на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Специфика и причины инфляции в Украине и антиинфляционная политика


Существует элементарная закономерность: если в экономике происходит спад производства, то товарное обеспечение денег уменьшается. Создается ситуация, когда при неизменном абсолютном размере денежной массы ее относительная величина (относительно товарного обеспечения) увеличивается. Происходит обесценивание денежной единицы. Ведь именно производство является источником пополнения товарного обеспечения денег. А поэтому результаты деятельности в производстве могут быть или инфляционным, или антиинфляционным фактором.

Простое ограничение денежной массы хотя и тормозит динамику цен, но в то же время гнести производство, не позволяет разорвать цепь трудовых обязательств. В украинской экономике сложилась парадоксальная ситуация, когда рядом с инфляцией возник реальный дефицит денег, т.е. дефляция.

В 1994 году сумма производства и запасов товаров народного потребления в дважды превысила денежные расходы (за исключением импортных товаров и иностранной валюты). Опыт свидетельствует спонтанные, эмиссионные вливание, распыляясь в банковско-кредитной системе и мультипликуясь в теневой экономике сопровождается  новыми инфляционными витками. С другой стороны страшная не эмиссия сама по себе. Важно, которую она имеет направленность, каким образом используется. Нужные точно направленные денежные инъекции, которые могли бы ускорить заторможенный цикл “производство-реализация-выплаты".

Доказательством последнего есть платежный кризис, который уже в течение последнего времени перекрывал сосуды отечественной экономики. Растет взаимная задолженность у большинства  отечественных предприятий, учреждений, организаций независимо от типов собственности и форм ведения хозяйства.

Именно поэтому государство должно осуществить переход к прямой бюджетной поддержке отдельных производств, которые отвечают приоритетам ее структурной политики и которые в возможности за такой поддержки выйти на рынок эффективного ведения хозяйства.

Опыт развития украинской экономики свидетельствует, что след взвешен и с научных позиций подойти к ограничениям темпов инфляции и бюджетному дефициту. Без комплекса активных и сопроводительных действий они удручают платежеспособность, как предприятий, так и население. При этом нужен особый механизм финансирования с тем, чтобы денежные инъекции применялись непосредственно для производства и ни при каких условиях не шли на погашение долгов, нагроможденных предприятиями значительно раньше.

Существует необходимость разделить денежные потоки между государственными предприятиями и коммерческо-посредническими структурами, исключив возможность скрытой, не контролированной миссии за счет вторичного использования заимообразных и платежных денежных ресурсов, выпуска не лицензированных ценных бумаг, которые поглощают государственные средства, направляя их в теневой оборот.

Для обеспечения отмеченных средств необходимо создание Государственного бюджетного банка. Ведь государственные средства, распределение которых осуществляется через сеть коммерческих банков, не находят своего конкретного назначения вследствие ряда объективных и субъективных причин. Приведем такой пример:  во IІ полугодии 1995 года в ходе санацию было принято решение о помощи 240 предприятиям на сумму 36 трлн. крб. Во-первых, предоставление этой помощи было заблокировано коммерческими банками под предлогом неуплаты задолженности. Во-вторых, коммерческие банки вследствие

объективных принципов своей деятельности, максимизации прибыли не могут предоставлять кредиты под процент, приемлемый для предприятий, которые нуждаются в санации. Поэтому кредиты предоставляются под непосильные проценты для предприятий, которые без того пребывают в тяжелом финансовом состоянии.

Если профинансировать приоритетные программы металлургического, химического, машиностроительного комплексов, медицинской и микробиологической и пищевой отраслей, то эффективность финансовых расходов по импортозамещению и экспорта прогнозируется очень высокой. По предыдущим расчетам такие мероприятия относительно политики импортозамещению и экспорта обусловят, в конечном итоге рост ВВП, снижение потребительских цен 1999 году на 10-13%,  в 2000 сравнимо со 1995 в 2 раза. Обеспечение роста производства у отмеченных отраслей через механизм мультипликатора приведет и к оживлению производства в смежных отраслей, а через рост заработной платы буду стимулировать выпуск потребительских товаров. В то же время улучшится торговый баланс. Только за счет этого сальдо торгового баланса в 1999 году может быть позитивным. В результате такие импульсы должны стимулировать производство и тормозить инфляцию.

Для обеспечения пополнения производственных запасов по новым ценам (части оборотных средств) в период к окончанию производственного цикла должна осуществляться политика умеренного не шокового ограничения кредитной эмиссии с целью приспособления предприятий к условиям снижения инфляции. Иначе при условиях политики дальнейшего постепенного ограничения инфляции существует угроза финансового банкротства предприятия.

Попытка реализации продукции с заданным самим предприятием необходимым уровнем рентабельности изготовления  продукции в условиях постепенного ограничения кредитной эмиссии также может закончиться банкротством предприятия. Для выживания предприятия и избежания угрозы банкротства может осуществлять реализацию продукции за нулевой рентабельностью. Более того, выжить избежать банкротства можно даже при условиях отрицательной рентабельности (убыточности производства). Предприятие должно покрыть изменения расходов на изготовление продукции (сырье, материалы, комплектующие изделия, заработную плату, другие расходы). При этом происходит “проедание" амортизации. В таком режиме можно работать 2-3- годы. Это дает временный отдых для проведения необходимых мер относительно сокращения расходов, покрытие в будущем “проедания" амортизации и обеспечения в дальнейшем хотя бы простого воссоздания основных фондов. Без осуществления таких мероприятий “потребления" амортизации в конечном итоге закончится банкротством.

В условиях достижения позитивной процентной ставки особенно опасное создание лишних запасов товарно-материальных ценностей. Необходим поиск тех коммерческих банков, которые выплачивают высший процент за депозиты. За позитивной процентной ставки выгоднее накапливать (хранить) деньги, а не товарные запасы.

В условиях инфляции очень опасная отгрузка продукции без предыдущей оплаты или гарантий такой оплаты. Задержка с оплатой продукции покупателем инфляционно “проедает" выручку от реализации продукции, а за кредит, взятый под сырье для изготовления продукции, приходится платить процент коммерческому банку.

Внедрение системы обязательного залога под выданный кредит вынуждает не создавать лишние запасы сырья, готовой продукции, а реализовать их даже с убытками, поскольку несвоевременное возвращение кредита также угрожает банкротством и продажей имущества.

В условиях ограничения инфляции интересы выживания (пополнение потребности в оборотных средствах) должны быть выше интересов текущего личного потребления. Сегодня можно направить больше прибыли на личное потребление, а завтра его не будет совсем, ибо производство остановится в связи с нехваткой оборотных средств, а банк не выдаст кредитов по причине малой вероятности его возвращения.

Таким образом, не ликвидировав падения объемов производства, мы не упраздним или не самого главного инфляционного фактора   уменьшения товарного обеспечения денег. Сегодня должны сделать выбор между контролированной инфляцией и дальнейшим упадком производства и социальной сферы.

Любая инфляция ведет к росту уровня цен. При этом темпы роста заработной платы, как правило, отстают от темпов роста цен, поэтому следствием инфляции является снижение благосостояния населения. Но особенно опасной является гиперинфляция.

Гиперинфляция выявляет разрушительное действие на экономику страны и ведет к быстрому обнищанию народа и росту безработицы. Стремительно уменьшаются реальные доходы людей, практически уничтожаются сбережения. Закрываются предприятия, которые не могут выдержать бремя быстро увеличивающихся расходов. Разрушается механизм сбережения денег для производственных инвестиций, ведь в таких условиях выгодно быть должником (“стоимость" долга стремительно уменьшается) и невыгодно давать в долг. Банки не дают кредиты, а если предоставляют, то не на длительное время (несколько месяцев) и под грабительские проценты. Как следствие, разрушается производство и торговля. Страна “проедает" свое будущее, уничтожая основу нормального роста экономики. Гипервысокие темпы инфляции в 1993 году, которая сопровождалась падением объемов производства, товарооборота, капиталовложений, ухудшением состояния государственных финансов и тому подобное, привели к кризису денежно-кредитной системы Украины. Макроэкономические показатели достигли значений, которые целиком, возможно, сравнивать с определенными показателями мирового экономического кризиса 30-х лет нашего века.

Таблица 5. Сравнительная таблица макроэкономических показателей

№№ п/п Макроэкономические показатели Мировой экономически кризис, 1929-1933 гг. Украина, И полугодие 1993 г.   И полугодие 1994 г.
1. Объем промышленного производства, % -46,0 -36,0
2. Внешнеторговое обращение, % -67,0 -35,0
3. К-во безработных, % 25,0 30,0
4. Реальные доходы населения, % -58,0 -100,0

Острота кризисного состояния функциональной экономики принудила правительство и НБУ коренным образом изменить свою политику. Денежно-кредитная политика была изменена с экспансионной на жесткую реструктуризационную. В 1994 году  монетарная политику НБУ строилась, ориентируясь на укрощение инфляции.

Еще в конце 1993 года было запланировано ряд мероприятий по сдерживанию роста денежной массы в обращении. Если в IV квартале 1993 года среднемесячные темпы инфляции составляли 66,4% то в II квартале 1994 года темпы инфляции было снижено до 12,4%, а в ИИ квартале   до 5%.

В 1995 году темпы инфляции продолжали снижаться со 21,2% в январе до 4,6% в августе с традиционным для Украины осенним повышением в сентябре до 14,1%, 9,1 % в октябре.

Снижение темпов инфляции создало основание к уменьшению учетной ставки НБУ, что также является одним из инструментов денежно-кредитной политики. Ведь это должно было обеспечить влияние на банковскую систему и стать подпочвой для уменьшения процентных ставок по коммерческим банковским кредитам.

Невзирая на то, что уже в январе 1994 г. уровень инфляции существенно снизился (со 90,8% в декабре 1993 г. до 19,2% в январе 1994 г.) НБУ удерживало учетную ставку на уровне 20% на месяц, с середины 1993 года. Начиная с января 1994 уровень заимообразного процента приобрел позитивное значение, которое хранилось к октябрю 1994 года.

При условиях реструктуризационной кредитной политики это привело к опережающему росту остатков свободных средств в коммерческих банках на корреспондентских счетах НБУ: за 3 квартала они выросли приблизительно в 20 раз. Политика дорогих денег содействовала нагромождению населением денег, уменьшениям скорости их обращения.

Принимая во внимания позитивные результаты  политики, следует признать, что она имела тактический характер. Реструктуризационная политика, или политика сдерживания, которая базируется на мероприятиях по сокращениям расходов бюджета, ограничения денежной эмиссии и заимообразного проценту, способна сдержать “пиковые нагрузки" темпов инфляции. Ее внедрение позволило достичь внешнего уменьшения темпов инфляции, однако ее глубинные причины было ликвидировано. Именно поэтому в дальнейшее соблюдение жесткой монетарной политики привело к ряду негативных последствий.

Отмеченная реструктуризационная политика нашла отображение в резком заострении платежного кризиса и ухудшении финансового состояния предприятий -  клиентов банков. Сумма долгов предприятий только отраслям энергообеспечения достигла в 1994 году 42 трлн. крб. Средняя абсолютная ликвидность предприятий сократилась с 24,5 до 8%. Это значило, что долги предприятий в 12 раз превышали наличие средств на счете предприятий, формально это свидетельствует о массовом банкротстве. Отмеченные процессы привели к тому эти свободные, но дорогие деньги, не нашли своего полного применения. Платежный кризис угрожал банкротством предприятиям Украины. Эти негативные процессы в течение 1995 года привели к появлению предложений дальнейшего осуществления над установленных Национальным банком Украины лимитов, дополнительной денежно-кредитной эмиссии. Обусловлено это было практической необходимостью. Взаимосвязь между денежной массой “М" и денежной базой “В" такой:

М = m х В,

 

где m -  мультипликатор увеличивающего эффекта, при изменении размера обязательных банковских резервов.

m = 1/R,

 

где R   норма банковских резервов.

А поэтому возможно применение принципа увеличения денежной массы за эффектом мультипликатора путем регулирования банковских резервов вместо простой денежно-кредитной эмиссии. Если политика регулирования банковских резервов используется сравнительно длительное время, она может в значительной степени снять потребность в денежной эмиссии, поскольку объем денежной массы может регулироваться через размер банковских резервов. (Табл. 5)

Таблица 5. Динамика учетной ставки НБУ и темпов инфляции в Украине

Период времени Учетная ставка НБУ, % Темп инфляции к предыдущему месяцу, % Соотношение между учетной ставкой и темпом инфляции, % ( +,  - )
на год на месяц
1994
Октябрь:
01.10   25.10 140.0 11.7 122.6 -10.9
26.10   01.11 300.0 25.0 122.6 2.4
Ноябрь: 300.0 25.0 172.3 -47.3
Декабрь:
01.12   11.12 300.0 25.0 128.4 -3.4
12.12   31.12 252.0 21.0 121.2 -0.2
1995 год
Январь 252.0 21.0 118.1 -2.9
Февраль 252.0 21.0 111.4 9.6
Март
01.03   09.03 252.0 21.0 111.4 9.6
10.03   28.03 204.0 17.0 111.4 5.6
29.03   01.04 170.0 14.2 111.4 2.8
Апрель 170.0 14.2 105.7 8.5
Май 96.0 8.0 104.6 3.4
Июнь 96.0 8.0 104.8 3.2
Июль
01.07   14.07 96.0 8.0 105.2 2.8
15.07   01.08 60.0 5.0 105.2 -0.2
Август
01.08   20.08 60.0 5.0 104.2 0.8
21.08   31.08 70.0 5.8 104.2 1.6
Сентябрь 70.0 5.8 114.2 -8.4
Октябрь
01.10   09.10 70.0 5.8 109.1 -3.3
10.10   31.10 95.0 7.9 109.1 -1.2
Ноябрь 95.0
Декабрь 110.0

                                                                                                                                                  Относительно неэмиссионных источников финансирования расходов государства, возможно, положительно оценить размещение в 1995 году Государственных облигаций внутренней ссуды. Начиная со второго транша их размещения, они нашли спрос среди коммерческих банков благодаря тому, которое предусматривается предоставление кредитов Национального банка Украины под их залог, 50,0% ГКО,  которые приобрели коммерческие банки, будут приниматься национальным банком Украины в виде резервов, часть начисленных процентов по облигациям не облагается. Можно сделать вывод, что в условиях дальнейшего снижения темпов инфляции спрос на ГКО будет расти.

2. Методы предотвращения инфляции.

2.1  Основные подходы  антиинфляционной политики.

Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирования государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход - это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство  должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный полевой Валовый Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.

Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели. Параллельной применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.