на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО)


При условном (эквивалентном) наибольшем благоприятствовании преимущества, установленные для третьего государства, предоставляются государству-контрагенту без соответствующей компенсации с его стороны лишь в том случае, если третьему государству эти преимущества были предоставлены также безвозмездно. Если же третье государство за предоставленные ему льготы со своей стороны предоставило какой-либо эквивалент, то и контрагирующее государство может воспользоваться этим преимуществом лишь в том случае, если и оно предоставит эквивалентную компенсацию, установленную между договаривающимися государствами.

Известны несколько разновидностей условной  оговорки. Исторически первой была так называемая американская форма возмездной оговорки, которая в настоящее время практически не применяется. Позднее появилась оговорка на условиях материальной взаимности.

Различие между этими формами состоит лишь в способе определения компенсации. В первом случае точкой отсчета для установления ее размера служит уступка третьего государства, а во втором - льгота бенефициирующего государства.

В целом же условная форма оговорки, допуская возможность дискриминации государства-бенефициария, неприемлема для торгово-экономических отношений, где наибольшее благоприятствование предназначено не столько для достижения равенства взаимно предоставляемых уступок, сколько для обеспечения равных условий конкурирующим партнерам.

Принцип компенсации выгодно применять развитым странам в отношениях с развивающимися, так как предоставившим очень широкие льготы на возмездной основе они практически расширяют круг преимуществ только для самих себя, в то время как развивающиеся страны не могут ими реально воспользоваться; и поскольку наибольшее благоприятствование компенсационное, такое расширение привилегий не опасно в отношениях развитых стран между собой.

2.3 Объем принципа наибольшего благоприятствования

Основным предметом клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации является определение объема наибольшего благоприятствования применительно к договаривающимся государствам.

Сфера действия принципа наибольшего благоприятствования в договорах между одними государствами может быть значительно шире или наоборот уже, чем в подобных соглашениях между другими, применяющими также этот принцип. В зависимости от этого используются различные методы определения объема - синтетический и аналитический.

Соответственно этим методам клаузулы о наибольшем благоприятствовании можно условно разделить на "общие" (содержащие генеральную формулу) и "специальные" (перечисляющие конкретные случаи). Термин "общая клаузула" однако, не означает, что она охватывает всю совокупность отношений между государствами, а подразумевает то, что принцип наибольшего благоприятствования будет применяться ко всем отношениям в определенной области (или областях), например: "во всех вопросах, связанных с торговлей, судоходством и всеми другими формами экономических отношений" (договор между ЧССР и ГДР 1959 г.).

Чаще всего синтетический и аналитический методы применяются кумулятивно, т.е. наряду с генеральной формулой перечисляются частные случаи применения режима наибольшего благоприятствования.

Принцип наибольшего благоприятствования широко применяется в различных сферах международных экономических отношений.

Одна из традиционных областей его применения - таможенный режим. В торговых договорах обычно указывается, что договаривающиеся стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всем, что касается таможенных вопросов, в частности в отношении пошлин, налогов и прочих сборов, налагаемых на импорт или экспорт, или в связи с импортом или экспортом (включая метод взимания таких пошлин и сборов); складирования товаров под таможенным контролем; правил и формальностей, применяемых при таможенной обработке товаров.

Применяется принцип наибольшего благоприятствования также в отношении внутренних налогов и сборов, падающих на производство, обработку, обращение или потребление импортированных товаров страны-контрагента. Так, в с.т.2 Соглашения по общим вопросам торговли и мореплавания между СССР и ФРГ 1958 г. говорится: "Каждое из обоих договаривающихся государств будет предоставлять товарам другого государства безусловный режим наибольшего благоприятствования во всех вопросах, касающихся внутренних налогов и сборов любого характера".

Следующей традиционной и обширной областью применения принципа наибольшего благоприятствования является мореплавание. В договорах обычно указывается, что стороны "предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всех вопросах ... судоходства" (статья 1 Договора о торговле и мореплавании между СССР и Данией 1936 г.), а также оговариваются важнейшие частные случаи его применения, как, например, в статье 5 того же договора:

"Торговым судам каждой из Договаривающихся Сторон, их экипажам, пассажирам и грузам будет предоставлен в портах другой Стороны режим наибольшего благоприятствования в отношении входа, выхода и пребывания в них; погрузки и выгрузки; сборов и налогов всякого рода; снабжения углем и водой; ремонта; пользования кранами, весами, причалами, якорными стоянками, сухими доками и складами; применения правил и формальностей, включая санитарные и карантинные формальности, и вообще в отношении всего того, что касается судоходства.

Всякие преимущества, облегчения, привилегии и льготы, которые предоставлены в этом отношении одной из Договаривающихся Сторон какой-либо третьей стране, будут немедленно и безвозмездно распространены на другую Сторону.

Подобные статьи, как правило, содержатся во всех торговых договорах, заключенных странами, между которыми возможно мореплавание или судоходство. Кроме того, в таких договорах нередко предусматривается распространение наибольшего благоприятствования на область применения портовых предписаний, а в некоторых случаях также и на суда, терпящие бедствие или кораблекрушение и на имеющиеся на них грузы (в большинстве случаев в этих вопросах предусматривается национальный режим).

В некоторых договорах принцип наибольшего благоприятствования применяется в отношении перевозок грузов, багажа и пассажиров по внутренним путям сообщения, правил и формальностей при транзите товаров , правил для иностранных средств транспорта (включая морские и речные суда, самолеты, железнодорожный подвижной состав, автомобили и т. д.).

Нередко принцип наибольшего благоприятствования распространяется на область запрещений и ограничений в торговле. Это значит, что если государство устанавливает какие-либо запрещения и ограничения в своей внешней торговле и при этом дает те или иные льготы определенной стране или странам, то оно должно распространить эти льготы на все страны, в договорах с которыми предусматривается распространение принципа наибольшего благоприятствования на эту область.

Например, в ст.1 Временного торгового соглашения между СССР и Великобританией 1934 г. указывается, что "каждая из сторон предоставляет произведениям почвы и промышленности другой стороны все льготы, права и преимущества, которые ныне предоставлены или будут предоставлены произведениям почвы и промышленности любой другой страны во всем, что касается запрещений и ограничений ввоза и вывоза".

В других договорах (например, в Договоре о торговле и судоходстве между СССР и Австрией 1955 г.) используется иная /негативная/ формула: "ни одна из сторон не вправе применять какие-либо ограничения в отношении ввоза на территорию или вывоза с территории другой стороны, если таковые не применяются по отношению ко всем другим государствам". Выражение "все другие государства" в данной формуле по смыслу включает в себя и любое третье государство, т.е. и государство, пользующееся режимом наибольшего благоприятствования.[ 15, c. 241]

Эффективность применения принципа наибольшего благоприятствования зависит от адекватности толкования клаузулы о наибольшем благоприятствовании. Такое толкование основывается на правиле ejusdem generis, согласно которому государство-бенефициарий вправе претендовать лишь на те права, которые охватываются областью применения оговорки.

Этому вопросу посвящена статья 9 Проекта КМП ("Объем прав в соответствии с клаузулой о наиболее благоприятствуемой нации"), которая гласит: "1. ... государство-бенефициарий ... приобретает только те права, которые вытекают иэ существа предмета клаузулы. 2. Государство-бенефициарий приобретает в соответствии с п.1 права в отношении только тех лиц и вещей, которые определенно установлены в клаузуле или могут быть определены, исходя из ее предмета."

Несмотря на очевидность и общепризнанность правила ejusdem generis, на практике возникают трудности с его применением. Они касаются преимущественно круга вопросов, составляющих предмет клаузулы.

Комиссия международного права в статье 10 Проекта предложила следующее уточнение: "Государство-бенефициарий приобретает права ... в отношении лиц или вещей, находящихся в определенной связи с ним, только в том случае, если они: а) принадлежат к той категории лиц и вещей, что и лица и вещи, которые находятся в определенной связи с третьим государством и на которые бенефициирующее государство распространило соответствующий режим; в) находятся в такой же связи с государством-бенефициарием, в какой лица или вещи, указанные в п. а) находятся с третьим государством".

Таким образом, объем прав государства-бенефициария ограничивается, во-первых, самой клаузулой, содержащей ссылку на определенный предмет, и, во-вторых, правом, предоставляемым третьему государству.

Необходимо уточнить, что требование принадлежности к той же категории вещей (idem genus) относится только к предмету клаузулы, но не к отношениям между государствами и не к виду договора или соглашения.

В целях уменьшения трудностей, которые могут возникнуть при толковании оговорки, государства должны стремиться предвидеть и максимально полно отразить в ее формулировке перечень охватываемых предметом клаузулы вопросов. Однако для избежания риска возможной неполноты перечисления в формулировке следует использовать выражения, свидетельствующие о том, что предложенный перечень не является исчерпывающим. В случае, если проблема толкования возникнет, необходимо руководствоваться общепризнанными правилами толкования.

2.4 Возникновение, приостановление, прекращение прав на пользование режимом наибольшего благоприятствования

Применение режима наибольшего благоприятствования предполагает определение условий, при наличии которых возникают, приостанавливаются и прекращаются права в силу оговорки о наибольшем благоприятствовании.

Для приведения в действие безусловной оговорки необходимо наличие двух элементов: оговорки, ее держащейся в действующем договоре и предоставления льгот третьему государству. В случае обусловленной клаузулы необходим третий элемент - выполнение государством-бенефициарием условия, указанного в клаузуле.

На основе этого положения была сформулирована ст.20 Проекта под названием "Возникновение прав в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации", п.1 которой гласит: "Право государства-бенефициария ... на режим наиболее благоприятствуемой нации в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации, не содержащей условия о возмездности, возникает в момент, когда бенефициирующее государство распространяет соответствующий режим на третье государство".

Эта формулировка вызывает некоторые замечания. На момент вступления в силу договора, содержащего оговорку о наибольшем благоприятствовании, такой режим бывает практически уже предоставлен какому-либо третьему государству. Варианты, предложенные в статье 20 и комментарии не даст определенного ответа на вопрос: какое предоставление имеется в виду - фактическое или юридическое. Представляется, что основанием пользоваться правами, вытекающими из оговорки о наибольшем благоприятствовании для государства-бенефициария является юридическое предоставление бенефициирующим государством соответствующего режима третьему государству.

В случае, если юридическое предоставление не дополняется фактическим, бенефициирующее государство нарушает свое обязательство в отношении третьего государства. Факт такого нарушения не должен влиять на пользование правами, вытекающими из оговорки государством-бенефициарием. По-видимому, о предоставлении режима наибольшего благоприятствования де-юре идет речь и в п.1 "в" статьи 2 ("Употребление терминов"), где используется выражение "согласилось предоставить".

Прекращению и приостановлению прав в соответствии с клаузулой о наибольшем благоприятствовании посвящена статья 21 Проекта: "Право государства-бенефициария ... на режим наибольшего благоприятствования ... прекращается или приостанавливается в момент, когда бенефициирующее государство прекращает. или приостанавливает распространение соответствующего режима на третье государство". Здесь отражено широко признанное положение об изменяющемся характере режима наибольшего благоприятствования. Предоставление каких-либо льгот третьему государству не означает, что государство-бенефициарий всегда будет пользоваться теми же льготами. Если прекращается предоставление определенных преимуществ, обещанных третьему государству, то соответственно изменяется и содержание режима наибольшего благоприятствования в отношении государства-бенефициария.

Но в данной статье не учтено то обстоятельство, что договор, содержащий оговорку о наибольшем благоприятствовании, может прекратить действие раньше, чем бенефициирующее государство прекращает предоставление соответствующего режима третьему государству.

Нельзя также оставить без внимания и то, каким образом бенефициирующее государство прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему государству. Такое прекращение или приостановление может быть двояким: правомерным (включая осуществление международно-правовых санкций в ответ на противоправное деяние третьего государства) и противоправным (нарушающим международные обязательства в отношении третьего государства).

В соответствии с юридической логикой в первом случае права государства-бенефициария должны прекращаться или приостанавливаться, а во втором - нет. Следовательно, в ст.21 целесообразно использовать следующее выражение: "...в момент, когда бенефициирующее государство правомерно прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему государству". [ 5, c. 179]

2.5 Изъятия из принципа наибольшего благоприятствования

Со времени применения принципа наибольшего благоприятствования в регулировании международной торговли исключения из него претерпели большие изменения. При этом, особенно после II Мировой войны, их объем постоянно расширялся. В современных условиях режим наибольшего благоприятствования практически не применяется без исключений.

Это объясняется историческими особенностями формирования внешнеэкономических связей; усилением тенденций интернационализации хозяйственной жизни, выражающихся в образовании интеграционных объединений; различиями в экономическом и географическом положении государств; интересами безопасности, охраны общественного здоровья и другими причинами, определяющими стремление государств сохранить возможность определения исключений из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании.

Такие исключения в каждом случае специально оговариваются в соответствующей клаузуле, поскольку в современном международном праве отсутствуют подразумеваемые изъятия из режима наибольшего благоприятствования.

Международное право не допускает противоречащих принципу равноправия изъятий из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов кроме отдельных, общепризнанных, исторически сложившихся и устанавливаемых по особому, каждый раз взаимному согласию договаривающихся сторон исключений.

Изъятия по кругу субъектов в принципе противоречат идее наибольшего благоприятствования, в отличие от изъятий, сужающих его объем, т. е. исключающих из-под его действия те или иные отношения (что соответствует природе данного режима, имеющего договорной характер). Поэтому субъектные изъятия допускаются лишь в исключительных случаях, обусловленных некоторыми общими явлениями мировой экономической конъюнктуры, и "образуют своего рода корректировочный механизм, позволяющий обеспечивать гибкое применение принципа наибольшего благоприятствования о учетом исторически сложившихся особенностей осуществления внешнеэкономических связей, различий в экономическом потенциале и географическом положении стран".[ 4, c. 259]

Одним из традиционных является исключение из принципа наибольшего благоприятствования в пользу соседних государств, которое означает, что особые льготы, действующие между двумя соседними государствами, не распространяются на третье государство, если одно из двух соседних государств заключило с этим третьим государством договор, включающий клаузулу о наибольшем благоприятствовании, в которой содержится "соседская оговорка". Например, в статье 5 торгового соглашения СССР о Австралийским Союзом содержится следующее положение; "Постановление о наибольшем благоприятствовании не распространяется: а) на привилегии и льготы, предоставляемые Советским Союзом соседним с ним странам".

Такое изъятие обычно применяется в торговых договорах с целью обеспечения приграничной торговли.

В дополнение к допускаемым ранее международным правом в конвенционном порядке традиционным изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов международного права Женевская Конференция 1964 года установила ряд новых рекомендательных норм, касающихся дополнительных исключений. Изъятия эти были сделаны в интересах развивающихся стран, и были мотивированы Секретариатом ЮНКТАД следующим образом:

"Традиционно принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается для установления равенства режимов на территории одного государства для всех других стран, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире существует неравенство экономических структур и уровней развития; предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает равенство режима только с формальной точки зрения, но, в действительности, равносильно практическому неравенству".

В силу принятия Женевской Конференцией рекомендательных исключений допускаются видимые отступления от формального равенства государств, причем в пользу развивающихся стран.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что принцип равноправия строго выдерживается также и в формальном смысле для взаимоотношений между самими развивающимися странами на основе принятых рекомендательных норм. В содержащихся в них формулировках говорится об уступках всем развивающимся странам и о предоставлении им уступок в целом, т. е. не делая между ними дискриминационных различий. Изъятие из принципа наибольшего благоприятствования для развивающихся стран стало общепризнанным.

Третьим новым дополнением к изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования является следующая норма, содержащаяся в том же Общем принципе восьмом: "Развивающиеся страны не должны распространять на развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между ними".

Все эти три нормы представляют собой по существу рекомендуемое отступление от принципа формальной взаимности в отношении действия режима наибольшего благоприятствования между, с одной стороны, развивающимися и, с другой стороны, развитыми государствами.

Применение принципа наибольшего благоприятствования ко всем странам безотносительно к уровню их развития было бы лишь формальным равенством, но по существу являлось бы косвенной дискриминацией по отношении к менее развитым странам.

Именно поэтому во взаимоотношениях между развивающимися и развитыми странами принцип наибольшего благоприятствования подвергнут ограничениям, что выразилось в создании общей системы преференций, правовая основа которой заложена в Принципах международных торговых отношений и торговой политики, способствующих развитию. Декларации об установлении нового международного экономического порядка. Хартии экономических прав и обязанностей государств, а также в специальных положениях об оказании помощи развивающимся странам в различных областях экономики, науки и техники.

Смысл этой системы заключается в том, что развитые страны предоставляют товарам из развивающихся стран преференциальный режим, с тем, чтобы они смогли утвердиться на высококонкурентных рынках стран о развитой экономикой, причем такие предпочтительные условия действуют лишь в течении определенного периода, пока развивающиеся страны не будут признаны конкурентоспособными на мировом рынке.

Помимо общих изъятий из принципа наибольшего благоприятствования существуют специальные (относящиеся к определенной сфере регулируемых договором отношений) изъятия.

В договорах, например, часто указывается, что в области мореплавания режим наибольшего благоприятствования не распространяется на каботажное судоходство, портовую и спасательную службы и некоторые другие вопросы.

Около семидесяти дет назад международная практика стала допускать в отдельных случаях включение в торговые договоры, устанавливающие режим наиболее благоприятствуемой нации, специального положения об изъятии из действия этого режима льгот для стран, входящих в зоны преференциальных таможенных тарифов. В качестве одного из первых примеров такого изъятия приводятся имперские, или "оттавские" преференции 1932 года между странами бывшей Британской империи. [ 3, c. 50]

В дальнейшем исключение в пользу таможенных союзов стало довольно часто включаться в торговые договоры.

Государства, входящие в таможенный союз, образуют единую таможенную территорию, устанавливают единый таможенный тариф и проводят единую таможенную политику. То есть в области международных экономических отношений таможенный союз выступает как единое целое, являясь субъектом этих отношений. Те права, которые участники этого союза предоставляют друг другу, не распространяются на третьи государства, с которыми государства-участники таможенного союза заключили соглашение о режиме наибольшего благоприятствования.

Вопрос об исключении в пользу таможенных союзов и других подобных ассоциаций государств вызвал большое количество споров в ходе разработки Проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации в Комиссии международного права ООН.

Во-первых, представляет затруднение четко выделить для каких именно объединений государств применимо данное исключение. По определению КМП к подобным таможенным союзам ассоциациям государств относятся:

1) зоны свободной торговли;

2) любой временный режим, ведущий к созданию таможенного союза или зоны свободной торговли;

3) любая другая ассоциация или группа государств, основанная на таможенном союзе, зоне свободной торговли или временном режиме, ведущем или. имеющем своей целью привести к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли.

Именно такие объединения обычно перечисляются в соответствующих случаях в договорах. Например, в статье 29 Договора о торговле, поселении и мореплавании между Великобританией и Японией 1962 года говорится: "Положения договора, касающиеся применения режима наибольшего благоприятствования не обязывают государства в случае: а) образования таможенного союза или зоны свободной торговли; ... в) принятия соглашения, направленного на образование такого союза или такой зоны в течении разумного периода времени".

Во-вторых, вызывает замечания тот факт, что в случае принятия данного исключения государства, не входящие в таможенный союз оказываются в худшем положении по сравнению с членами этого союза.

Таможенные объединения не должны вести к уклонению от других обязательств и исключения в пользу таких объединений возможны только при явно выраженном согласии государств с ограничением своих прав, вытекающих из режима наибольшего благоприятствования.

В ходе обсуждения Проекта КМП была предложена статья 23 "Клаузула о наиболее благоприятствуемой нации в ее взаимоотношениях с режимом, предоставляемым одним членом таможенного союза другим членам": "Государство-бенефициарий, не являющееся членом таможенного союза, не приобретает на основании клаузулы права на режим, предоставляемый бенефициирующим государством - членом таможенного союза третьему государству, которое также является членом этого союза".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.