на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Стратегическое планирование предприятия


Здоровье характеризуется рядом параметров, требующих в общем случае специального медицинского и социально-экономического анализа. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического и социального благо­получия. Благополучие — это состояние ума, характеризующееся не­которой психической гармонией между способностями, потребнос­тями и ожиданиями человека и теми требованиями и возможностя­ми, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда. В на­стоящее время здоровье населения России значительно хуже, чем в развитых странах, и продолжает ухудшаться. Средняя продолжитель­ность жизни составляет 65 лет. Состояние здоровья заметно сказыва­ется на эффективности производства и уровне жизни работников.

Образование — важнейший фактор роста эффективности произ­водства и национального богатства. В России ухудшается не только состояние образования людей, но и снижается эффективность использования персонала с высшим образованием. На отечественных предприятиях только 10% выпускников технических вузов заняты непосредственно инженерной деятельностью. Остальные числятся на должностях рабочих, служащих и др.

Нравственность служит одним из показателей новых трудовых отношений в рыночной экономике. В России значительно увеличи­лось число экономических преступлений, в частности заказных убийств крупных предпринимателей и руководителей банковских структур.

Профессионализм персонала относится к важнейшим показателям рабочей силы.

Однако в России рост квалификации идет явно замедленными темпами. На предприятиях велика доля рабочих малоквалифицированного труда, особенно низок уровень профессионализма многих руководителей, в том числе и экономистов-менеджеров.

Творчество работников служит наиболее влиятельным фактором экономического развития страны. Многие предприниматели, науч­ные работники, рационализаторы и изобретатели вносят заметный вклад в достижение высокой прибыли и повышение эффективности производства.

Основой развития трудового потенциала работников является совершенствование заложенных природой человеческих способностей, в процессе трудовой деятельности человеческий потенциал непрерывно развивается. На многих предприятиях действуют свои системы повышения профессиональной квалификации персонала, расходуются зна­чительные финансовые средства на поддержание здоровья, создание безопасных условий работы, развитие творческих способностей и т.п.

Развитие и реализация трудового потенциала человека в очень большой степени зависят от сложившихся экономических отношений существующей государственной политики в стране, а также национального богатства и многих других факторов. Для стран с высоким уровнем благосостояния народа характерна политика, направленная на повышение качества человеческих ресурсов. Методы осуществления такой политики, хотя и имеют национальные особенности, целом носят общие функции: отбор и поощрение талантливых лю­дей, улучшение образования, дифференциация оплаты труда в зависимости от его результатов. Однако в России пока отсутствует государственная политика дальнейшего развития науки, культуры, образования, творчества и других сфер, обеспечивающих высокий уровень развития человеческого капитала, трудового потенциала людей.

Экономический потенциал любого предприятия представляет собой состав его ресурсов — трудовых, материальных, финансовых и других, имеющихся в распоряжении организации для производства запланированных работ и услуг. Состояние экономического потенциала предприятия характеризуют следующие факторы и показатели:

— объем и качество производственных ресурсов, численность промышленно-производственного персонала, состав основных производственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запасов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, использование патентов, лицензий, технологии, информации;

— способности персонала предприятия к профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления;

— финансовое состояние предприятия, уровень текущей платеж способности и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредитоспособности;

—- состояние научной, творческой, рационализаторской и иннова­ционной деятельности, способность к обновлению производства и смене действующей технологии;

— информационное обеспечение маркетинговой, проектной, про­изводственной и финансовой деятельности, качество используемой информации, степень ее обоснованности и достоверности.

Рассмотренные трудовые и экономические компоненты содер­жат комплексную характеристику важнейших социально-экономи­ческих, научно-технических, финансово-инвестиционных и многих других факторов или индикаторов, которые позволяют оценивать общий, или совокупный, потенциал каждого предприятия. Степень, или уровень, развития потенциала предприятия можно представить соотношением различных сравнительных характеристик его сего­дняшнего состояния с соответствующими эталонными (норматив­ными) показателями или стандартами. В качестве базы сравнения могут быть взяты мировые или отечественные высшие стандарты, отраслевые или региональные эталоны, а также корпоративные или внутрихозяйственные нормативы. Система подобных стандартов мо­жет стать основой планирования и управления развитием потенци­ала наших предприятий.

В зарубежной практике применяется целая система различных индикаторов, с помощью которых дается сравнительная оценка развития потенциала разных фирм, компаний и национальной эконо­мики в целом. Под индикаторами понимается совокупность важней­ших характеристик объекта или системы, позволяющих в формализо­ванном виде описать состояние их основных параметров, выбрать оптимальные варианты функционирования системы в различное вре­мя и наметить наилучшие способы ее развития в будущем. Планирование развития потенциала предприятия производится по следующим главным индикаторам или комплексным факторам:

- динамика национальной экономики или экономического по­тенциала;

-          производственная мощность предприятия или отрасли промы­шленности;

-     динамика внутреннего рынка;

-     финансовое состояние фирмы;

-     человеческий капитал или трудовой потенциал;

-     престиж фирмы, отрасли или страны;

-     обеспеченность производственными ресурсами;

-     ориентация на внешний рынок;

-     инновационный или творческий потенциал;

-     общественная стабильность.

Каждый из перечисленных комплексных производственных фак­торов-индикаторов состоит из двух-трех десятков единичных пока­зателей. Поэтому при планировании развития потенциала предпри­ятия возникает весьма сложная задача по отбору наиболее значимых показателей для оценки каждого из приведенных факторов. Напри мер, в странах с развитой рыночной экономикой для оценки человеческого капитала используется более тридцати частных показателе. В связи с этим необходимо перечислить наиболее важные из применяемых за рубежом показателей — характеристик человеческого потенциала:

1) численность населения;

2) возрастная структура населения;

3) динамика численности трудоспособного населения;

4) общий уровень безработицы;

5) создание новых рабочих мест;

6) профессиональное обучение;

7) талант менеджера;

8) оклад работников;

9) максимальная ставка подоходного налога;

10) государственные расходы на образование;

11) средняя продолжительность жизни;

12) система охраны здоровья;

13) степень опасности жизни.

Первые три места в мире по совокупности развития человеческого капитала занимают США, Канада и Япония. Их общий экономичес­кий потенциал соответствует занимаемым высшим местам в мировом сообществе развитых стран.

Следовательно, мировое лидерство является наивысшим уровнем развития экономического потенциала целой страны или отдельной компании. За ним следует второй уровень развития потенциала, со­ответствующий средним мировым стандартам. Третьим уровнем мож­но считать национальное лидерство, четвертым -соответствие наци­ональным стандартам, пятым — отраслевое лидерство, шестым - соответствие отраслевым стандартам. Необходимо также иметь нор­мативы порогового уровня развития потенциала предприятия, за ко­торым оно становится неконкурентоспособным на внутреннем рын­ке. Планирование и управление развитием потенциала предприятия будет способствовать непрерывному его экономическому росту за счет наиболее рационального использования всех производствен­ных ресурсов и в первую очередь профессиональных и интеллекту­альных способностей персонала, в том числе и экономистов-мене­джеров.

На отечественных предприятиях планирование развития техниче­ского потенциала обычно производится по следующим основным на­правлениям:

- разработка конкурентоспособной продукции;

- внедрение прогрессивной технологии;

- совершенствование организации производства;

- автоматизация производственных процессов;

- создание новых хозяйственных подразделений;

- реструктуризация действующего производства;

- снижение расхода производственных ресурсов;

- совершенствование управления предприятием;

- повышение профессионализма персонала;

- рост производственной мощности предприятия;

- оптимизация условий труда работников;

-     стандартизация и унификация продукции.

 Все перечисленные направления могут быть включены в темати­ческие планы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Тематические планы составляются обычно на пятилетний период с учетом всех предстоящих внутренних и внеш­них планируемых изменений производственных систем на предпри­ятиях или фирмах.

