![]() |
|
|
Реферат: Банковское правоРабота банков и расчетных учреждений на рынке пластиковых карт различного назначения ведется в России относительно давно - по сравнению с общим возрастом развития свободного рынка в стране, и совсем недавно - по сравнению с возрастом самих карт. Вероятно, именно последний фактор играет существенную роль в отсутствии на данный момент какого-нибудь существенного регулирования этого вида деятельности. Весь процесс эмиссии, распространения, авторизации, расчетов и т.п. так или иначе описывается в нормативных (технологических, административных) документах операторов той или иной карточной системы. Центробанк же, в частности, приложил здесь руку телеграммой о введении счетов для учета остатков по "карточным" счетам. Консультационные услуги не представляют из себя ничего выдающегося в сфере банковской деятельности хотя бы от того, что вообще консультации может предоставлять кто угодно. Хотя, безусловно, проконсультировать, дать информацию, просто помочь клиенту банка быстрее всего может никто иной, как сам банкир. Сказать, что консультационные услуги как-то регламентируются вообще нельзя. Единственное упоминание о них, вероятно, можно найти в нормативных актах налогового характера. Следующий рассматриваемый раздел - доверительные операции - является операцией, с одной стороны, уже достаточно распространенной, а, с другой стороны, применяющейся еще с опаской. Наш неискушенный российский клиент еще не умеет отличать кредит без обеспечения от непокрытого аккредитива, но зато уже достаточно напуган различными революционными финансовыми "изобретениями" типа "пирамиды" (МММ и Ко), "траста" (GMM) и т.п. Именно поэтому, втолковать за полчаса что такое "депозит" ему еще можно, но разъяснение понятия "доверительное управление" растянется на неделю, да и то только еще глубже убедит обывателя, что "это новые происки буржуев-банкиров" с целью украсть его (обывателя) кровные. В это же пламя сомнений подлили в свое время масло законодатели, когда долго не могли выбрать из двух систем - "трастовой" или "доверительного управления" (ДУ) - одну. В Гражданском Кодексе все же осталось ДУ (глава 53). Из нижестоящих законодательных актов в настоящий момент известны лишь Указ Президента РФ "О доверительной собственности (трасте)" от 24.12.93г., частично урезанный вышедшим после него Гражданским Кодексом РФ, да проект инструкции ЦБ РФ по учету доверительных операций. Но этому проекту уже около 3.5 лет, есть его новая редакция в духе времени, но нет никаких надежд, что в скором времени она станет полноценной инструкцией. Следующий вид деятельности банков - операции на фондовом рынке - обладает огромной массой качеств, как положительных, так и отрицательных. Причем юридическое влияние рынка ценных бумаг и кредитных учреждений друг на друга практически одинаково. Рынок ЦБ в России развивался и развивается в основном благодаря именно банковским учреждениям. Используя свою "многопрофильную" лицензию банк с самого начала формирования этого рынка и до начала лицензирования, а следовательно разделения ролей, выполнял все функции на всех технологических этапах процесса купли-продажи бумаг: покупатель, продавец, агент, брокер, первичный дилер, гарант, депозитарий, реестродержатель, расчетный орган. Ну разве что торговой площадкой не был. Влияние их (банков) на рынок настолько велико, что руководство ЦБ имеет возможность шантажировать Федеральную комиссю по ценным бумагам уходом банков с торговых площадок. Вполне естественно, что рынок этот уже зарегулирован настолько плотно, что упомянуть даже самые главные документы нет никакой возможности. Укажем хотя бы направления законотворческой деятельности различных государственных органов в этом плане: - корпоративные ценные бумаги; - государственные ценные бумаги; - валютные ценные бумаги; - производные ценных бумаг (фьючерсы, опционы, индексы и т.п.); - биржи и торговые площадки; - инвестиционные институты; - лицензирование деятельности и аттестация специалистов; - деятельность нерезидентов на российском фондовом рынке. Лизинг является одной из самых тесных форм сотрудничества банков и производства, после прямого кредитования. К сожалению, в пору стагнации экономики, когда инвестиции практически бесприбыльны, лизинг так же чахл, как и общее состояние страны. Но, несмотря на это, Правительство РФ, некоторые министерства время от времени стараются привлечь капиталовложения в этой сфере деятельности, издавая протекционистские нормативные акты. И за 3 последних года их (этих документов) набралось около двух десятков. Вот только Центральный банк РФ в этом нормотворчестве не участвует. 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ Кредит (credit) - предоставление кредитором ссуды в денежной или товарной форме при условии возврата в определенный срок и, как правило, с уплатой процентов. Существуют три формы кредита - коммерческий, банковский и государственный. Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа и имеет товарную форму. Банковский кредит предоставляется банками в денежной форме. Государственный кредит предоставляется юридическими и физическими лицами государству, которое является заемщиком для мобилизации государством средств для финансирования государственных расходов, особенно, когда государственный бюджет является дефицитным. Государственный кредит выступает в разных формах: натурального займа; выпуска государством облигаций, казначейских обязательств и иных кредитных документов, в частности сертификатов Государственного банка. Рассмотрим виды ответственности при нарушении кредитования первых двух форм кредита, так как при государственном кредите заемщиком выступает государство и нарушений в данном случае, как правило, не встречается. Согласно ст.4ст.Законом Украины “О банках и банковской деятельности”1 Украина формирует и использует собственные кредитные ресурсы, которые составляются из средств банков, излишки средств на банковских счетах предприятий, учреждений и организаций республики, вкладов граждан, средств в межбанковских расчетах и других денежных ресурсов. Коммерческие банки осуществляют кредитные операции в пределах кредитных ресурсов , которые они создают в процессе своей деятельности. Коммерческие банки при необходимости могут на договорных началах занимать ресурсы один у другого, привлекать и размещать деньги в форме депозитов, вкладов и осуществлять взаимные операции, предусмотренные их уставами (ст.29 Закона Украины “О банках и банковской деятельности). В настоящее время одним из основных видов деятельности банков в Украине является выдача кредитов физическим и юридическим лицам. Как правило, эти кредиты выдаются под залог в соответствии с Законом Украины “О залоге” . При этом стоимость залога должна быть не ниже самого кредита и суммы процентов, оговоренных в договоре. При этом в договоре также предусматриваются штрафные санкции в случае не возвращение кредита и процентов по нему в оговоренные сроки. Клиент, который не выполнил обязанностей по своевременному возвращению кредита, объявляется неплатежеспособным. При объявлении клиента неплатежеспособным банк обязан оповестить клиента, его учредителей и основных кредиторов, орган, который зарегистрировал устав клиента и опубликовать объявление о неплатежеспособности клиента в прессе. В отношении клиента, объявленного неплатежеспособным, банк имеет право использовать следующие меры: - досрочно взыскать выданные кредиты и приостановить выдачу новых ссуд; - изменить очередность платежей, направив непосредственно на погашение просроченной задолженности по кредиту выручку клиента от реализации продукции, работ и услуг согласно уставного права банка; - передавать оперативное управление администрации, назначенной с участием банка; - реорганизовать должника; - ликвидировать должника с реализацией заложенного в банке имущества в соответствии с законодательством(ст.35 Закона Украины “О банках и банковской деятельности”). Однако существует и уголовное ответственность за противоправные действия в сфере кредитования. Так, в ст. 148-5 УК Украины ( Мошенничество с финансовыми ресурсами) закреплено, что предоставление гражданином - предпринимателем или учредителем либо собственником субъекта предпринимательской деятельности, а также должностным лицом субъекта предпринимательской деятельности заведомо ложной информации государственным органам, банкам или другим кредиторам с целью получения субсидий, субвенций, дотаций кредитов либо льгот по налогам при отсутствии признаков хищения - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Те же действия, если они совершенные повторно или причинили крупный материальный ущерб государству либо кредитору, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет с конфискацией имущества. 5. БАНКОВСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И Х ВИДЫ Вряд ли целесообразно да и возможно в принципе дать исчерпывающую дефиницию банковским правоотношениям. Но если все же, следуя традициям российского (советского) правоведения, постараться это сделать, то определение будет выглядеть следующим образом. Банковские правоотношения — это урегулированные частными и публичными нормами права общественные отношения, складывающие в процессе деятельности банков и иных кредитных организаций, реализующих свой специфический правовой статус и использующих деньги и иные финансовые средства как средства обращения, сбережения и как товар. Виды банковских правоотношений могут быть выделены в зависимости от субъектного состава: а) между банками и клиентами; б) между двумя коммерческими банками по поводу осуществления банковских операций; в) между ЦБ и банками; г) между банками по поводу создания союзов, ассоциаций, клиринговых палат и прочих производных образований — членские правоотношения; д) между ЦБ и правительством — отношения взаимного представительства; е) между ЦБ и высшими органами представительной власти — назначение и отчет. Кроме того, банковские правоотношения могут быть классифицированы в зависимости от характера банковских операций, т.е. выделяются правоотношения, опосредующие: а) пассивные банковские операции, в которых банк выступает должником, — институт банковского вклада, банковского счета, выпуск ценных бумаг; б) активные банковские операции, в которых банк участвует как кредитор, — кредитные договоры и договоры об уступке денежного требования; в) посреднические банковские операции — расчетные правоотношения; г) вспомогательные банковские операции — правоотношения по поводу оказания информационных и иных услуг. В зависимости от содержания правоотношения могут быть классифицированы следующим образом: а) имущественные; связанные с денежными средствами как видом имущества; б) неимущественные, связанные с обеспечением режима банковской тайны, использованием тех или иных наименований, зашитой деловой репутации банка, присвоением рейтинга и др.; в) организационные, связанные с построением внутренней организационной структуры самого банка и банковской системы в целом. Основаниями возникновения банковских правоотношений могут выступать следующие: а) норма закона, например при реализации кредитно-денежной политики государства или формировании обязательных резервов; 6) административный акт, например выдача лицензии или ее отзыв; в) договор или односторонняя сделка; г) причинение вреда (является спорным и нуждается в дополнительном обосновании).
