на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Развитие малого бизнеса в России


Особенности целеполагания.

 В рыночных условиях раз­личия между крупными и малыми предприятиями в воп­росах целеполагания определяются тем, что первые фор­мируют рыночную конъюнктуру, а вторые подстраиваются под нее. У небольших фирм отсутствуют детальные стра­тегические планы. По мнению предпринимателей, достаточно и ориентировочных оценок основных параметров деятельно­сти, поэтому даже важнейшие решения зачастую принима­ются ситуативно.

Неразвитость стратегического мышления наиболее бо­лезненно сказывается в первые годы существования МП, когда на деле проверяется необходимость предлагаемых им товаров и услуг. Если МП нашло свою нишу, в дальнейшем из-за ее локальности надо лишь поддерживать стационар­ный режим функционирования на основе стандартных опе­ративных решений. Потребность в стратегическом плане по­является, если малый бизнес решил перешагнуть порог, от­деляющий его от среднего.

Ограниченный временной горизонт управленческих ре­шений МП в ситуации неустойчивой рыночной конъюнкту­ры переходного периода имеет определенные преимущества по сравнению со стратегическим планированием крупного предприятия. Когда успех бизнеса в большей мере обуслов­лен регулирующим воздействием государства (или отсутстви­ем такового воздействия), чем внутрифирменными факто­рами, стратегический план развития, разрабатываемый в скользящем режиме и включающий средне- и краткосроч­ные программы, может оказаться неэффективным в силу своей неизбежной жесткости. Позволяя надежно диагности­ровать, контролировать конъюнктуру в условиях стабиль­ности, такой порядок управления, присущий большому биз­несу, плохо приспособлен к необходимости быстрой адапта­ции в случае постоянно меняющейся внешней среды. На­против, оперативный режим управления МП, указывающий возможность существования, развития фирмы, главным об­разом с благоприятной внешней обстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малого бизнеса в пере­ходной экономике управленческой структуры, привлечения специалистов. Упрощенный менеджмент создает МП опре­деленное преимущество, проявляющееся в гибком, быст­ром приспособлении к меняющимся требованиям и услови­ям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

Выделение управленческих функций происходит на МП за счет персонификации их в узком кругу лиц и начинается с учетно-бухгалтерской. Это объясняется запутанностью, усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостью зачастую вести вторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей-индивидуалов, платящих низкие на­логи, имеющих упрощенную форму отчетности, нет жалоб на сложность бухгалтерской работы и желания, объединив­шись, нанять профессионального бухгалтера.

Основные решения почти всегда руководитель МП при­нимает единолично. Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так как время на их обсуж­дение и согласование сведено к минимуму. Выполняется то, что задумано, решения не искажаются при их «трансляции». В случае удачи авторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшее руковод­ство.

Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может обернуться барьером для развития биз­неса. При таком порядке управления значительно возраста­ет роль предпринимателя, его врожденных качеств, про­фессиональных знаний, субъективных установок. Не будет преувеличением сказать, что количество стабильно функ­ционирующих МП не может превышать число людей, спо­собных к самостоятельной предпринимательской деятельно­сти.

Единоначалие имеет и негативные последствия, при­чем даже в режиме оперативного управления предприяти­ем. Неподконтрольность руководителя провоцирует ошибоч­ные решения. Совершенные промахи, подрывая его авто­ритет, снижают «управляемость» работников, а в конечном счете — внутренний потенциал бизнеса. Еще опаснее авторитарный менеджмент, когда речь идет о принятии стратегических решений. Именно поэтому с увеличени­ем масштабов бизнеса, горизонтов внутрифирменного планирования происходит усложнение структуры управления предприятием, размежевание прав собственности и контро­ля. В целом российские МП в вопросах целеполагания соответствуют рыночному стандарту. Из-за неразвитости рыноч­ных отношений, нестабильности внешней среды под этот стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. У ма­лых, средних и крупных предприятий сегодня есть общие проблемы, «разведенные» в ситуации благоприятной эконо­мической и политической конъюнктуры. Это сказывается на структуре, порядке разработки и реализации целей пред­приятия. Подчас возможность предвидеть и моделировать будущее в большей степени определяется не масштабом бизнеса, а его отраслевой принадлежностью. Даже неболь­шие торговые фирмы могут успешнее планировать деятель­ность на перспективу, чем средние, а то и крупные произ­водственные предприятия.

Особенности менеджмента.

Простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руково­дителя во всех делах фирмы - одни из наиболее ярких отличий российского МП от крупного. Специфика менедж­мента малой фирмы заключается в том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства проблем. Возможность концентрации власти определяется самим масштабом бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик, число партнеров огра­ничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех дер­жать в поле зрения. Наряду с этим МП не свойственно, да и не нужно, принимать нестандартные управленческие ре­шения, кардинально меняющие ситуацию внутри фирмы и вне

ее. Следовательно, и нет потребности в управленцах - специалистах высокого класса. Для руководства МП доста­точно средней квалификации в сочетании с доступностью информации, консультационных услуг.

Руководитель МП должен принять на себя всю полноту ответственности, так как услуги профессионалов-управлен­цев стоят дорого. Выгода, которую может дать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратами на его содержание. Лишь когда фирма ориенти­рована на рост, на преодоление барьеров входа в группу предприятий более крупного бизнеса, требования к управ­лению возрастают, появляется необходимость усилить ру­ководство за счет создания более сложной структуры.

Особенности финансирования деятельности.

 Одно из главных отличий МП от крупного предприятия - порядок финансирования, предполагающий использование в первую очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для МП существует еще один источник - банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализи­рованных финансовых структур, при поддержке государ­ства.

В сегодняшних российских условиях, как свидетельству­ют результаты всех опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части МП, носит застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование МП сведено к минимуму. Сокра­щается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпу­гивают высокая ставка процента, короткий срок кредитова­ния, требование залога. Кроме того, пока сфера предприни­мательства остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая сред­ства извне. Прежде всего это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.

Рассматривая особенность МП, заключающуюся в пре­имущественном использовании внутренних источников фи­нансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успеш­ным МП попасть в разряд средних.

Недостаток собственных средств, принципиально невос­полнимый в рамках отдельного МП, в сочетании с невоз­можностью привлечь внешнее финансирование нередко ог­раничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот харак­терный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масш­табов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыноч­ные ниши опустели из-за деградации заполнявших их преж­де крупных предприятий. Свернув нерентабельные произ­водства, они не в силах «содержать себя» за счет оставших­ся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. За­полнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, ко­торый либо отпочковался от крупного в процессе реструк­туризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требу­ет финансовой подпитки извне, причем в относительно сжа­тые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.

Другой пример. МП освоило выпуск продукции, чья кон­курентоспособность на внутреннем и внешнем рынках пред­полагает постоянное совершенствование технических пара­метров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать ус­тойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно серьез­ное (по масштабам МП) единовременное финансовое влива­ние, отдача от которого в будущем возместит все затраты.

И еще один случай. Он типичен для инновационного предпринимательства. Если МП опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыль­ным, когда замкнется цепь: разработка - организация про­изводства - сбыт. Чтобы «раскрутить» такой бизнес, необ­ходимо соответствующее стартовое финансирование. В си­туации, когда стартовый капитал формируется исключитель­но за счет личных средств предпринимателей, научные раз­работки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновацион­ные МП доводят разработки до пробных образцов и конт­рольных испытаний. В случае удачи их внедрением занима­ются крупные фирмы. Другая возможность - привлечение венчурного капитала.

Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя по­лученный доход между заработной платой и инвестициями. На МП этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично рас­поряжается доходами. Другой вариант - ускорение оборота денежных средств - доступен главным образом МП непро­изводственной сферы. Руководители производственных фирм «размывают» профильную деятельность, занимаясь торгов­лей, посредничеством. Но относительное финансовое благо­получие предприятия оборачивается потерей времени в кон­курентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому пред­приниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сво­рачивают ее.

Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для МП без вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно раз­витых стран, стартовая финансовая поддержка - лучшее условие для расширения масштабов малого предпринима­тельства. Привлечение внешнего капитала к финансирова­нию перспективного бизнеса - залог поддержания оптималь­ной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача как за счет прямой финансовой помощи государства, так и пу­тем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование МП.

Особенности трудовых отношений.

 В рыночной эконо­мике для МП по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, МП вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой - ин­тенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомнен­ным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремят­ся повысить степень вовлеченности работников в дела пред­приятия, создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений - отношений членов большой семьи.

Рыночная специфика решения кадровых вопросов при­суща и российским МП переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя дефицит тру­довых ресурсов руководители МП отмечают значительно чаще, чем директора крупных предприятий, его основная причина - не более низкая зарплата работников, а повы­шенные требования к трудоотдаче. По мнению предприни­мателей, трудно найти того, кто стремится работать интен­сивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея ограниченные ис­точники финансирования, МП не в состоянии содержать «лишних людей».

Руководители МП четко сознают, что успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель-работник, так и между работника­ми. От степени мотивированности работников к труду зави­сит возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия. Наиболее действенный способ по­высить их заинтересованность в успехе фирмы - устано­вить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествля­ются как победы, так и поражения. Тогда, если предприни­матель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс «переплавить» живой труд в фак­тор роста бизнеса.

Тесные личностные отношения руководителя МП и ра­ботников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуаль­ные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектр широк: от угрозы лишить­ся работы, постоянного заработка до возможности самореа­лизации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо ус­тойчивее те МП, где материальная заинтересованность со­четается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.

Дружеские отношения между работниками также не­обходимы для МП с их спецификой вынужденного совмеще­ния обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Некон­фликтные внутренние отношения - реальность большин­ства МП: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей ра­боты. Большинство работают постоянно. Это принцип руко­водителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело.

В целом в представлении большинства предпринимате­лей внутрифирменные отношения ассоциируются со стерео­типом «большой семьи», где глава - руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепара­тизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконт­ролируемые объединения работников, формальные или не­формальные, есть лишь на тех предприятиях, руководите­ли которых сумели использовать их в своих интересах. На­пример, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовле­ченность всего коллектива, поднимая уровень его мотиви­рованности. Или отдавая на откуп СТК принятие непопу­лярных решений - перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.

Реализовать принцип «большой семьи» несложно, так как дореформенный стереотип работника (а стереотипы по­ведения устойчивее условий, их порождающих) предпола­гал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомо­щи, взаимовыручке. Проблема заключается в том, что не­пременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место зани­мало общение по интересам, а не трудовая деятельность. Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на МП дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: «никто мне не должен». Оптимальная ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отож­дествляется с ростом престижа фирмы.

Тесные отношения руководителей с работниками под­разумевают необходимость соблюдения их интересов, в час­тности, когда речь идет об оплате труда.

Особенности налоговой политики государства по от­ношению к деятельности малого предприятия.

 Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринима­тельство в рыночной экономике - налоговая политика, вы­полняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хо­зяйствующих субъектов. В российской экономике государ­ство прежде всего реализует фискальную функцию.

С 1992 г. во всех опросах представителей малого бизне­са в целом и его различных групп проблема налогообложе­ния прочно занимает первое место. Налоги, сужающие фи­нансовые возможности фирмы, - это болевая точка пред­принимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непо­сильным налоговым бременем. Для российских предприни­мателей налоги — это «государственный рэкет», поскольку собирая их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители МП также подвергают крити­ке налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.

Так, в результатах проведенного опроса 180 предпри­нимателей отмечается как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и норматив­ных актов, нечеткость формулировок, сложность восприя­тия инструкций и нормативных документов, а особенно по­рочная практика введения их «задним числом». Обращалось внимание на зависимое положение МП во взаимоотноше­ниях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые предпринима­тели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к мало­му бизнесу.

Эта характеристика относилась собственно к периоду становления налоговой системы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней приспосабливаясь, вы­нуждены были нести сопутствующие издержки. Для начи­нающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-информационного плана всегда представляет организационные трудности.

Материалы интервью показывают, что предпринимате­ли, хотя и рассматривают налоги как непосильные, посте­пенно к ним приспособились, выработали пути адаптации уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравне­нием оценок остроты налогового бремени и экономического положения МП, данных их руководителями. Оказалось, в 1994 г. предприниматели, отметившие остроту налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое положение своих МП. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже не наблюдалось. Эти интервью показали, что примерно с начала 1995 г. предприниматели переместили основное острие своей критики налоговую систему в целом.

Негативные оценки разных сторон налоговой системы были получены по трем важнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильность налоговой политики, сложность и нечеткость правил и процедур налогообложения, количество видов налогов); собственно величина налогов; институциональный аспект (он включает вопросы информационного обеспечения, организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми ведомствами  и отдельными чиновниками).

Что касается селективной функции налоговой политики, то, как известно, малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяю на МП в первые годы работы, а также в приоритетных ви­дах деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30% МП. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне пред­почитаемых руководителями мер государственной поддер­жки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимос­ти от экономического положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предпри­ниматель посчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего МП, тогда как каждый второй придер­живался противоположного мнения. Исходя из этого, необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти.

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации должны быть направлены на:

ü  создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;

ü  концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;

ü  формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством;

ü  информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе);

ü  упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

ü  формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

ü  создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом основных характеристик можно выделить три группы регионов.

Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ.

Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.

Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг.

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.

Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации  создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация и даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законо­дательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, форми­рования сети бизнес-парков, нала­живания эффективной координации в этой об­ласти между федераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с мест­ными органами власти. 

            Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

ü  производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

ü  производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

ü  лекарственных препаратов и медицинской техники;

ü  оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

ü  строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

            Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

            Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Прогноз развития малого предпринимательства.

 Хотя задача прогнозирования малого предпринимательства пред­ставляет значительный общественный интерес, в практике прогнозных расчетов она должного отражения не получила. Б программных документах Государственного комитета по развитию и поддержке малого предпринимательства (ГКРП) и в периодической печати приводятся количественные оценки будущего состояния малого бизнеса, но их трудно назвать научно обоснованным прогнозом прежде всего потому, что отсутствует ссылка на использованный метод прогнозирова­ния и его информационную базу. Так, в Основных направле­ниях развития малого предпринимательства России до 2000 года, разработанных ГКРП в 1996 г., число МП к концу 1997 г. оценивалось в 1150-1200 тыс., а к 2000 г. - 1400 - 1600 тыс. Этот не самый оптимистический из существующих прогнозов к началу 2000 г. значительно разошелся с динами­кой статистических данных.

1.3. Социальная значимость малого предпринимательства

Количественное определение МП удобно своей просто­той, но недостаточно для уяснения специфических особенностей малого бизнеса в той роли, которую он играет в про­изводственной системе. Его дополняют качественные опре­деления. Существенны, в частности, различия между МП и крупным бизнесом в том, что касается целей производства, характера менеджмента, организации производственного процесса, отношений руководства с персоналом предприя­тия, особенностей финансирования.

Для МП выбор целей и способов деятельности опреде­ляется окружающей средой. Если МП занимает или стре­мится занять на рынке доминирующее положение и строит свою стратегию на основе этой цели, то малый бизнес исхо­дит из имеющихся возможностей, приспосабливаясь и импровизируя в соответствии с меняющейся конъюнктурой. Раз­работка рыночной стратегии на перспективу становится для него целесообразной лишь по мере наращивания объема производства, перехода в статус среднего предприятия.

Управление МП обычно бывает единоличным или сосредоточенным в руках некоторых лиц, которые осуществляют прямой контроль над всеми сторонами деятельности фирмы. Очень часто совмещаются управленческие и инже­нерно-технические функции. Для выполнения более специ­альных операций (бухгалтерский учет, разработка рацио­нальных форм документооборота, организация офисной де­ятельности, закупка и эксплуатация конторской техники и т. п.), для решения нестандартных инженерных проблем МП может привлекать внешних консультантов, но постоян­но их в своем штате не содержит.

Отношения руководителей МП с персоналом нередко имеют патриархальную окраску и строятся по принципу «большой семьи», что усиливает трудовую мотивацию и вовлеченность наемных работников в дела предприятия. На МП обычно нет влиятельных профсоюзных ячеек, которые в крупных производственных комплексах в значительной сте­пени формируют деловой климат. Это отражается на интен­сивности трудового процесса (на МП она обычно выше), среднем уровне заработной платы (которая выше на КП) состоянии социального обеспечения (МП, не достигшие оп­ределенной численности занятых, как правило, не платят обязательных социальных взносов и не практикуют заклю­чения коллективных договоров). Во многих странах МП ин­тенсивно используют дешевый труд надомных рабочих, в том числе «теневых». Часто в таком качестве выступают иммигранты, нанимаемые на самых невыгодных для них условиях.

В то же время особая роль «человеческого фактора», присущая сфере малого бизнеса, привлекает в нее боль­шое число молодых, динамичных людей. Их влечет жела­ние стать независимыми, возможность реализоваться, быс­тро поднять благосостояние семьи, осуществить на практи­ке какую-либо техническую идею и т. п. Большинство гото­во ради этого идти на риск, работать с повышенной интен­сивностью. Для многих важно и то, что в периоды кризиса малый бизнес приспосабливается и выживает главным обра­зом за счет временного снижения заработной платы или уве­личения продолжительности рабочего времени, а не за счет сокращения производства и массовых увольнений, как обыч­но поступают крупные фирмы.

Отличительной чертой МП является характер его фи­нансирования: источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже) банковские ссуды, а не выпуск акций, типичный для КП. С точки зрения возможно­сти получения банковских ссуд, к которым приходится об­ращаться предприятиям любого размера, МП находится не в самом выгодном положении. Доверие банков увеличивает­ся прямо пропорционально росту объема коммерческих опе­раций предприятия.

Формы малого предпринимательства чрезвычайно раз­нообразны - от традиционно торговой лавочки или ремес­ленной мастерской до инновационной фирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации и выра­стающей затем в транснациональную корпорацию с огром­ным объемом продаж (примерами могут служить «Сони», «Эппл»). Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-х гг., выдвинула на первый план МП, кооперированные с крупным производством на основе спе­циализации и субподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли. Та­ковы, например, узкоспециализированные металлургичес­кие мини-заводы, которые не уступают КП по показате­лям качества и значительно превосходят их по экономично­сти (на них приходится около 13% мирового производства арматурной стали).

Социальная значимость МП обусловлена, прежде всего, самим фактом сосредоточения в этом секторе преобладаю­щей части рабочих мест. В годы энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась крупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый план вышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации КП. Во всех ведущих странах обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предпри­ятий и динамикой численности их персонала: на КП заня­тость сокращалась, а на МП - росла. В США в 1980-1995 гг. на МП было создано 35 млн новых рабочих мест, в то время как КП и государственные структуры потеряли их около 6 млн; при этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 человек. В странах ЕС в 1994-1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300 тыс. пред­приятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и потребительских услуг.

Сама природа малого предпринимательства содейству­ет тому, что немалая часть новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п. Так, в ЕС на рубеже 80-90-х гг. женщины составили 27% начинающих предпринимателей. Часто мелкое предприни­мательство служит способом избавления от безработицы. Например, во Франции почти 1/3 новых предприятий со­здавалась в годы кризиса людьми, какое-то время оставав­шимися вне рынка труда.

Женский бизнес в его различных формах образует ве­сомую составляющую сектора МП. По имеющимся данным, в странах ЕС около 13 млн женщин ведут собственную предпринимательскую деятельность или работают на предприятиях своих мужей. Кроме того, наемный женский труд час­то используется как надомный, временный или «частичный» (неполный рабочий день). В ЕС в 1998 г. в режиме неполного рабочего дня трудились 30% экономически активного жен­ского населения и только 4% - мужского.

Характерно, что темпы роста производительности тру­да в расчете на одного занятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы роста заработной платы - ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках - сдерживание заработной платы при опережающем росте производитель­ности труда, которую крупным предприятиям с их сильны­ми профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляет одно из главных конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры.

Учитывая возможности сектора МП в плане расшире­ния занятости, правительства ведущих стран Запада счита­ют его поддержку одним из приоритетов своей экономичес­кой и социальной политики. Бюджетные программы и рабо­та специально созданных институтов направлены, с одной стороны, на стимулирование создания новых предприятий (при особой поддержке молодежи, женщин, представите­лей национальных меньшинств, инвалидов), а с другой - на организацию разнообразных систем профессионального обучения и переподготовки.

Эти меры особенно широко используются для возрож­дения экономики регионов, находящихся в депрессивном состоянии. Общепризнанно, что изменение экономического и социального климата в таких регионах возможно только при участии достаточно большого числа (критической мас­сы) МП. Какие бы конкретные цели ни преследовала регио­нальная политика, главным условием ее успеха всегда яв­ляется мобилизация местного «низового» предприниматель­ства.

Большую социальную и общественную ценность пред­ставляет накопленный малым бизнесом опыт кооперативно­го предпринимательства, история которого в Западной Ев­ропе насчитывает более ста лет. В некоторых странах оно стало внушительной силой. Например, во Франции в коопе­ративном секторе экономики занято более 1 млн человек; сельскохозяйственные кооперативы дают 50% националь­ного экспорта зерна, 60% - молока и молочных продуктов, а их годовой оборот превышает 140 млрд франков.

Базовой ячейкой кооперативного сектора обычно является семейное МП, включенное в сетевую структу­ру, состоящую из десятков тысяч подобных предприя­тий. Эта структура функционирует на началах производ­ственной демократии - самоуправления, взаимопомощи и контроля «снизу вверх» над деятельностью выборных орга­нов, объединяющих предприятия-члены по отраслевому и региональному признаку. Производственная кооперация в ряде случаев опирается на развитую сеть кооперативных банков.

В Японии и Италии на такой основе сформировались десятки промышленных округов - территориально-произ­водственных комплексов, состоящих из множества малых и мельчайших узкоспециализированных предприятий. В окру­гах достигнут высокий уровень благосостояния населения, сложился особый социальный климат. Производство часто ориентировано на внешние рынки (один из округов Италии, Прато, считается «шерстяной столицей» ЕС).

Заслуживает упоминания и испанский территориально-производственный комплекс Мондрагон, объединяющий око­ло 200 кооперативов различной отраслевой принадлежности. Мозговым центром этой системы является кооперативный банк с функционирующим при нем отделом планирования производства. В комплексе происходит систематическое об­разование венчурных кооперативов; значительная часть про­дукции идет на внешние рынки. Как и в итальянских про­мышленных округах, большую роль играет фактор соци­альной общности, самоуправления.

Системы мер поддержки МП, сложившиеся к настоя­щему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе кон­цепций экономической политики, выбора приоритетов и ис­пользуемых средств, объема вовлеченных бюджетных ре­сурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определен­ные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется все боль­ше внимания разработке и проведению единой межгосудар­ственной политики в отношении сектора МП.

Заключение

            В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

            Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

            Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

            Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

 Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

 Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.


Список литературы:

·     Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России.-М.: «Наука»,1993.

·     Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12.

·     Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10

·     Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8.

·     Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики.1996, №7.

·     Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2001.

·     Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики - 1997 - №4

·     Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого предпринимательства) // Общество и экономика - 1996 - № 9-10, 11-12


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.