IV. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ

Выбор и определение потребности ресурсов долгосрочного исполь­зования является важным этапом стратегического планирования. На современных предприятиях широко используются разнообразные экономические ресурсы: основные производственные фонды и обо­ротные средства, или, говоря рыночным языком, основной и оборот­ный капитал. Прежде всего, это — средства производства, предметы труда и рабочая сила, земля, здания, сооружения, технологическое оборудование, рабочий инструмент, трудовые ресурсы, материальные запасы и т.п. Для производства любого товара предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые эконо­мические ресурсы. Существуют отдельные рынки для каждого вида и качества производственных ресурсов. Основными покупателями ре­сурсов являются различные фирмы, предприятия и другие организа­ции. Их спрос на услуги тех или иных ресурсов есть вторичная по­требность, имеющая определенное происхождение, так как все про­изводители потребляют ресурсы для изготовления других продуктов.

Эта потребность в ресурсах происходит из спроса на производимые из них продукты. Количество потребных материалов, машино-часов работы оборудования, человеко-часов труда персонала, используемой производственной, площади и других ресурсов зависит от величину дохода, который предприятие или фирма могут заработать от прода­жи на рынке своей продукции.

На конкурентном рынке каждое предприятие может купить столь­ко требуемых ресурсов, например средств производства, сколько оно считает необходимым при данной рыночной цене технологического оборудования. Для предприятия-производителя цены на соответст­вующие ресурсы являются издержками производства, и поэтому целью получения максимальной прибыли оно должно планировать выпуск наиболее доходной продукции с эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При выбранном виде конкурентоспособной продукции и данной технологии ее изготовления имен­но цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских способностей, которые можно использовать в производственном процессе.

В краткосрочном периоде планирование спроса на экономические ресурсы заключается в предположении, что фирма приобретает ка­кой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и в свою оче­редь реализует произведенную продукцию на соответствующем рын­ке. В условиях конкуренции каждая фирма продает столько своей продукции, сколько она считает необходимым при существующей, рыночной цене. Отдельное предприятие реализует такую незначитель­ную долю общего объема продукции, что это не оказывает никакого влияния на цену товара. Аналогично на рынке ресурсов конкуренция означает, что фирма покупает такую небольшую долю общего предложения ресурса, что приобретаемое количество не оказывает воз­действия на цену данного ресурса. Однако при долгосрочном плани­ровании спрос и предложение на товары и ресурсы будут сильно от­клоняться от ранее действовавших показателей. Ситуация, кроме того, усложняется в связи с тем, что на рыночные силы спроса и предложения в длительном плановом периоде могут не только воздействовать, но даже их вытеснять политика и практические меры государст­ва, корпораций и профсоюзов, не говоря уже о множестве других институциональных факторов.

Следовательно, на конкурентных рынках каждая фирма может продать по текущей цене любое количество своей продукции. Если фирма действует одновременно на конкурентных рынках ресурсов и товаров, то она может купить столько ресурсов и продать столько продукции, сколько сочтет нужным при действующих рыночных ценах. Предприятие, действующее на этих рынках, не может влиять ни на иены ресурсов, ни на цены продукции. Планирование видов про­дукции и типов ресурсов производится при действующих рыночных ценах в соответствии с теорией общей полезности.

Под предельной или маржинальной полезностью товаров, ресурсов понимается величина добавочного блага либо дополнительной по­лезности, которую получает потребитель от использования одной до­полнительной единицы ресурса, услуги. Любая фирма, максимизиру­ющая свою прибыль, должна взвешивать выгоды .от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющей ей произ­водить и продавать больше продукции. Общая выгода от закупки дополнительных материалов зависит от количества продукта, кото­рый производится из этого материала, а также от величины дополни­тельного дохода, какой может быть получен в результате продажи каждой дополнительной единицы продукции. Фирма принимает ре­шение о приобретении дополнительных ресурсов на основе сравне­ния получаемого или планируемого предельного дохода от примене­ния этого ресурса с его предельными издержками. При неизменных условиях производства прибыль максимизируется привлечением до­полнительных ресурсов до таких объемов, пока выпуск товаров, пре­дельный продукт или доход от которых будет равен предельным из­держкам на его приобретение. Отсюда вытекает основное правило планирования потребности различных ресурсов как краткосрочного, так и долгосрочного потребления. Чтобы максимизировать свою при­быль, предприятие должно использовать дополнительные единицы любого вида ресурсов до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода, а не общих издержек производства. Другими словами, для фирмы будет прибыльным планирование до­полнительных единиц ресурса до такого объема производства това­ров, при котором предельный продукт в денежном выражении дан­ного ресурса (фактора) равен предельным издержкам на этот ресурс (фактор).