6. СУБЪЕКТЫ И СТРУКТУРА БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Субъектный состав банковских правоотношений определяется всем изложенным и предполагает выделение нескольких уровней: а) клиенты или, как принято говорить, клиентура банков — граждане, юридические лица, их обособленные подразделения, иные организации; б) кредитные организации и прежде всего банки; в) банк, как орган государственной исполнительной власти и центр банковской системы; г) производные банковские образования — банковские союзы, ассоциации, лиги, группы, концерны, клиринговые палаты, д) органы власти, осуществляющие функции государственного регулирования банковской деятельности и взаимодействия с банковской системой. Между названными субъектами устанавливаются различные по своему содержанию правоотношения или правовые связи. При этом нужно иметь в виду, что именно правовая связь является конструктивной чертой правоотношения. Анализируя правовые связи между участниками банковских правоотношений нужно постоянно иметь в виду, что они базируются на правовых связях или правоотношениях между клиентами. В этом выражается целевое предназначение банковских правоотношений, которые возникают и существуют только при условии наличия клиентуры банков, чьи интересы должны учитываться и защищаться в первую очередь. Но, разумеется, эти правовые связи находятся за пределами банковского права.
7. РЕГУЛЯТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАНКОВСКОГО ПРАВА Известно, что любое общество, в том числе и российское, переживает различные этапы оценки возможностей права — от полного пренебрежения до полной переоценки, преувеличения. Обе эти тенденции опасны, хотя и вызывают различные последствия. В связи с этим следовало бы обсудить вопрос о реальных возможностях банковского права — насколько оно может оптимизировать свою банковскую деятельность или идти наперекор тактическим финансовым потребностям, а равно интересам одной из участвующих групп. Позитивные возможности банковского права, в принципе, ограниченны. Далеко не каждая правовая норма, существующая на бумаге, может действовать реально. Собственно, возможности — это ведь потенциал решения тех или иных задач, поэтому именно реальные возможности определяют, насколько в данных условиях может быть решена более или менее общая задача. В принципе, позитивные возможности банковского права ограничиваются экономическими условиями осуществления банковской и иной предпринимательской деятельности, в силу которых введение некоторых требований и правил оказывается малоэффективным или неэффективным. Реальные позитивные возможности банковского права определяют также качественные и количественные требования к формулировке решаемой задачи, с тем чтобы ее решение было достижимым в определенное время и при определенной затрате сил и средств. При этом нужно принимать во внимание и такие затраты, как снижение прибыльности и скорости оборота денег, утрата доверия участников банковской деятельности к банкам и др. Ценностью банковского права являются его ориентацион-ные возможности. С учетом сказанного, полагаем, что при надлежащей организации банковского правотворчества и реализации (прежде всего применения) банковского права оно может обеспечивать следующие состояния банковской системы и банковского дела: — стабильность их организационно-управленческих и нормативных основ и предсказуемость банковского поведения; — надежность банковских операций и ликвидность коммерческих банков и их ресурсов; — доступность банковского обслуживания; — баланс интересов общества, банковской системы, банка, клиентов, третьих лиц; — прозрачность и подконтрольность банковской деятельности. Можно предположить также, что банковское право способно также позитивно влиять на рационализацию банковских услуг.
