на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Рынок: типы, функции, структура


Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде куп­ли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с при­ватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста в средства производ­ства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка — рынок земли, рынок труда, рывок капиталов.

На рынке земли огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. В силу этого в каждой стране в зависимости от ее нахождения на планете, территории и других факторов рынок земли носит сугубо специфи­ческий характер. Он глубоко национален, исторически традиционен. Более подробно с этим видом рынка мы познакомимся в гл. XVII "Распределение доходов". Дело в том, что под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные — очень суще­ственные — товары и услуги, которые она дает урожай, сырье, ма­териалы, полезные ископаемые и т. д.

Рынок рабочей силы организуется в форме биржи труда, где не­посредственно формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу.

Биржа труда представляет собой целый научно-исследовательский комплекс, занимающийся регистрацией безработных и свободных рабочих мест на предприятиях. Имея полную информацию по этим аспектам, 6иржа направляет на предприятия соответствующую им по профилю и квалификации рабочую силу, занимается её переподготовкой переквалификацией. Бирка держит тесную связь с профсоюзами и предпринимателями и получает от них мощную поддержку. Хотя биржа труда в какой-то степени и ограничивает свободу товаропроизводителей нанимать рабочую силу по своему усмотрению, но она же и освобождает их от огромных издержек на содержание боль­шого аппарата по найму, подготовке и переподготовке рабочей силы. Уже поэтому предприниматели материально поддерживают биржу труда, до 90 процентов рабочей силы нанимается исключительно по ее направлениям. С другой стороны, биржа труда опирается на мощ­ную поддержку государства, так как, во-первых, она не может быть прибыльной организацией, во-вторых, она и не ставит себе такую цель, выполняя работу огромной социальной значимости. Именно биржа труда определяет статус безработного, выдаст пособия и зани­мается другими формами социального вспомоществования.

На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования. Он отличается двумя особенностями.

Первая заключается в том, что спрос на капитальные средства покупатели всегда ввязывают с той прибылью, которую им могли бы принести ценные бумаги. Покупатель всегда решает вопрос, что ему выгоднее: вложить деньги в средства производства и получить определенную норму предпринимательской прибыли или купить цен­ные бумаги и получать потом доход в форме определенного процента. Следовательно, движение процента (финансовый рынок) и спрос на средства производства достаточно тесно связаны. Если норма ссудно­го процента падает, то спрос на средства производства растет, растет соответственно и цена на них. Взаимосвязь этих двух видов рынка проявляется и в том, что спрос на средства производства и их цена определяют размеры инвестиций в производство, но сами инвести­ции непосредственно извлекаются из рынка финансов, где форми­руется норма (ставка) процента. В силу этой особенности рынок средств производства отличается среди всех остальных его видов наи­большей нестабильностью и непредсказуемостью.

Другой особенностью рынка средств производства является его высокая неоднородность и исключительное разнообразие товаров. На рынке товаров и услуг разнообразие еще больше, но здесь каж­дый товар или группа товаров имеет свой рынок, что отсекает его от остальной массы, позволяя учитывать все его специфические особенности. Рынок же средств производства такими возможностями не располагает.

Важной частью рывка средств производства является рынок по­держанного оборудования. Сам по себе этот рынок ничем примеча­тельным не отличается от рынка средств производства, но функцио­нально он чрезвычайно важен, так как именно в этом секторе опре­деляется степень износа оборудования, а следовательно, норма амортизации. Последняя же в свою очередь определяет сроки обновления средств производства и, таким образом, имеет прямое отношение к  регулированию всего рынка средств производства.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Финансовый рынок — это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. Хотя мы и; рассматриваем финансовый рынок третьим по счету, в настоящее время он является важнейшим после рынков товаров, более того, в современной рыночной инфраструк­туре становится определяющей формой рынка. Дело в том, что не существует вида хозяйственной деятельности, который бы не взве­шивался на финансовых весах, не был бы опосредован финансами и не проходил бы через финансовый рынок. В то же время он является наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг, включая и изме­нения на рынке средств производства.

Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности, вложе­ния капитала в какую бы то ни было отрасль производства. Суть ссудного процента с этой точки зрения заключается в том, что он указывает минимальный уровень отдачи, эффективности капиталь­ных вложений. Он как бы является пробным камнем или точкой оп­ределения прибыльности бизнеса. Если ожидаемая прибыль от капи­тальных вложений будет ниже ссудного процента, то предпочтитель­ней деньги вложить в банк — вот о чем говорит ссудный процент.

