,72 1,58
Зарплата 20500 21465 965 26,3 25,5 -0,8
Отчисления в фонд социальной защиты 6150 6440 290 7,89 7,65 -0,24
Амортизация основных средств 3150 3500 350 4,04 4,16 0,12
Прочие производственные расходы 15564 15967 403 19,96 18,97 -0,99
Итого производственных затрат 73532 79118 5586 94,33 94,0 -0,33
Коммерческие расходы 4420 5050 630 5,67 6,0 0,33
Полная себестоимость 77952 84168 6216 100,0 100,0
В том числе:
переменные расходы 54567 59338 4771 70,0 70,5 0,5
постоянные расходы 23385 24830 1445 30,0 29,5 -0,5

Как видно из таблицы, фактические затраты предприятия выше плановых на 6216 тыс. у.е. или на 8%. Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма как переменных так и постоянных расходов. Изменилась и структура затрат: увеличилась доля и материальных затрат и амортизация основных средств, а доля зарплаты уменьшилась.

Таблица 3. Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на у.е. товарной продукции.

Затраты Сумма, тыс. у.е. Факторы изменеия затрат
объем выпуска продукции структура продукции переменные затраты постоянные затраты

По плану на плановый выпуск продукции:

77952 План План План План

По плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции:

79372 Факт План План План

По плановому уровню на фактический выпуск продукции:

80640 Факт Факт План План

Фактические при плановом уровне постоянных затрат:

82723 Факт Факт Факт План

Фактические:

84168 Факт Факт Факт Факт

Из таблицы видно, что в связи с перевыполнением плана по выпуску товарной продукции в условно-натуральном выражении на 2,6% сумма затрат возросла на 1420 тыс.у.е.

За счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрат так же возросла на 1268 тыс.у.е. (80640-79372). Это свидетельствует о том, что в общем выпуске продукции увеличилась доля затратоемкой продукции. Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход издержек на производство продукции составил 2083 тыс. у.е. (82723-80640). Постоянные расходы возросли по сравнению с планом на 1445 тыс. у.е. , что так же явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат.

Таким образом, общая сумма затрат выше плановой на 6216 тыс. у.е. (84168-77952), или +8%, в том числе за счет перевыполнения плана по объему производства продукции и изменения ее структуры она возросла на 2688 тыс. у.е. (80640-77952), а за счет роста себестоимости продукции - на 3528 тыс. у.е. (84168-80640).

Следовательно фактическая себестоимость всей произведенной продукции в отчетном году выше плановой на 3528 тыс. у.е., или на 4,38%.

Таблица 4. Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на у.е. товарной продукции.

Затраты на у.е. товарной продукции

у.е./100

Расчет Фактор
объем производства структура производства уровень удельных переменных затрат сумма постоянных затрат отпускные цены на продукцию
План 77952/96000=81,2 План План План План План
Усл.1 79372/98500=81,17 Факт План План План План
Усл.2 80640/100800=80,0 Факт Факт План План План
Усл.3 82723/100800=82,06 Факт Факт Факт План План
Усл.4 84168/100800=83,5 Факт Факт Факт Факт План
Факт 84168/104300=80,70 Факт Факт Факт Факт Факт
общ.измен. 80,7-81,2=-0,5    у.е./100 -0,03 -0,17 2,06 1,44 -2,8

Аналитические расчеты, приведенные в таблице 4., показывают, что предприятие уменьшило затраты на у.е. товарной продукции на 0,5 у.е./100 (80,7-81,2), в том числе за счет увеличения объема производства продукции на 0,03 у.е./100 (81,17-81,20); изменение структуры производства – на 1,17 у.е/100 (80,0-81,17); повышения оптовых цен на продукцию - на 2,8 у.е./100 (80,7-83,5). Остальные факторы (уровень удельных переменных затрат на единицу продукции, увеличение суммы постоянных расходов) вызвали повышение этого показателя соответственно на 2,06 и 1,44 у.е./100. На данном предприятии за счет повышения уровня оплаты труда, переоценки основных фондов, увеличения стоимости сырья, материалов, энергии сумма затрат возросла на 3255 тыс. у.е., а за счет ресурсоемкости на 303 тыс. у.е. Затраты на у.е. товарной продукции увеличились соответственно на 3,2 (3255/100800) и 0,3 (303/100800) у.е./100.


Заключение.

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Себестоимость отражает затраты предприятия на производство и сбыт продукции, выраженные в денежном измерении. Кроме этого, в себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Для комплексного анализа себестоимости продукции применяются специальные показатели, которые позволяют рассчитывать и анализировать затраты предприятия на весь объем произведенной товарной продукции, затраты на производство конкретного вида продукции,  а также затраты предприятия на получение каждого рубля выручки.

С целью упрощения расчетов и для систематизации данных все затраты предприятия классифицируются. Причем данная классификация является универсальной для всех промышленных предприятий, могут изменяться лишь некоторые статьи в зависимости от специализации предприятия.

Наиболее важным моментом в изучении такого показателя, как себестоимость является рассмотрение факторов, влияющих на показатель и определение основных направлений по снижению себестоимости. От того, как решает предприятие данный вопрос зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, рост накоплений, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Поэтому существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Отсюда следует, что выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей; а также всех составляющих себестоимости.

Систематическое снижение себестоимости обеспечивает не только рост прибыли предприятия, но и дает государству дополнительные средства как для дальнейшего развития общественного производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся.

Список используемой литературы.

1. Бухгалтерское приложение / № 9, февраль 1999.-98с.

2. Экономика предприятия   Учебник.  М. «ИНФРА-М»  2001г.-518с.

3. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-М.,"Финансы и      статистика" 1999.-107с.

4. Кондратков. Бухгалтерский учет. М. 1999.-272с.

5. Карпова Т. П. Основы управленческого учета. М. 1998.-70с.

6. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. М. 2001г.-206с.

7. Маркс К.  Капитал III т. М. Изд.полит.литературы.1986г.-1076с.

8. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 3-е изд. -Минск: Экоперспектива,1999.-498с

9. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. -М..  «ИНФРА-М» 1999.-378с.

10. Яркина Т. В. Основы экономики предприятия: краткий курс. М. 1999.-56с.


Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.