Таким образом, перспективное планирование потребности различ­ных ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удов­летворение имеющегося спроса на продукцию и соответствующего пред­ложения с максимально возможной эффективностью производства. Ос­новная сложность в достижении этой задачи в процессе долгосрочно­го планирования состоит в наличии как методологических, так и временных ограничений.

Во-первых, полезность — понятие субъективное. Никто еще не изобрел измерителя полезности, который можно было бы использо­вать для определения степени удовлетворения человека в продуктах или услугах. Как считают сами создатели этой теории, на практике измерение предельной полезности просто невозможно, хотя в общем можно сказать, когда она растет или падает.

Во-вторых, определить полезность в денежном измерении того или иного ресурса в далеком будущем еще сложнее, чем в настоящее время. Из этого вытекают два важных методологических подхода к совершенствованию перспективного планирования потребности ресур­сов на отечественных предприятиях:

1) необходимость применять в стратегическом планировании укрупненные методы определения потребности экономических ресурсов;

2) возможность использовать натуральные показатели (измерители) расхода производственных ресурсов.

В процессе планирования потребности ресурсов длительного пользования должны решаться следующие задачи:

- определение состава необходимых входных ресурсов и их группировка по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения другим признакам;

- установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;

- выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов;

- согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;

- расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий;

- определение издержек на приобретение, транспортировку и хра­нение материальных ресурсов.

Планирование потребности входных ресурсов на многих предпри­ятиях является наиболее разработанной стадией внутрифирменного управления производственной деятельностью. Оно должно воздейст­вовать на все остальные процессы производства, распределения и потребления материальных благ и находиться в свою очередь под воздействием каждого из них. Вместе с тем на большинстве наших предприятий, как и на зарубежных фирмах, определение потребнос­ти ресурсов сводится в основном лишь к финансовому планирова­нию. Деньги не являются единственным и наиболее важным ресур­сом в перспективном или стратегическом планировании. Многие эко­номисты-плановики полагают, что при наличии денег все другие ре­сурсы можно будет приобрести по мере необходимости. Однако на предприятиях это не всегда именно так происходит, например, ни за какие деньги нельзя купить в нужное время технологическую энергию или профессиональную квалификацию персонала, которых нет в наличии или их потребность не была ранее запланирована. В любом случае более вероятно, пишет Р. Л. Акофф, что квалифицированные специалисты быстрее привлекут деньги, а не деньги привлекут их. Кроме того, критический дефицит нефинансовых ресурсов по мень­шей мере столь же вероятен, как и критическая нехватка денег.

Следовательно, сказанное подтверждает необходимость более широкого использования в стратегическом планировании известных натуральных измерителей потребности ресурсов. При планировании входных ресурсов, производственных сооружений, технологического оборудования, а также различных категорий персонала и других ре­сурсов длительного применения экономисты-плановики обычно рас­считывают следующие  важнейшие показатели:

1.   Сколько потребуется ресурсов каждого вида, когда и где они будут

использоваться?

2. Какое количество ресурсов будет в наличии в необходимом ме­сте и в планируемое время, если поведение корпорации и среды останется в будущем неизменным?

3. Каков разрыв между требующимися и имеющимися ресурсами на предприятии?

4. Как устранить этот разрыв и какие источники лучше для этого использовать?

5. Каковы будут затраты на устранение разрыва в потребности раз­личных ресурсов?

Рассмотрим более подробно перспективное планирование различ­ных ресурсов на примере машиностроительных предприятий. Пла­нируемая потребность входных ресурсов определяется обычно произ­ведением годовых объемов выпуска продукции и норм расхода соот­ветствующих материалов на одно изделие. В ходе планирования пер­спективной потребности в материальных ресурсах необходимо учи­тывать их наличие в будущем, а также ожидаемый рост рыночных цен. В планируемой перспективе потенциальный дефицит и рост цен на отдельные виды ресурсов могут часто сочетаться. В мировой прак­тике существуют три способа, которые предприятия и фирмы могут противопоставить дефициту и высокой стоимости ресурсов: замена материала, вертикальная интеграция, изменение технологии.

При планировании перспективной потребности входных ресурсов следует также учитывать, что ни ранее рассчитанные показатели, ни выработанные плановые решения, ни основные источники снабже­ния не следует в будущем принимать как нечто неизменное или постоянное. Предварительные допущения, используемые при оценке потребностей в ресурсах, необходимо периодически пересматривать, чтобы знать степень реальности изменяющихся со временем потребностей и возможность появления лучших поставщиков и эффективных способов выполнения поставок.

Перспективное планирование потребности предприятия в те логическом оборудовании может осуществляться двумя приближенными методами:

- соотношением общей станкоемкости выпускаемой продукции и эффективного фонда времени работы единицы оборудования;

- делением совокупного объема производства продукции, или услуг на производительность одного станка.

Выбор метода планирования потребности производственного
оборудования зависит от применяемых исходных данных. В первом
случае необходимо иметь годовые, квартальные, месячные или недельные показатели станкоемкости производимой на соответствующем,
оборудовании продукции. Во втором - объемные натуральные показатели изготовления изделий на данных типах станков.                          
Планируемая потребность предприятия в производственных площадях, сооружениях зависит от количества дополнительно вводимого
оборудования. Зная число станков и занимаемую одним станком
площадь, можно рассчитать и общую производственную площадь, а
также решить вопрос о возможности ее аренды или сооружения в
перспективном плане. Плановые решения, связанные с производст­венными сооружениями и технологическим оборудованием, всегда
зависят от оценок будущего спроса. Поскольку такие оценки содер­жат некоторые неточности и возможные ошибки, то необходимо
предусматривать плановые меры предосторожности, позволяющие в
дальнейшем использовать оборудование в более широких целях, чем
первоначально планировалось. Гибкость планов и способность к рас­ширению деятельности предприятия являются наиболее очевидными
защитными мерами против неопределенности перспективного пла­нирования производственных ресурсов, в том числе и трудовых.

Трудовые ресурсы как экономическая категория — это совокупность трудоспособного населения, потенциально готового участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг на рынке труда. Они включают в свой состав все работоспособное, экономиче­ски активное население соответствующего территориального, отрас­левого или иного уровня, например всей страны, отдельного региона, определенного промышленного комплекса. Таким образом, трудовые ресурсы — это часть населения соответствующего рабочего возраста, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду. В Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством трудоспособный возраст начинается для всех с 16 лет и завер­шается в 55 для женщин и в 60 — для мужчин. Для отдельных кате­горий работников законодательством также предусматривается умень­шение границы пенсионного возраста, например на работах с вред­ными условиями труда и некоторых других, на 5—10 лет.

Состав трудовых ресурсов страны или региона характеризуется мно­гими количественными и качественными показателями. Первые отра­жают численность трудоспособного населения по полу, возрасту или регионам, вторые — по уровню профессионального образования, ква­лификационному составу, производственному опыту и т.д. Соотноше­ние трудовых ресурсов по отдельным категориям определяет соответ­ствующие их характеристики или показатели по составу и структуре. Для анализа возрастной структуры трудовых ресурсов в отечественной практике принято выделять четыре их группы: молодежь — от 16 до 29 лет, среднего возраста — в пределах 30—49, предпенсионного — со­ответственно 50—55 и 50—60 для женщин и мужчин и пенсионного возраста. В научных и практических целях могут быть установлены и другие возрастные интервалы, к примеру через 5 или 10 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.