на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)


Отметим, что в индустриально раз­витых странах важнейшее нормализу­ющее влияние на стабилизацию цен и формирование их структуры оказы­вают (особенно в последние десяти­летия) ассоциации предприятий и крупные корпорации, связанные меж­ду собой долгосрочными соглашени­ями. Функции такой организацион­ной системы во многом сходны с ро­лью, выполнявшейся в СССР аппа­ратом министерств и ведомств. В на­стоящее время процесс образования в России финансово-промышленных групп и крупных корпораций только начался. Отсутствие юридически оформленных межотраслевых корпо­раций - еще одна важная причина, затрудняющая формирование согласо­ванной рациональной системы цен.

Данные о межотраслевых ценовых пропорциях полностью объяснимы приведенными факторами. Несколь­ко выпадает на первый взгляд из об­щей тенденции лишь пищевая промышленность. Однако ее сравнитель­но высокий уровень цен может быть объяснен тем, что предприятия этой отрасли являются, как правило, "ло­кальными монополистами", что по­зволяет им диктовать цены произво­дителям сельскохозяйственного сырья.

1.4. Причины начальной "волны" инфляции

  B 1991-1995 годах Россия оказалась охваченной высокой инфляцией. Ежегод­ные темпы прироста цен в течение пяти лет подряд превышали 100 %.

Социально-экономические послед­ствия инфляции очевидны. Обесце­ниваются результаты труда, уничто­жаются сбережения физических и юридических лиц. Высокая инфля­ция разрушает денежную систему, усиливает отток финансовых ресур­сов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капита­ла, способствует вытеснению наци­ональной валюты во внутреннем обращении иностранной, подрывает возможности устойчивого финанси­рования государственного бюджета. Это эффективнейшее средство пере­распределения национального богат­ства от наиболее бедных слоев насе­ления к наиболее богатым усиливает социальную дифференциацию обще­ства. Подрывается социально-поли­тическая стабильность в стране, раз­виваются популистские, авторитар­ные, диктаторские тенденции. В течение последних лет высокая инф­ляция оставалась для России эконо­мической проблемой номер один. [10, с. 11-12]

Как создается, ускоряется и укро­щается инфляция? Основным ее ис­точником выступает денежная масса в обращении, создаваемая Центра­льным банком. На первой стадии ЦБ увеличивает свои активы путем предоставления кредитов правитель­ству, коммерческим банкам, зару­бежным странам и отдельным пред­приятиям (если такое предусмотре­но национальным законодатель­ством), а также в результате увели­чения золотовалютных резервов. Рост активов Центрального банка одновременно приводит к соответ­ствующему возрастанию его пассивов, то есть к созданию денежной базы. Последняя состоит из налич­ности в обращении, а также обяза­тельных и необязательных («излиш­них») резервов коммерческих банков в ЦБ.

Вторая стадия создания денег на­ступает тогда, когда коммерческие банки, опираясь на свои резервы в ЦБ (обязательные и добровольные), увеличивают кредитование клиентов. Остатки денег на счетах клиентов коммерческих банков в совокупнос­ти с наличными деньгами в обраще­нии составляют денежную массу. Отношение между денежной массой и денежной базой, показывающее, какое количество денег создается в результате «разрастания» денежной базы, называется денежным мульти­пликатором.

Таким образом, количество денег в обращении предопределяется кре­дитной эмиссией ЦБ. Увеличение его активов - по какому бы напра­влению оно ни происходило - не­избежно приводит к возрастанию денежной базы, что благодаря эф­фекту мультипликатора приводит к увеличению денежной массы, кото­рая и воздействует на повышение темпов инфляции. Центральный банк - это единственное учрежде­ние в стране, которому позволено «создавать деньги». Поэтому любое его увеличение активов носит инф­ляционный характер. [10, с. 17]

    В отличие от этого кредиты ком­мерческих банков новых денег не создают, и потому их природа не инфляционна. Тем не менее, увели­чение денежного мультипликатора в результате кредитной деятельности коммерческих банков способствует ускорению инфляции. Если же кре­дитная экспансия коммерческих банков при стабильном уровне денем- ной базы превосходит некий уровень приемлемых рисков, то ее следстви­ем может стать крах банков, прово­дящих наиболее рискованную поли­тику. В результате банковских банкротств клиенты теряют свои средства на банковских счетах, раз­меры денежной массы сокращаются, объем совокупного денежного спро­са уменьшается, цены падают. Си­стема возвращается в свое первона­чальное состояние.

Другим важнейшим фактором, постоянно влиявшим на темпы инфляции, выступала скорость денеж­ного обращения. За последние годы динамика этого показателя несколь­ко раз менялась, что свидетельство­вало о серьезных изменениях в рос­сийском денежном механизме.

В первой половине 1992 года его значение росло, в августе - ноябре того же года - падало. С декабря 1992 года по апрель 1994 года скорость об­ращения денег в российской эконо­мике вновь стабильно возрастала, увеличившись за полтора года почти вдвое - с 5,4 до 10,6 раза. После короткого периода уменьшения до 8,8 раза в мае-августе 1994 года в течение следующего года она устой­чиво росла, поднявшись к сентябрю 1995 года на 35 процентов - до 1 1,8 раза. Однако явное приближение финансовой стабилизации осенью 1995 года способствовало резкому сокращению скорости денежного обращения: за октябрь 1995 года - март 1996 года она упала на 25 %.

В результате взаимодействия обо­их важнейших факторов инфляции - динамики денежной массы и скоро­сти ее обращения - среднемесячные темпы инфляции последовательно снижались. Если в 1992 году они до­стигали 31,2 процента, то в 1993 году - 20,6, в 1994-м - 10,0, в 1995-м - 7,2, а в первой половине 1996 года они упали до 2,5 процента.,  а в таблице указаны еженедельные темпы инфляции за период с 27 февраля по 9 апреля 1997 года. [10, с. 34-36]

Таблица 1

Еженедельные темпы инфляции (%)

МАРТ АПРЕЛЬ
27.02-5.03 6.-12.03 13.-19.03 20.-26.03 27.03-2.04 3.-9.04
0,3% 0,4% 0,3% 0,3% 0,2% 0,2%

Таким образом, за последние пять лет произошел последовательный переход российского правительства и Центрального банка от весьма мяг­кой денежно-кредитной политики к умеренной и, наконец, к достаточ­но сдержанной. Закономерным ре­зультатом этого стало последователь­ное замедление темпов инфляции.

На установление реального уровня инфляции повлияли и та­кие психологические факторы, как инфляционные и девальвационные ожидания и политическая нестабильность.

Во-первых, меры, предпринимавшиеся для преодоления кризи­са в России и на Украине, были разными. Россия решила объявить дефолт на рынке ГКО-ОФЗ и мораторий на выполнение коммер­ческими банками своих внешних обязательств. Вскоре после этого она ввела "плавающий" курс рубля. Украинские власти выбрали путь административного контроля обменного курса. Кроме того, они смогли реструктуризовать большую часть государственного долга". Как раз в начале кризиса Совет директоров МВФ утвердил программу расширенного кредитования для Укра­ины. Россия же, напротив, фактически потеряла доступ к выделен­ному в июле кредиту МВФ.

Во-вторых, Россия пережила не только девальвационный, но и банковский кризис, которого на Украине пока удалось избежать. Хаотич­ные меры, предпринятые в России для пре­одоления кризиса, еще больше усилили панику и "бегство" от рубля.

В-третьих, политический хаос в России дополнительно дестабилизировал ситуацию. Отставка ориентированного на рыночные реформы правительства С. Кириенко и назначение на ключевые руководящие посты в правительстве и ЦБР протеже коммунистов ясно сигнализировали о том, что новые власти вместо проведения непопулярных, но необходимых реформ.

Все вышеупомянутые факторы значительно повлияли на внутрен­ний спрос на деньги через изъятие депозитов, замещение национальных валют долларом США, а также способствовали временному увеличению спроса на некоторые товары, главным образом длительного пользования.

Важнейшими причинами российского кризиса являются бюджетная несбалансированность и задержка с осуществ­лением микроэкономических и институциональных реформ, что при­вело к долговой ловушке, платежному и банковскому кризисам, обра­тило вспять дезинфляционную тенденцию и подтолкнуло эконо­мику к новому витку спада производства. тому же оно еще больше усложнило бюджетную ситуа­цию, поскольку значительная часть государственного долга деноми-нирована в иностранной валюте. Была также нарушена непрочная ста­бильность системы коммерческих банков. [10, с. 38]

Таким образом, девальва­ция не восстановила автоматически макроэкономическое равновесие, а инициировала очень опасную психологическую спираль самоускоря­ющейся рыночной паники. Опыт некоторых стран с хронически вы­соким уровнем инфляции, низким уровнем монетизации и слабым финансовым сектором (например, латиноамериканских) демонстри­рует, что такая спираль очень быстро может привести к гиперинфля­ции. Чтобы избежать такого катастрофического развития событий, необходимо проведение кардинальной бюджетно-налоговой реформы и жесткой денежной политики.

2. Инвестиции как метод выхода из кризиса

2.1.     Сущность и формы инвестиций

Инвестиции – это вложенный капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов (средств) предприятия.

“Инвестиции в воспроизводство основных фондов и связанные с этим изменения оборотного капитала называются капитальными вложениями. В России в объем капитальных вложений включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и культурно-бытовое строительство. К капитальным вложениям относятся затраты на строительные работы всех видов; затраты по монтажу оборудования, на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; на приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; на приобретение машин и оборудования, не входящих в смету на строительство; на прочие капитальные работы и затраты.   Затраты на капитальный ремонт в капиталовложения не включаются.

  Капитальные вложения как часть инвестиций могут быть названы инвестициями в экономическом смысле, так как связаны с воспроизводством реального капитала”. [1, с. 37 ]

Рассмотрим формы  иностранных инвестиций, которые связанны с непосредственным привлечением иностранного капитала (создание совместных предприятий, привлечение капитала российскими компаниями на рынке ценных бумаг, создание на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранным владельцам, привлечение капитала на основе концессий и соглашений о разделе продукции), оставляя в стороне такие формы, как получение зарубежных кредитов, получение оборудования на основе лизинга и т.п. Инвестиции тогда можно разделить на три категории:

-   прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

-    портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

-    к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

  Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже), такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал). [6, с. 4]

2.2. Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики и  экономики России

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна  была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах  Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.

Рост вывоза  капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под давлением  научно-технической революции становиться все более сложным.

Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие международной специализации и кооперации производств.  Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разных странах. [6, с. 8-10]

Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется. Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.

Следует подчеркнуть, что вторая половина 80-х годов характеризуется значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно развитых стран. Так, в 1986-1990 годах  среднее ежегодное увеличение капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В 1990-1991 годах общий объем  вывоза капитала  составил 419 млрд. долл., в том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4 млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл. [6, с. 13-14]

 Эти данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение капитала в современном мире, при этом  вывозимый капитал направляется прежде всего  в промышленно развитые страны. Из более чем 200 млрд. долл. Ежегодных мировых прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику стран Японии и США, а остальное - главным образом в экономику развивающихся стран.

Среди последних в 80-е годы возросла доля азиатских стран  (свыше 60%), в том числе новых индустриальных стран, АСЕАН и КНР.

На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы в конце 1993 года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, из них 5,5 млрд. составляли вложения  в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и Словацкую Республики. По оценкам зарубежных экспертов, в Российскую Федерацию было вложено около 3 млрд. долл. В1992 году страны Центральной и Восточной Европы смогли привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых иностранных инвестиций, в то время как на Азию пришлось 20,9%. [6, с. 16-17]

 Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда будет более активно вовлечена в интернационализацию производства.

 

3. Роль предприятий с иностранными инвестициями  в экономике России

3.1. Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций

 Экономика Российской Федерации находится в состоянии экономического кризиса, испытывая острый дефицит накоплений. Частично проблема может быть решена посредством привлечения иностранного капитала. В данной главе рассматриваются объем, структура и проблемы  привлечения иностранного капитала в экономику России на примере предприятий  с  иностранными инвестициями, значение которых в экономике Российской Федерации возрастает. Так, по данным Госкомстата, по итогам 1994 года в России было зарегистрировано 13 300 предприятий с иностранными инвестициями, в том числе количество  действующих  предприятий с иностранными инвестициями составило 9887, или 74,3% от общего числа зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями. Уставной фонд этих предприятий достиг на  1 января 1995 г. 2,3 трлн. руб. При этом доля иностранных  партнеров в  их  уставном фонде составила 58,7%, а российских - 41,3%. В 1994 году число занятых на предприятиях с иностранными инвестициями равнялось 331 тыс. человек. Объем производства продукции ( работ и услуг) достиг более 12,9 трлн. руб. [26, с. 47]

Создаваемый механизм организации внешнеэкономической деятельности как части целостной системы организации и управления народнохозяйственным комплексом России призван расширить хозяйственную самостоятельность всех участников внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов в хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической деятельности   как  важнейшего звена, регулирующего, координирующего и стимулирующего внешнеэкономическую деятельность на подведомственной территории.  До настоящего времени мало внимания уделялось этой функции региональных органов, что явилось одной из причин негативных  тенденций во внешнеэкономической сфере, в том числе слабого развития совместного предпринимательства, низкого уровня использования сложных форм научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами. 

В современных условиях, когда народное  хозяйство  страны переориентируется на рыночную экономику, коренным образом меняются требования и к методам регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне краев, областей и бывших автономных образований. 

Мировой опыт свидетельствует, что  даже в  условиях  раз витой рыночной экономики органы управления вынуждены брать на себя многие хозяйственные функции, в первую очередь связанные с созданием инвестиционного капитала. Так или иначе им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией ресурсов , определением  приоритетов хозяйственного развития, обеспечением пропорций и взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом хозяйстве. Регулирование на региональном уровне способствует достижению баланса взаимных интересов, т о есть  обеспечивает эффективное распределение доходов и ресурсов в интересах всех участников хозяйственной деятельности. Поэтому не случайно в последнее время резко обострилась проблема увязки методов государственного регулирования с формирующимся механизмом хозяйствования  на уровне субъектов Федерации. Субъекты Федерации выступают за повышение их роли в организационно-правовом оформлении регионального рыночного механизма, в разработке и проведении программы приватизации на подведомственной территории,  в определении механизма  стимулирования развития территории через фонд имущества, инвестиционные фонды и холдинговые компании, в установлении системы льгот в налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги , аренду  помещений  и территорий, что  обеспечивает стимулирование и регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для социального и экономического развития региона отраслях. [23, с. 16]

Но во всех законодательных актах  роль субъектов Федерации в привлечении  иностранных инвестиций достаточно четко не определена. Бесконечная перестройка в правительстве и в других центральных органах практически свела на нет все попытки координации и регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику н а федеральном уровне. Все увеличивающееся число законодательных и нормативных актов, особенно исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех льгот, данных иностранным инвесторам  ранее принятым законодательством.  

В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов. Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в условиях огромной потребности в них,  структурную перестройку экономики и необходимость обновления большей части производственных фондов во всех отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не  заменит прямых вложений капитала,  так как, во-первых,  крайне сложно получить эти кредиты, во-вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в-третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что  эти кредиты будут направлены  на решение действительно  первоочередных проблем: учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным, что будут учтены потребности отдельных регионов. [18, с. 31]

Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и  отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие  другие причины, которые характерны  для всех регионов страны. Но эти  общие для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах приближается к международному  уровню, то в большинстве других регионов этот уровень  крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской деятельности в отдельных регионах. 

Именно поэтому на начальном этапе развития совместного предпринимательства наиболее характерной была концентрация СП в крупных промышленных центрах России - Москве и Санкт-Петербурге, а также  в регионах, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы и/или расположенных вблизи границы, а также имеющих выход к морю (Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока, который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое рассредоточение по территории  России: если в 1990 году СП были созданы только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они имеются практически повсеместно. 

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.