![]() |
|
|
Реферат: Принципы деятельности и управления в коммерческих банкахотдельных подразделений банка. Ревизионный комитет (комиссия) выбирается общим собранием акционеров (пайщиков). В состав ревизионного комитета не могут быть избраны члены совета (правления) банка, а также другие лица, занимающие какие-либо штатные должности в банке. Ревизионный комитет из своего состава избирает председателя и его заместителя. Члены ревизионного комитета несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в порядке , определяемом действующим законодательством. Ревизионный комитет проверяет соблюдение банком законодательных и других актов, регулирующих его деятельность;постановку банковского контроля;кредитные, расчетные, валютные и другие операции, проведенные банком в течении операционного года (сплошной проверкой или выборочно); состояние кассы и имущества. Ревизионный комитет представляет совету банка, собранию акционеров (пайщиков) и центробанку отчет о проведенных ревизиях, сопровождаемый рекомендациями по устранению недостатков. При необходимости функции комитетов могут быть расширены. Это зависит от объема и вида выполняемых банком активных и пассивных операций. Деятельность комитетов при совете банка дает возможность проводить более активную политику, позволяющую поддерживать ликвидность и повышать прибыльность его операций. Большая роль принадлежит комитетам в координации деятельности отдельных подразделений банка, организации контроля за выполнением принятых решений. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ. После регистрации устава коммерческого банка в центральном банке Российской Федерации банк считается созданным и приобретает статус юридического лица. Кроме того банку выдается лицензия, подтверждающая его право на проведение банковских операций. Учредить банк могут как юридические так и физические лица, но их не должно быть менее трех. Запрещено формировать уставный фонд из средств органов власти, политических партий и спец.фондов. Не могут быть участниками банка организации имеющие неликвидный баланс или объявленные неплатежеспособными. Уставной капитал формируется исключительно за счет собственных средств, использование кредитов и других заемных источников недопустимо. Для обеспечения гарантии успешного формирования уставного капитала лица, участвующие в учреждении банка, или подписавшиеся на его акции, до начала учредительной конференции должны внести на временный расчетный счет, открытый учредителями банка в РКЦ ЦБ РФ по предполагаемому месту нахождения коммерческого банка, не менее 10 % номинальной стоимости акций, на которые они подписались. Основанием для открытия временного расчетного счета служит учредительный договор. Учредительный договор подписывают учредители - физические и юридические лица, выступившие инициаторами создания банка. В учредительном договоре определяются: -Характер банка(паевой, акционерный и т.д.) -Предполагаемый размер уставного капитала и доли учредителей в нем -Ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств -Стороны, рассматривающие споры, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и др.) В том случае, когда взносы учредителей покрывают лишь часть уставного капитала , в уставном договоре обговариваются условия , на которых предполагается привлекать акционеров (пайщиков)банка. В этом случае учредительный договор дополняется подписными листами, на основе которых акционеры или пайщики сообщают о своем решении участвовать в учреждении коммерческого банка. Подписные листы служат основанием для перечисления акционерами (пайщиками) банка установленного в учредительном договоре взноса средства на временный расчетный счет учредителей. После регистрации банка остаток средств с этого счета перечисляется в уставный капитал коммерческого банка. Основанием для этого служит открытие банку корреспондентского счета в Центральном банке РФ. В случае отказа в выдаче лицензии и регистрации банка, остаток средств со временного расчетного счета возвращается участникам банка по их заявлению. За выдачу лицензии на совершение банковских операций с банков и учреждений, обратившихся за такой лицензией, в доход бюджета РФ взимается плата. За регистрацию вновь образуемых коммерческих банков оплата производится со временного расчетного счета учредителей: за перерегистрацию действующих коммерческих банков - с корреспондентского счета в Центральном бане. Взносы иных физических или юридических лиц от имени коммерческого банка не принимаются. В случае отказа в выдаче лицензии и регистрации внесенная в бюджет плата не возвращается. РЕГИСТРАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Для регистрации коммерческого банка учредители представляют в Главное управление Центрального банка по месту своего нахождения, но не позднее чем через 3 месяца после проведения учредительного собрания, следующие документы: 1) Нотариально удостоверенное ходатайство о регистрации устава и выдаче лицензии. 2) Нотариально удостоверенный Устав банка, утвержденный собранием акционеров (пайщиков). 3) Учредительный договор и подписные листы участников, подписанные участниками банка и заверенные их печатями. (Подписи физических лиц, а также организаций, временно не располагающих печатями удостоверяются нотариально). 4) Нотариально удостоверенный протокол учредительного собрания, содержащий решения о создании банка, утверждении устава, избрании Совета банка, ревизионной комиссии и исполнительного органа (совета директоров, правления) банка. 5) Список пайщиков или акционеров банка с указанием их: - полных наименований и ведомственной принадлежности, - почтовых адресов и телефонов, - платежных реквизитов, - размеров вносимых паев, а также доли в предполагаемом уставном капитале. (Отдельно выделяются сведения по учредителям. На долю учредителей должно приходиться не менее 25% паевого взноса в уставном капитале банка). 6) Заключение аудиторской организации о финансовом положении участников банка (контрольно-ревизионной службы Министерства финансов, Центрального банка , вышестоящих организаций, или независимых от проверяющих организаций служб, которые уполномочены осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности). 7) Декларации о доходах (для физических лиц - участников банка). 8) Экономическое обоснование создания банка, включая расчетный баланс банка на конец его первого года работы и расчет плана доходов, расходов и прибыли банка на первый год его деятельности. 9) Справка о фактической задолженности по ссудам и остаткам средств на расчетных, депозитных и других счетах юридических и физических лиц, принимаемых на обслуживание банком с указанием банка, в котором они обслуживались ранее. 10) Копия платежного документа, подтверждающего внесение в бюджет платы за регистрацию банка. 11) Данные о руководителях банка (председателе (директоре), главном бухгалтере, их заместителях, заверенные подписью председателя Совета банка. Не позднее одного месяца с момента поступления документов Главное управление Центрального банка РФ по месту нахождения коммерческого банка направляет в его адрес заключение, которое оформляется на бланке и содержит: - обоснование целесообразности создания коммерческого банка на данной территории; - информацию о финансовой устойчивости и репутации пайщиков банка, наличии у них свободных средств, готовности банка к проведению операций, обеспеченности его квалификационными кадрами, помещением, необходимым оборудованием; - подтверждение о перечислении на временный счет, отрытый в расчетном центре Центрального банка РФ 10% величины акций (паев) учредителей; - подтверждение о внесении платы за регистрацию банка; - подтверждение профессиональной пригодности руководителей (председателя, директора) их заместителей и главного бухгалтера банка к выполнению банковских операций, которые в частности должны удовлетворять следующим требованиям: а) наличие высшего экономического образования; б) стаж работы в банковской системе на руководящих постах, как правило, не менее 3-х лет; в) отсутствие судимостей. В случае, когда кандидат, предлагаемый на руководящую должность в исполнительном органе банка, не полностью соответствует предъявленным требованиям, вопрос о его назначении может быть рассмотрен в порядке исключения региональным управлением (Главным управлением), которое должно дать свое развернутое заключение о профессиональной пригодности кандидата. Не позднее трех месяцев после рассмотрения документов в региональном управлении Центрального банка РФ Совет коммерческого банка направляет заказной корреспонденцией в Главное управление по работе с коммерческими банками Центрального банка РФ все перечисленные документы. Центральный банк РФ рассматривает ходатайство банков о выдаче им лицензий на проведение банковских операций и регистрации их Уставов в срок, не превышающий трех месяцев с момента получения всех предусмотренных для этого документов. В случае необходимости Центральный банк запрашивает дополнительную информацию о финансовом состоянии учредителей. Материалы рассматриваются как правило без вызова представителей банка. Сообщение о регистрации публикуется Центральным банком в печати. (В частности, в "Российской газете"). В случае отказа в регистрации учредители извещаются об этом письменно. (Мотивированный отказ учредителям в течение недели после данного решения). Центральный банк РФ может отказать в выдаче лицензии на проведение банковских операций и регистрации Устава коммерческого банка по следующим основаниям: - несоответствие учредительного договора и устава действующему в РФ законодательству (в частности, речь может идти о включении в состав участников банка юридических или физических лиц, которым запрещено формировать уставный капитал банка; превышении квоты в 35% одним из участников и т.д.); - неудовлетворительное финансовое положение учредителей, угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов банка. (Об этом в частности может свидетельствовать отсутствие у участников банка необходимых средств для оплаты в установленный срок уставного капитала; несоответствие кандидатур руководителей исполнительного органа коммерческого банка требованиям к их профессиональной подготовленности). В соответствии с Законом РФ "О банках и банковской деятельности" Центральный банк РФ регистрирует уставы коммерческих банков и ведет реестр (общероссийскую Книгу регистрации) банков, получивших лицензии. При этом записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензии. Однако для обеспечения ликвидности кредитных учреждений, на срок до оплаты учредителями 50% уставного капитала, коммерческий банк получает временную лицензию, дающую право на открытие корреспондентского счета и аккумуляцию взносов акционеров (пайщиков) банка для формирования уставного капитала. (Временная лицензия действует в течение года с момента ее выдачи). После представления Главному управлению по работе с коммерческими банками подтверждения об оплате 50% объявленного уставного капитала коммерческому банку взамен временной выдается лицензия, позволяющая осуществлять операции, предусмотренные его уставом. В течение года после регистрации должны быть оплачены все 100% объявленного уставного капитала. В противном случае регистрация банка признается недействительной, а временная лицензия отзывается. Контроль за выполнением этого требования возлагается на Главные управления Центрального банка РФ по месту нахождения коммерческих банков. Нотариально заверенная копия зарегистрированного устава коммерческого банка в десятидневный срок после регистрации подлежит представлению этим банком в соответствующий финансовый орган по месту нахождения для организации налогообложения. В месячный срок с момента регистрации устава коммерческий банк обязан пройти регистрацию в Главном вычислительном центре (ГВЦ) Центрального банка для включения его в классификатор предприятий и организаций (КПО), для чего заполняется карта регистрации коммерческого банка. Все представленные для регистрации документы хранятся в Главном управлении по работе с коммерческими банками Центрального банка РФ. Копия документов находится в региональном управлении Центрального банка РФ по месту нахождения коммерческого банка. НЕМНОГО О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ В БАНКАХ Стратегия коммерческого банка немыслима без обращения к банковскому персоналу. К сожалению этой теме посвящено мало работ. В основном, когда говорят о банковских кадрах, все дело сводится к их подготовке или переподготовке, описанию должностей и профессиональным требованиям, планам развития персонала. Между тем вопрос не только в этом. При всей их важности, особенно в условиях перехода к новой банковской технологии, когда обновление знаний, освоение новой философии банковского дела становится непременным условием работы кредитного учреждения в условиях рынка, на практике встают другие вопросы, по своей значимости не уступающие проблемам профессионального обучения. Взять, к примеру, руководство банком. Руководитель банка-это не номенклатурная должность; он не столько администратор, сколько банкир в самом прямом смысле этого слова, профессионал, обладающий коммерческими и аналитическими способностями. Во всем мире о банке судят прежде всего по тому, кто его возглавляет, какова личность председателя, его профессиональный и моральный уровень, способность организовать бизнес, его авторитет в мире деловых людей. Когда говорят о хорошем банке, то имеют в виду прежде всего банк, обладающий высококвалифицированными кадрами. И это не случайно. В современный банк клиенты приходят не только для того, чтобы получить ту или иную финансовую услугу, но и для того, чтобы воспользоваться советом банка, как правильно организовать бизнес. А для этого в банке должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет. Как создать такую команду? Как подчинить ее работу единым целям и сделать наиболее продуктивной? Все эти вопросы имеют важное значение для кадров хозяйства. Обращу внимание на наиболее принципиальные стороны, в частности на вопрос о наборе кадров. О ПОДБОРЕ БАНКОВСКИХ КАДРОВ. Надо заметить, что сложившаяся система занятия должности на основе общеобразовательного ценза нуждается в серьезных коррективах. Высшее образование, в том числе банковское, не должно быть единственным критерием для приема на работу в кредитное учреждение и тем более занятия руководящей должности. Высшее образование, которое получил тот или иной банковский служащий, формируя его общую эрудицию и профессиональные знания, должно сработать в его пользу само, должно при этом давать лишь больший шанс занять более высокое положение в банке, так и в обществе в целом. Диплом об окончании университета(института)не должен быть постоянным пропуском для занятия кресла менеджера, таковым специалисту нужно еще стать, доказав профессиональную пригодность, умение управлять людьми. Подобные качества не приходят сами по себе вместе с дипломом, необходимы практика и опыт. В жизни может оказаться, что работник, не имеющий специальной подготовки, окажется более пригодным, чем специалист с банковским дипломом. Эти рассуждения дают основания сделать некоторые практические выводы. Первый вывод состоит в том, что на работу в банк не обязательно брать людей, имеющих специальную подготовку. Опыт работы некоторых английских коммерческих банков показывает, что служащие, приходящие на работу в банк с дипломом физика, химика, историка, искусствоведа и пр., после определенной стажировки и обучения оказываются менее "зашоренными", меньшими догматами;обладая широким кругозором, они полнее воспринимают те или иные проблемы, в итоге оказываются более перспективными служащими. Т.е. речь идет о том, что нужны действительно образованные люди, интеллектуальный потенциал которых способен вывести кредитное учреждение на более высокий виток коммерции. Второй вывод заключается в том, что на работу в банк следует принимать не по предъявлению диплома об образовании, а на основании маленького "экзамена", теста, позволяющего определить возможности претендента. Вопросы, входящие в тест и направленные на выяснение знаний не только чисто профессионального банковского характера, но и общего кругозора экзаменующегося, в каждом банке могут быть свои. Эталон тут не нужен. Но непременно должен быть конкурсный отбор, заранее объявляемый банком в отношении определенных должностей и дающий возможность абитуриенту заранее подготовиться к предстоящему собеседованию и тесту. Третий вывод касается переобучения и переподготовки кадров. Он состоит в том, что банк, набирающий себе сотрудников, должен позаботится об их стажировке и профессиональном росте. Набор специалистов при этом происходит не обязательно под определенную должность. Важно взять человека, потенциальные способности которого проявились достаточно убедительно и он подходит для работы в банке в принципе. Последующая стажировка покажет, где всего полнее он себя проявит, на чем целесообразно сосредоточить дополнительное обучение. Обучение может осуществляться в разной форме. Крупные банки способны создать свои собственные школы с преподавателями-совместителями из этих кредитных учреждений. Такой путь представляется наиболее продуктивным. В сложившейся обстановке трудно от государства ждать решения вопроса о переподготовке кадров. Кроме банков(или их кооперации на хозрасчетной основе с учебными заведениями), в широких масштабах этого никто не сделает. Коммерческие банки, которые берутся за это дело, оказываются в барыше дважды: готовят кадры для себя и предоставляют еще одну услугу для других. Образование, таким образом, действительно становится в высшей степени коммерческим делом. Для крупного банка, который руководствуется определенной стратегической линией, было бы противоестественно не воспользоваться этим. О МОТИВАЦИИ К ТРУДУ БАНКОВСКОГО ПЕРСОНАЛА. С позиции стратегии, направленной на формирование сильного банка, центральным вопросом является вопрос о мотивации к труду , заинтересованности банковского персонала в эффективной работе. Менеджмент и маркетинг, высокопроизводительный труд могут состояться на деле только тогда, когда решен именно этот вопрос. Известны здесь два пути: мотивация через принуждение, страх и внутренняя убежденность. Страх способен сделать свое дело, но при этом он порождает другие желания, совсем не совпадающие с желаниями других. Вопрос, однако, состоит в том, чтобы желание достичь конечного результата было всеобщим. Как же сделать так, чтобы без принуждения, без страха банковский коллектив был единым в своем желании достичь более эффективной работы? Попытка решить эту проблему посредством моральных стимулов не оправдала себя. Прожект , как известно, не состоялся, высшая производительность труда не была достигнута. Остается одно - мотивация к труду через надежду получить высокую выгоду. Нужно сказать, что там, где этот принцип применяется последовательно, результаты не заставляют себя ждать. Когда трудятся ради результата, от которого лично и заметно выигрывает каждый и весь коллектив, когда каждый чувствует себя сопричастным с