на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Региональные международные организации как субъекты международного права


Договор устанавливал, что ЕОУС является юридическим лицом. В международных отношениях оно было наделено правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения поставленных целей. В каждом из государств-членов  Объединение получило наибольшую  правоспособность, пре -

______________________________________________________________________________

10 Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 г.   / /Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об Учреждении Европейского объединения угля и стали. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. М. 1994 – с.5.

доставляемую юридическим лицам в этом государстве. В частности, ЕОУС стало выступать стороной в суде, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество.

Как видно, создание ЕОУС стало серьезнейшим шагом стран Западной Европы на пути достижения принципиально нового уровня интернационализации производства – уровня экономической интеграции. Вместе с тем в Договоре, равно как и в деятельности Объединения, можно увидеть приметы начального этапа интеграции, в особенности определенную робость и непоследовательность в базовых подходах. Торговая политика оставалась в основном за государствами-членами. Договор ЕОУС не содержит еще положений о выработке и проведении согласованной политики в важнейших сферах интеграции, с том числе в налогово-финансовой и социальной».11

Два договора, подписанные в Риме 25 марта 1957 г. и вступившие с силу с 1 января 1958 г., оформили создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

«В преамбуле Договора о Евратоме те обоснования его создания, которые государства-учредители хотели подчеркнуть для европейской и мировой общественности. Прежде всего указывалось на то, что атомная энергия представляет собой существенный источник, который обеспечит развитие и обновление производства и поможет продвижению по мирному пути. Далее говорилось об убежденности в том, что лишь безотлагательные совместные усилия позволят добиться свершений, соответствующих созидательному потенциалу стран-участниц. Кроме того, отмечалось, что создание условий для развития мощной атомной промышленности, которая является источником обширных ресурсов, стимулирует технический прогресс и содействует, благодаря разнообразному использованию, росту благосостояния народов.

Участники Договора заявили, что они озабочены обеспечением условий безопасности.  Эти  условия  должны  устранить  угрозы,  которые  несет с собой

__________________________________________________________________________

11 Топорнин Б.Н. Европейское право. Учебник / институт государства и права РАН. – М.: ЮРИСТ, 1998. – с. 44-48.

развитие исследования и производства в сфере атомной энергии.

Задача Евратома была определена в Договоре следующим образом: путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами (ст.1). В целях выполнения этой задачи Евратом должен:

развить исследовательскую работу и распространять технические знания;

разрабатывать единые нормы безопасности для защиты здоровья работников в своих атомных предприятиях и всего населения;

упрощать инвестиционный режим и обеспечивать, поощряя, в частности, инициативу предприятий, создание установок для фундаментальных исследований, необходимых для развития атомной энергетики в Сообществе;

следить за регулярным и справедливым снабжением потребителей в Сообществе ядерным топливом и рудой;

гарантировать путем надлежащего контроля невозможность использования ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых они предназначены;

использовать право собственности, которое признается, на владение специальными расщепляющими материалами;

обеспечивать широкий доступ к лучшим техническим средствам и сбыт их путем создания общего рынка специального оборудования и материально-технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в атомные отрасли, а также путем свободного выбора места работы специалистами внутри Сообщества;

установить с другими странами и международными организациями всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной энергии (ст.2).12

_________________________________________________________________

12 Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии от 25 марта 1957г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной  энергии. М. 1994. – с. 32.

Задачи, поставленные перед Евратомом должны были решаться через систему органов. На момент подписания Договора этими органами были: Ассамблея, Совет, Комиссия и суд.

Евратом достаточно успешно сыграл отведенную ему роль. Как справедливо отмечалось в литературе, это Сообщество сумело пережить трудности роста, в особенности мешавшие его развитию именно в первое десятилетие существования, в затем и окрепнуть, постоянно расширяя свою деятельность.

Взаимоотношения стран внутри Евратома не раз изменялись. С самого начала наибольшую заинтересованность в этом Сообществе проявляла Франция. Другие страны также стремились извлечь пользу из возможности экономить собственные средства за счет объединения усилий в области научных исследований и строительства атомных электростанций. Пожалуй, нефтяной кризис 60-х годов был временем «пик» для Евратома. Чернобыль же стал отправной точкой критического пересмотра прежнего отношения к использованию атомной энергии: усилилось внимание к вопросам безопасности, охраны окружающей среды».13

«Безусловно, важнейшее и решающее значение для развития всего процесса интеграции в Западной Европе имело создание европейского экономического сообщества. ЕЭС представляло собой объединение общего, в значительной мере универсального характера, которое охватывало такие важнейшие сферы жизнедеятельности государств, как экономика и социальное развитие.

Именно Договор о ЕЭС определяет сущность и направленность европейской интеграции. В нем изложены общие цели и принципы, которые характеризуют деятельность всех трех Европейских сообществ.

Договор о Европейском экономическом сообществе сравнительно детально и обстоятельно регулирует задачи и цели ЕЭС. Сообщество призвано обеспечить гармоничное экономическое развитие, неуклонный, сбалансированный и стабильный экономический рост, ускоренное повышение уровня жизни и укрепление

__________________________________________________________________

13 Топорнин Б.Н. Европейское право. Уч-к / институт государства и права РАН. – М.: ЮРИСТЪ, 1998, - с. 105-111.

связей между объединившимися государствами (ст. 2 Договора о ЕЭС).14

Решающим средством достижения этих целей должно было служить создание «общего рынка» и реализация четырех свобод, обеспечивающих его формирование и функционирование. К их числу отнесены свобода движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Договор уточняет меры, необходимые для построения «общего рынка» и реализация четырех свобод, а равно определяет основные этапы такого строительства. В течение трех этапов – каждый по четыре года с возможностью продления отдельных этапов, но при условии, что в целом переходный период не превысит пятнадцати лет – надлежало создать Таможенный союз, введя, таким образом, общую внешнюю таможенную границу и ликвидировав таможенные границы и барьеры внутри Сообщества. Достижению поставленных целей были подчинены также общие политики, осуществляемые в рамках Сообществ, а равно система институтов Сообщества, условия и порядок их деятельности.

Путем заключения специальных соглашений была создана единая система институтов, охватывающая все три Сообщества. На основе Конвенции об общих институтах, подписанной одновременно с Римскими договорами в 1957 г., были созданы общие для всех Сообществ Парламентская Ассамблея и единый Суд. Значительно больше времени понадобилось для решения вопроса об объединении таких ведущих институтов, как Совет и Комиссия. Соответствующий Договор о слиянии был подписан в 1965 г. и вступил в силу в 1967 г. Начиная с этого периода в рамках Сообществ функционирует единая система институтов.

Реализация целей и задач, сформулированных в учредительных актах, создавших Европейские сообщества, оказалась делом чрезвычайно трудным и сложным. Уже примерно в 1968 г. в рамках ЕС было завершено создание Таможенного союза, введен в действие общий таможенный тариф и в определенной степени смягчены внутренние барьеры в рамках общего рынка на пути свободного движе-

__________________________________________________________________

14 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с.48.

ния товаров. Однако последовавшие вскоре за этим серьезные потрясения в валютно-финансовой сфере, вызванные, в частности, отменой золотого паритета доллара, разразившийся в 70-е годы острый энергетический кризис резко затормозили развитие интеграционных процессов.

Не менее сложной оказалась задача преодоления экономической стагнации. Правда, опыт показал, сто за счет коллективных усилий возникшие экономические и финансовые трудности удалось решить со значительно меньшими затратами и более эффективно, чем в других странах. Это в значительной мере сказалось на притягательности Европейских сообществ для других западноевропейских государств и наряду с прочим стало одним из стимулов расширения Европейских сообществ. В 1972 г. было подписано соглашение о вступлении в ЕС Англии, Ирландии и Дании, в 1979 г. – о вступлении Греции, в 1986 г. – Испании и Португалии. Безусловно, расширение численного состава ЕС повысило удельный вес, роль и влияние Сообществ в современном мире. Объединение усилий способствовало в определенной степени преодолению экономических трудностей.

Вместе с тем вступление в состав Сообщества неодинаковых по уровню экономического развития государств породило и новые весьма сложные проблемы, связанные, в частности, с выравниванием уровней экономического развития, с необходимостью оказания дополнительной помощи и поддержки отсталым регионам в рамках Европейских сообществ.

Развитие Европейских сообществ выявило также необходимость дополнения нарастающего экономического сотрудничества более тесным сотрудничеством и в других областях. В рамках учредительного акта 1957 г. были приняты меры по распространению юрисдикции Европейских сообществ на такие важные области, как социальная политика и создание Европейского социального фонда, региональное развитие и создание соответствующих структур, совместная политика в области исследований, программа сотрудничества по охране окружающей среды. Все больше и больше ощущалась необходимость более тесного сотрудничества государств – членов ЕС в политической сфере, в утверждении самобытности и идентичности Европейских сообществ на международной арене. Все эти побудительные причины сыграли свою роль в решении о необходимости внесения существенных изменений в Римские учредительные акты и в подготовке к созданию Европейского Союза. Созванная в этих целях межправительственная конференция подготовила проект нового учредительного акта, который получил название Единого европейского акта. Он был подписан представителями всех государств-членов в феврале 1986 г., должным образам ратифицирован на основе национальных конституционных процедур и вступил в силу с 1 июля 1987 г.

В этом документе дана новая формулировка целей, стоящих перед Европейским Сообществом, зафиксирована на договорном уровне тенденция к расширению сферы ведения Европейских сообществ, намечена реструктуризация институциональной системы, определены меры по гармонизации права ЕС и национального права государств-членов, намечены в общих  чертах контуры создания Экономического и валютного союза, определены основные параметры сотрудничества государств-членов во внешнеполитической сфере.

Единый европейский акт содействовал консолидации достижений Сообществ, утверждению и расширению правовых начал в их деятельности. Он способствовал активизации процесса интеграции, рационализации деятельности институтов Сообществ, заложил в значительной мере предпосылки для перерастания сотрудничества государств-членов в более тесный Экономический и валютный союз, а равно и политический союз. Тем самым была намечена программа дальнейшей эволюции, которая и подготовила переход к образованию Европейского Союза».15

Договор об учреждении Европейского Союза (ЕС) был подписан в старинном голландском городке Маастрихт 7 февраля 1992 г. и вступил в силу 1 ноября 1993 г. после ратификации всеми странами-участниками.

«Цели Союза и средства их достижения указаны в Маастрихтском договоре: в экономическом плане – существование пространства без границ (т.е. без государственных границ), наиболее полная связанность в области экономики в социальной сфере,  единая денежная система;  в  международном  плане – проведение

__________________________________________________________________

15 Европейское право. Уч-к для ВУЗов /под общ. ред. д.ю.н., проф. М.Л.Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001. – с 14-23.

совместной внешней политики и политики совместной безопасности, т.е. осуществляется политическое сотрудничество государств; установление единого гражданства Союза; сотрудничество стран-участников в сфере юстиции и внутренних дел; сохранение достигнутого уровня интеграции и его развитие.

Тремя «опорами» этой международной организации, таким образом, стали существовавшие ранее три европейских Сообщества, образованные в 1951 и 1957 г.г., совместная внешняя политика и сотрудничество в области юстиции и внутренних дел.

Названные три Сообщества имели и имеют сейчас после образования ЕС общие главные органы – Европейский Совет, Совет Европейского Союза, Комиссию, Европарламент и Суд, которые обладают юридической самостоятельностью и компетенцией, вытекающими из соответствующих учредительных международных соглашений.

В сферах внешней политики и области юстиции и внутренних дел используется механизм межправительственного сотрудничества. Государства-участники вырабатывают общие позиции по международным вопросам и предпринимают «совместные действия».

Если сказать в двух словах о значении Маастрихтского договора 1992 г., то отношения между его участниками он сделал более политическими, установил гражданство Союза, усилил роль Европейского парламента в принятии решений, а также уточнил роль государств-участников в принятии и осуществлении совместной политики.

Принцип отношений государств стал называться в этой сфере принципом субсидарности. Он упомянут в преамбуле и ст. 2 Маастрихтского договора и раскрыт в ст. 5 Договора об образовании Европейского сообщества «В областях, которые не относятся к его исключительной компетенции, Сообщество вмешивается в соответствии с принципом субсидарности, только когда и поскольку предполагаемые цели не могут быть реализованы достаточным образом государствами-членами  и  могут,  следовательно,  вследствие  их  масштабов  или  результатов  предполагаемых  действий  быть  успешно  осуществлены  на  уровне

Сообщества».16

ЕС имеет общую территорию, в которую входят территории всех 15-ти государств его участников. От третьих государств эта международная организация отделена и общей экономической границей – общим таможенным тарифом, отношения с ними регулируются общими нормами, обязательными для всех 15-ти государств. В то же время Союз – вполне открытая организация: ст.49 Договора устанавливает правила приема других государств.17

Названные в учредительных документах цели ЕС и Сообществ одновременно указывают и направления, по которым производится вмешательство органов Союза в деятельность государств – его участников. Для осуществления этих щелей потребовалось создание новых юридических норм, было создано право, называющиеся правом сообществ или коммунитарным правом. Задачами этого права являются, во-первых, установление единообразных правил в областях, отданных в непосредственное регулирование Сообществ, во-вторых, «приспособление», «притирание» национального права стран-участниц таким образом, чтобы оно не препятствовало выполнению задач Сообществ, не чинило бы юридическими средствами помех экономическим и политическим агентам государств-участников предпринимать какие-либо действия на общей территории.

Первоначальными источниками права Сообществ, их своеобразными «конституционными актами» являются названные договоры об учреждении Сообществ; затем к ним добавился Единый европейский акт и Маастрихтский договор.

Кроме первоначальных источников действуют соглашения и конвенции, заключаемые членами этой международной организации. Существует значительное число источников, носящих производный характер. Это – административные и судебные акты, принимаемые органами ЕС. В Европейском сообществе имеются __________________________________________________________________

16 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об учреждение Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с. 49.

17 Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992г.// Единый европейский акт. Договор о Европейском Союзе, М. 1994. – с.38.

три формы актов административного характера – регламент, директива и решение. Они принимаются Комиссией, а наиболее значительные из них – Советом министров по предложению Комиссии. Кроме этого, существуют и необязательные акты – заключения, рекомендации и резолюции. В решениях Суда, образующих прецеденты, дается официальное толкование права Сообществ. Суд разрабатывает также юридические концепции, признаваемые государствами-участниками.

После образования Сообществ и создания ЕС страны-участницы в принципе сохранили свой суверенитет (они могут выйти из этой международной организации, свободны в установлении государственного бюджета, выборе финансовой системы, самостоятельно входят в международные организации и т.д.), хотя и вынуждены считаться с требованиями ЕС в областях, переданных в ее ведение. Сам факт участия в Сообществах оказывает влияние на многие отрасли национального права каждой страны, особенно на торговое, банковское, таможенное, а в более широком плане – экономическое право. Затрагивается при этом и конституционное право.

Условно можно выделить две сферы воздействия права Сообществ на конституционное право:

а) непосредственное, влияющее на правовые отношения внутри страны;

б) косвенное – когда государственно-правовые институты страны вынуждены считаться с требованиями Сообществ.

В свою очередь, право сообществ должно учитывать национальное право государств-участников, а принимаемые органами Сообществ решения – влиять или взаимодействовать с решениями национальных органов государственной власти. Иными словами, право Сообществ приобрело национальный характер и имеет одинаковые условия для применения во всех государствах-членах Сообществ.

