на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Переходная экономика


Перед странами СНГ стоит задача — перейти примерно к такой же структуре отношений собственности как в промышленности, так и в сфере сельскохозяйственного производства, с учетом местных условий и традиций. Эта задача может быть решена только при условии формиро­вания системы рыночных отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободу всех субъек­тов собственности и звеньев хозяйствования. Экономичес­кая свобода — это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности; рациональный отбор методов хозяй­ствования, поставщиков сырья и оборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции и объемов ее производства; взвешенная оценка перспектив развития; установление или регулирование цен на реали­зуемую продукцию.

В рыночной экономике именно конкуренция способст­вует достижению высокой производительности труда и мировых стандартов качества продукции. Конкуренция на рынке труда - это один из основополагающих принципов рыночной экономики. Она является мощным ускорителем снижения затрат на производство продукции, порождает стремление производителей вырваться вперед в вечной гонке снижения затрат.

3.1. Элементы переходной экономики

Из содержания переходной экономики вытекает, что в процессе трансформации необходимо выделять ключе­вые и производные элементы, определяющие формиро­вание новой экономики.

Так как регулирование в смешанной экономике опирается на систему институтов рынка и осуществляется через них создание новых форм регулирова­ния, как следующий элемент переходной экономики, может быть в полной мере реализован только по мере создания основ рыночной системы. Это, разумеется, не означает отказа от использования прямых методов воздействия на экономи­ку. На первый взгляд представляется, что формирование открытой экономики является столь же ключевым элементом перехода, как и формирование рыноч­ной системы. Однако следует учесть, что либерализация внешнеэкономической деятельности, усиление влияния белорусской экономики на мировых рынках не могут происходить без регулирующей роли государства. В этой связи данный элемент не может не быть производным от первых двух.

К числу производных следует отнести и формирование предприниматель­ства. Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии экономики, может ба­зироваться в смешанной экономике только на рыночной системе отношений. Лишь на этой основе получает развитие и капиталистическая тенденция. Вместе с тем переход к активному предпринимательству предполагает, что имеется еще одно его основание — структурные преобразования собственности. Поскольку последний элемент тесно связан с основами формирования рынка, он может быть включен в становление последнего.

Социальные преобразования, формирование социальной ориентации экономики в известном смысле являются также производным элементом пере­ходной экономики, так как осуществляются на основе формирования новой со­циальной структуры и новых условий, которые задаются рынком. Однако вме­сте с тем, данный элемент обладает большей самостоятельностью, так как соци­альное развитие детерминировано группой фактов, которые действуют незави­симо от рынка (необходимость обеспечить минимальные гарантии, пенсионное обеспечение и т. д.).

Совершенно особое место занимает преобразование структуры народного хозяйства. Данный элемент преобразований не может не быть осуществлен только рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельность госу­дарства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отрас­лей и производств, а также преобразованию основных звеньев экономики.

При переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, как правило, выделяются три основных направления становления рынка:

• Либерализация экономики;

• Структурные преобразования;

• Институциональные преобразования.

Либерализация экономики — это система мер по освобождению от огра­ничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предприни­мательства, а также открытости экономики.

Структурные преобразования — это изменения структуры экономики с целью преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего, преобразования отношений собственности.

Институциональные преобразования — это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.

Среди данных направлений формирования рынка на первоначальном этапе особое значение имеет либерализация. В переходной экономике задачи экономической либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только с формированием рынка, но и с изменением самих принципов хозяйственного поведения всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственной жиз­ни, либерализация предполагает либерализацию цен, ликвидацию государствен­ной монополии на осуществление хозяйственной деятельности; предоставление возможностей для осуществления предпринимательской деятельности; сниже­ние государственного контроля над обменными операциями; отмену централи­зованного распределения ресурсов. Размах и сложность реализации данных ме­роприятий обусловливают поэтапное проведение преобразований, темпы и мас­штабы которых зависят от исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны.

Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной экономики требует реализации следующих основных направлений и элементов:

1. Формирование системы рыночных отношений:

1.1 Либерализация:

цен;

хозяйственных операций;

внешнеэкономических отношений

1.2 Структурные преобразования:

разгосударствление;

приватизация;

демонополизация и создание конкурентной среды

1.3 Институциональные преобразования:

• создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.д.);

• формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета, налогов, предпринимательства и т.д.);

• подготовка кадров для рынка.

2. Формирование социальной ориентации:

• первоочередные меры помощи бедным слоям населения;

• создание новой системы социальной защиты

3. Преобразование структуры народного хозяйства:

конверсия;

стимулирование прогрессивных отраслей;

программы структурного преобразования отраслей и регионов.

Данные направления и элементы характеризуют лишь основные пути преобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всю слож­ность и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной экономики. Последующий анализ реальных экономических отношений пере­ходной экономики позволяет рассмотреть все многообразие форм и методов формирования новой экономической системы РБ.

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой эконо­мике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит умень­шение степени государственного вмешательства в эконо­мику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху то­талитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государствен­ного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной сис­теме государство только поддерживает ауру для разви­тия экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно ры­ночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих правовых условий экономи­ческой деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как глав­ной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения дохо­дов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирова­ния экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополи­зации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается рез­ким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го­сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

5. Модели переходной экономики.

5.1. Градуализм.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая тера­пия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не явля­ется строгим научным термином для обозначения экономических процес­сов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономичес­кой литературе.

Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государ­ству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношения­ми. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразо­ваний и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня на­селения.

Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт настоль­ко удачен, что может служить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.

С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны За­пада.

Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Политичес­кая стабильность, способность создать благоприятные условия для пред­принимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Ки­тай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в пятнадцать — десять раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в РБ. Очень удачным решением ока­залось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производ­ства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.

В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее пе­ревести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепен­ную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджет­ное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конку­рентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опас­ных экономических и социальных последствий.

Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состо­ит прежде всего в том, что китайскому руководству удается совмещать ре­формы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капи­тала и коммерциализация государственных предприятий.

Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство имеет возмож­ность добиться исполнения своих решений. В чем причины этой стабиль­ности, отличающие преобразования в Китае от реформ в РБ? Во-пер­вых, в Китае пока нет движения к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений, а сохраняется власть Коммунис­тической партии. Во-вторых, благодаря национальной и культурной гомо­генности (однородности) общества Китай почти не сталкивается с пробле­мами национального сепаратизма и противоречий между Центром и регионами. Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от ситуации в РБ. Поэтому в нашей стране китайский опыт в целом невоспроизво­дим, хотя отдельные его элементы могли бы найти здесь использование. Обратимся к концепции «шоковой терапии».

5.2. «Шоковая терапия»

Переход к рыночной экономике поставил вопрос о путях проведения рыночных преобразований. От его решения за­висят последовательность проводимых мероприятий, состав реформаторских мер и др. В настоящее время в практике проведения курса реформ существуют два альтернативных пути: быстрых радикальных реформ — «шоковая терапия» и постепенного, эволюционного перехода. Рассмотрим проблему «шоко­вой терапии».

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая счи­тает инструментом формирования рынка и антиинфляционной поли­тики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государ­ственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основа­на на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобе­левской премии Милтоном Фридманом и его последователями.

Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэто­му монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Действитель­но, как показывает теория общественного выбора, государство не есть некий абстрактный институт. Оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в сохранении своего социального стату­са и потому не расположены к тому, чтобы допустить автономное функци­онирование экономики.

Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис нео­классической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предпри­ниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организа­ции (институты) без всякого вмешательства государства. Например, товар­ные биржи и посреднические компании, многие частные компании и бан­ки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключитель­но по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная те­ория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме того, самораз­витие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.

Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в пере­ходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, по­скольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» на­правлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характер­ные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения озна­чают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огром­ных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все по­стсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше, Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.

Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На на­чальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стреми­тельная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются рас­падом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление последовательного экономического курса. Толь­ко немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыноч­ных преобразований.

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение име­ет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых ор­ганов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системе го­сударственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства. (Отметим, что вопреки распро­страненному мнению, либеральное государство чрезвычайно жестко и пос­ледовательно в защите закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательстве в те сферы обществен­ной и экономической жизни, где предпочтительна частная инициатива).

Программа «шоковой терапии» предлагает следу­ющий пакет мер:

1.   Реформа цен и рынка (либерализация экономики):

реформа внутренних цен; либерализация системы распре­деления; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора — приватизация:

малая приватизация и развитие частного сектора; крупно­масштабная приватизация; структурная перестройка, ликви­дация монополий.

3. Пересмотр роли государства:

ограничение права государственной собственности; ограни­чение прямой хозяйственной деятельности; усиление регули­рующей функции в социальной сфере.

4. Макроэкономическая стабилизация:

новая фискальная политика, изменение денежно-кредит­ной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый пакет мер — меры по либерализации экономики связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бес­контрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов.

Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестрой­ку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заклю­чается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как органа в целом. Важное место за­нимает осуществление программ приватизации. Оформление гаранти­рованных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Ре­форму производства невозможно провести без ликвидации крупных мо­нополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, пре­кращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвида­ции предприятий.

Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в эконо­мике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за про­изводством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощ­ряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятель­ность. Другая важная задача государства — реформировать систему со­циального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддерж­ки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет рас­ти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллек­тивных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо ре­формировать основные правительственные институты, включая цент­ральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация пред- ' полагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке  (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.

Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с  одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой про­граммы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную страте­гию, одновременно приступая к действиям на многих направ­лениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с переходной экономикой.

Сказать, что мы строим социально ориентированную рыночную экономику, - значит ничего не сказать. Потому что экономика всегда социальна. Но с древнейших времен и до наших дней между различными слоями общества идет борьба за то, чтобы подчинить механизм общественного производства себе на пользу. Взглянем под этим углом на события в Беларуси.

Различные экономисты выделяют три возможные модели развития общества.

1. Охлократическая, ког­да общественная жизнь под­чинена интересам "простых" людей. Такое в истории не раз происходило. Например, ког­да народные восстания имели успех. К счастью, как отмечал Н. Бердяев, такие ужасные периоды в истории редки и быстро заканчиваются,

С точки зрения распределе­ния общественного богатства, "простые" люди заинтересо­ваны в распределении по тру­ду, при этом имеются в виду затраты труда физического, то есть того "простого" труда, которым они и занимаются. При этом талант или труд ду­ховный, результаты которого могут иметь колоссальную пользу (или вред) для общес­тва, не ценятся. Потому что распределение "по результа­там труда" не в интересах "простых" людей. Поэтому в обществе, где правит масса, доходы талантливого ученого или директора предприятия от доходов пролетариев отли­чаются незначительно. Все подогнано под посредствен­ность ("охлократия" в перево­де с греческого - власть худ­ших).

Политические ценности массы в большой степени со­ответствуют "естественному" устройству власти: иерархия с вождем во главе. Ценности демократии, восприятие кото­рых требует умственных уси­лий, в эту модель политичес­кого устройства не укладыва­ются. Зачем власть закона, если слово вождя и есть за­кон? Еще одно отличие от де­мократии - игнорирование прав меньшинств.

В последние 4 года мы наб­людали результаты действи­тельного народовластия: как во имя интересов "простых" людей экономические и поли­тические отношения в бело­русском обществе приобрета­ют форму охлократической модели.

2. Олигархическая мо­дель. Распределение доходов и богатства осуществляется в пользу относительно неболь­шой группы лиц, получающих свои доходы не в конкурен­тной борьбе за предоставле­ние товаров и услуг обществу, а за счет использования отно­шений власти. Данная модель соответствует интересам властных структур (бюрокра­тии) и крупного бизнеса.

3. Либерально-демокра­тическая модель. Именно эта модель преобладает се­годня в экономически разви­той части мира, обеспечив там свободу и высокий уро­вень жизни граждан, отсут­ствие войн. Эта модель отра­жает интересы среднего клас­са, Кто же он, этот третий класс?

Воспользуемся белорусскими данными, отме­тим, что к среднему классу от­носят тех, кто обеспечивает свое благосостояние своим умом, талантом, энергией, У сегодняшнего белорусского среднего класса, например, социологи отмечают готов­ность к рынку, уверенность в том, что из сложной ситуации можно найти выход. Их глав­ной ценностью является лич­ная свобода, возможность са­мостоятельно определять свою судьбу. А сильнее всего протестуют "средние рус­ские" против необходимости соответствовать представле­ниям консервативной части социальных групп.

В общем, "средний гражда­нин" - это тот, чей талант, предприимчивость и энергия могут дать обществу много. Но он, соответственно, хочет иметь и хороший доход, а не зарплату "по количеству и ка­честву затраченного труда".

Представитель среднего класса не может существо­вать в условиях охлократичес­кой модели. И, наоборот, появившись там, он взрывает эту модель изнутри. Для того, чтобы хорошо зарабатывать и сохранять личное достоин­ство, представителю средне­го класса не нужно "прикры­тие" госструктур, то есть ему не нужна "олигархическая' модель. Он чувствует себя уютно и в конкурентной ры­ночной экономике.

Среднему классу объектив­но нужна демократия. Потому что любой авторитарный ре­жим или проводит популист­скую политику, что продолжа­ется недолго, или/и перерож­дается в олигархию с ее кор­рупцией, всесилием бюрокра­тии ("вертикали")и перерас­пределения доходов в свою пользу или в пользу тех не­многих, кто пользуется ее пок­ровительством. То есть для среднего класса в авторитар­ной модели места нет.

Охлократическая модель устройства общества генети­чески передается с глубокой древности. Дикари вели коллективный образ жизни. Их соединяли в небольшие груп­пы инстинкты солидарности и альтруизма, действовавшие только в пределах малых групп.

Новые политические (де­мократия) и экономические (вместо координации дея­тельности из центра - свобо­да договоров)отношения, но­вая мораль (конкуренция вместо солидарности, частная жизнь и прибыль, честность не только внутри малой груп­пы) и новая идеология (отсут­ствие общей цели) - все, что провозглашает либеральная модель, зародилось еще в по­лисах Древней Греции.

Новая модель стала след­ствием колонизации и разви­тия торговли в Древней Греции. Торговля подорвала ус­тои естественного родового общества и создала цивили­зацию Запада, преодолев сопротивление инстинктов, берущих начало от стада па­вианов.

Родовое общество сопро­тивлялось развитию обмена, денежного хозяйства, В от­дельных полисах Греции зако­ны препятствовали развитию купеческого класса. Напри­мер, в Локрах в VI веке до н. э. законодатель запрещал вся­кую посредническую торгов­лю, предписывал крестьянам самим продавать свои про­дукты, Затем было "изгнание торговцев из храма", сжига­ние ростовщиков на кострах инквизиции в средние века, уничтожение "иудейского духа наживы" вместе с носи­телями этого духа в нацист­ской Германии и т. п,

И сейчас по отношению к торговцу-посреднику, как по лакмусовой бумажке, можно определить, кто есть кто. Если, например, в программе ЛДПБ записано: "Всячески поощрять тех предпринимате­лей, которые заняты произ­водством необходимых стра­не товаров и услуг", то, оче­видно, эта партия в либераль­но-демократическую модель не вписывается.

После укрепления власти А. Лукашенко политическая и хозяйственная жизнь страны все больше трансформирует­ся в охлократическую модель, исчезают зачатки среднего класса. Об этом можно судить не только по состоянию пред­принимательства, но и по ко­личеству населения, принад­лежащего к более обеспечен­ным слоям.

Если в 1996 г, в среднем по Беларуси 6,9% населения (в Минске -16,2%) было отнесе­но к верхней группе доходов (из 14, принятых в статистике бюд­жетных обследований), то к концу 2000 г. - всего лишь 0,7% (в Минске-2,3%). Отметим, что количество бедных, то есть тех, чьи доходы ниже прожиточ­ного минимума, возросло с 32% в 1996 г. до 44,4% в 2000 г. В сельской местности за чертой бедности сегодня живет поло­вина населения - 50,6%, Сдвиг населения в сторону бедности расширяет опору сторонников охлократической модели. [5]

Но превратить Беларусь в цельную охлократическую мо­дель, подобную той, которая сложилась в Северной Корее, все-таки не удастся - "ма­фия" действительно сопротивляется. Но эта "мафия" -наиболее просвещенная и квалифицированная часть бе­лорусского общества. Напри­мер, когда Указ № 285 (май 1999 г.) установил ограниче­ния цен на все товары, "про­изводимые на территории Бе­ларуси", то Совет министров постепенно расширил круг то­варов, на которые предель­ные индексы цен не устанав­ливаются. Сначала из сферы действия указа были выведе­ны бриллианты, затем пред­меты роскоши, модной одеж­ды и т.д. [5]

Беларусь относится к странам с пере­ходной экономикой, поэтому ей также при­сущи типичные проблемы в области налого­вой политики и фискального регулирования экономики, возникающие в период постсо­циалистической трансформации.

Серьезным ограничением эффективно­сти системы общественных финансов в постсоциалистических государствах стал фискальный кризис, вызванный резким со­кращением традиционной доходной базы бюджета и всевозрастающими расходами на стабилизацию экономики. Глубина и про­должительность фискального кризиса зави­сят от темпа институциональных реформ, а также от характера фискальной политики государства. Если отсутствуют жесткие бюд­жетные ограничения по отношению к госу­дарственным предприятиям, то фискальный кризис приобретает хронический характер, становится тормозом на пути дальнейшего экономического развития. Многим странам Центральной Европы уже к 1991-1992 гг. удалось преодолеть затяжной фискальный кризис. Это достигнуто посредством сокра­щения бюджетных дотаций (в Чехословакии с 25% от ВВП за 1989 г. до 5% за 1992 г.; в Польше с 12,9% от ВВП за 1989 г. до 2,2% в 1992 г. [6]); ограничения инвестиционных расходов и их передачи в руки частного сек­тора; сокращения налоговых льгот; ликви­дации квазибюджетного финансирования со стороны Центральных банков (отказ от отрицательной процентной ставки, от множе­ственности валютных курсов, от кредитов убыточным отраслям). В результате уже в 1991 г. многие государства смогли получить при умеренной инфляции практически сба­лансированный бюджет (-2,2% от ВВП в Венгрии; +2,7% в Литве; -2,0% в Словакии; +2,6% в Словении; -2,0% в Чехии). [5]

Правда, после этого страны Централь­ной Европы настиг так называемый вторич­ный фискальный кризис, продолжавшийся 2-3 года. Он был связан с кризисом оборот­ных средств на государственных предприя­тиях, потерявших бюджетные субсидии, с трудностями сбыта выпускавшейся по уста­ревшим технологиям продукции в условиях появившейся конкуренции, а также со сни­жением инфляции (исчезла «бумажная при­быль» как источник налога). В этот период наблюдалось серьезное сокращение поступ­лений от налога на прибыль (в Болгарии - с 23,2% от ВВП в 1989 г. до 5,6% в 1993 г.; в Польше - с 9,7% от ВВП в 1989 г. до 5,3% в 1993 г.). Однако этот вторичный кризис не поразил Чехию, Словению, Хорватию и Эс­тонию, и прежде всего по той причине, что им удалось существенно упорядочить и ог­раничить социальные расходы бюджета. [5]

Заключение.

В настоящее время практически все страны Центральной Европы достигли от­носительной фискальной стабильности (в Польше, например, начиная с 1993 г. бюд­жетный дефицит постепенно снижался), по­лучив на фоне жесткой экономии бюджет­ных средств отдачу от налоговых реформ по введению европейского варианта исчисления и взимания НДС и консолидированного на­лога на личные доходы, от снижения ставок налога на прибыль и вследствие этого - при­тока национальных и зарубежных капиталов.

Большинство стран СНГ, в числе кото­рых и Беларусь, пошли по пути постепен­ных экономических преобразований. Поэто­му в начале реформ не представлялось воз­можным резко снизить уровень государствен­ного субсидирования народного хозяйства и социальной сферы. Проблемы фискального кризиса здесь и раньше и даже сейчас во многом снимались и снимаются за счет ин­фляционного дотирования экономики. Со­бранные налоги имеют большую инфляци­онную компоненту (скажем, в Беларуси уровень инфляции составил в 1992 г. 793,5%, в 1997 г. - 140,1, в 1998 г. - 148,6, в 1999 г. -351,2%). [2]

В Республике Беларусь главный упор был сделан на совершенствование админис­тративной стороны налоговой системы. Про­ведена большая работа по упорядочению налоговых расчетов, осуществлен переход на европейскую систему взимания НДС. Про­изошли позитивные налоговые изменения в 1998-2000 гг.: значительно сократились на­логовые льготы, внебюджетные фонды вклю­чены в государственный бюджет, упрощены расчеты по многим видам налогов. Вместе с тем налоговая политика не рассматривается как активный рычаг стимулирования накоп­лений и инвестиций. Бюджетная политика государства направлена на регулирование совокупного спроса, хотя целью, скорее, должно стать создание условий для инвес­тирования и долговременного устойчивого экономического роста. Кроме того, налого­вые изменения в Беларуси в 1992-1999 гг. подчинялись задачам государственных рас­ходов. К тому же они были прочно связаны с характером монетарной политики и не имели самостоятельного значения.

Если сравнить Беларусь со странами с подобным уровнем дохода на душу населе­ния, то уровень налогов в ВВП в ней сильно завышен. По данным Мирового банка, на­пример, в Индии он составляет, включая все источники, 16% от ВВП, в Уругвае - 26%, а в РБ – 34,6%. Необходимость радикального снижения и упрощения налогов обусловлена тем, что государства с одинаковым доходом на душу населения в условиях глобализации долж­ны иметь схожие налоговые характеристи­ки, иначе проигрыш в мировой конкурен­ции за инвестиции неизбежен. [5]

Социально-экономическое развитие Бе­ларуси, как и других стран, может быть ус­пешным только при проведении выработан­ного мировой практикой сценария налого­вых реформ, направленных на широкое при­влечение национальных и иностранных инвестиций. Достижение этой цели пред­полагает осуществление мер по кардиналь­ному снижению налогового бремени, осво­бождению от налогов части дохода, идущей на сбережения, дальнейшему сокращению видов налоговых платежей, упрощению про­цедур их уплаты. Главное при этом - про­зрачность налогового законодательства и предоставление льготного режима для ма­лого и среднего предпринимательства как основы дальнейшего экономического разви­тия страны.

Список литературы:

1.    Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное. М. 1999г.

2.     Беларусь: между охлократией и олигархией. /Белорусский рынок, 12(443) 2001г.

3.     Курс экономической теории. Учебник. /Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А., Мн. 1998г.

4.     Курс экономической теории: Учебное пособие. /Под ред. Тура А. Н., Плотницких М. И. – Мн.: ”Мисанте”, 1998г.

5.     Основные направления социально-экономического развития республики Беларусь на период до 2010 г. //Белорусский экономический журнал №2, Мн. 2000г.

6.     Теория национальной экономики: Учебное пособие. Часть первая. Мн. 1994г.

7.     Экономическая теория./Под ред. Базылева, Гурко,Мн.БЭГУ,1999

8.    Экономическая теория (учебник для ВУЗов) /Под ред. Камаева В.Д. Издание 2-е переработанное и дополненное. М. 1998г.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.