8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ БАНКОВСКОГО ПРАВА Определение понятия источников банковского права предполагает первоначальное уяснение самого понятия источника права в принципе, затем установление совокупности источников права, соотносимых с банковской деятельностью, что, как мы покажем далее, не является достаточно простым, наконец, описание хотя бы в общих чертах их содержания и построение на этой основе некоторой схемы источников банковского права. Анализ источников должен дать юристу методику их поиска, согласования и на этой основе применения к тем правоотношениям, которые нуждаются по той или иной причине в соответствующей квалификации. При определении понятия источника банковского права, очевидно, следует исходить из общеизвестных и принятых в правовой науке и практике подходов. Ранее такое понимание источников права, которое можно считать широким толкованием, высказывалось в обшей литературе и встречало некоторые возражения. Тем не менее, если принимать во внимание регулятивное воздействие источников, т.е. их способность определять конкретное правовое поведение банков и их клиентов, необходимо использовать это широкое, хотя, может быть, и нетрадиционное для юристов, понимание источников права, включая в них все существующие регуляторы, имеющие внешнюю форму выражения. Нормативным подтверждением необходимости использования такого понимания источников банковского права можно считать встречающиеся во многих законодательных актах отсылки к «банковским правилам», «банковским обычаям» и «банковской практике». В соответствии с рассматриваемым подходом в числе источников банковского права, кроме традиционных нормативных актов, следует назвать и банковское правовое мышление, о котором уже шла речь выше. Оно основывается на экономико-финансовых потребностях банковской деятельности, и формирует оценку эффективности и объективности правовых норм и в значительной степени корректирует общие деловые обычаи страны. В данной работе не представляется возможным подробно рассмотреть этот источник, но необходимо помнить, что практика применения или неприменения тех или иных правовых норм в основном зависит от правового мышления. Общими признаками банковского правового регулирования являются: а) многоуровневый характер регулирования, 80% которого приходится на подзаконные нормативные акты; б) противоречивость многих нормативно-правовых актов; в) наличие нормативных актов, принятых в дорыночные времена; г) динамика правового регулирования; д) отсутствие официальных источников или официальной публикации многих ранее изданных источников. 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ПРАВА Конституционные основы банковского права образуют те нормы Конституции Российской Федерации, которые в той или иной степени соотносятся с банковской деятельностью либо устанавливают ограничения этой деятельности. С позиций регулятивного воздействия в конституционных основах банковского права следует точно так же, как это предлагается в литературе по теории права, выделять конституционные принципы-законоположения, содержащие в себе только некоторую общую идею, принцип. Кроме конституционных принципов-законоположений, принято выделять принципы-нормы, т.е. такие конституционные нормы, которые не нуждаются в принятии отраслевых законов, а обладают четко выраженным регулятивным потенциалом. В сфере банковского права к числу названных принципов следует отнести те нормы, которые регламентируют порядок назначения руководства Банка России, его отчетности. Так, в соответствии со ст. 103 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ отнесено к компетенции Государственной Думы РФ, которая рассматривает этот вопрос по инициативе Президента РФ. На рынке финансовых услуг единственным эмитентом денег является Центральный банк Российской Федерации (ст. 75 Конституции РФ). Никаких дополнительных нормативных актов для реализации этого положения не требуется, а то, что аналогичная норма содержится и в Законе о Центральном банке, означает простое повторение уже существующего предписания. Значение конституционных основ банковского права состоит в следующем. Во-первых, они программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст. 8 Конституции РФ). Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации банковских услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы. Среди принципов можно рассматривать указанные в ст. 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности, конкуренцию, равную защиту всех форм собственности и др. Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на защиту и т.п. На первый взгляд может показаться, что указанные права и свободы соотносятся только со статусом гражданина в Российской Федерации и не могут распространяться на юридических лиц. В действительности это не так, и подтверждением тому может служить постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности пп. 2 и 3 ч. первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции». Это постановление имеет существенное значение для решения большого числа проблем, и не только проблем банковского права. В данном же случае необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации установил, что конституционные права человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы. Такой вывод представляется вполне обоснованным, и доказать его можно по принципу от обратного. Если допустить, что на юридических лиц не распространяется действие Конституции РФ (а, кстати, она даже не упоминает термина «юридическое лицо»), то необходимо будет признать, что в правовом поле нашего государства существуют некоторые участки или сегменты, которые не подпадают под конституционное воздействие. Это, в свою очередь, будет противоречить указанию Конституции РФ о том, что она действует на всей территории РФ и является актом высшей юридической силы (ст. 4). Следовательно, конституционные гарантии прав и законных интересов должны распространяться и на банки как юридические лица, и на их клиентов независимо от организационно-правовой формы последних. В-третьих, конституционные нормы создают основу для единообразного банковского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по этим вопросам, следует считать незаконными.
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство норм банковского права требует серьезного осмысления, поскольку они используют далекие от юриста термины банковского дела. Многие проблемы правового регулирования банковской деятельности до сих пор не решены и даже не обсуждаются в юридической литературе. Кроме того, изучение банковского права предполагает хорошее знание основных теоретических положений и норм гражданского и хозяйственного (предпринимательского) права. За рамками моей работы остались такие сложные и интересные темы, как банковский аудит, налогообложение доходов от банковской деятельности, работа банков с ценными бумагами и др., но все же общую информацию о «банковском праве» реально почерпнуть из представленной работы. 11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Основы банковского права.// Юристъ. Олейник О.М. 1997. 2. Банковская система: какой ей быть?//Деньги и кредит. 1989. № 12. С.З. 3. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 1992. 4. Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. М: Юрин-форм, 1994. 250 с. 5. Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: БЕК, 1994. С. 347. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |