на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Рынок ценных бумаг и банки


2.4 Регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно охватывает всех его участников, может быть внутрен­ним и внешним. Внут­реннее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и др. внут­ренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и работников. Внеш­нее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, др. организаций, международным соглашениям. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает: создание нормативной базы функционирования рынка; отбор профес­сиональных участников рынка; контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и пра­вил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и пра­вил, установленных на рынке. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется разными органами или организа­циями, уполномоченными на выполнение функции регулирования. С этой по­зиции выделяют:

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает: 1) Структура органов государ­ственного регулиро­вания российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Но на начало 1996г. ее составляли:

а) высшие органы государственной власти, к которым относятся: Государственная Дума, издающая законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент, издающий указы; Правительство, выпускающее постановления, обычно в развитие указов прези­дента.

б) государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня, к которым относятся: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, имеющая  много полно­мочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования; Министерство финан­сов РФ, регистрирующее выпуски ценных бумаг корпо­раций, устанавливающее правила бух­галтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляющее вы­пуск государственных ценных бумаг и регулирующее их обращение; Центральный банк РФ, действующий на основа­нии законов; Государственный комитет по антимонопольной политике, устанавливающую ан­тимоно­польные правила и осуществляет контроль за их исполнением и Госстрахнадзор, регу­лирующий особенности деятельности на рынке ценных бу­маг стра­ховых компаний.

Государственные и иные нормативные акты. Так основными законодательными акта­ми, регулирующими российский рынок ценных бумаг являются: Гражданский кодекс РФ, части I и II, 1995-1996 гг.; Закон “О банках и банковской деятельности”, 1990г.; Закон “ О Централь­ном банке Российской Федерации”, 1995г.; Закон “ О приватизации государственных и муници­пальных предприятий в РСФСР”, 1991г.; Закон “ О товарных биржах и биржевой торговле”, 1992г.; Закон “ О валютном регулировании и валютном контроле”, 1992г.; Закон “ О государ­ственном внутреннем долге Российской Федерации”, 1992г.; Закон  об акционерных обществах, 1996г.; Закон о рынке ценных бумаг, 1996г.; Указы Президента по развитию рынка ценных бу­маг; за период с 1992г. вы­пущено порядка 50 указов, которыми в основном и регулируется рос­сийский рынок ценных бумаг; постановления Правительства Российской Федерации в основ­ном касаются регулиро­вания и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их раз­новид­ностях.

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бу­маг, или само­регулирование осуществляется посредством регистрации тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов. В ходе ее выясняется профессио­нальная пригодность кандидата.  Саморегулирование достигается обеспечением гласности и поддер­жанием правопорядка в от­расли, т.е. компетентные институты могут учинить рас­следование нарушений закона, приме­нить административные меры и передать дело в суд. Помимо законов существуют “законы” и “ведомства”, обеспечивающие самоконтроль и саморегулирование - это биржа, основопола­гающий принцип которой - ликвидность банка. А механизмом стабилизации и ликвидности является институт маркет-мейкеров. Ликвидность обеспечивается обязательными вы­ставления­ми каж­дым маркет-мейкером двусторонних коти­ровок по определенным ценным бумагам, ста­билизация - вве­дением ограничений на спрэды или максимальное отклонение от лучшей коти­ровки. Появление этого института связа­но с необходимостью обеспечения устойчивого функ­ционирования торговли, и он предус­матривает ряд компонентов:

а) листинг - подбор для торговли наиболее ка­чественных ценных бумаг, которые будут пользоваться устойчивым спросом участников рынка в течение продол­жительного времени;

б) создание группы маркет-мейкеров - участников торговли, спо­собных поддержать минимальные спрэды на торгуемые бумаги и предо­вращает временную по­терю ликвидности.

в) делистинг - ис­ключение ценных бумаг из списка котирующихся в системе.

2.5 Коммерческие банки на рынке ценных бумаг

В зависимости от национального законодательства той или иной страны , ис­торичес­ких традиций и особенностей формирования национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную роль. Например, мировая практика знает два подхода к проблеме со­четания обычной банков­ской дея­тельности с деятельностью на рынке ценных бумаг. Согласно одному из подходов банкам должно быть за­прещено заниматься некоторыми видами профес­сиональной деятель­ности на рынке ценных бумаг, а также должны быть ограничены отдельные виды непрофессиональной  деятельности в качестве инвесторов. Этот подход применялся в США, где разделение универсальных банков на коммерческие и инвестиционные на рубеже 30-х годов XX в. было введено как реакция на волну массовых банкротств банков, вследствие их чрезмерной активности по вложению привлеченных средств клиентов в  негосударственные ценные бумаги и предоставление гарантий по таким  ценным бумагам.

Второй подход представляет собой разрешение банкам сочетать обычные бан­ковские операции с большинством операций на рынке ценных бумаг, он преобладает в европейских стра­нах. Согласно этому подходу ограничение рисковос­ти банковских  инвестиционных опера­ций должно осу­ществляться  введением специальных “встроенных” ограничителей путем над­лежащего государственного контро­ля за банковской деятель­ностью и повышенного внимания к проблеме конфликта инте­ресов при опера­циях на финансовых рынках. В самом завершенном виде это подход преоблада­ет в ФРГ.

 С момента возрождения современной российской банковской системы (конец 80-х - начало 90-х годов ) законодательство придерживалось второго подхода. По действовавшему с 1990г. банковскому законодательству банки в России яв­лялись универсальными банками. Рос­сийские банки осуществляют непрофессиональные операции с ценными бумагами по общим правилам, действующим для инвесторов и эмитентов, а также в рамках нормативов и по допол­нительным правилам, установленным Банком России. Профессиональная деятельность банков на рынке ценных бумаг осуществляется по общим бан­ковским лицензиям, выдаваемым Банком России. При этом предполагается, что Банк России как единый надзорный и кон­трольный ор­ган имеет все полномочия проверять и регламентировать профессиональную дея­тельность бан­ков, и него  для этого есть воз­можность требовать обычную и специальную отчетность, право назначать банковские проверки и применять к банкам санкции. На ряду со всем этим Банк Рос­сии применяет ряд встроенных ограничений на инвестиционные опе­рации банков: повышенные коэффициенты рисковости при расчете коэффициентов соотношения соб­ственных средств бан­ков и различных статей их активов, и  жесткие требования к созданию внутренних  банковских резервов под потенциальное обесценение вложений в ценные бумаги. С вступлением в силу фе­дерального закона “ О рынке ценных бумаг” лицензи­рование профессиональной деятельности на фондовом рынке всех организаций осу­ществляется Феде­ральной комиссией по рынку цен­ных бумаг. Поэтому те рос­сийские банки, которые захотят совмещать ведение классических банков­ских операций с профессиональной деятельностью на фондовом рынке, должны будут иметь две лицензии - от Банка России и от Федеральной комиссии по рынку цен­ных бумаг.

Теперь можно подвести итог - итак, коммерческие банки в России могут выполнять все виды деятельности и все виды операций на рынке ценных бумаг, разрешенные действующим законодатель­ством: брокерская и дилерская деятельности; управление инвестициями и фонда­ми; расчетное обслуживание участ­ников рынка ценных бумаг; ведение реестра и депозитарное обслуживание; консультационная деятельность и т. п. Коммерческий банк может принять  от заемщика ценные бумаги в качестве залога по выданной краткосрочной ссуде, причем  стои­мость залога оценивается по рыночному курсу ценных бумаг, а не по их номиналу.

Помимо этих функций коммерческие банки РФ осуществляют эмиссионную деятель­ность. По Российскому законодательству  они могут эмитировать акции, об­лигации, депози­тарные и сберегательные сертификаты, векселя, производные ценные бумаги. Основным доку­ментом, определяющий особенности выпуска ценных бумаг кре­дитными организациями  явля­ется ин­струкция Банка России от 11 февраля 1994г. № 8 “О пра­вилах выпуска и регистра­ции ценных бумаг кредитными органи­зациями на территории РФ” с изменениями и дополнени­ями, внесенными распоряжением ЦБ России от 11.04.96г. № 274. Эмиссионная деятельность банков направлена на привлечение финансовых ре­сурсов и поэтому вполне обоснованно может идти речь о цене их привлечения. Цена привлечения фи­нансовых ресурсов сравнивается с эффектив­ностью их размещения и рассмат­ривается механизм поддер­жания их ликвидности. Финансовое положение банка в основном определяется величи­ной маржи - разницей между ценой привлече­ния и размещения  ре­сурсов.


3. Проблемы и пути совершенствования рынка ценных бумаг на современном этапе

3.1. История развития российского рынка ценных бумаг

Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте можно выделить: дорево­люцион­ный (до 1917г.), советский период (с нэпа и последующие годы) и современный этап, начав­шийся с приватизации государственной собственности. Все они имеют свою специ­фику, связанную с услови­ями формирования.

Исторической точ­кой отсчета возникнове­ния Российского фондового рынка можно считать 1769г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственно­го займа. Соб­ственно на российском рынке госу­дарственные долговые бумаги появились лишь в 1809г.

В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировалось принятым в 1836г. Законом о про­мышленных обществах. Реформы  третей четверти прошлого века создали предпосылки для появления на фон­довом рынке долговых обязательств местных органов власти, что было вы­звано нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.

 Международ­ный политический кризис 1914г., приведший к началу первой ми­ровой войны, вызвал панику на европейских биржах и в течении нескольких дней после объявления войны прекратили опера­ции с ценными бумагами российские биржи. Но в конце 1916г. нача­лось некоторое оживление на фондовом рынке и в январе 1917г. была открыта Петербургская фондовая биржа. Однако после революции рынок ценных бумаг фактически пе­рестал сущест­вовать. Декретом советского правительства 23 декабря 1917г. были за­прещены все операции с ценными бумагами и в начале 1918г. были аннулированы го­сударственные займы. В период нэпа товарные и фондовые отде­лы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. Организация фондовых бирж в СССР была пре­дусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных опе­рациях. С переходом к рыночной экономике российское государство стало более ак­тивно ис­пользовать рынок ценных бумаг.  Фактически на период 1992-1995 гг. государство почти совсем отказалось от практики разме­щения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа для продажи населению.

Особенностью российского рынка государственных облигаций  является их  высокая доходность, позволившая привлечь средства инвесторов с других рынков ка­питалов.  Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), рас­полагающая тор­говой, расчетной и депозитарной системами. Следует заметить, что российские государствен­ные ценные бумаги обращаются и на зарубежных рынках. Так с конца 80-х годов на междуна­родном рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных европей­ских валютах.

3.2 Развитие рынка ценных бумаг в 90-е  годы

В отличие от рынка государственных ценных бумаг, который существовал в России на протяжении всего периода ее социалистического развития, рынок негосудар­ственных, или кор­поративных ценных бумаг возродился с начала 90-х годов, прежде всего в связи с началом про­цесса приватизации государственной собственности в 1992г., а раньше - с образованием акцио­нерных коммерческих банков и бирж. Условно современную историю российского рынка кор­поративных ценных бумаг можно разде­лить на три этапа:

1) 1990-1992 гг. - создание предпосылок для развития фондового рынка: обра­зование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Здесь нача­лось формирование законодательной базы  российского рынка ценных бумаг.

Однако  первоначальному этапу создания рынка фондовых ценностей должна была предшествовать более широкая приватизация государственной собственности, что позволило бы создать акционерные общества и таким образом наполнить рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий. По существу же это накопление осуществлялось в основном за счет акций коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов. Торговля ценными бумагами в 1991-1992 гг. не стала основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации, поскольку ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. В результате увеличения про­центной ставки Центрального Банка на 50%, а затем до 80% повысились процентные ставки коммерческих банков и соответственно за кредитные ресурсы на биржах, но т.к. они носили краткосрочный характер, то заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочных инвестиций. Это характерно для всех фондовых бирж Российской Федерации. В основе этих искажений несколько причин:

а) на начальной стадии формирования рынка ценные бумаги и сами акционерные об­щества не отвечали принятым международным стандартам. К концу 1992 г. было зарегистриро­вано 10% акционерных компаний, а остальные находились на нелегальном положении;

б) 90% акций были выпущены с нарушением закона;

в) в ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попали и убыточные предприятия.

В результате всех этих факторов доверие инвесторов к выпущенным акциям снизилось, что сказалось на объеме сделок. Кроме того, использование Московской центральной фондо­вой биржей (МЦФБ) и другими метода листинга вызвало отток акций с рынка. Так на МЦФБ оборот акций  в 1991 г. с 400 млн. руб. снизился до 18 млн. руб. в 1992 г. Но с другой стороны это имело очистительный эффект. Основной поток  выпуска акций обеспечивали коммерческие банки, т.к. они раньше других юридических лиц начали осуществлять акционирование. За ними следовали страховые, инвестиционные и торговые компании, а последнее место занимали акци­онерные производственно-промышленные компании. Положительной стороной становления российского рынка ценных бумаг являются рост профессиональных кадров фондовых бирж и брокерских компаний, улучшение технической оснащенности. Также установление контактов и кооперативных связей российских бирж с крупнейшими фондовыми биржами США, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти связи использовались для изучения опыта функционирования фондовых бирж этих стран. Сами биржи создали консультативно-коорди­национный орган - Федерацию фондовых бирж, которая объединяет фондовые биржи и фондо­вые отделы всех регионов Российской Федерации. Но на данном этапе рынок ценных бумаг не превратился в важ­ный инструмент по мобилизации капиталов, необходимый для реорганиза­ции экономики в це­лом и финансирования предприятий.

2) 1992 г. - 1993 г. - фондовый рынок существует в форме рынка при­ватизационных че­ков. Но эти ценные бумаги не отражали  полной стоимости национального имущества, т.к. их выпуск был осуществлен после либерализации цен (1 октября 1992 г.), которая была осу­щест­влена 2 января 1992 г. Это и заставило население не вкладывать чеки в акции, а реализо­вать их на рынке ниже номинальной цены. Это начало, расцвет и закрытие рынка приватизаци­онных чеков, т.к. произошло обесценение ваучеров вследствии ряда при­чин: масштабные аукционы  по их продаже на фондовых и товарных биржах, неконтроли­руе­мый рост цен (в начале 1993 г. пе­реход инфляции в гиперинфляцию), недоработка со сторо­ны Правительства РФ конечного этапа операций с ваучерами и отсутствие подготовительно-разъ­яснительной работы.

3) 1993 - по настоящее время - начало обращения акций рос­сийских акционерных об­ществ; зарождение общепринятого рынка корпоративных цен­ных бумаг. Для этого этапа ха­рактерно появление и бурное развитие инвестиционных фондов, финансово-промышленных компаний и частных пенсионных фондов. 1993 г. характеризовался борьбой за деньги населе­ния, но особо отличились инвестиционные фонды, финансовые компании и ком­мерческие банки, а в 1994 г. к ним присоединились частные пенсионные фонды. Деятельность фондов поз­волила скоординировать проведение приватизации около 75 тыс. предприятий.

 Происходит дальнейшее развитие законодательной базы рынка, так итогом неурядиц, мошенничества, обмана явилось заявление весной 1993 г. Министерства финансов об осторож­ности вложений средств населени­ем.. Характерно также прекращение и преобразование дея­тельности чековых инвестиционных фондов; образование крупного вексельного рынка в стране; создание организа­ций инфраструктуры фондового рынка; создание рынка пер­вых фью­черсных контрак­тов; увеличение числа участников фондового рынка. Круг профессионалов начал формироваться в конце 1993 - начале 1994 года, который склоняется под воздействием мощного притока портфель­ных ин­вестиций, который начался с 1994г. В 1994 г. произошло мас­совое банкротство мелких инвестиционных фондов, в связи с чем экспер­ты предполагают, что это ускорит создание финансово-промышленных групп на базе слияния различных финансовых и промышленных компаний, что означает создание олигополии на рынках.

К настоящему времени можно считать, что рынок ценных бумаг в России сформиро­вался и продолжает развиваться. Если в 1991-1992 гг. рынок был представлен фондовыми бир­жами, то к концу 1994 г. сло­жился первичный рынок, особенность которого состояла в реализа­ции через метросеть, почту и фондовые магазины выпускаемых ценных бу­маг.

3.3 Проблемы  рынка ценных бумаг и пути его совершенствования 

Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым, потому что на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты (кредиты, ваучеры, акции) и несмотря на определенное движение вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, т.к. идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице. Кроме того инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживать его развитие, в связи с чем  рынок не отражает сос­тояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.

К основным проблемам  российского рынка ценных бумаг  относится:

- развитие инфраструктуры фондового рынка - возрождение фондовых бирж и созда­ние организованных внебиржевых систем торговли, создание расчетно-клиринговых систем;

- повышение информационной открытости рынка, увеличение его прозрач­ности;

- создание полной законодательной и другой нормативной базы функциони­рования, т.к. без законодательного регулирования рынок ценных бу­маг не может вы­полнять своего основного назначе­ния: быть источником средств для преодоления инвестицион­ного кризиса. Важные положения закона - установление единых требований при осуществлении профессио­нальной деятельности для кредитных ор­ганизаций и других ин­вестиционных ком­паний;

- проблема мелкого инвестора. Рынок государственных ценных бумаг самых ликвид­ных и надежных  на сегодняшний день закрыт для мелких и средних инвесторов, что так же соз­дает проблемы для самого рынка,  для мотивации деятельности банка на этом рынке, что по­рождает финансовые проблемы более широкого характера. С одной стороны не исполь­зуются имеющиеся накопления населения, с другой - бюджет не получает возможных источников пок­рытия. Таким образом  на рынке возникают перекосы, поскольку он ориентирован на крупные промышленные финансовые структуры.

- нехватка капиталовложений, так инвестиционный потенциал банков в 7-8 раз меньше, чем необходимо, а в бюджете денег нет, и довольно-таки трудно привлечь иностранный капи­тал, поскольку для нашего рынка характерен краткосрочный характер; и главная причина - не­стабильность как в экономической, так и в политической ситуации страны;

- дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран, хотя следует отме­тить, что на российском рынке присут­ствует ряд западных компаний (SC First Boston ING, Morgan Grenfell, Merryll Lynch);

- незначительный объем ценных бумаг и небольшое их разнообразие, а также вовлече­ние в рыночный оборот все большего числа акций российских АО.

- депозитарий, т. к. нет крупного признания всеми головного депозитария и существует про­блема с регистрато­рами и реестром. Центральный Банк будет помогать развитию этой ин­фраструктуры в части денеж­ных расчетов;

- отсутствие на нашем рынке таких институтов, как дилеры-оптовики и джоберские конторы;

- недостатки системы российско­го бухгалтерского учета, проблема, мешающая превра­тить Россию в мировой фондовый центр и выталки­вающая торговлю российскими ценными бумагами за пределы государства.

 Отличительной чертой развивающегося рынка ценных бумаг стало появление новой ценной бумаги - золотого сертификата, содержащего 10 кг золота с пробой 0,9999. Золотой сертификат начало выпускать в 1993 г. Министерство финансов из расчета 40% годовых в ва­люте. Однако его движение и развитие не были активными из-за высокой номи­нальной стои­мости. С начала октября по конец 1993 г. было продано лишь 10% эмиссии. Основными поку­пателями стали банки “Менатеп”, “Российский кредит”, “Промстройбанк”, а также Автоваз. Главная цель этого сертификата - получение постоянного дохода государством и покрытие де­фицита бюджета, возрастание которого объяснялось  либерализацией цен и шоковой терапией.

Позитивным моментом в нынешнем развитии рынка является  включение российского Фондового индекса в расчет индекса IFC. И это означает выход отечественных эмитентов  на международный рынок ценных бумаг и признание их зарубежными инвесторами. Так с 1995 г. российские предприятия активно осваивают рынок американских депозитных расписок, а  в 1997 г. появляются российские корпоративные еврооблигации, т.е. долговые обязательства, но­минированные в иностранной валюте и обращающиеся за пределами России имеет колоссаль­ное значение.

И еще следовало бы отметить признание России в качестве развивающегося рынка, и начало ежедневного расчета отечественных фондовых инди­каторов авторитет­ной Междуна­родной финансовой корпора­ции, что должно повысить статус нашей страны в глазах ино­странных ин­весторов. У российского рынка даже на нашей стадии развития есть преиму­щества. Рынок наи­более ликвидных российских корпоративных цен­ных бумаг имеет такую из­менчи­вость, с ко­торой не может сравниться развитые рынки. Широкий размах колебаний курсов рос­сийских акций открывает широкие возмож­ности для реализации разнообраз­ных инвесторских стратегий. 

Кроме того появились банки , которые постепенно начали специа­лизироваться на об­служивании операций с ценными бумагами, в частности, на депозитарной деятельности.  Разви­тие рынка ценных бумаг - одна из приоритетных задач государства, свидетельством является пере­говоры, проведенные с Всемирным банком на получение займа для его развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.