При реализации своей внутренней компетенции государства-участники обязаны уважать общие принципы учредительных договоров и коммунитарное право. Отношения между членами Сообществ и Сообществом в целом строятся как бы на принципе административной опеки. В Договоре о Европейском сообществе (абз. 2 ст. 10), заключенном в 1957 г., указывается, что государства-участники воздерживаются от всех мер, могущих поставить под угрозу осуществление целей договора. Эта статья позволяет органам Сообществ рассматривать акты внутреннего права с точки зрения непротиворечия их коммунитарному праву.

Учредительные договоры Сообществ не изменили компетенции законодательных и исполнительных органов государств-участников. Каждое из них имеет собственное законодательство. Верно, однако, и то, что это законодательство не должно противоречить договорам о Сообществах. Если такие имеются, то они должны быть устранены. Иными словами, государства-члены в значительной степени и в весьма обширных областях деятельности находятся в подчиненном положении по отношении к органам Сообществ, утратили часть своей компетенции, и, прежде всего, свободу действий».18

Еще одно новшество – построение Экономического и валютного союза и введение новой валютной единицы – евро. Несмотря на все сложности и препятствия с 1 января 1999 г. 11 государств-членов Европейского Союза (из 15) ввели новую валютную единицу. Следствием этого стал переход одной из важнейших сфер осуществления национального суверенитета в совместное ведение стран-членов ЕС.

«Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений была созвана межправительственная конференция, которая в сравнительно короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском Союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора.

 Новый договор внес ряд существенных новелл в строительство Европейского Союза. Они касаются таких концептуальных и практических положений, как формула продвинутого сотрудничества, уточнение принципов субсидиарности и

______________________________________________________________________________

18 Конституции зарубежных государств: учебное пособие. – 3-е изд. – М.: изд. БЕК, 2000. – с. 278-281.

пропорциональности, более четкое определение понятия общей политики и общих действий Сообществ, уточнение сферы сотрудничества в области внешней политики и безопасности. Заметно расширены положения, связанные с охраной и защитой прав человека, в результате создания пространства свободы, безопасности и законности, уточнены некоторые аспекты деятельности институтов Европейского Союза, расширена сфера действия права ЕС за счет мак называемой коммунитаризации ряда областей, которые в прошлом не входили в ведение Сообществ, в следовательно не регулировались нормами права Европейских сообществ.

Вместе с тем некоторые вопросы, подлежавшие рассмотрению в ходе подготовки Амстердамского договора, решены не были. В частности, это относится к попыткам реформы институциональной структуры Союза, которая была осуществлена только фрагментарно и весьма робко, с отнесением более кардинальных решений на будущее.

Амстердамский договор, как и любой другой учредительный акт, был передан на ратификацию государствам-членам. Процесс ратификации был завершен в первой половине 1999 г., и с мая этого года данный Договор, вносящий ряд существенных изменений в структуру и порядок функционирования Сообществ и Союза, введен в действие. Важно, однако, подчеркнуть, сто создание и эволюция Европейского Союза не означают исчезновение или просто поглощение Европейских сообществ. Все три Европейских сообщества продолжают существовать как самостоятельные интеграционные объединения, одновременно участвующие в Европейском Союзе».19

«Европейский союз давно хотел иметь систему защиты прав человека, подобную той, что закреплена европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция или ЕКПЧ). В 1989 году Европарламент сформулировал обширный каталог основных свобод. Но обе эти попытки в свое время к успеху не привели.

__________________________________________________________________

19 Европейское право. Учебник для ВУЗов / под общ.ред. д.ю.н., проф. М.Л. Энтина. - М.: изд. НОРМА, 2001. -  с.13-14.

В июне 1999 г. на встрече в г. Кельне Европейский совет принял решение о разработке Хартии основных прав. Тем самым фактически была предпринята третья попытка Евросоюза подготовить текст такого документа.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.