С другой стороны, финансовый рынок является и самым совер­шенным рынком. Прежде всего потому, что обеспечивает практичес­ки единую ставку ссудного процента не только в каждой отдельной стране, но и на международном уровне. Кроме того, он отличается многочисленностью субъектов, действующих на нём. По существу, это — все субъекты экономических отношений. В то же время объек­ты купли-продажи здесь характеризуются однородностью товаров: деньги, акции, облигации и тому подобное, что облегчает функцио­нирование самого рынка, увеличивает его предсказуемость. На фи­нансовом рынке существуют развитая информационная структура и сеть, банков, широкий рынок заемных средств, в тем самым обеспе­чивается главное: условие существования конкурентного рынка в це­лом — свободный "вход" в него и свободный "выход" из него. Оче­видно, что финансовый рынок является ключевым элементом в рыночной системе. Без развитого финансового рынка рыночная система вообще не может считаться полноценной. В этом нетрудно убедиться, проанализировав состояние, российского финансового рынка и в целом рыночной системы России. Они практически находятся в зачаточном состоянии, особенно финансовый рынок. Даже нет единой банковской системы на твёрдой законодательной основе, естественно, нет и единого ссудного процента в масштабах страны. Тем не менее, финансовый рынок, даже в этом состоянии, является орудием совершенствования рыночной системы, своеобразным двигателем экономики страны к этой системе.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, кото­рый целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интел­лектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распростра­нение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных услови­ях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной зашитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

Второй критерий — по субъектам:

• рынок покупателей;

• рынок продавцов;

• рынок государственных учреждений,

• рынок промежуточных продавцов — посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупа­тель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает пред­почтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и тор­говцев, что характерно для современных развитых национальных и междуна­родных рынков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предло­жением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделя­ется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сер­висе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкурен­ция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торгов­ля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сда­чи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

Третий критерий — по географическому положению:

• местный (локальный) рынок;

• региональный рынок;

• национальный рынок;

• мировой рынок.

Мировой рынок — это не только совокупность национальных рынков различ­ных государств, экономические связи между которыми определены междуна­родной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и их качественно новый уровень. Это можно отразить в виде схемы. (Рис. 1).


Мировой рынок

Внутренний рынок

Совокупность внутренних рынков

Рис. 1

Четвертый критерий — по уровню насыщения:

• равновесный рынок;

• дефицитный рынок;

• избыточный рынок.

Пятый критерий — по степени зрелости:

• неразвитый рынок;

• развитый рынок;

    • формирующийся рынок.

Шестой критерий — по степени ограниченности конкуренции:

• свободный рынок;

• монополистический рынок;

• олигополистический рынок;

• смешанный рынок.

Седьмой критерий — по соответствию действующему законодательству:

• легальный рынок;

• нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Восьмой критерий — по отраслям:

• автомобильный рынок;

• компьютерный рынок и т.д.

Девятый критерий — по характеру продаж:

• оптовый рынок;

• розничный рынок.

Десятый критерий — с учетом ассортимента товаров:

    • замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого про­изводителя;

• насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;

• рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связан­ных между собой и направленных на удовлетворение одной или несколь­ких связанных между собой потребностей;

• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не свя­занные между собой.

В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Тендеры (торги) — это распространенная форма торговли, при которой по­купатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками с помощью тендерных комитетов, в кото­рые входят технические и коммерческие эксперты, представители администра­ции, покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, и другие участники.

Рис. 2.  Рыночная инфраструктура

 

2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка:

предложения, спроса и цены. Рассмотрим более подробно каждый эле­мент рыночного механизма.

СПРОС И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим последовательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.

Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды.

Спрос на какой-либо продукт представляет собой спрос в отношении какой-то   отрасли   экономики.   Практика   показывает   наличие значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовлетво­рения запросов потребителей. Все виды продукции обладают различной степенью взаимозаменяемости.

Комбинированная продукция отрасли может рассматриваться как то­вар или благо. Однако общим критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной отрасли могут служить определенные признаки (форма, качество, степень рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что товары удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от одного продукта к другому. Следовательно, меха­низм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.

Индивидуальный и совокупный рыночный спрос на товар

Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене 30 $ за одну условную еди­ницу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене 15 $ — 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (Рис. 3.1).

Анализируя полученный график, легко заметить, что между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует определенная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема про­дукции А на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетель­ствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде QD=F(P), где QD — величина спроса (demand), Р — цена (price). Однако спрос — величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема опросов, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кри­вой спроса вниз или вверх (Рис. 3.1). Изменение же спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (Рис. 3.2). Представленная функция носит название функции спроса — функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него различных фак­торов.

Выше мы определили влияние ценового фактора. Однако на спрос оказывают влияние и иные факторы:

=> величина и динамика изменения дохода потребителя;

=> изменение вкусов и предпочтений;

=> размер рынка;

=> ценовые и дефицитные ожидания;

=> наличие товаров - субститутов и др.

        

Рис. 3.1 Кривая спроса

Спрос является функцией всех этих факторов: QD=F(f1,f2,...,fn).

Рис. 3.2 Движение кривой спроса

Эти факторы способствуют сдвигу кривой индивидуального спроса вправо или влево. Так, изменение денежных доходов потребителей пред­полагает сдвиг кривой в положение D’ (в случае их увеличения) и в по­ложение D” (в случае их снижения).

Эластичность спроса

Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их стоимости. Мерой такого измерения служит коэффициент элас­тичности спроса. А. Маршалл, развивавший эту тему, писал в своих "Принципах экономической науки", что "эластичность (responsiveness) может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном сниже­нии цен, и в большей или меньшей степени падает при данном повыше­нии цен".

Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.

где EDP  — эластичность спроса по цене; ΔQ — изменение объема спроса, %; ΔР— изменение цены, %.

Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от харак­тера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой элас­тичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены.

Если, например, повышению цены на 1 % соответствует снижение спроса более чем на 1 %, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1 % соответствует понижение спроса на 1 %, то спрос нейтрален (коэффициент элас­тичности равен 1); если повышение цены на 1 % влечет за собой пони­жение спроса менее чем на 1 %, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1).

Существуют различные варианты проявления эластичности (рис. 3.3).

Знак эластичности будет отрицательным, т.к. цена и объем продукции изменяются в противоположных направлениях.

Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показы­вающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.

Перекрестная эластичность выражается в двух товарах — А и В.

где ΔQB — изменение объема спроса на благо В; QB — объем спро­са блага В; ΔPA— изменение иены блага А; РA — цена блага А.

Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупате­лей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае,

если цена на первый из них сильно меняется. Если EDP>0, то блага взаимозаменяемые, если EDP<0 — взаимодополняемые.

Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызы­вает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.

Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения це­ны вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшатся при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как "объем продаж - цена", "объем продаж - себестоимость", "емкость рынка - цена", с целью принятия окончательного решения.

                                             


 Ep=∞ Полностью                         -∞<Ep<-1                                 Ep=1

эластичный спрос                        Эластичный спрос                    Спрос равен единице                                                                                                          

-1<Ep<0                   Ep=0

Жесткий спрос                          Неэластичный спрос                                        

Рис. 3.3  Графики Эластичности спроса

В современной экономической науке используется также показатель эластичности

спроса относительно дохода (income clasticuty of demand).


где ΔQ — изменение объема спроса; Q — объем спроса; ΔI— измене­ние величины дохода; I— величина дохода.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение товара — это количество данного товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке по данной цене.

Положение производителей на рынке не является постоянным и оди­наковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако, все они стремятся макси­мизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.

Как и для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене 20 S производитель согла­сен продать лишь 1 единицу блага, при цене 30 S — 4 единицы, а при цене 50 $ — 7 единиц блага А. Диаграмма может быть графически пред­ставлена кривой предложения, направленной вверх слева направо: это типичная кривая предложения (см. рис. 3.4). Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривей предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между пеной товара и количеством этого товара, которое отрасль плова продать на рынке в целом. В общем виде Qs=F(P), где Qs — величина предложения (supply), Р — цена.

В экономической теории принято откладывать независимую перемен­ную (Р) по вертикальной, а зависимую переменную (Qs) — по горизон­тальной оси. Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высо­кой цене. Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.