![]() |
|
|
Реферат: Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производствеРеферат: Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производствеПлан: 1. Введение……………………………………………………………………2 2. Сущность, основные признаки и функции рынка……………………….3 3. Механизм действия рыночных функций хозяйства……………………..15 a. Рыночная конкуренция……………………………..……………….15 b. Ценовой механизм рынка несовершенной конкуренции………….30 4. Особенности рынка в экономике Украины…………………………….…39 5. Заключение………………………….………………………………………43 6. Перечень литературы………………….……………………………………44 7. Приложение………………….………………………………………………45 ВведениеИзвестно, что каждый способ производства, каждая экономическая система представляют собой единство производства, распределения, обмена и потребления. Общественный продукт, созданный в процессе производства, проходит объективно обусловленные фазы распределения, обмена и завершает свой путь в потреблении. Поэтому все фазы органически соединены, выступают как единство общественного производства, как части целого. С появлением и развитием товарного производства прямой продуктообмен уступил место товарообмену, а обмен товаров, реализация товаров стали играть существенно важную роль не только в судьбе товара: будет ли он признан как общественная потребительная стоимость, т. е. как продукт, нужный обществу, удовлетворяющий его потребности, будет ли он признан как стоимость, т. е. воплощенный в нем общественно необходимый труд, или обществу он не нужен и поэтому товар не реализуется, а значит, затраты, произведенные товаропроизводителем, полностью или частично пропадают. Рынок—это конкретная форма проявления и товарного обмена, и товарного обращения, совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями в процессе купли-продажи товаров и услуг. 2.Сущность, основные признаки и функции рынка.Рынок – одна из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древним. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок» (это, кстати, одна из причин существования множества определений рынка). Первоначально рынок рассматривается как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынком закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера общения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения). Рынок в своем развитии прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм - это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытиями огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий рынок есть творение коллективного человеческого гения. Предпринимались попытки ввести и в понятие рынка фактор ценообразования. Так, Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену1. Позднее в понятие рынка вели отношения между покупателями и продавцами и от отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения: • рынок - это механизм
взаимодействия покупателей и • рынок - это система отношений между спросом и предложением; • рынок - это совокупность отношений товарного обмена; • рынок - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров. Существует двоякое понимание рынка - узкое и широкое. В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом. Можно встретить мнение, что узкое понимание рынка есть нечто вульгарное, базарное. Заметим по этому поводу, что было бы бессмысленно отрицать миллионы сделок между продавцами и покупателями, которые совершаются ежедневно и ежечасно на нашей планете. Эти отношения реальны, следовательно, и данное определение рынка имеет право на существование. Однако нельзя сводить понятие рынка только к этому определению. Рынок занимает важное место во всей системе общественного производства, которая включает в себя микро- и макроуровни, производство, распределение, обмен и потребление. Поэтому нужно не только узкое, но и широкое понимание рынка. В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Это определение рынка органически включает в себя и определение рынка в узком смысле слова, включает, но не сводится к нему. Определение сущности рынка еще не раскрывает всего содержания этого понятия. Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его сущностные характеристики: • рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок; • рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. Развитой, классический рынок - это не бартер, не обмен по цепочке Т - - Т, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме Т -- Д -- Т -- Д и т. д. до бесконечности; • рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция "laissez faire", которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства "третьей силы" - силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры; • при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов и, прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения; • в основе действий двух основных агентов рынка - продавцов (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка; • рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности. Рынок - это не игра, не спектакль, а участники рынка - это не герои сцены. Рынок - это суровая, подчас жестокая реальность; • рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия; • рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни; • рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность. В особой мере это относится к современному рынку; • рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает как часть национального, а национальный - как часть мирового; • рынок формирует такой тип человека, который в свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль; • рынок предполагает наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию, в частности, благосклонное, уважительное отношение общества к самому рынку. Все сказанное выше позволяет определить, кто является участниками рынка, его основными агентами и субъектами. Ответ на этот вопрос достаточно прост: на рынке мы встречаем двух основных участников - это продавцы и покупатели. Первые представлены товаропроизводителями, т. е. фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, которые предлагают потребителям свои товары и услуги. Вторые представлены потребителями товаров и услуг, т. е. домашними хозяйствами, населением. Между этими двумя участниками рынка существует взаимосвязь, которую можно представить в виде схемы: В схеме обнаруживаются следующие товарно-денежные потоки (линии 1, 2, 3, 4): • домашние хозяйства, покупающие у предприятий и фирм произведенные ими товары и услуги; • предприятия и фирмы, продающие населению, домашним хозяйствам произведенные ими товары и услуги; • население, домашние хозяйства, продающие предприятиям и фирмам ресурсы, факторы производства - труд, землю, капитал; • предприятия и фирмы, выплачивающие домашним хозяйствам, населению соответствующие доходы - заработную плату, ренту, прибыль, проценты. Как видим, и те, и другие участники рынка попеременно выступают то в роли покупателей, то в роли продавцов. Указанные выше четыре товарно-денежных потока одновременно отвечают на три основных вопроса экономики: что производить, как и для кого? В этой схеме мы абстрагируемся пока от государства и других внешних сил и берем рынок в его чистой классической форме. Важнейшим аспектом
рассматриваемой проблемы является вопрос об условиях и причинах возникновения
рынка. В современной экономической литературе, как правило, указывают на
следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение,
а затем и • потребности людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию; • ограниченность всех
ресурсов производства - труда, земли, других материальных средств
производства. Простой факт: на одном и том же участке земли нельзя одновременно
заниматься двумя видами труда - и станки производить и выращивать зерновые. Это
обстоятельство побуждает искать • общественное
разделение труда, которое повышает эффективность производства и создает
материальную основу для товарного обмена. История человечества знает целый ряд
этапов развития этого процесса: выделение пастушеских и земледельческих племен,
появление ремесла как особой • экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности - первоначально общинной, затем частной. Товарный обмен предполагает эквивалентность, а это, в свою очередь, предполагает учет интересов в получении равного количества других товаров. Опыт многих народов показывает, что внутри общин, равно как и внутри современных предприятий разделение труда было и есть, а товарные отношения возникали лишь тогда, когда продукт их труда менял своего собственника; • самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Рабство, феодализм, крепостное право сдерживали развитие рынка, прежде всего потому, что нарушали как раз это условие. Об этом наглядно свидетельствует опыт России конца XIX - начала XX в., когда новые отрасли, не отягощенные путами крепостничества, развивались более динамично, чем отрасли старые, возникшие в недрах феодализма. Сегодня можно выделить еще одно понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. То, что рынок включает не только отношение по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает основание рассматривать рынок в функционирующей экономическую подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Схематично экономическую систему можно представить таким образом:
1. Государство, как подсистема хозяйствования. 2. Натуральное хозяйство как подсистема. 3. Рынок как самостоятельная подсистема хозяйствования. Как видим, в экономической системе в целом взаимодействует 3 самостоятельных подсистемы, и, в зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает ранок, то и система – рыночная, так возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система – административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом. Суть рыночных отношений сводиться к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.
ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ РЫНКА: Интегрирующая
Ценообразующая Экономическая
Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не может удовлетворить свои потребности. Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: «что производить?», «для кого производить?», «как производить?». Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Например, без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате – падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния. Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то сеть соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного товара, но и его полезность. Контрольная функция рынка - выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца – поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя. Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объёмы информации и выдающий обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки. Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в общественном производстве, которая сводится к следующему: 1. выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить; 2. уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики; 3. дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; 4. «санитарная» роль рынка (сводиться к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств). Принимая во внимание, что рынок есть определенный способ функционирования хозяйственной жизни, определенное ее динамическое состояние, необходимо признать, что в этом случае экономике должен быть свойствен ряд признаков (принципов), позволяющих характеризовать ее как рыночную. Такими принципами являются: 1. наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из нее, достаточное количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции; 2. обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договора, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.) т.е. свободная купля-продажа; 3. формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задает из вне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которое не устраняет рынок; 4. свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка – это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики; 5. полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников; 6. наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок; 7. сохранение на ряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики; 8. последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей; 9. обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставления всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |