на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Сравнительный анализ факторных рынков и их современное состояние в России


     Фирма лучше приспособлена к проведе­нию сложных деловых операций и коор­динации специализированных ресурсов. Специфика работы фирмы связана с не­обходимостью проведения множества трансакций. При этом при­влекаемые ресурсы обычно нужны на долгий срок и носят специализированный характер.

Аккумулируя большое количество ресурсов на длительное вре­мя, фирма имеет возможность заменить ряд отдельных трансак­ций по привлечению факторов одним единственным долгосрочным контрактом. Это приводит к значительному уменьшению размера трансакционных издержек. Если бы аналогичные трансакции осу­ществлялись через рынок, возникли бы дополнительные издержки по установлению цен на каждый фактор, издержки проведе­ния переговоров и заключения отдельного контракта на каждую рыночную трансакцию. Наличие иерархии внутри фирмы позволяет управлять раз­мещением и использованием ресурсов, что также приводит к устранению издержек. Простым приказом можно дополнительно пе­ребросить рабочих на сложный участок. Точно так же можно пере­распределять внутри компании материальные и финансовые ресур­сы. Будь каждая операция связана с внешними поставщиками (чисто рыночное, неиерархическое решение), такие маневры были бы невозможны.

Снижение риска недобросовестности партнеров. Фирма снижает риск недобросовестности, которую могут проявить контрагенты по сделке. Дело в том, что при заключении соглашения всегда возможно проявление недобросовестности одной из сторон. Причем во многих формах: пря­мого обмана; сокрытия истинных причин составления договора; ис­пользования информации, доступной лишь одной из сторон — участ­ниц соглашения, и т.п.

Чтобы избежать или значительно уменьшить опасность обма­на, фирма вводит меры предосторожности, создавая систему кон­троля за выполнением обязательств. Формы контроля могут быть самые различные: сильная мотивация управляющих на успех фир­мы, аттестация работников, аудиторские проверки, проведение плановых и внезапных ревизий, инвентаризация и т.д.

Решающую роль и в этом деле играет существующая в фирме иерархия. Начальник имеет право использовать любые формы про­верок, что было бы крайне затруднительно при общении с незави­симыми поставщиками товаров и услуг. Сравним для примера две знакомые россиянам ситуации. Работу бухгалтера, кассира и дру­гих финансовых работников фирмы можно проконтролировать в любой момент. Таким способом внутри фирмы, легко проверить, где находится каждая наличная копейка. А вот выяснить, что вне фирмы делает банк с ее деньгами и не растрачены ли они вообще, задача, как известно, в нашей стране нелегкая. И хотя разработка и проведение мер контроля стоят известных издержек, фирма в целом выигрывает, так как исключает или минимизирует экономическую недобросовестность контрагентов.

Фирма легче адаптируется к внезапным изменениям ситуации. Повышенная приспособляемость фирмы к возникающим неожиданным обстоятельствам опять же связана с существу­ющей в ней иерархией.

Другой важный момент состоит в том, что фирма как способная к предвиденью организация может прогнозировать развитие собы­тий, заранее накапливать резервы для минимизации последствий.

Итак, хотя фирма не может полностью избавиться от трансакционных издержек, осуществление деловых операций внутри нее предполагает меньшие затраты по сравнению с аналогичными рас­ходами при рыночной организации. Фирма выступает средством экономии трансакционных издержек.

     Но если фирма с ее иерархическим принципом организации является более эффективной по сравнению с рыночной организацией, то почему наряду с фир­мами существует рынок? Почему вся экономика не может быть организована в виде одной гигантской фирмы или единой страны-фабрики (о которой мечтал В.И. Ленин)?

Теория отвечает на поставленный вопрос следующим образом. С увеличением размеров фирмы происходит возрастание издержек на организацию дополнительных трансакций внутри фирмы. Сле­довательно, фирма может расширяться не бесконечно, а до таких размеров, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не станут равными издержкам по про­ведению аналогичной трансакции через обмен на открытом рын­ке или не сравняются с издержками на организацию ее через дру­гую фирму.

С увеличением масштабов фирмы возрастает и количество осуществляемых ею трансакций. Рано или поздно их число превосходит физические возможности одного человека. Начиная с этого момента предприниматель, занимающийся координацией ре­сурсов, оказывается неспособным оптимально разместить и исполь­зовать факторы производства, он начинает делать ошибки при управлении. Это явление в экономике получило название феномена потери контроля. Выход состоит в создании управленческой пира­миды, распределяющей процесс принятия решений между многими людьми. Но здесь кроется иная опасность.

     Разрастающаяся фирма порождает «эф­фект искажения информации» при ее многократной передаче между людьми. Поскольку управляющий может работать напрямую лишь с неболь­шим числом подчиненных ему работников, увеличение размеров фирмы сопровождается и ростом количества уровней иерархии. Пе­редача информации по этим уровням задерживается, информация искажается. Происходит бюрократизация фирмы, т.е. теряется гибкость принимаемых решений и появляются ошибки.

      Наконец, возрастание трансакционных издержек происходит также в связи с необходимостью вести дополнительный учет и составлять отчет­ность.

В связи с этим возникают новые вопросы: до каких размеров фирма может расширяться? где же проходит граница эффектив­ности фирмы? что служит критерием ее оптимальности?

     Критерием оптимальности для фирмы является величина трансакционных из­держек. Как только трансакционные издержки на управление внутри фирмы начинают превышать затраты на рыночные трансакции вне ее, раз­мер фирмы следует ограничить, так как она становится неэффек­тивной.

Развитие многих крупных фирм строго соответствовало этому правилу. Быстрый рост фирмы и увеличение ее размеров в конечном итоге приводили к излишней иерархии и бюрократизации организационных структур. Наблюдался значительный рост издержек передачи информации, необходимой для принятия деловых решений; процесс их принятия затягивался. Фирма утрачивала былую гибкость, стремительно ухудшались экономические показатели. В результате либо фирма гибла, либо приходилось сокращать ее размеры: распродавать часть заводов, увольнять рабочих и менеджеров. Частичный выход из сложившегося положения был найден в сочетании иерархического принципа организации и спонтанного порядка внутри фирмы. Фирмы стали выделять в пределах своей общей структуры самостоятельные организационные единицы. Этим «центрам при­были», как их стали называть, ставились общие задачи по отчислению прибыли в штаб-квартиру компании, а взамен предоставляли широкие права по самоуправлению.

Тем не менее «центры прибыли» полностью не снимают проб­лему неэффективности чрезмерного гигантизма. Возможности де­централизации структуры фирмы имеют границы,   превышение которых ведет к ее превращению в конгломерат неуправляемых подразделений.   Социалистическая экономика как суперфирма. С точки зрения теории трансакционных издержек социалистическая экономика представляла собой суперфирму, действовающую по принципу иерархии. В ее состав входили ряд министерств, объединявших десятки и сотни предприятий. Не имея возможности самостоятельно определять размеры производства, ассортимент выпускаемой продукции, цену на готовую продукцию, своих поставщиков и покупателей, предприятие было обязано выполнять план — распоряжение координатора-министерства. А т.к. иерархия насчитывала множество ступеней и была исключительно громоздкой, суперфирма становилась неуправляемой. Объем административных решений, принимавшихся центром, вырастал до такого размера, что эффективно выполнять координаторские функции было невозможно.

1.4.1. Типы организации предприятий

Несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в са­мых различных отраслях экономики и имеющихся между ними отличиями, можно выделить три основных типа организации фирм (предприятий):

Þ   индивидуальное предприятие;

Þ   товарищество;

Þ   акционерное общество.

     Как правило, форму организации предприятия определяющее влияние оказывает его размер. Так, малые и средние предприятия обычно образуются и работают в форме индивидуаль­ного предприятия или товарищества. Подавляющее число круп­ных предприятий организованы в виде акционерных обществ.

Рассмотрим более подробно каждый из названных типов орга­низации предприятий.

1.4.2. Малый бизнес: индивидуальные предприятия и товарищества

     Малый бизнес. Исторически малый бизнес являлся первой и — на протяжении долгих веков — единственной формой предприятия. Крупные предприятия появи­лись лишь в XIX в.

Малые предприятия сегодня — это динамично развивающий­ся сектор любой рыночной, в том числе и российской, экономики. Их высокая эффективность связана с двумя факторами:

·     во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при небольших объемах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер предприятия;

·     у малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издер­жки.

Описывая позитивную роль малого бизнеса в экономике, под­черкнем следующие его черты. Малые фирмы динамичны и гиб­ки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимой ими продукции. Они более приспособлены к выпуску уникальных, нестандартных изделий, хорошо учитывают дифференцирован­ный спрос потребителей. Малые предприятия быст­рее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капитальных вложений. Некоторые из них, так называемые вен­чурные, или рисковые, фирмы, являются наиболее инновативными предприятиями, создающими самые революционные технические новинки. Обычно на малом предприятии царит дух предприимчивости, а дружеские отношения небольшого коллектива сотрудников способствуют реализации их творческих возможностей. Чаще всего малые предприятия действуют в трудоемких сферах производства. Поэтому они — значительный источник новых рабочих мест. В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную часть доход бюджета. В современной России это наблюдается только в одном, но очень важном регионе—Москве.

Вместе с тем малый бизнес является наиболее изменчивым сектором экономики: высока «смертность» малых предприятии, особенно на раннем этапе их существования. Ежегодно сотни ма­лых предприятий разоряются и прекращают свое существование. Так, по данным Всемирного банка, из создающихся малых пред­приятий через год остается примерно половина, через три года – 7—8%, а через пять лет — только 3%. Но на месте ликвидирован­ных фирм образуются новые. Дело в том, что вход на рынок и выход с него для малого бизнеса относительно безболезнен. Ликвидация не означает чрезмерных финансовых потерь, и многие предприни­матели делают по 3—4 неудачных попытки, прежде чем найдут дей­ствительно свое дело.

Индивидуальное предприятие. Самой простой и распространенной организационной формой малого бизнеса является индивидуальное предприятие.

     Индивидуальное предприятие — это небольшая фирма, владелец которой является одновременно и ее главным служащим. Обычно он не преследует далеко идущих целей. Его устраивает свой биз­нес, в котором он выполняет роль и работника, и бухгалтера, и координатора-управленца.

     Индивидуальное предприятие принадлежит одному владельцу, управляется им самостоятельно и является для него основным источником получения доходов. В то же время по всем возникающим обязательствам предприятия владельцу приходится нести личную ответственность.

     Преимущества и недостатки индивидуальных предприятий. К преимуществам данного организаци­онного типа предприятий относятся:

·     возможность быстрой организации предприятия, несложность процеду­ры его открытия и ликвидации;упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предпри­ятия;

·     сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних ру­ках — у хозяина предприятия;

·     • независимость владельца предприятия, возможность самостоятельного принятия решения и оценки полученных результатов.

Но наряду с преимуществами эта форма организации биз­неса имеет определенные недостатки. Наиболее значимый из них с точки зрения владельца связан с тем, что имущественная ответ­ственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и т.д.).

С точки зрения контрагентов индивидуального предприятия обязанность его владельца расплачиваться всем своим имуществом (с поставщиками за приобретенные у них ценности, с кредитора­ми — по полученным кредитам, с государственным бюджетом — по налогам и т.д.) хотя бы частично снижает риск ведения сделок с малой, а значит финансово слабой фирмой.

     Товарищества. Индивидуальное предприятие является преобладающей, но не единственной фор­мой организации малого предприятия. Дальнейший рост и разви­тие предприятия требует дополнительного привлечение капита­ла, который может быть получен с помощью участия других лиц (товарищей). Соответственно эта форма получила название това­рищество. Товарищество может выступать также и формой орга­низации среднего и даже крупного бизнеса. Однако в последнем случае в роли товарищей в них обычно выступают не отдельные люди, а целые фирмы.

Деятельность товарищества основана на объединении паев (в виде денег или имущества) участников предприятия. Сумма пая фиксируется в паевом свидетельстве и дает право его владельцу на получение прибыли и право голоса на собрании предприятия.

     Организационные формы товарищества. В зависимости от степени имущественной         ответственности товарищества делятся на:

1)    полные товарищества;

2)    товарищества с ограниченной ответственностью;

3)    смешанные товарищества.

Организация полного товарищества предполагает высокую сте­пень доверия его участников друг к другу и основывается на прин­ципах полной и солидарной ответственности. Участникам прихо­дится отвечать по всем обязательствам предприятия не только его имуществом, но и своим личным имуществом.

Эта форма находит применение на тех предприятиях, где большой удельный вес составляет интеллектуальный капитал (брокерские, бухгалтерские, аудиторские, внедренческие, адвокатские фирмы). Люди, работающие в таких фирмах, являются деловыми партнерами.

Учитывая, что полная ответственность связана с рядом неудобств, большая часть предприятий отдает предпочтение другой форме — товариществу с ограниченной ответственностью, весьма распространенному в том числе и в нашей стране. Товарищество с ограниченной ответственностью основано на распространении ответственности лишь на капитал предприятия. В случае банкротства предприятия его участник рискует только своим паем, вложенным в предприятие. Иначе говоря, за долги обанкротившегося предприятия не могут быть востребованы личное имущество его владельцев, ценные бумаги других предприятий, личные денежные счета. Поэтому товарищество с ограниченной ответственностью представляет собой очень распространенную организационную форму предприятия.

Смешанное товарищество включает:

·     полных участников (товарищей), которые руководят делом и полностью солидарно отвечают по всем обязательствам пред­приятия;

·     вкладчиков, ответственность которых ограничена размерами вклада (пая).

Данная форма позволяет быстро увеличить капитал предпри­ятия за счет внешних участников, обещая им хорошую прибыль, и что очень важно, одновременно страхует их от полного разоре­ния при неудаче. Одновременно личное богатство полных товари­щей служит для партнеров по сделкам гарантией уплаты по обязательствам.

1.4.3. Крупный бизнес: акционерные общества

     Крупные компании принято сравнивать с «бриллиантами в короне» хозяйства развитых стран, т.к. их малочисленность компенсируется огромной значимостью вклада в экономику. Действительно, доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика (от 0,1% во Франции до 2% в США). Однако ими создается большая часть всей продукции страны — около 50%.

Высокая эффективность крупных компаний опирается на:

·     экономию на масштабах производства;

·     сокращение безусловно постоянных (квазипостоянных) из­держек;

·     снижение внешних трансакционных издержек, которые осо­бенно велики в технически сложных, капитало- и наукоемких отраслях, где действуют эти компании.

     Основной организационной формой крупного предприятия является акционерное общество (АО). Деятельность АО основана на объединении капиталов участников предприятия. Свидетельством является акция,она же дает ее владельцу – акционеру – получение дохода и участие в управлении АО.

     Дело в том, что единоличным предпринимателям обычно не под силу создать крупное производство в промышленности. Требуется объединение капиталов, причем не капиталов узкого круга лиц, как в товариществе, а широкой публики.

      Преимущества акционерных обществ. Каковы преимущества акционерной формы организации бизнеса? Почему эта форма, быстро завоевав позиции в конце прошлого столетия, и сегодня является преобладающей для крупных компаний?

Важнейшее преимущество АО связано, как уже было сказано, с возможностью привлечения значительных финансовых ресурсов, необходимых для крупного производства при современных масш­табах экономики.

Акционерная компания является обществом с ограниченной ответственностью. Поэтому в случае банкротства предприятия ак­ционер теряет только сумму, которую он вложил в данное предпри­ятие. Это гарантирует акционерам снижение риска при сохранении возможности больших выигрышей (прибылей). Именно ограничен­ность риска заранее определенной суммой денежных средств превра­щает АО в наиболее эффективную форму вложения капиталов, обес­печивает сосредоточение денежных средств и их быстрый перелив из одной отрасли в другую.

Выход из АО какого-либо участника не приводит к остановке производства, и предприятие продолжает работать. Акционерное общество — это наиболее устойчивая форма объединения капиталов.

Акционерное общество использует профессиональный менедж­мент — наемных управляющих, специально подготовленных для деятельности в определенной области и потому способных эффек­тивно решать сложные вопросы (скажем, инженерные, маркетин­говые, финансовые и прочие проблемы).

     Недостатки акционерного общества. Не лишена акционерная форма и недо­статков. Организация и ликвидация ак­ционерной компании требует высоких (по сравнению с ликвидацией малых предприятий) затрат.

     Сложная организационная структура АО способствует его бюро­кратизации.

Участие акционеров в управлении АО и контроль за ними суще­ственно слабее власти хозяина в малой фирме. При некоторых усло­виях наемные менеджеры могут действовать в своих узкокорыст­ных интересах в ущерб акционерам и компании в целом.

Прибыль компании дважды облагается налогом на прибыль. Первый раз облагается налогом полученная предприятием прибыль, а второй раз налог взимается с полученных акционерами дивидендов.

     Различают 2 вида акционерных обществ:

·     закрытое акционерное общество (ЗАО);

·     открытое акционерное общество (ОАО);

     ЗАО представляет собой предприятие, капитал которого распределен среди замкнутого круга лиц: членов трудового коллектива, учредителей предприятия, смежников. Акции могут переходить от одного лица к другому только при согласии большинства акционеров. Для акционерных обществ закрытого типа характерна зависимость между обладанием акциями и выполнением акционерами каких-либо производственных функций. В силу этих ограничений, избрание формы ЗАО затрудняет свободный приток капиталов, но гарантирует фирму от захвата со стороны путем скупки акций.

Акции ОАО распространяются по открытой подписке. Купить акцию и стать акционером может любой человек. Акции ОАО свободно продаются. С целью предоставления информации о деятельности предприятия, необходимой для акционеров, акционерное общество обязано ежегодно публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и ее использовании, некоторые другие показатели.

     Управление акционерным обществом. Характерной чертой акционерного общества является разделение в рамках пучка прав собственности функций владения и управления. Владельцами акционерного общества являются акционеры — собственники акций. А управляют этой собственностью по их поручению менеджеры — наемные управляющие, собственниками не являющиеся.

Этим обстоятельством и определяется специфика управления акционерной компанией.

     Собрание акционеров. Собрание акционеров - высший орган управления АО. На нем решаются важ­нейшие производственные, финансовые и социальные вопросы (избрание директора предприятия, утверждение годовых резуль­татов деятельности, изменение устава предприятия и т.д.). Реше­ния принимаются большинством голосов, а каждая акция дает акционеру право на один голос. Поэтому при голосовании мнение акционера «весит» соответственно его вкладу в капитал. Акцио­нер, сосредоточивший в своих руках значительное количество ак­ций, имеет большее влияние на предприятие.

     Контрольный и запирающий пакеты акций. Контрольным пакетом называется такое количество акций, которое дает возмож­ность осуществлять полный контроль за деятельностью акционерного общества. Чтобы иметь на собрании абсолютное большинство голосов, теоретически необходимо располагать 50% акций плюс 1 акция.

Кроме контрольного пакета, важную роль играет и запирающий пакет. Если первый обеспечивает проведение решений, диктуемых владельцем (или объединившейся группой владельцев) большин­ства акций, то второй гарантирует защиту интересов владельца значительного меньшинства капитала. Собственники крупных пакетов (обычно не менее 25% акций), даже если эти пакеты не являются контрольными, имеют право вето, т.е. запрета проведе­ния невыгодных им решений. Поэтому такой пакет и называется запирающим (блокирующим).

На практике контрольный пакет обычно меньше 50%. Это свя­зано с двумя причинами. Во-первых, реально не все акционеры пользуются своим правом голоса, т.к. не имеют времени, зна­ний или желания принимать участие в собрании акционеров. Во-вторых, наблюдается так называемое распыление капитала круп­ных акционерных компаний. Акции часто бывают распределены среди тысяч акционеров, большинство из которых владеет незна­чительной частью акций компании. Реальной возможности повли­ять на принимаемые АО решения мелкий акционер не имеет и в голосовании обычно не участвует. Поэтому все важнейшие вопро­сы решаются крупными акционерами: достаточно иметь 10—15% акций, чтобы контролировать деятельность компании.

     Менеждериальная революция. Сложность практического, повседневного управления крупной компанией, а также разделение капитала (а значит, и власти в фирме) между многими лицами побуждает акционеров доверять права управления своей собственностью профессиональному управляющему — менеджеру. Рост крупных акционерных компаний, поэтому, способствовал широкому распространению в бизнесе наемного управленческого труда. На этой базе в начале XX в. произошла менеджериальная революция. Реальная власть в крупных фирмах в значительной степени перешла от собственни­ков (капиталистов) к менеджерам. Другими словами, в процессе принятия решения в АО резко выросла роль третьего уровня — ис­полнительного органа или правления.

     Исполнительный орган. Если на собрание акционеров возложено решение стратегических проблем пред­приятия, то оперативные (текущие) воп­росы курирует исполнительный орган в лице директора (генераль­ного директора) или правления (дирекции).

Исполнительный орган формируется из наемных менеджеров. Важно понимать, что даже генеральный директор является не хо­зяином, а только служащим фирмы. Каждый из менеджеров – профессионал в определенной сфере: организации производства, технических разработок, маркетинга, финансов и т.п. Вмешатель­ство акционеров в его требующую больших специальных знаний деятельность весьма затруднено.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.