этим результатом, доход приходит незамедлительно. Существуют десятки приемов, реализующих эту идею. Банки, например, практикуют акционирование своего капитала, разрабатывают высокоэффективную систему премирования, предоставляют разнообразные льготы своим сотрудникам. Главное с позиции стратегии все же не это, а обеспечение высокой заработной платы персоналу. С позиции стратегии банк, стремящийся к формированию сильного кадрового потенциала, должен платить сотрудникам высокую заработную плату. Кто пойдет на другую работу, если в коммерческом банке создана необходимая атмосфера и обеспечена высокая оплата труда. Как говорят, "от добра добра не ищут". Каждый будет держаться за такую работу, стремиться лучше работать, потому что знает, что и он будет достаточно вознагражден за свой труд. Плохо с позиции стратегии, однако, для тех банков, которые повышают оклады своим сотрудникам без реального улучшения содержания их труда. Ничто так не развращает людей, как высокая заработная плата за несостоявшийся труд. Здесь начинает действовать другой неписаный экономический закон: чем выше неоправданно выплаченная часть заработной платы, тем ниже в конечном итоге производительность труда. Конечно, никто не возражает против повышения зарплаты персоналу, но оно должно сопровождаться более высокой отдачей. Более высокую зарплату следует давать лишь тому, кто действительно повышает эффективность работы банка в целом, действительно увеличивает банковский продукт и доходность кредитного учреждения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Правильное понимание функционирования коммерческих банков важно по очень многим причинам, так как они составляют основу финансовой системы многих стран мира. Традиционное представление о банке как о кредитном и расчетно-платежном институте крайне односторонне и не соответствует современному этапу развития. Современный коммерческий банк представляет универсальный, многофункциональный кредитно-финансовый комплекс, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционно-консультационные и другие банковские операции, диапазон которых довольно широк. Через лизинг, факторинг, проектное финансирование, концентрацию передовой технологии и научно-технической информации, использование в банковской практике последних научно-технических достижений банки фактически управляют научно-техническим прогрессом и непосредственно участвуют в процессе производства. Прежде воздействие банков на воспроизводство осуществлялось через кредит. Кредитные операции банков утратили былое значение. В Японии, Германии и Франции 60% предпринимателей хотят видеть банк не столько кредитным учреждением, сколько информационно-консультационным центром, ориентирующим клиентуру в тенденциях рыночной конъюнктуры и научно-технического прогресса. Активизировалась биржевая деятельность банков, т.е. их операции с ценными бумагами. Широкое развитие получили операции по доверительному управлению имуществом и фондовыми ценностями, в США трастовая форма акционерного контроля давно преобладает. Изменился облик самого банка: банковские отделения традиционного типа заменяются автоматами-кассирами, отделениями по принципу "безлюдной технологии" (на самообслуживании), персональными банковскими компьютерами "на дому". Банк стал доступным для клиента в любое время суток и благодаря "насыщению" кредитно-финансовой инфраструктурой практически повсеместно.Все это привело к универсализации деятельности коммерческих банков развитых стран. Широкое кредитование бюджетного дефицита и возрастающего государственного долга усилило сращивание банков с государственными финансами. Перспективными направлениями развития банковской системы в России с учетом опыта развитых стран могут быть: универсализация банковской деятельности, упрощение организационной структуры банковской системы, включающей в себя два уровня, развитие широкой сети коммерческих банков, которые взяли бы на себя выполнение некоторых нетрадиционных для бывшего СССР банковских операций, создание интегрированной автоматизированной системы управления банковскими операциями. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1)"Банковское дело" (Лаврушина) 2)"Экономический словарь" 3)"Банковское дело" (под редакцией Бабичевой) 4)газеты "Коммерсантъ DAILY" 5)журналы "Коммерсантъ WEEKLY" 6)"Банковский портфель-1" (книга банковского менеджера) (книга банковского финансиста) (книга банковского юриста ) 7)"Банковский портфель-2" (книга банкира ) (книга клиента ) (книга инвестора) 8)"Деньги,банки и денежно кредитная политика" (Э.Д.Долан ) 9)Законы,методики,документы из информационно правовой системы "Кодекс" и баз данных "Гарант" 10)"Экономика и бизнес" (под редакцией Камаева) |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |