на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Социальная защита и социальные гарантии государственных служащих


       По моему мнению, социальная защита государственного служащего, предоставляемые ему льготы, должны возрастать по мере его вертикального роста, так как именно труд руководящего состава характеризуется повышенной сложностью и напряженностью; ответственностью не только за принимаемые лично решения, но и за решения и действия подчиненных; увеличением объема решаемых задач и так далее.

       Социальные ожидания государственных служащих, как уже отмечалось ранее, связаны с удовлетворением вторичных потребностей. И в этом плане, наряду с поднятием имиджа государственной службы, выделяется проблема профессионального и личностного роста государственных служащих. Причем явно прослеживаются две стороны этой проблемы:

       1) карьера служебная (вертикальная), то есть повышение профессионального и должностного статуса, связанное с расстановкой кадров;[14]

       2) карьера профессиональная (горизонтальная), то есть профессионально-квалификационное развитие, связанное с самообразованием, обучением, желанием каждодневно делать все более сложную работу[15]. Здесь важна система определения соответствия кандидата требованиям по должности, его профессиональная оценка, включающая прогнозирование и планирование потребностей в кадрах, формирование резерва на выдвижение, систему повышения профессиональной квалификации.

       Так, в Германии эта система предлагает более 20 видов семинарских программ по вопросам управления.

       Во Франции “верхним звеном” является Национальная школа государственного управления. “Среднее звено” подготавливается в Политехнической школе и пяти региональных институтах государственного управления. Сложилась практика стажировок государственных служащих в смежных ведомствах. Вся система стимулирует государственного служащего к повышению квалификации: участие в программах обучения дает дополнительные баллы при аттестации, повышает шансы занять очередную вакансию.

       В США обучение и повышение квалификации считается личным делом государственных служащих, но при этом существуют льготы для желающих получить специальное высшее образование или ученую степень - предоставление дополнительных отпусков и уменьшение налогообложения на сумму затрат на обучение (до 2 тысяч долларов).

       В Российской Федерации также создана система профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих под общим руководством Российской Академии государственной службы, при учебно-методическом руководстве Академии народного хозяйства; по ведомственной подчиненности; система обучения служащих юридических учреждений. То есть государственному служащему, желающему повысить свои профессиональные знания, такая возможность предоставлена.

       Социальная защита государственных служащих включает в себя и нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности.

       “Нейтрализация факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности - это, прежде всего, работа по сближению индивидуальных (частных) интересов служащих с интересами службы, защита от неправомерных действий вышестоящих руководителей, обеспечение гигиены труда, способствование решению бытовых проблем”[16] (жилищных проблем, обеспечение транспортом и связью, решение вопросов воспитания и обучения детей и так далее). Так, уже указывалось ранее на необходимость создания примирительных (защитных) процедур и органов для защиты прав государственных служащих. К сказанному можно добавить, что представляется интересным опыт США, где в законе о реформе гражданской службы детально расписаны дисциплинарные меры, которые должны применяться против руководителей, нарушающих принцип “системы заслуг” при прохождении чиновниками службы.

       Государство для нейтрализации неблагоприятных факторов должно помогать государственному служащему в решении различных бытовых проблем, как-то: создании нормальных условий труда, обеспечении хорошо отапливаемыми, освещенными, правильно спланированными помещениями, транспортом, связью, автоматизацией и научной организацией труда.

       Важнейшим направлением реализации социальной защиты государственных служащих является законодательное закрепление защитных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

       В Российской Федерации правовая основа социальной защиты государственных служащих установлена федеральным законом.

       Статья 15 Федерального закона «Об основах государственной службы» гарантирует государственному служащему: условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов федерации; ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию; переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения; обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы; защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом. Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов. Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья. Федеральными законами и законами субъектов федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.

       Положение «О федеральной государственной службе», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 №2267, прямо устанавливает принцип социальной защищенности государственных служащих, согласно которому им создаются необходимые условия для эффективной деятельности и обеспечиваются следующие гарантии: ежегодный оплачиваемый отпуск с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно; медицинское обслуживание их и членов семей, в том числе после выхода его на пенсию, за счет средств республиканского бюджета; переобучение (переквалификация) при увольнении в связи с сокращением штатов, ликвидацией или реорганизацией федерального государственного органа или другими, не зависящими от государственных служащих причинами; защита их и членов семей от насилия, угроз, оскорблений и других неправомерных действий в связи с исполнением должностных полномочий; повышение престижа управленческого труда, высокая заработная плата, обеспечение транспортом, средствами связи, перспектива повышения по службе.

       В течение нескольких последних лет был принят также ряд законодательных актов, в которых с той или иной стороны и с определенной степенью полноты решены многие вопросы социальной защищенности федеральных государственных служащих: законы о прокуратуре, милиции, об органах государственной безопасности, налоговой полиции, о защите федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, о статусе военнослужащих и другие.

       Кроме того, проблемы социальной защищенности федеральных государственных служащих нашли свое отражение в указах Президента Российской Федерации “Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего” от 09.03.1996 №353, “Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы” от 29.04.1996 №604, “О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих” от 16.08.1995 №854, “О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих” от 07.02.1995 №103, “Об утверждении Положения о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппарата органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата” от 23.08.1994 №1722, в Гарантиях правовой и социальной защиты работников государственной налоговой службы Российской Федерации и Положении о классных чинах работников государственной налоговой службы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 №340. В целях реализации указов был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации, содержащий правовое закрепление мер социальной защиты федеральных государственных служащих, а также ряд совместных постановлений Министерства труда и Министерства юстиции Российской Федерации.

       Проанализировав вышеупомянутые законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует относительно полная правовая регламентация мер социальной защиты государственных служащих. И если реальное состояние дел, как утверждают материалы исследования, проведенного коллективом Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, далеко не благополучно, то это связано с несовершенством механизма реализации законодательно закрепленных положений[17].

      

Социальная защита государственных служащих в субъектах Российской Федерации.

Конечно, необходимо отметить, что в развитие Федерального Закона «Об основах государственной службы» республики, а вслед за ними и некоторые края и области приняли собственные законы. Так, законы о государственной службе есть в Архангельской, Воронежской, Новгородской, Оренбургской, Свердловской, Тюменской и других областях, в Краснодарском, Приморском, Ставропольском краях.

К сожалению, мне не удалось отыскать законодательных актов по урегулированию вопросов социальной защиты госслужащих в Мурманской области, вероятно, они не существуют в природе L.

При детальном изучении законодательных актов других субъектов РФ становится очевидным, что большинство субъектов федерации пошли по пути механического копирования федерального закона и только декларируют гарантии социальной защищенности своих государственных служащих, поверхностно оговаривая некоторые ее аспекты. Хотя, например, в Приморском крае все же была предпринята попытка более подробно прописать в законе все составляющие социальной защиты государственных служащих.

Так в  Хабаровского крае разработан кодекс о государственной и муниципальной службе - закон субъекта Российской Федерации концептуально предусматривающего соединение социальных институтов государственной и муниципальной службы в одном нормативном правовом акте. Кодекс содержит детально разработанные положения о соцзащите госслужащих. Ниже приведены некоторые примеры из упомянутого документа.

Кодексом  определен государственный орган, в компетенцию которого будет входить разрешение трудовых споров - это Управление государственной и муниципальной службы.

Принцип социальной защищенности назван в числе принципов государственной и муниципальной службы. Социально значимое для служащих ограничение - запрет на внеслужебную деятельность, предложено компенсировать достойной оплатой труда.

Должностной оклад государственного служащего определяется трудовым контрактом на основе единой схемы должностных окладов лиц, замещающих государственные должности, утверждаемой главой администрации края.

Перерасчет минимального должностного оклада  производится не реже одного раза в три месяца, то есть может повышаться или понижаться в течение года.

Помимо изменения системы должностных окладов, Кодекс предусматривает, что дополнительно к окладу в состав заработной платы государственного служащего входят: надбавка за выслугу лет на государственной службе,  надбавка за ученую степень кандидата наук, ученое звание доцента и за ученую степень доктора наук, ученое звание профессора. Также, предусмотрены надбавка за сложность, напряженность, специальный режим работы.

Введена система дополнительных отпусков за выслугу лет.

В зависимости от занимаемой должности устанавливается также дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день.

Государственным служащим один раз в два года за счет средств краевого бюджета производится оплата стоимости проезда любым видом транспорта к месту отдыха или лечения и обратно в пределах Российской Федерации.

Предоставлено право на ежемесячную доплату к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством.

Государственные служащие, в том числе после выхода на пенсию, и члены их семей  обеспечиваются медицинским обслуживанием, лекарственными средствами, за счет краевого бюджета.

Плановое повышение квалификации производится в форме краткосрочного (сроком до одного месяца) или долгосрочного обучения (сроком более одного месяца): курсы повышения квалификации, стажировки, семинары и так далее.

Выводы

Исходя из вышеизложенного и изучив литературу, указанную ниже, я счёл возможным представить следующие умозаключения по выбранной теме реферата.

1. Необходимо согласовать по вертикали законодательные акты РФ и её субъектов в плане социальной политики в отношении государственных служащих с целью повышения законодательной защищённости последних. (Актуальность данного предложения заключается в следующем: В условиях выборности глав исполнительной власти на местах приходящая с ними к управлению команда знает, что её деятельность гарантирована до новых выборов, дальнейшие же перспективы нахождения на госслужбе весьма туманны[18]).

2. На государственном уровне разработать критерии по оценке эффективности деятельности госслужащих, что позволит избежать произвола в отношении госслужащих со стороны чиновников, которым те подчинены по службе, а так же многих конфликтных ситуаций и недоразумений. Законодательно определить орган по разрешению трудовых споров в среде госслужбы.

3. Необходима образовательная программа по формированию соответствующего типа управленческой культуры[19], т.к. при разрушении ключевых моральных качеств госслужащих в определённой мере теряется смысл их профессионального обучения[20].

4. Целесообразно уделить большее внимание повышению квалификации государственных служащих[21], т.к. только образованный работник сможет и защитить себя от неправомерных действий руководителей госаппарата, а также не допускать подобных ситуаций.

5. Следует теснее увязать обучение чиновников с их продвижением по службе, тем более что по данным опроса, карьерные устремления занимают важное место среди стимулов работы госслужащих.[22]

Результаты исследования свидетельствуют, что карьерные притязания и их интенсивность напрямую связаны с наличием или отсутствием профессионального обучения служащих. Они тем выше, чем больше в органе власти работников, прошедших переподготовку или повышение квалификации. К тому же работники, прошедшие профессиональную подготовку, критичнее оценивают уровень профессиональной подготовки госслужащих своего аппарата[23].

Пункты № 1, 2 обеспечат по теории А.Маслоу удовлетворение потребностей в безопасности и защищённости, а пункты № 3, 4 и 5 – самовыражения и в потребности к уважению.

Хочется указать ещё и на тот факт, что, ощущая заботу о себе со стороны государства, госчиновники смогут уделять больше времени и творческого подхода к своим служебным обязанностям[24], а культурная составляющая программ обучения и переподготовки вполне может помочь переменить не очень лестное в настоящий момент мнение граждан о госслужбе.

Список  используемой литературы:

1) «Конституция Российской Федерации», М., «Новая школа», 1995 г.

2) «Государственная кадровая политика», М., 1996 г.

3) «Социальный менеджмент», М., ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1999 г. Руководитель авторского коллектива – Гриценко Н.Н.

4) «Вестник государственной службы», 1993 г., № 3.

5) «Государственное регулирование трудовых отношений. Зарубежный опыт», М., 1995 г.

6) Государственная служба: состояние и проблемы функционирования. Материалы научно-практической конференции. Хабаровск, 1996 г.

7) Закон РСФСР о милиции, «Контакт» Вестник правоохранительных органов, Мурманск, 1991 г.

The author: _________________ Michael Konev.  All  Rights  Reserved J.


[1] Конституция РФ. М. «Новая школа», 1995 г.стр. 6.

[2] Государственная служба – выполнение работниками госорганизаций трудовой деятельности, предусмотренной по должности и направленной на осуществление задач и функций государства. Социальный менеджмент, М. 1999 г., Гриценко Н.Н., стр. 32.

[3] Так, в 1990 году минимальная официально установленная заработная плата в 80 рублей была в 1,5 раза выше уровня прожиточного минимума, в начале 1992 года эти показатели сравнялись, а в настоящее время первый из них на 20 процентов меньше другого (Государственная кадровая политика. -  М., 1996. - стр. 188).

[4] Государственная кадровая политика, М., 1996 г.  стр. 205.

[5] Социология власти – М. Издательство РАГС,1998 г., стр. 36.

[6] Государственная кадровая политика. М., 1996 г. стр. 158, 207.

[7] Государственная кадровая политика, М., 1996 г., стр. 134.

[8] Государственная кадровая политика, М., 1996 г. стр. 213.

[9] Вестник государственной службы. – 1993 г. - №3. - стр. 3.

[10] Государственная кадровая политика, М., 1996 г., стр. 191.

[11] Государственная служба. Регулирование трудовых отношений. Зарубежный опыт. - М., 1995. -стр. 55.

[12] Волошина В.В., Титов К.А. Государственная служба в Российской Федерации. - М.,1995. - стр. 38.

[13] Государственная кадровая политика, М., 1996 г., стр. 208.

[14] В мотивации служебного поведения госслужащих весьма заметную роль играют карьерные притязания. Социология власти, М.,Издательство РАГС, стр. 15.

[15] Но даже те служащие, у которых нет противоречия между образованием и содержанием труда, настоятельно подчёркивают, что вследствие возросшей сложности и динамизма работы…дополнительная профессиональная подготовка необходима (90% ответивших). Социология власти, М., Издательство РАГС, стр. 34.

[16] Государственная кадровая политика, М., 1996 г., стр. 213.

[17] Государственная кадровая политика, М., 1996 г., стр. 215.

[18] Социология власти, М., Издательство РАГС, 1998 г., стр. 34

[19] Уже сегодня обозначилось и в перспективе, видимо, обострится противоречие между доминирующим типом управленческой культуры «административного государства» и развитием демократии «в низах». Следствием  упомянутого противоречия могут быть углубление отчуждения власти от общества и усиление политической напряженности.  Социология власти. М. Издательство РАГС, 1998 г., стр. 12.

[20] Социология власти, М., Издательство РАГС, 1998 г., стр. 19.

[21] Механизм повышения квалификации и переподготовки служащих органов госвласти на этом этапе реформирования системы подготовки управленческих кадров запущен…Социология власти, М. Издательство РАГС, 1998 г., стр. 29.

[22] Социология власти. М., Издательство РАГС, 1998 г., стр. 33.

[23] Там же, стр. 34.

[24] 77% опрошенных госслужащих показали, что при определённых условиях они смогли бы работать с гораздо большей отдачей сил. Т.к. эта доля ответивших коррелирует с долей опрошенных, недовольных нынешним уровнем оплаты труда, то можно предположить, что одним из факторов, стимулирующих работу с большей отдачей сил, является усиление мотива материальной заинтересованности. Социология власти, М., Издательство РАГС, 1998 г., стр. 39.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.